Проект «Читаем вместе» для детей старших и подготовительных групп
проект по обучению грамоте (старшая группа)

Прохорова Светлана Сергеевна

герб района

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД   № 17

 

143441, Россия, Московская область, г. Красногорск,   деревня Путилково

Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: mdou17z@yandex.ru

ОГРН 1025002876986,  ИНН/КПП 5024044817  502401001

 

    
 image
 
  image

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Проект «Читаем вместе» для детей стерших и подготовительных групп

 

 

 

 

Подготовила:

                            воспитатель

                 Прохорова Светлана Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

«Читаем вместе»

 

 

«Ничто так сильно не расширяет весь горизонт наших понятий о природе и о человеческой жизни, как близкое знакомство с величайшими умами человечества».

Писарев Д.

Тема: Организация совместной деятельности ДОУ и семьи по реализации проекта «Читаем вместе».

 

Обоснование темы: Вовлечение родителей и детей в совместную работу над проектом для повышения компетентности родителей в вопросах формирования ребенка-читателя, содействия в становлении семейных традиций чтения, формирования в потребности чтения.

Актуальность.
Книга играет важную роль в жизни ребенка с самого раннего возраста и сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и даже взрослой жизни. Она позволяет ребенку познакомиться с миром литературы, человеческих отношений и окружающего мира в целом. Духовные и моральные ценности, представленные в образах героев, проникают в реальную жизнь ребенка и его отношения с близкими людьми, становясь моральными принципами, которыми он руководствуется в своих желаниях и поступках. В настоящее время особенно важно использование литературы для формирования нравственных чувств и ценностей дошкольников, так как произведения иногда теряют свой первоначальный нравственно-поучительный смысл и превращаются в просто развлекательное чтение. Восприятие произведений с моральными уроками сильно влияет на формирование нравственных представлений и создает психологические условия для социальной адаптации ребенка.

Тип проекта: коммуникативно-творческий, детско-семейный.

По количеству участников: групповой.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Проблема: Недостаточно уделяется внимание чтению в кругу семьи.

Цель: Показать родителям, что чтение для детей имеет большую ценность как эффективное средство образования и воспитания, способствует их развитию, а также влияет на их будущий успех.

 

Задачи:

 

Помочь детям развить интерес к книгам и художественной литературе.

Поощрять детско-родительское чтение и оказывать методическую помощь.

Развивать творческие навыки и умение применять прочитанное в других активностях (игры, творческая деятельность, общение с взрослыми).

Развивать у детей связную речь и речевое творчество.

Воспитывать у детей и родителей любовь к книгам и умение с ними бережно обращаться.

Помочь родителям лучше понять своего ребенка.

Укрепить семью через чтение художественных произведений.

Ожидаемый результат:

 

Увеличение интереса детей и родителей к художественной литературе.

Восстановление традиции семейного чтения.

Обобщение и распространение опыта воспитания детей через чтение художественной литературы.

Повышение компетентности всех членов семьи в вопросах воспитания грамотных читателей.

Этапы проекта:

I. Этап (подготовительный)

1. Подбор и анализ методической литературы и интернет- ресурсов по теме проекта.

2. Диагностика знаний детей по теме проекта, анкетирование родителей.

3. Составление плана работы над проектом.

II. Этап (основной)

В ходе работы над проектом осуществлялась интеграция образовательных областей:

«познание» - сведения о различных видах книг, профессиях людей, участвующих в создании книги;

«коммуникация» - развитие общения взрослых и детей в семье в процессе совместного чтения и творчества, развитие всех компонентов речи детей в ходе обсуждения прочитанных произведений, их обыгрывания;

«социализация» - развитие игровой деятельности детей;

«чтение художественной литературы» - чтение детям сказок, рассказов, стихотворений;

«художественное творчество» - приобщение к изобразительному искусству, лепка героев сказки.

III. Этап (заключительный)

В результате работы над проектом были созданы продукты детской деятельности: герои сказок, рисунки детей и родителей.

 

 

Планирование различных форм работы к проекту «Читаем вместе».

Сроки

Форма организации

Участники

25..01.2024- 12.02.2024 г.

25.01.22.г.

 

26.01.2024г.

 

27.01.2024

Разработка проекта:

1. Подбор и анализ методической литературы и интернет - ресурсов по теме проекта.

 

В родительские уголки поместить информацию:

- цель и задачи работы проекта, план работы проекта;

- Анкетирование родителей «Читаем вместе».(приложение 1)

1. Из чего сделана книга (материал).

2. Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц.

Воспитатель

 

Воспитатель, родители

Воспитатель, дети, родители

28.01.2024г

Родительский уголок:

Консультация «Читаем с мамой» ».(приложение 2)

Воспитатель, дети, родители

29.01.2024г

1.02.22г.

 

2.02.2024г

 

3.02.202г

 

4.02.2024г

 

 

5.02.2024г

 

С детьми: - Беседа «Какие бывают книги»;

 

- Эстафета «Кто больше сказок, загадок, скороговорок, считалок знает?»

Работа в книжном уголке:

-чтение (рассказывание) сказок разных жанров,

- обсуждение прочитанного,

- оценка поступков и моральных качеств героев сказок;

Продуктивная деятельность – лепка героев сказок .

-Рассматривание книг, чтение зимних стихотворений.

