Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л." Лексическая тема "День Защитников Отечества" для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Познакомить детей со звуками Л, Ль, и буквой Л. Активизировать словарь по лексической теме "День защитников Отечества".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 160.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте
«Звуки Л, ЛЬ. Буква Л."
Лексическая тема "День Защитников Отечества"
для детей подготовительной группы
Подготовила учитель-логопед
Хохлова Наталья Евгеньевна
ЦЕЛЬ: Познакомить детей со звуками Л, Ль, и буквой Л. Активизировать словарь по лексической теме "День защитников Отечества".
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- Познакомить детей с механизмом образования и характеристикой звуков [л] - [л'], буквой ЭЛ;
- Формировать умение различать звуки [л] - [л'] по акустическим и артикуляционным признакам;
Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематическое восприятие;
- Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
- Активизировать речевую деятельность детей по теме "День защитников Отечества"
- Отработать навык подбора синонимов;
- закрепить правильное произношение звуков [л] - [л'] в слогах и словах.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство патриотизма и чувство гордости за Российскую армию.
- Формировать желание быть сильными, смелыми, храбрыми и отважными.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
Введение в тему деятельности.
Дыхательная гимнастика.
Вдох - с улыбкой день встречаем,
Выдох -всё мы замечаем.
Вдох - мы руки развели
И плывём как корабли.
Выдох - вместе с капитаном
Странствуем по разным странам.
Вдох - спешим за облаками,
Машем крыльями-руками.
Выдох - вот уже летим,
Руки в крылья обратим.
Успокоились немножко -
Вдох - закончилась дорожка,
Выдох встанем у порожка
И опять начнём играть,
День с улыбкою встречать.
2. Знакомство с новой темой.
-Скажите, о чем говорилось в стихотворении. Может кто-то догадается, о чем мы будем сегодня говорить? Какой праздник мы отмечаем 23 февраля? (день Защитников Отечества)
-Кто такие Защитники Отечества? (люди, которые защищают Родину: солдаты, пограничники, летчики...)
-Какими качествами должны обладать эти люди? (смелость, ловкость, храбрость, сила).
-Кто самый внимательный и скажет мне, какой звук есть в каждом слове: СИЛА, ЛОВКОСТЬ, СМЕЛОСТЬ (звук Л)
-Кто догадался, с какими звуками мы сегодня будем знакомиться? (звук Л)
-Характеристика Звука: Согласный, Звонкий, Может быть твердым, может быть мягким. (большой самолет летит ЛЛЛЛЛЛЛ, Маленький - ЛЬЛЬЛЬЛЬЛЬЛЬ)
-Где находится язык, когда мы произносим звуки Л, ЛЬ? (за верхними зубами)
-Знакомство с буквой Л.
3. Артикуляционная гимнастика (проводится перед зеркалом):
1.Развитие речевого дыхания и голоса «Ветер дует на парашюты». Воздушный десант- это сбрасывание с самолета солдат на парашютах. Если погода безветренная, парашютисты приземляются в нужное место без труда. Если же дует ветер, он уносит парашюты от места, где должен приземлиться десант. (Чашечка-язычок прижат к верхним боковым зубам, между кончиком языка и передними верхними зубами щель, вот в нее-то и дует «ветер». Повторить 4 раза. 2.Упражнения для щек и губ: «Парашют» (В чередовании «Трубочка» (парашют закрыт)- «Рупор» (раскрытый) под счет до 10). | 3.Упражнения для язычка: «Почистить пулемет» (Как упражнение «Почистить зубы». По очереди нижние, верхние). «Рупор»--вытянуть губы широкой «трубочкой» и произносить звуки (ш-ш-ш-ш) и (ж-ж-ж-ж). «Танкисты стреляют »-- (упр «месим тесто») «Пулеметчики» - улыбнуться, слегка приоткрыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами: Д-Д-Д-Д-Д. Сначала медленно, постепенно убыстряя темп. «Самолет» - ллллл «Вертолет»:- ррр-рррр |
4. Развитие фонематического слуха:
-Повторить звук Л(ЛЬ) столько раз, сколько я топну ногой, хлопну в ладоши, кивну головой, стукну рукой...)
Повтори чистоговорки: ла-ла-ла - у самолета два крыла ло-ло-ло - сломано крыло лу-лу-лу - слава генералу лы-лы-лы - воины сильны ли-ли-ли - танки в бой пошли лю-лю-лю - Родину люблю ле-ле-ле - вертолеты вдалеке |
5. Логопед: Ребята, у каждого солдата должен быть хороший слух и зрение. Для того, чтобы хорошо слышать все команды и видеть всех противников. Сейчас мы проверим вас.
Игра "Сигнальщик"
Цель: учить различать звуки [л] - [л'] в словах по акустическим признакам.
Детям необходимо определить, какой звук твердый или мягкий находится в словах и поднять соответствующую картинку (синий или зеленый колокольчик).
Слова: самолет, солдат, крыло, вертолет, лодка, корабли, генерал, бинокль, причал, тельняшка, двигатель.
