Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «АБВГДейка»
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АБВГДейка» имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребёнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребёнка.
Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_dlya_detey_6-7_let_abvgd-eyka_dadeltseva_a.m.docx | 78.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Золотая рыбка»
Смоленского района Смоленской области
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета Протокол №____ от «____» _______2023 г |
| УТВЕРЖДЕНА Приказом №_______ от _______________ Заведующий МБДОУ д/с «Золотая рыбка» Митрюшина Е.Н.__________
м.п. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности «АБВГДейка»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Дадельцева Анастасия Михайловна,
педагог дополнительного образования
с. Печерск, 2023 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АБВГДейка» разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
– Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 12, ст.13, ст. 14, ст. 15, ст.16, ст.17, ст. 18, ст. 21, ст. 23, ст. 25, ст. 28, ст. 29, ст. 30, ст. 31, ст. 32, ст. 43, ст. 44, ст. 48, ст. 55, ст. 58, ст.75, ст. 79, ст. 83, ст. 86, ст. 91, ст. 95);
– приказом Минпросвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
– приказом от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
– СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; – методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
– локальными актами образовательной организации (Устав, Положение о проектировании ДООП в образовательной организации, Положение о проведение промежуточной аттестации обучающихся и аттестации по итогам реализации ДООП).
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АБВГДейка» имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребёнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребёнка. Программа разработана на основе программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». А также учитывает требования Федерального Закона «Об образовании», соответствует ФГОС ДО и ФООП ДО.
Актуальность программы
Сегодня подготовить ребѐнка к школьному обучению, помочь ему перейти на новую ступень, поддержать его, протянуть руку помощи – совместная задача воспитателей, учителей и родителей.
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогают детям сформировать мыслительные операции, учат понимать и выполнять учебную задачу, овладевать навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.
Отличительные особенности программы
Программа является модифицированной и составлена на основе авторской программы Е.В.Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Программа «АБВГДейка» реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до поступления в общеобразовательную школу и предназначена для работы с детьми с 6 - 7 лет в дошкольном образовательном учреждении.
В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей. Она обеспечивает целостность педагогического процесса и соблюдает преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим.
Содержание образовательной программы направлено на:
-создание условий для развития личности ребенка;
-развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
-приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
-развитие универсальных учебных действий в рамках дополнительного образования;
- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
-обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
-укрепление психического и физического здоровья;
-положительную социализацию ребенка.
При реализации программы педагог опирается на основные принципы дидактики:
Научность: обучающиеся предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знаний и используются методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.
Учет возрастных особенностей: доступность обучения определяется возрастными особенностями учащихся и зависит от их индивидуальных особенностей, а так же от особенностей организации учебного процесса.
Опора на интерес: содержание программы и формы занятий выстраиваются педагогом таким образом, чтобы развить и закрепить естественный интерес детей к звукам и буквам.
Систематичность и последовательность: логическое построение программного материала и каждой темы в отдельности с использованием обобщения и систематизации.
Доступность: педагог учитывает индивидуальную обучаемость каждого ребенка, использует арсенал наглядных пособий, ясность и эмоциональность изложения нового материала.
Педагогическая целесообразность
Данная программа педагогически целесообразна, так как при еѐ реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.
Адресат программы – дети 6-7 лет.
Психологические особенности возрастной группы: ведущая потребность - общение; ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра; ведущая функция – воображение, ведущий тип мышления - наглядно-образное.
Речевые особенности детей 6-7 лет.
Словарный запас детей этого возраста увеличивается за счет качественного совершенствования. К семи годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 3500– 4000. Активно используются в речи синонимы (веселый, радостный) и антонимы (далеко — близко). Начинают применяться слова и выражения с переносным значением (железный характер — твердый как железо). Дети овладевают новыми понятиями (водный, воздушный, пассажирский транспорт и т. д.).
Обогащение словаря происходит за счет точного называния качеств предметов (материал, форма, цвет, размер).