-Рекомендательный список литературы для детей дошкольного возраста для родителей (приложение 3)

Акция для родителей «Книги- член нашей семьи»

Воспитатель, дети, родители

 

 

План работы с родителями

 

Название мероприятия

Цель

Срок

Категория участников

Место и время

Результат

Работа с родителями:

*Анкетирование

«Чтение дома»

Повышение рейтинга книги в досуге детей

сентябрь

Родители, педагоги

группа

Банк данных

 

 

 

 

 

 

Библиовестник на каждый месяц.

Юбилейный литературный календарь на 2020г.

 

Формирование читательской культуры семей

 

Каждый месяц

Педагоги, родители

Все возрастные группы

Информационные листы

Навигатор в мире детских книг для домашнего чтения

( составление тематических перечней и каталогов для родителей)

 

 

 

 

Помочь родителям выбрать книги для чтения детям.

В течение года

Дети 3-7лет

Библиотека, дом, группа

Списки детской литературы

Консультации:

«Детское словотворчество»

«Семья и книга»

«Литературное воспитание ребенка»

«Роль семейного чтения в воспитании ребенка»

Памятка «Семья и книга»

Возрождение и популяризация традиции семейного чтения, дать рекомендации как увлечь детей чтением

В течение года

Родители всех возрастных групп

Фойе библиотеки,

группа

Информационные листы.

Литературный квест

Расширять представление об особенностях словесного искусства

ноябрь

Родители всех возрастных групп

Музыкальный зал

Буклеты

сценарий

Детская конференция

«Читать – это круто»

Выявление самой читающей семьи

Декабрь

 

Дети старших гр.

Муз. зал

Сценарий, сертификаты

Акция

«День без телевизора»

Возрождение читательской культуры семьи

Апрель

Родители, дети всех возрастных групп

Фойе библиотеки 15:00

флешмоб

Сотрудничество с библиотекой №27. Экскурсии в библиотеку “Есть такое в свете чудо”

Дать представление детям о библиотеке

В течение года

Дети с 5 до 7 лет

Библиотека №27

отзывы

Работа с детьми

Создание видеофильма

«Папа, мама, я – читающая семья»

 

Расширение инновационных форм “О взаимодействии с родителями”

 апрель

Дети старших групп

Фойе библиотеки

фильм

Книжная карусель:

Знакомство с творчеством детских писателей.

 

Тематические выставки, посвященные творчеству писателей и художников иллюстраторов Пермского края

Понимание детьми всей значимости литературного наследия

В течении года

Дети, воспитатели, родители

Фойе библиотеки

Выставка книг

Презентации

Создание собственного журнала

Расширение инновационных форм по взаимодействию с родителями и детьми

В течение года

Дети, воспитатели, родители

Фойе ДОУ

Журнал

Арт – выставки семейных фотографий

«Вместе с книгой я расту»

«Моя домашняя библиотека»

Стимулирование читательской активности

В течение года

Родители, дети старших подготовительных групп

Фойе библиотеки

Выставки

сертификаты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Анкета для родителей «Читаем вместе с ребенком»

 

1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?

  • несколько книжных полок;
  • книжный шкаф;
  • стеллажи с книгами;
  • другое.

2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

  • да;
  • нет.

3. Часто ли вы читаете ребенку книги?

  • каждый день;
  • каждый вечер перед сном;
  • когда попросит;
  • иногда.

4. Назовите самые любимые книги вашего ребенка.

5. Как вы выбираете книгу для чтения малышу?

  • по просьбе ребенка;
  • случайно;
  • другое

6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?

  • да;
  • нет;
  • иногда.

8. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?

  • да;
  • нет;
  • не знаю.

9. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Консультация для родителей «Читаем вместе с мамой»

Известно, что мир для ребенка начинается с семьи: первые шаги, первые

слова, первые книжки. И привычка к чтению появляется здесь же.

Путь ребенка к книге долог и труден, одному его пройти непросто. А вот

если вместе, всей семьей, весело и дружно! Тогда все трудности преодолимы, да и не таким долгим покажется путь!

К сожалению, не все родители знают и хорошо представляют себе, что может сделать с ребенком книга, какое огромное влияние она на него способна оказать, сколько ценного и необходимого приходит к нему из книг: доброта и справедливость, мужество и преданность, любовь к людям, к родине, к своему делу. Настоящая детская книга и существует для того, чтобы помочь ребенку вырасти человеком с пытливым умом и трепетным щедрым сердцем!

Чтение в семье всегда играло особую роль. Совместное прочтение книги,

общение по поводу прочитанного сближает семью, объединяет духовно. Это

создает среду для передачи культурных традиций семьи от старшего поколения к младшему.

Вот и получается: детские книги – это одно, как бы малоценное имущество, а

вся остальная библиотека семьи лежит мёртвым грузом.

Как же следует собирать семейную библиотеку, каково должно быть участие

в ней детей?

Дети охотно смотрят картинки не только в художественных книгах, но в

иллюстрированных энциклопедиях. Более того, у них возникает подсознательная тяга к таким книгам, которые им пока нельзя читать самостоятельно, но в которых есть объяснения очень многим интересным вещам. Несознательно к детям приходит ощущение присутствие важных книг в доме, где они растут, и уважение к взрослым, которым эти книги доступны для понимания и чтения. Родителям важно знать: что чтение книг– это формирование внутреннего мира ребенка. Книга знакомит его с таким проявлением человеческой натуры как, дружба, ненависть, предательство, обман, трусость, благородство, которые готовят ребенка к реальной жизни

Личные книги ребёнка необходимо выделить в домашней библиотеке, но их

нельзя отделять от взрослых книг, напротив, следует постоянно подчёркивать, что детские книги – составная часть семейной библиотеки.

