Инновационные технологии на занятиях по обучению грамоте для детей 3-4 лет.
учебно-методический материал по обучению грамоте (младшая группа)
Инновационные технологии
на занятиях по обучению грамоте для детей 3-4 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инновационные технологии на занятиях по обучению грамоте для детей 3-4 лет. | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии
на занятиях по обучению грамоте для детей 3-4 лет.
Работу по обучению грамоте детей в соответствии с ФОП начинают с младшего дошкольного возраста.
Задачами этого года обучения являются:
обогащение словаря;
развитие умения правильно и четко произносить слова;
формирование умения различать звуки;
знакомство с понятиями «звук», «слово».
Для ознакомления с данными понятиями использую такие формы работы как: беседы, чтение, заучивание стихов, игры.
В младшей группе для детей с трех до четырех лет проводится одно занятие по звуковой культуре речи в месяц, то есть десять занятий в год.
Кроме того, в другие занятия по развитию речи включаются упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики, специальные упражнения для развития слухового восприятия и внимания, формирования фонематического восприятия, развития фонематического слуха, игры со звукоподражаниями и т. п. Длительность таких упражнений от двух до пяти минут.
Стоит сказать и о необходимости проведения упражнений по уточнению произношения звуков у детей в утренний отрезок времени после утренней гимнастики или другие режимные моменты.
На занятиях, формирующих звуковую культуру речи, малыши знакомятся со звуками окружающего мира, учатся их узнавать, вводиться понятие «звук».
Изучение начинается с рассмотрения звуков, сильно различающихся между собой (шелест бумаги – звук колокольчика). Далее переходим к звукам более близким по звучанию (шелест бумаги – шелест листвы), т. е. в процессе обучения дети должны научиться различать естественные звуки окружающего мира (звук шин автомобиля, скрип мела, чириканье воробья).
Для решения поставленных задач, в младшем дошкольном возрасте можно использовать следующие игры: «Скажи, что звучит?», «Где звучит колокольчик?», «Угадай, кто позвал?», «Кто как кричит?», «Кто в домике живет?» и др.
А сейчас, я хотела бы познакомить вас с эффективными инновационными технологиями, которые можно продуктивно использовать на занятиях по обучению грамоте.
Инновационные технологии: Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.
1.Игровые технологии:
К игровым технологиям относятся артикуляционные и речевые упражнения игры на развитие речевого дыхания, подвижные и хороводные игры с текстом, игры на формирование фонематического восприятия, коммуникативные игры, пальчиковые игры, театрализованная игра.
Игровые технологии
Игры на развитие речемыслительной деятельности по активизации словаря, грамматического строя речи на разные лексические темы (времена года, одежда, мебель, профессии человека, части тела человека, семья и др.). Пример упражнений, дидактических игр на активизацию словаря, понятий, терминов: Работа проводится на наглядном материале . Назови явления природы и разложи по временам года; Образование относительного прилагательного – из чего сшита одежда – какая? (из кожи – кожаная, из шерсти – шерстяная, из меха – меховая, и т.п.); «Кому что нужно для работы» (выбираем для каждой профессии необходимые инструменты); Обыгрывание ролевых ситуаций. Называние слов-действий по профессиям: Кто что делает?
-Моделирование.
Моделирование – процесс создания моделей и их
использование в целях формирования знаний о свойствах,
структуре, отношениях, связях объектов.
Особенность моделирования как метода обучения в том,
что оно делает наглядным скрытые от непосредственного
восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые
являются существенными для понимания фактов, явлений,
при формировании знаний, приближающихся по
содержанию к понятиям.
Наглядное моделирование – это:
Опорные картинки ( предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, их используют для ознакомления с предметами, составления рассказа, рассказа-описания)
Схемы
Мнемотаблицы
Карточки-символы
Реальные приметы
Мнемоте́хника — «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.
Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:
1.Развитие связной речи;
2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
3. Развитие мелкой моторики рук;
4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
2.Метод проектирования:
Одним из видов педагогической инновации в ДОУ стал метод проектов.
Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально - творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
В младшей группе используются краткосрочные мини- проекты : «Прогулка куклы Кати» (подбор верхней одежды и одевание куклы в соответствии с сезоном, подбор игру шеек для игр на прогулке, знакомство с правилами безопасного поведения на прогулке)
-«Поможем малышам найти мам»( узнавание, называние и установления соответствия взрослого животного и их детенышей, знакомство с внешними особенностями животных и правил общения с ними
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по обучению грамоте для детей подготовительной группы.
Учимся играяОбучение грамоте, 6-7летМногие современные родители хотят, чтобы перед поступлением в школу их ребенок обязательно научился читать, чтобы у него был развит фонематический слух.Я считаю, чт...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)
Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие. p1010388.jpg...
конспект занятия по обучению грамоте для детей с онр в подготовительной группе
Конспект занятия в подготовительной логопедической группеТема:"Звуки (Д) (дь) и буква Дэ....
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ограниченными возможностями здоровья(дети с задержкой психического развития старшего и подготовительного возраста)
Материал по обучению грамоте детей с ОВЗ с Задержкой психического развития с использованием цифровых образовательных ресурсов....
Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Занятие № 2 Тема: «Гласные звуки»
Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук». Задачи: Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках. Развивающая задача: Развивать фонем...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У», буква У,у).
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq...
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Занятие № 4 Тема: «Алфавит»
Цель: Активизировать и дополнить знания детей об алфавите. Задачи: Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита. Развивающая задача: Развивать внимание, память, мышление, во...