Игра «Скажи, кого много в армии».
Моряк — моряков
пограничник — пограничников
десантник — десантников
танкист — танкистов
летчик — летчиков
Игра «Кто что делает?».
- Я называю профессию. А вы говорите, что делает этот человек.
- Летчик. Управляет самолетом.
- Пограничник. Охраняет границу.
- Капитан военного корабля. Управляет кораблем, отдает команды.
- Танкист. Управляет танком, смотрит в прицел, стреляет.
- Подводник. Охраняет границу с моря, служит на подводной лодке.
6. Физминутка
На одной ноге постой-ка, (дети стоят на правой ноге)
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую к груди,
Да смотри - не упади.
А теперь постой на левой, (стоят на левой ноге)
Если ты солдатик смелый.
Раз, два, - дружно в ногу. (шагают)
Три, четыре – тверже шаг.
7. Найди букву. У детей в тетрадках наклеены картинки военной техники. Среди этих картинок спрятана буква Л. Детям нужно ее найти и раскрасить.
8. Прописать букву Л в тетради.
7. Пальчиковая гимнастика.
Не допустят к нам войну (обе ладони от себя)
Защитят свою страну (руки соединить перед собой)
Пограничник, вертолетчик (загибать пальцы, начиная с мизинца)
Врач военный и танкист,
А еще десантник, летчик,
Снайпер и артиллерист.
9. Игра «Потерялась буква»
(радист передавал сообщения, но не все буквы дошли и слова получились странными, мы должны догадаться, какая буква потерялся).
Пи—отка со—дат те—ьняшка стре-ок
10. "Ребус"
Цель: развитие звукового анализа, закрепление умения составлять звуковую схему слова.
-Отгадать зашифрованное слово.
С | З | Г | Д | Е | Л |
А | И | Ь | К | Л | Т |
Д | Ч | П | Ш | Т | О |
первая буква слова находится в верхнем левом углу
вторая - в нижнем правом углу
третья - в верхнем правом углу
четвертая - в нижнем левом углу
пятая - под буквой, которая находится в верхнем левом углу
шестая - под буквой, которая находится в верхнем правом углу.
-Какое слово получилось? (солдат). Сделаем звуко-слоговой анализ.
Составить предложение с этим словом. Зарисовать схему.
11. Итог занятия:
«Да или нет?»
Я проверю, какие Вы внимательные!
- Наша армия сильна? (Да)
- Защищает мир она? (Да)
- Мальчишки в армию пойдут? (Да)
- Девочек с собой возьмут? (нет)
- Стоит летчик на границе? (нет)
- Он летает выше птицы? (Да)
- Мы праздник с вами отмечаем? (Да)
- Мам, девчонок поздравляем? (Нет)
- Мир важней всего на свете? (Да)
- Знают это даже дети? (Да)
Пи отка со дат стре ок Пи отка со дат стре ок
Пи отка со дат стре ок Пи отка со дат стре ок
Пи отка со дат стре ок Пи отка со дат стре ок
Пи отка со дат стре ок Пи отка со дат стре ок
С | З | Г | Д | Е | Л |
А | И | Ь | К | Л | Т |
Д | Ч | П | Ш | Т | О |
С | З | Г | Д | Е | Л |
А | И | Ь | К | Л | Т |
Д | Ч | П | Ш | Т | О |
С | З | Г | Д | Е | Л |
А | И | Ь | К | Л | Т |
Д | Ч | П | Ш | Т | О |
С | З | Г | Д | Е | Л |
А | И | Ь | К | Л | Т |
Д | Ч | П | Ш | Т | О |
С | З | Г | Д | Е | Л |
А | И | Ь | К | Л | Т |
Д | Ч | П | Ш | Т | О |
С | З | Г | Д | Е | Л |
А | И | Ь | К | Л | Т |
Д | Ч | П | Ш | Т | О |
С | З | Г | Д | Е | Л |
А | И | Ь | К | Л | Т |
Д | Ч | П | Ш | Т | О |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква С"
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква С"...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки Р и РЬ. Буква Р» (подготовительная к школе группа)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД БОНДАРЧУК АЛЕНА НИКОЛАЕНАГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 2098 "Многопрофильный образовательный це...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте: «Звуки [С],[Сь]. Буква С.»
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с нарушением речи .Тема: «Звуки [С],[Сь]. Буква С.»...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Л"
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Л" для детей подготовительной к школе группы....
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Щ" для детей подготовительной к школе группы
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Щ" для детей подготовительной к школе группы....
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте «Звук и буква Р» для детей подготовительной группы
Образовательные задачи. Ознакомление с буквой Рр и звуками (Р Рь). Формирование навыка чтения слогов , слов, предложений с новой буквой. Закрепление представления о твердости и мягкости, глухости и зв...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки [М]- [М\'] , буква М».
Вид занятия: подгрупповоеПриоритетная образовательная область: «Речевое развитие» — логопедическая коррекция.Общая продолжительность: 25 минут....