Родителям следует почаще вспоминать любимые книги своего детства,

участвовать в формировании круга чтения ребёнка, как бы поддерживать любовь к важным для каждого человека книгам. И когда «аппетит» к чтению появился, смелее подводите ребёнка к книжным шкафам, помогайте снять с полки нужную книгу.

Порадовало то, что родителей, не читающих своим детям книг, в нашей

группе нет ни одного.

Чтение вслух – важный момент воспитания. Оно раскрепощает ребёнка,

обучает его умению формулировать мысль и говорить, правильно ставить

ударения, развивает речевые данные увеличивается словарный запас, учит культуре речи. Благодаря чтению развивается память, внимание, мышление,

воображение, смысловое восприятие.

При выборе книги для чтения необходимо руководствоваться тем, что книга

должна быть красочная, яркая, обязательно соответствующая возрасту ребенка.

Обсуждение с родителями для чего читать книги, показывают, что у них есть

определённый опыт по воспитанию будущих читателей, но есть и трудности,

сомнения. В нашей группе много семей, дружащих с книгой, покупающих и

читающих произведения детской художественной литературы, прививают

своим дочерям и сыновьям любовь к книгам.

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

image Рекомендательный список литературы для детей дошкольного возраста

 

image Варденбург Д. Фаня, Апельсин и четверо из города. – СПб.: Акварель, Команда А, 2013. – 128 с.

Сказочная повесть, в которой дружная семья – папа, мама, девочка Катя и мальчик Тимофей перебираются из большого города в аленькую деревню. Мечта о спокойном переезде из квартиры в многоэтажке в уютную избушку с печкой развеялась очень скоро. Оказалось, что в их доме уже есть давнишние жильцы – невозмутимая корова Фаня и сварливый кот Апельсин!

Новым хозяевам нужно найти общий язык с говорящими животными, подружиться с необычными соседями и многому научиться. Деревенские приключения, которые и не снились городским лежебокам, начинаются!

 

image Вебб Х. Котёнок Дымка, или Тайна домика на дереве / Холли Вебб. – М.: Эксмо, 2014. – 144 с.

Сказочная повесть, в которой девочка Эмми подружилась с чёрной кошечкой, назвала её Дымкой и не спешила рассказывать о ней родителям. А позже выяснилось, что у Дымки уже есть хозяйка, которая по ней скучает и разыскивает её. Как же Эмми поступить, ведь она уже так привязалась к котёнку? И какую из хозяек выберет сама Дымка?

 

image Вебб Х. Щенок Тимми, или Я иду искать! / Холли Вебб. – М.: Эксмо, 2016. – 144 с.

Сказочная повесть, в которой девочка Кейт упросила родителей завести щенка. И вот в доме появился Тимми – ласковый и озорной кокер-спаниель. Но у старшей сестры уже был питомец – кошка Мисти. Мисти и Тимми не поладили сразу – для немолодой кошки щенок оказался слишком шумным и беспокойным. А потом в один ужасный день Мисти исчезла. Старшая

сестра решила, что виноват в этом Тимми.

image И теперь Кейт надо найти Мисти, помириться со старшей сестрой и придумать способ, как подружить кошку и щенка…

 

Гончарова А. Еня и Еля. Удивительная Вселенная. – М.: ООО ТД

«Белый город». – 48 с.

Вместе с Еней и Елей дети узнают, на каком расстоянии от нас находится Солнце, как Земля выглядит из космоса, почему важно беречь природу и какие планеты есть в Солнечной системе. Книгу дополняют прекрасные иллюстрации, добрые стихи, полезная информация и увлекательные задания.

image

Гранстрем Э.А. Приключения Лиса Патрикеевича / Э. Гранстрем. – М.: Эксмо, 2015. – 168 с.

В книге представлены удивительные истории о плутовских кознях хитрого лиса - со множеством весёлых оригинальных иллюстраций.

 

 

Грэм К. Ветер в ивах. – СПб.: Асоциация «Век», 1992. – 208 с.

В этой удивительной сказочной повести тесным образом переплелись волшебная красота природы и восторг перед неизведанным, жажда путешествий и радость от тепла домашнего очагаimage ,image ..

 

Иванов А.А. Сказки о Хоме и Суслике / Альберт Иванов. – М.: Эксмо, 2015. – 56 с.

В это красочно иллюстрированное издание вошли добрые истории Альберта Иванова о приключениях неунывающих и неразлучных друзей - хомяка Хомы и его лучшего друга Суслика.

 

image Казаков Ю. Арктур – гончий пёс. – М.: Сов.Россия, 1980. – 88 с.

В книгу включены два пронзительно трогательных рассказа известного писателя Юрия Казакова. Рассказ "Тедди" - о дружелюбном медведе, случайно убежавшем из цирка. Тедди пришлось заново учиться жить на воле. А люди, которым он привык доверять, вдруг превратились в опасных врагов…

image «Арктур - гончий пёс» - удивительная история о слепой собаке со звёздным именем Арктур. Его жизнь была короткой, трудной, но ослепительно яркой…

 

Козлов С.Г. Ёжик в тумане. – М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010. – 64 с.

В этой книге ребята встретятся с любимыми героями: Ёжиком, Медвежонком и их друзьями. Эти трогательные персонажи расскажут о самом главном – дружбе.

 

image Круглый год: Стихи и рассказы о детях, о школе, о природе. – М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова: Издательство Оникс, 2010. – 160с.

