Звуки [ р ], [ р’] и буква Р. Буратино идёт в школу.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Образовательная область: речевое развитие.
Вид деятельности: непосредственно-образовательная.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_r.docx | 24.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область: речевое развитие.
Вид деятельности: непосредственно-образовательная
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Тема: Звуки [ р ], [ р’] и буква Р. Буратино идёт в школу.
Цель: Совершенствовать фонематический слух.
Программное содержание
1. Образовательные задачи:
-учить выделять заданные звуки в словах;
-закреплять навык самостоятельного определения акустической и артикуляционной характеристики звуков, умение определять позицию заданного звука в слове;
-обучать дифференциации звуков [ р ], [ р’ ].
2. Коррекционно-развивающие:
-чёткое произнесение, различение звуков;
-развивать навык звукобуквенного анализа, зрительное внимание, фонематическое восприятие;
-совершенствовать мелкую моторику, координацию речи с движением.
3. Воспитательные:
- умение слушать инструкцию, понимать и выполнять её, работать командой;
-воспитывать любознательность, интерес к изучаемому материалу.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Скоро в школу», костюм «Буратино», фонограмма школьного звонка, индивидуальные зеркала, сигнальные фонарики, тетради, карандаши, разрезные азбуки по количеству детей.
Ход занятия
- Вводная часть
Логопед: Дети, вы хотите пойти в школу?
Дети: Да.
Логопед: Осталось всего несколько месяцев, и вы станете учениками, прозвенит первый школьный звонок. Первоклассники соберутся в классе на первый урок. Догадайтесь, кто готовится и спешит в школу вместе с вами.
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный,
Кто же это?.. (Буратино)
/Звенит школьный звонок. Входит Буратино с букварём./
Логопед: Ребята, посмотрите, Буратино собрался в школу.
Буратино: Папа Карло купил мне новый «Букварь». Я ещё не знаю букв и не могу читать и писать, и поэтому спешу в школу. Я очень хочу, чтобы меня приняли в первый класс.
Логопед: Ребята, научим нашего гостя красиво и правильно говорить, а также слышать и различать звуки?
Дети: Да.
- Основная часть
Логопед: Садись, Буратино, за стол и послушай вместе с ребятами стихотворение Людмилы Александровны Аксёновой «Что такое школа»
/Логопед читает стихотворение, выделяя голосом звуки [ р ], [р’]/
Школа – это светлый дом, мы учиться будем в нём.
Там научимся писать, складывать и умножать.
В школе многое узнаем: о своём любимом крае,
О горах и океанах, о материках и странах;
И куда впадают реки, и какими были греки,
И какие есть моря, и как вертится Земля.
В школе мастерские есть…Интересных дел не счесть!
И звонок весёлый. Вот что значит «школа».
Логопед: Дети, какие звуки в словах вы слышали чаще всего?
Дети: Звуки [ р ], [ р’].
История про 2-х собак (с показом картинок).
Логопед: в одном дворе жили две собаки, одна большая, другая – маленькая. В этот двор повадился ходить кот Васька. Собаки очень сердились на него и рычали: большая собака – р-р-р , а маленькая – р’-р’-р’.
Игра «Порычим как маленькая и большая собака».
Сегодня мы повторим эти звуки. А наш друг Слыш нам поможет.
-Р-р-р,- зарычал Слыш как сердитая собачка.
Акустико-артикуляционная характеристика звука [р].
Логопед: Ребята, теперь вы произнесите звук [ р ], наблюдая за артикуляцией в зеркале. Буратино, а ты послушай, как Слыш и ребята опишут звук [р ].
/Дети анализируют произношение звуков [р ]и [р’ ]/
Рот открыт, зубы разомкнуты, широкий кончик языка поднят за верхние зубы, напряжён. Воздушная струя – сильная, кончик языка – дрожит.
Логопед: Как вы думаете звук [ р ] гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Логопед: Приложите ладонь к горлышку и произнесите звук [ р ]. Дрожит горлышко?
Дети: Да, дрожит.
Логопед: Голос работает. Значит, звук [ р ] звонкий. Звук [ р ] может быть твёрдым и мягким.
- Различение звуков [ р, р’ ] и выделение на слух: Работа с фонариками.
Логопед: Поиграем с фонариками. Если услышите твердый звук [р], поднимите синий фонарик, а если услышите мягкий звук [рь] – зеленый фонарик.
Край, горы, материки, страны, реки, греки, моря, вертится, мастерские, интересные.
Дети поднимают соответствующий звуку символ – синий или зелёный кружок.
- Физкультминутка: «Буратино».
Буратино потянулся, (ноги на ширине плеч, руки поднять вверх)
Раз – нагнулся, (делают два пружинистых наклона вперёд)
Два – нагнулся,
Руки в стороны развёл, (разводят руки в стороны)
Ключик, видно, не нашёл, (наклоняются вправо – влево)
Чтобы ключик нам достать, (поднимают руки вверх)
Нужно на носочки встать. (тянутся, встают на носочки).
- Знакомство с буквой Р, р
- Логопед: На что похожа буква? Буква Р – на мачте парус,
«Дрожу от страха Вдаль плывет, небес касаясь.
До сих пор! – В. Степанов
Воскликнуло полено, - Ручка круглая у трости.
Похожа буква на топор! Трост для деда сделал Костя.
Расколет непременно». Г. Виеру
Е. Терлапан
Логопед: Напишите букву Р в воздухе.
Логопед: Как можно изобразить букву Р?
Логопед: Выложите букву Р на столе из верёвочек.
Логопед: Откройте свои тетради. Напечатайте букву Р в строчку по образцу (большую и маленькую) . Для чего нам нужна большая буква.
Логопед: Напечатайте слоги, слова: РА, РУ, РЫ, РИ, рана, рама, Рита, Римма
- Упражнение: «Добавлялки».
Логопед: Вы должны вспомнить названия профессий и закончить предложения. Подсказка: в названии этих профессий есть [Р].
В столовой работает …(повар)
Стены красит … (маляр)
Подстригает людей …(парикмахер)
В магазине работает …(продавец)
Лечит детей … (врач)
Дом строит … (строитель)
(ответивший ребёнок получает соответствующую картинку)
- Составьте каждый своё предложение с данным словом и начертите его схему.
Проверка выполнения задания.
- Работа с разрезной азбукой. Игра «Преобразование слов».
Логопед: Выложите слово «РИС». Из слова «РИС» сделайте слово «РОС»…
«РИС» - «РОС» - «РОСА» - «РОЗА» - «РОМА» - «РАМА»
- Подведение итогов занятия.
Логопед: Буратино, тебе понравилось наше занятие? С каким звуком мы сегодня познакомились? Молодцы! Вы сегодня очень хорошо занимались, правильно произносили звуки [р] – [рь], отвечали на вопросы, выполняли задания. А сейчас давайте посмотрим , что же такое школа?
/Звенит школьный звонок/. Показ презентации «Скоро в школу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
БУРАТИНО ИДЁТ В ШКОЛУ
Интегрированноезанятие – развлечениес элементами обучения грамоте, логопедии и ФЭМП...
СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО УТРЕННИКА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ЗПР «БУРАТИНО ИДЁТ В ШКОЛУ» АВТОРЫ: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ГУСНКОВА Н.И., УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ЖУКОВА М.А., УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ ДЬЯЧЕНКО Т.Т.
Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....
Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.
Сценарий выпускного утренникадля подготовительной группы с ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....
Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.
Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....
Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.
Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....
Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.
Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьячен...
Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.
Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьячен...