Конспект открытого занятия по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Михайлова Олеся Юрьевна

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Твердые и мягкие согласные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: учить дифференцировать понятия «звук речи» – «буква»; формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках; закрепить понятия: согласный звук, твердый, мягкий,  расширять словарный запас. 

Методы организации учебного занятия:

- словесный (объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог);

- наглядный (работа с наглядными материалами: картинками, плакатами);

                                Ход занятия

I. Организационный момент.

– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по волшебному городу звуков и букв. Мы познакомимся с жителями этого города. Они раскроют нам свои секреты. Научат нас отличать звуки и буквы .

-А город называется алфавит. Кто жители этого города?(буквы).

-А теперь давайте попробуем назвать эти буквы.

(показ согласных букв- повторение изученных чистоговорок).

-А на какие две группы делятся буквы и звуки русского языка? (гласные и согласные).

-Какие звуки мы называем гласными? Каким цветом они обозначаются?

 –Какие звуки мы называем согласными? Каким цветом они обозначаются?

-А согласные звуки почему в таблице обозначены синим и зеленым цветом? (твердые и мягкие).

-Сейчас мы это узнаем. Посмотрите пожалуйста на доску

РА  РЯ

РО  РЕ

РУ  РЮ

РЫ  РИ

РЭ  РЕ

РАК  РИС

(читаем слоги, обозначаем твердые и мягкие слоги, разбираем слова, переписываем в тетрадь).

– Ребята, скажите, что можно услышать на улице в обычном городе? (ответы детей – шум машин, разговор, щебет птиц, лай собаки, мяуканье кошки).

– Это все звуки. Есть звуки природы, звуки музыки. А есть звуки речи. Из звуков речи состоят слова, и люди прекрасно понимают друг друга.

– А можем мы увидеть звук? (Ответы детей – нет.) Звуки невидимые, но мы их слышим и произносим.

Послушайте сказку о человечках-звуках.

Сказка о звуках.

«Жили-были веселые человечки-звуки. Они умели петь песни. Их звали «А», «О», «Э», «У», «Ы», «И», а вместе их называли – гласные звук. У гласных звуков были звонкие голоса, и они пели, как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам – согласным – захотелось. «П-П-П» – запыхтел согласный звук «П». Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: «Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь». «Т-Т-Т» – застучал звук «Т», Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; «Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит». «К-К-К» – закряхтел звук «К» и тоже не смог спеть песенку.

«Не печальтесь, не певучие звуки, — сказала голосистая девочка – звук «А», – Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?» «Согласны! Согласны!» – закричали согласные звуки.

С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку.

Физминутка

Дружно встали улыбнулись,

Выше, выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

   Вправо, влево повенитесь,

   Рук коленями коснитесь.

   Сели-встали, сели-встали

   И на месте побежали.

– Гласные звуки произносятся при помощи голоса. При произнесении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преград, поэтому их можно петь как песенку, тянуть. Давайте назовем гласные звуки (показ в таблице).

-Сколько их? (Гласных звуков 6.)

Игра «Какой звук начинает слово?». 

– Ребята, я буду бросать вам мяч и называть слова, которые начинаются с гласного звука, а вы должны сказать, что это за звук и бросить мяч мне (игра проводится по цепочке, чтобы каждый обучающийся  поучаствовал в игре): апельсин, озеро, ива, утка, эхо, ангел, ухо, экран, иголка, арбуз, утюг, облако, эскимо, окна, азбука.

-Молодцы!

– Согласных звуков больше, чем гласных. Согласные звуки петь не умеют, не любят.

Загадки.

Что же помогает нам произносить эти звуки речи. Отгадайте загадки:

  1. Когда мы едим – они работают,

Когда мы не едим – они отдыхают.

Не будем их чистить –

Они заболят. (Зубы.)

  1. Если б не было его,

Не сказал бы ничего. (Язык.)

Посильней ты их раздуй,

  1. На горячее подуй. (Щеки.)

– Согласные звуки мы произносим при помощи губ, языка, зубов, нёба, при их произношении есть преграда. Они произносятся коротко. Одни звонко, других глухо. Одни твердо, другие мягко.

Самостоятельная работа.

(раздаю карточки)

– Наше путешествие на сегодня заканчивается. Чтобы нам вернуться домой, нужно ответить на волшебные вопросы.

– Вам понравилась играть со звуками? (Ответы детей.)

– Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей.)

– О каких звуках мы сегодня говорили? (Звуки речи.)

– На какие группы делятся звуки речи? (На гласные и согласные.)

– Сколько гласных звуков? (Их 6.)

– Назовите гласные звуки. (А ,о, у, и, ы, э.)

– Как отличить гласный звук от согласного звука? (Гласные произносятся свободно, их можно петь, а согласные произносятся с преградой, их петь нельзя.)

– Какие помощники нам помогают произносить согласные? (Зубы, язык, губы.)

– Какими бывают согласные звуки? (Твердые/мягкие, звонкие/глухие.)

– Чем звуки отличаются от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.)

– Сколько букв в русском языке? (33 буквы.)

– Молодцы, вы справились с заданием, и мы с вами вернулись домой, но мы обязательно продолжим наше путешествие по волшебному городу звуков и букв.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР на тему: " Звуки Б и БЬ.Буква Б " ( проведено в рамках  педагогической практики для студентов МП...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте "В гостях у Буратино" с использованием здоровьесберегающей технологии Н.А.Зайцева

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №15 «Сказка»   Конспект открытого занятияПо обучению детей грамоте      ...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Грамоте учиться – всегда пригодиться»

Учить детей проводить звуковой анализ слова, упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе: « Маленькие грамотеи »

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе:« Маленькие грамотеи »...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте по теме: «Грамотеи»

Конспект открытого занятия по обучению грамотев подготовительной группе по теме: «Грамотеи»...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Уроки грамоты»

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:·        закреплять понятия «звук», &la...