Книга рассказывает младшим школьникам о временах года, о красоте и разнообразии природы, о школе, сверстниках, настоящей дружбе. Произведения подобраны таким образом, чтобы их чтение было познавательным и увлекательным. В познавательных текстах изложены

некоторые интересные факты, например, почему осенью желтеют и опадают листья или когда появились зонтики. Поучительные истории помогут школьнику правильно вести себя в различных жизненных ситуациях.

 

image Медоус Д. Морская свинка Рози, или Тайна ветра / Дейзи Медоус. – М.: Эксмо, 2016. – 128 с.

Сказочная повесть, в которой представлены волшебные истории о зверятах. Дракониха Тучка умеет создавать ветер – и теперь в Лесу Дружбы так ветрено, что Лили и Джесс чуть не сдуло. Но крохотная морская свинка Рози настолько обаятельна и бесстрашна, что сумеет найти общий язык с грозной драконихой и даже… помочь ей!

 

 

image Носов И. Петя Рыжик на Луне / Игорь Носов. – М.: Эксмо, 2015. – 80 с. Увлекательная история, в которой отважный юный исследователь Петя Рыжик и два его верных друга, собаки Мик и Мук, отправляются в фантастическое путешествие на Луну, где познакомятся с дружелюбными

и забавными лунатиками.

 

 

image Пляцковский М. Дневник кузнечика Кузи: сказка / Михаил Пляцковский. – М.: АСТ:Астрель, 2009. – 48 с.

Иногда, прогуливаясь, например, по лугу, очень полезно смотреть не только по сторонам, но и себе под ноги… Можно узнать столько нового и интересного!

Читайте дневник кузнечика Кузи и отправляйтесь вместе с ним в необыкновенное путешествие!

 

image Седов С. Сказки про мам / Сергей Седов. – 4-е изд. – М.: Самокат, 2012. – 72 с.

«Сказки про мам» поражают своей невероятной современностью, а их неподдельная вневременная искренность заставит сопереживать любого – будь он сам хоть трижды мамой… И особенно замечательно, что мамы в этих сказках очень разные – точно как в жизни! И как в жизни, у них есть одна общая черта – они бесконечно любят своих детей.

 

image Сказки Кота Мурлыки / сказки Н.П. Вагнера пересказ Наталии Гладковой. – М.: АСТ: АСТРЕЛЬ, 2009. – 80 с.

Замечательные и малоизвестные сказки ученого-зоолога Н.П.Вагнера открывают читателям волшебный и поучительный мир, живущий по вечным законам добра и красоты. «Сказки Кота Мурлыки» - это фантастические истории, проникнутые стремлением направить юные умы и сердца к добру и подвигу.

 

image Смелик Э. Вот такие Веселовы, или 2 сказочные повести про прикольных домовых / Эльвира Смелик. – М.: АСТ, 2016. – 112 с.

Однажды ночью восьмилетний Никита обнаружил в своей комнате странное существо. Это был Тот, Кто Живёт Под Кроватью, или просто Тот. Он объяснил Никите, что, если правильно забраться под кровать, то вместо пыли и темноты там можно обнаружить сказочный мир! Правда, кроме Никиты в эту страну захотела попасть и его младшая сестрёнка - пятилетняя Ариша. Однажды, когда Ариша очередной раз ему помешала,

Никита произнёс «запретные» слова, и в комнате появился таинственный господин Полутень, который увёл сестрёнку с собой… Найдётся ли средство, способное вернуть Аришу? Самое-самое волшебное?! Или самое-самое обычное?

image Вторая сказочная повесть познакомит нас с грустным Шкафычем и напомнит, что бывает с теми, кто не выполняет свои обещания…

 

Снайгала К. и Ю. Сказки Московского зоопарка / К. и Ю. Снайгала. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2013. – 2013. – 64 с.

В этой книге собраны сказочные истории про некоторых обитателей Московского зоопарка. Вы узнаете, о чем мечтает папа-сова и почему у вороны Каролины такой несносный характер, почему павлины любят воевать, а фламинго – сочинять стихи, а также про африканских воронов,

японских журавлей и многих других животных из разных стран.

 

image Соя А.В. Маша и Аркаша-таракаша: сказочная повесть / А.В. Соя. – М.: РОСМЭН, 2015. – 88с.

image «Маша и Аркаша-таракаша» - повесть-сказка о дружбе. Кто из нас в детстве не мечтал о чудесном друге, исполняющем желания? Девочке Маше повезло, потому что в её квартире живет Аркадио Скарафаджо - таракан со сверхспособностями, или просто Аркаша. Но Аркаше повезло ещё больше, потому что у него теперь появился настоящий друг.

 

Токмакова И. Ростик и Кеша / М.: Детская литература, 1972. – 64 с.

Ростик - маленький мальчик, а Кеша - не очень большая собака. Они встретились случайно и сразу подружились. Кеша рассказал Ростику о своей беде - его выгнали из дома, но он очень хочет вернуться. И мальчик решил ему помочь. Так начинается история их большого путешествия с множеством приключений, но, конечно, со счастливым концом…

Трогательная повесть Ирины Токмаковой - о настоящей дружбе и о хороших людях. Оказывается, некоторые из них даже понимают собачий язык!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chtenie.docx450.3 КБ

Предварительный просмотр:

герб района

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД   № 17

143441, Россия, Московская область, г. Красногорск,   деревня Путилково

Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: mdou17z@yandex.ru

ОГРН 1025002876986,  ИНН/КПП 5024044817  502401001


Проект «Читаем вместе» для детей стерших и подготовительных групп

Подготовила:

                            воспитатель

                 Прохорова Светлана Сергеевна

«Читаем вместе»

«Ничто так сильно не расширяет весь горизонт наших понятий о природе и о человеческой жизни, как близкое знакомство с величайшими умами человечества».

Писарев Д.

Тема: Организация совместной деятельности ДОУ и семьи по реализации проекта «Читаем вместе».

Обоснование темы: Вовлечение родителей и детей в совместную работу над проектом для повышения компетентности родителей в вопросах формирования ребенка-читателя, содействия в становлении семейных традиций чтения, формирования в потребности чтения.

Актуальность.
Книга играет важную роль в жизни ребенка с самого раннего возраста и сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и даже взрослой жизни. Она позволяет ребенку познакомиться с миром литературы, человеческих отношений и окружающего мира в целом. Духовные и моральные ценности, представленные в образах героев, проникают в реальную жизнь ребенка и его отношения с близкими людьми, становясь моральными принципами, которыми он руководствуется в своих желаниях и поступках. В настоящее время особенно важно использование литературы для формирования нравственных чувств и ценностей дошкольников, так как произведения иногда теряют свой первоначальный нравственно-поучительный смысл и превращаются в просто развлекательное чтение. Восприятие произведений с моральными уроками сильно влияет на формирование нравственных представлений и создает психологические условия для социальной адаптации ребенка.

Тип проекта: коммуникативно-творческий, детско-семейный.

По количеству участников: групповой.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Проблема: Недостаточно уделяется внимание чтению в кругу семьи.

Цель: Показать родителям, что чтение для детей имеет большую ценность как эффективное средство образования и воспитания, способствует их развитию, а также влияет на их будущий успех.

Задачи:

Помочь детям развить интерес к книгам и художественной литературе.

Поощрять детско-родительское чтение и оказывать методическую помощь.

Развивать творческие навыки и умение применять прочитанное в других активностях (игры, творческая деятельность, общение с взрослыми).

Развивать у детей связную речь и речевое творчество.

Воспитывать у детей и родителей любовь к книгам и умение с ними бережно обращаться.

Помочь родителям лучше понять своего ребенка.

Укрепить семью через чтение художественных произведений.

Ожидаемый результат:

Увеличение интереса детей и родителей к художественной литературе.

Восстановление традиции семейного чтения.

Обобщение и распространение опыта воспитания детей через чтение художественной литературы.

Повышение компетентности всех членов семьи в вопросах воспитания грамотных читателей.

Этапы проекта:

I. Этап (подготовительный)

1. Подбор и анализ методической литературы и интернет- ресурсов по теме проекта.

2. Диагностика знаний детей по теме проекта, анкетирование родителей.

3. Составление плана работы над проектом.

II. Этап (основной)

В ходе работы над проектом осуществлялась интеграция образовательных областей:

«познание» - сведения о различных видах книг, профессиях людей, участвующих в создании книги;

«коммуникация» - развитие общения взрослых и детей в семье в процессе совместного чтения и творчества, развитие всех компонентов речи детей в ходе обсуждения прочитанных произведений, их обыгрывания;

«социализация» - развитие игровой деятельности детей;

«чтение художественной литературы» - чтение детям сказок, рассказов, стихотворений;

«художественное творчество» - приобщение к изобразительному искусству, лепка героев сказки.

III. Этап (заключительный)

В результате работы над проектом были созданы продукты детской деятельности: герои сказок, рисунки детей и родителей.

Планирование различных форм работы к проекту «Читаем вместе».

Сроки

Форма организации

Участники

25..01.2024- 12.02.2024 г.

25.01.22.г.

26.01.2024г.

27.01.2024

Разработка проекта:

1. Подбор и анализ методической литературы и интернет - ресурсов по теме проекта.

В родительские уголки поместить информацию:

- цель и задачи работы проекта, план работы проекта;

- Анкетирование родителей «Читаем вместе».(приложение 1)

1. Из чего сделана книга (материал).

2. Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц.

Воспитатель

Воспитатель, родители

Воспитатель, дети, родители

28.01.2024г

Родительский уголок:

Консультация «Читаем с мамой» ».(приложение 2)

Воспитатель, дети, родители

29.01.2024г

1.02.22г.

2.02.2024г

3.02.202г

4.02.2024г

5.02.2024г

С детьми: - Беседа «Какие бывают книги»;

- Эстафета «Кто больше сказок, загадок, скороговорок, считалок знает?»

Работа в книжном уголке:

-чтение (рассказывание) сказок разных жанров,

- обсуждение прочитанного,

- оценка поступков и моральных качеств героев сказок;

Продуктивная деятельность – лепка героев сказок .

-Рассматривание книг, чтение зимних стихотворений.

-Рекомендательный список литературы для детей дошкольного возраста для родителей (приложение 3)

Акция для родителей «Книги- член нашей семьи»

Воспитатель, дети, родители

План работы с родителями

 

Название мероприятия

Цель

Срок

Категория участников

Место и время

Результат

Работа с родителями:

*Анкетирование

«Чтение дома»

Повышение рейтинга книги в досуге детей

сентябрь

Родители, педагоги

группа

Банк данных

 

 

 

 

 

 

Библиовестник на каждый месяц.

Юбилейный литературный календарь на 2020г.

 

Формирование читательской культуры семей

 

Каждый месяц

Педагоги, родители

Все возрастные группы

Информационные листы

Навигатор в мире детских книг для домашнего чтения

( составление тематических перечней и каталогов для родителей)

 

 

 

 

Помочь родителям выбрать книги для чтения детям.

В течение года

Дети 3-7лет

Библиотека, дом, группа

Списки детской литературы

Консультации:

«Детское словотворчество»

«Семья и книга»

«Литературное воспитание ребенка»

«Роль семейного чтения в воспитании ребенка»

Памятка «Семья и книга»

Возрождение и популяризация традиции семейного чтения, дать рекомендации как увлечь детей чтением

В течение года

Родители всех возрастных групп

Фойе библиотеки,

группа

Информационные листы.

Литературный квест

Расширять представление об особенностях словесного искусства

ноябрь

Родители всех возрастных групп

Музыкальный зал

Буклеты

сценарий

Детская конференция

«Читать – это круто»

Выявление самой читающей семьи

Декабрь

 

Дети старших гр.

Муз. зал

Сценарий, сертификаты

Акция

«День без телевизора»

Возрождение читательской культуры семьи

Апрель

Родители, дети всех возрастных групп

Фойе библиотеки 15:00

флешмоб

Сотрудничество с библиотекой №27. Экскурсии в библиотеку “Есть такое в свете чудо”

Дать представление детям о библиотеке

В течение года

Дети с 5 до 7 лет

Библиотека №27

отзывы

Работа с детьми

Создание видеофильма

«Папа, мама, я – читающая семья»

 

Расширение инновационных форм “О взаимодействии с родителями”

 апрель

Дети старших групп

Фойе библиотеки

фильм

Книжная карусель:

Знакомство с творчеством детских писателей.

 

Тематические выставки, посвященные творчеству писателей и художников иллюстраторов Пермского края

Понимание детьми всей значимости литературного наследия

В течении года

Дети, воспитатели, родители

Фойе библиотеки

Выставка книг

Презентации

Создание собственного журнала

Расширение инновационных форм по взаимодействию с родителями и детьми

В течение года

Дети, воспитатели, родители

Фойе ДОУ

Журнал

Арт – выставки семейных фотографий

«Вместе с книгой я расту»

«Моя домашняя библиотека»

Стимулирование читательской активности

В течение года

Родители, дети старших подготовительных групп

Фойе библиотеки

Выставки

сертификаты

 

Приложение 1

Анкета для родителей «Читаем вместе с ребенком»

1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?

  • несколько книжных полок;
  • книжный шкаф;
  • стеллажи с книгами;
  • другое.

2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

  • да;
  • нет.

3. Часто ли вы читаете ребенку книги?

  • каждый день;
  • каждый вечер перед сном;
  • когда попросит;
  • иногда.

4. Назовите самые любимые книги вашего ребенка.

5. Как вы выбираете книгу для чтения малышу?

  • по просьбе ребенка;
  • случайно;
  • другое

6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?

  • да;
  • нет;
  • иногда.

8. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?

  • да;
  • нет;
  • не знаю.

9. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?

Приложение 2

Консультация для родителей «Читаем вместе с мамой»

Известно, что мир для ребенка начинается с семьи: первые шаги, первые

слова, первые книжки. И привычка к чтению появляется здесь же.

Путь ребенка к книге долог и труден, одному его пройти непросто. А вот

если вместе, всей семьей, весело и дружно! Тогда все трудности преодолимы, да и не таким долгим покажется путь!

К сожалению, не все родители знают и хорошо представляют себе, что может сделать с ребенком книга, какое огромное влияние она на него способна оказать, сколько ценного и необходимого приходит к нему из книг: доброта и справедливость, мужество и преданность, любовь к людям, к родине, к своему делу. Настоящая детская книга и существует для того, чтобы помочь ребенку вырасти человеком с пытливым умом и трепетным щедрым сердцем!

Чтение в семье всегда играло особую роль. Совместное прочтение книги,

общение по поводу прочитанного сближает семью, объединяет духовно. Это

создает среду для передачи культурных традиций семьи от старшего поколения к младшему.

Вот и получается: детские книги – это одно, как бы малоценное имущество, а

вся остальная библиотека семьи лежит мёртвым грузом.

Как же следует собирать семейную библиотеку, каково должно быть участие

в ней детей?

Дети охотно смотрят картинки не только в художественных книгах, но в

иллюстрированных энциклопедиях. Более того, у них возникает подсознательная тяга к таким книгам, которые им пока нельзя читать самостоятельно, но в которых есть объяснения очень многим интересным вещам. Несознательно к детям приходит ощущение присутствие важных книг в доме, где они растут, и уважение к взрослым, которым эти книги доступны для понимания и чтения. Родителям важно знать: что чтение книг– это формирование внутреннего мира ребенка. Книга знакомит его с таким проявлением человеческой натуры как, дружба, ненависть, предательство, обман, трусость, благородство, которые готовят ребенка к реальной жизни

Личные книги ребёнка необходимо выделить в домашней библиотеке, но их

нельзя отделять от взрослых книг, напротив, следует постоянно подчёркивать, что детские книги – составная часть семейной библиотеки.

Родителям следует почаще вспоминать любимые книги своего детства,

участвовать в формировании круга чтения ребёнка, как бы поддерживать любовь к важным для каждого человека книгам. И когда «аппетит» к чтению появился, смелее подводите ребёнка к книжным шкафам, помогайте снять с полки нужную книгу.

Порадовало то, что родителей, не читающих своим детям книг, в нашей

группе нет ни одного.

Чтение вслух – важный момент воспитания. Оно раскрепощает ребёнка,

обучает его умению формулировать мысль и говорить, правильно ставить

ударения, развивает речевые данные увеличивается словарный запас, учит культуре речи. Благодаря чтению развивается память, внимание, мышление,

воображение, смысловое восприятие.

При выборе книги для чтения необходимо руководствоваться тем, что книга

должна быть красочная, яркая, обязательно соответствующая возрасту ребенка.

Обсуждение с родителями для чего читать книги, показывают, что у них есть

определённый опыт по воспитанию будущих читателей, но есть и трудности,

сомнения. В нашей группе много семей, дружащих с книгой, покупающих и

читающих произведения детской художественной литературы, прививают

своим дочерям и сыновьям любовь к книгам.

Приложение 3

 Рекомендательный список литературы для детей дошкольного возраста

 Варденбург Д. Фаня, Апельсин и четверо из города. – СПб.: Акварель, Команда А, 2013. – 128 с.

Сказочная повесть, в которой дружная семья – папа, мама, девочка Катя и мальчик Тимофей перебираются из большого города в аленькую деревню. Мечта о спокойном переезде из квартиры в многоэтажке в уютную избушку с печкой развеялась очень скоро. Оказалось, что в их доме уже есть давнишние жильцы – невозмутимая корова Фаня и сварливый кот Апельсин!

Новым хозяевам нужно найти общий язык с говорящими животными, подружиться с необычными соседями и многому научиться. Деревенские приключения, которые и не снились городским лежебокам, начинаются!

 Вебб Х. Котёнок Дымка, или Тайна домика на дереве / Холли Вебб. – М.: Эксмо, 2014. – 144 с.

Сказочная повесть, в которой девочка Эмми подружилась с чёрной кошечкой, назвала её Дымкой и не спешила рассказывать о ней родителям. А позже выяснилось, что у Дымки уже есть хозяйка, которая по ней скучает и разыскивает её. Как же Эмми поступить, ведь она уже так привязалась к котёнку? И какую из хозяек выберет сама Дымка?

 Вебб Х. Щенок Тимми, или Я иду искать! / Холли Вебб. – М.: Эксмо, 2016. – 144 с.

Сказочная повесть, в которой девочка Кейт упросила родителей завести щенка. И вот в доме появился Тимми – ласковый и озорной кокер-спаниель. Но у старшей сестры уже был питомец – кошка Мисти. Мисти и Тимми не поладили сразу – для немолодой кошки щенок оказался слишком шумным и беспокойным. А потом в один ужасный день Мисти исчезла. Старшая

сестра решила, что виноват в этом Тимми.

 И теперь Кейт надо найти Мисти, помириться со старшей сестрой и придумать способ, как подружить кошку и щенка…

Гончарова А. Еня и Еля. Удивительная Вселенная. – М.: ООО ТД

«Белый город». – 48 с.

Вместе с Еней и Елей дети узнают, на каком расстоянии от нас находится Солнце, как Земля выглядит из космоса, почему важно беречь природу и какие планеты есть в Солнечной системе. Книгу дополняют прекрасные иллюстрации, добрые стихи, полезная информация и увлекательные задания.

Гранстрем Э.А. Приключения Лиса Патрикеевича / Э. Гранстрем. – М.: Эксмо, 2015. – 168 с.

В книге представлены удивительные истории о плутовских кознях хитрого лиса - со множеством весёлых оригинальных иллюстраций.

Грэм К. Ветер в ивах. – СПб.: Асоциация «Век», 1992. – 208 с.

В этой удивительной сказочной повести тесным образом переплелись волшебная красота природы и восторг перед неизведанным, жажда путешествий и радость от тепла домашнего очага , ..

Иванов А.А. Сказки о Хоме и Суслике / Альберт Иванов. – М.: Эксмо, 2015. – 56 с.

В это красочно иллюстрированное издание вошли добрые истории Альберта Иванова о приключениях неунывающих и неразлучных друзей - хомяка Хомы и его лучшего друга Суслика.

 Казаков Ю. Арктур – гончий пёс. – М.: Сов.Россия, 1980. – 88 с.

В книгу включены два пронзительно трогательных рассказа известного писателя Юрия Казакова. Рассказ "Тедди" - о дружелюбном медведе, случайно убежавшем из цирка. Тедди пришлось заново учиться жить на воле. А люди, которым он привык доверять, вдруг превратились в опасных врагов…

 «Арктур - гончий пёс» - удивительная история о слепой собаке со звёздным именем Арктур. Его жизнь была короткой, трудной, но ослепительно яркой…

Козлов С.Г. Ёжик в тумане. – М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010. – 64 с.

В этой книге ребята встретятся с любимыми героями: Ёжиком, Медвежонком и их друзьями. Эти трогательные персонажи расскажут о самом главном – дружбе.

 Круглый год: Стихи и рассказы о детях, о школе, о природе. – М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова: Издательство Оникс, 2010. – 160с.

Книга рассказывает младшим школьникам о временах года, о красоте и разнообразии природы, о школе, сверстниках, настоящей дружбе. Произведения подобраны таким образом, чтобы их чтение было познавательным и увлекательным. В познавательных текстах изложены

некоторые интересные факты, например, почему осенью желтеют и опадают листья или когда появились зонтики. Поучительные истории помогут школьнику правильно вести себя в различных жизненных ситуациях.

 Медоус Д. Морская свинка Рози, или Тайна ветра / Дейзи Медоус. – М.: Эксмо, 2016. – 128 с.

Сказочная повесть, в которой представлены волшебные истории о зверятах. Дракониха Тучка умеет создавать ветер – и теперь в Лесу Дружбы так ветрено, что Лили и Джесс чуть не сдуло. Но крохотная морская свинка Рози настолько обаятельна и бесстрашна, что сумеет найти общий язык с грозной драконихой и даже… помочь ей!

 Носов И. Петя Рыжик на Луне / Игорь Носов. – М.: Эксмо, 2015. – 80 с. Увлекательная история, в которой отважный юный исследователь Петя Рыжик и два его верных друга, собаки Мик и Мук, отправляются в фантастическое путешествие на Луну, где познакомятся с дружелюбными

и забавными лунатиками.

 Пляцковский М. Дневник кузнечика Кузи: сказка / Михаил Пляцковский. – М.: АСТ:Астрель, 2009. – 48 с.

Иногда, прогуливаясь, например, по лугу, очень полезно смотреть не только по сторонам, но и себе под ноги… Можно узнать столько нового и интересного!

Читайте дневник кузнечика Кузи и отправляйтесь вместе с ним в необыкновенное путешествие!

 Седов С. Сказки про мам / Сергей Седов. – 4-е изд. – М.: Самокат, 2012. – 72 с.

«Сказки про мам» поражают своей невероятной современностью, а их неподдельная вневременная искренность заставит сопереживать любого – будь он сам хоть трижды мамой… И особенно замечательно, что мамы в этих сказках очень разные – точно как в жизни! И как в жизни, у них есть одна общая черта – они бесконечно любят своих детей.

 Сказки Кота Мурлыки / сказки Н.П. Вагнера пересказ Наталии Гладковой. – М.: АСТ: АСТРЕЛЬ, 2009. – 80 с.

Замечательные и малоизвестные сказки ученого-зоолога Н.П.Вагнера открывают читателям волшебный и поучительный мир, живущий по вечным законам добра и красоты. «Сказки Кота Мурлыки» - это фантастические истории, проникнутые стремлением направить юные умы и сердца к добру и подвигу.

 Смелик Э. Вот такие Веселовы, или 2 сказочные повести про прикольных домовых / Эльвира Смелик. – М.: АСТ, 2016. – 112 с.

Однажды ночью восьмилетний Никита обнаружил в своей комнате странное существо. Это был Тот, Кто Живёт Под Кроватью, или просто Тот. Он объяснил Никите, что, если правильно забраться под кровать, то вместо пыли и темноты там можно обнаружить сказочный мир! Правда, кроме Никиты в эту страну захотела попасть и его младшая сестрёнка - пятилетняя Ариша. Однажды, когда Ариша очередной раз ему помешала,

Никита произнёс «запретные» слова, и в комнате появился таинственный господин Полутень, который увёл сестрёнку с собой… Найдётся ли средство, способное вернуть Аришу? Самое-самое волшебное?! Или самое-самое обычное?

 Вторая сказочная повесть познакомит нас с грустным Шкафычем и напомнит, что бывает с теми, кто не выполняет свои обещания…

Снайгала К. и Ю. Сказки Московского зоопарка / К. и Ю. Снайгала. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2013. – 2013. – 64 с.

В этой книге собраны сказочные истории про некоторых обитателей Московского зоопарка. Вы узнаете, о чем мечтает папа-сова и почему у вороны Каролины такой несносный характер, почему павлины любят воевать, а фламинго – сочинять стихи, а также про африканских воронов,

японских журавлей и многих других животных из разных стран.

 Соя А.В. Маша и Аркаша-таракаша: сказочная повесть / А.В. Соя. – М.: РОСМЭН, 2015. – 88с.

 «Маша и Аркаша-таракаша» - повесть-сказка о дружбе. Кто из нас в детстве не мечтал о чудесном друге, исполняющем желания? Девочке Маше повезло, потому что в её квартире живет Аркадио Скарафаджо - таракан со сверхспособностями, или просто Аркаша. Но Аркаше повезло ещё больше, потому что у него теперь появился настоящий друг.

Токмакова И. Ростик и Кеша / М.: Детская литература, 1972. – 64 с.

Ростик - маленький мальчик, а Кеша - не очень большая собака. Они встретились случайно и сразу подружились. Кеша рассказал Ростику о своей беде - его выгнали из дома, но он очень хочет вернуться. И мальчик решил ему помочь. Так начинается история их большого путешествия с множеством приключений, но, конечно, со счастливым концом…

Трогательная повесть Ирины Токмаковой - о настоящей дружбе и о хороших людях. Оказывается, некоторые из них даже понимают собачий язык!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг детско-родительских отношений "Давай вместе", для детей старших и подготовительных групп детского сада.

Цель тренинга: установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком; развитие чувства сопереживания, формирование умения понимать состояния и интересы друг друга; ...

Проект "Твори добро" для детей старшей и подготовительной группы детского сада

Проблема приобретения ребёнком эмоционально-нравственного опыта является сегодня особенно актуальной. Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно. Всё остальное приложится. Из жизни они ...

Проект "Твори добро" для детей старшей и подготовительной группы детского сада

Проблема приобретения ребёнком эмоционально-нравственного опыта является сегодня особенно актуальной. Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно. Всё остальное приложится. Из жизни они ...

Проект «Читаем вместе» (приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок) Вторая младшая группа

Проект направлен на познание детьми через сказку двух бесценных миров - своего собственного внутреннего и внешнего окружающего....

Проект Широкая Масленица для детей старшей и подготовительной групп

Материал полезен педагогам дошкольного образования: музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам начальной школы, дополнительного образования, воспитателям продлённого дняМатериал предназначен д...

Проект Праздник Рождества для детей старшей и подготовительной групп.

Краскосрочный проект. Знакомство дошкольников с притчей о рождении Иисуса. Праздновании Рождества в России, колядками. Слушание музыки, расматривание иллюстраций и мультыильмов....