Дошкольники правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; изменяют слова в предложениях (я пошел гулять, они пошли гулять и т. д.), используют разные слова для обозначения одного и того же предмета (лиса, лисонька, лисица). Самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных (смелый — смелее, добрый — добрее), новые слова с помощью суффиксов (хлеб — хлебница, сахар — сахарница), правильно употребляют глаголы (бегал — бежал, пришел — ушел). Используют в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. В развитии связной речи происходят существенные изменения. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. В диалоге дети используют не только односложные ответы, но и предложения различной конструкции. Могут самостоятельно формулировать и задавать вопросы. Дети без помощи взрослых составляют описательные и повествовательные рассказы не только по одной картине, но и по серии картин. У дошкольников формируется умение развивать сюжет в логической последовательности. Однако следует отметить, что у некоторых из них эти умения неустойчивы. Одной из сложнейших задач остается составление рассказов из личного опыта в логической последовательности. В возрасте 6–7 лет завершается работа по усвоению элементов грамоты и подготовке руки ребенка к письму. Дети ориентируются в звуко-буквенной системе родного языка, проявляют интерес к играм со словами, звуками, буквами. Могут пересказать текст, прочитанный самостоятельно. Понимают смыслоразличительную функцию звука, буквы (врач — грач, банки — санки и т. д.).
Уровень программы – стартовый.
Объем программы.
Количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 36 часов.
Срок освоения программы: один год обучения с сентября 2023 года по май 2024 года, в количестве 36 часов с учебной нагрузкой 1 час в неделю
Режим занятий: 1 раз в неделю в первой половине дня, продолжительностью для детей 6-7 лет – 30 минут согласно нормам СаНПин.
Особенности организации образовательного процесса: дети 6-7 лет, состав группы постоянный.
Форма организации образовательного процесса: очная.
Форма проведения занятий: групповая.
Цель программы:
Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
Задачи программы:
Образовательные:
- Развивать фонематический слух;
-Развивать произносительные умения;
-Формировать умение правильно строить предложение, использовать предлоги, пользоваться конструкцией сложного предложения;
-Формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;
-Расширять словарный запас детей;
-Знакомить со слоговой структурой слова;
-Формировать умение проводить звуко-буквенный анализ слов;
-Знакомить с графическим изображением букв;
- Упражнять в печатании букв, слогов (по образцу).
-Читать слитно слоги, слова, небольшие тесты.
-Способствовать усвоению единиц языка: звук, слог, слово, предлолжение;
- Готовить руку ребѐнка к письму;
-Формировать элементарные графические умения.
Развивающие:
-Развивать интерес к чтению, желание читать.
- Развивать произносительные умения;
- Развивать слуховое восприятие;
- Развивать графические навыки;
- Развивать мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки;
- Развивать глазомер, четкую координацию руки.
Воспитательные:
-Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
-Воспитывать аккуратность, трудолюбие и старательность;
-Прививать элементарные гигиенические правила письма.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, обогащать опыт сотрудничества.
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов | Всего | Количество занятий | Формы аттестации/ контроля | |||
Тео- рия | Прак- тика | ||||||
Раздел 1 «Звуки и буквы» | 26 | 12 | 14 | ||||
«Гласные звуки и буквы» (3 часа) | |||||||
Повторение. Гласные звуки и буквы - А, О, У, Ы, И, Э | 3 | 1 | 2 | самостоятельная работа, опрос | |||
«Сонорные согласные звуки и буквы» (2 часа) | |||||||
Сонорные согласные - Л, М, Н, Р | 2 | 1 | 1 | самостоятельная работа, опрос | |||
«Звонкие и глухие согласные звуки и буквы» (12 часов) | |||||||
Звонкие и глухие согласные: парность звуков по звонкости/глухости: Г-К, Д- Т; З-С, Ж-Ш, В-Ф, Б-П, Ч-Щ. | 12 | 6 | 6 | самостоятельная работа, опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |||
«Йотированные гласные» (4 часа) | |||||||
Йотированные гласные – Я, Е, Ё, Ю | 4 | 2 | 2 | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |||
«Одиночные согласные» (5 часов) | |||||||
Одиночные согласные: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенности. | 5 | 2 | 3 | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |||
Раздел 2 «Слог» (2 часа) | |||||||
Знакомство со слогом. Слог как часть слова. | 2 | 1 | 1 | Опрос, выполнение практических заданий | |||
Раздел 3 «Слово» (3часа) | |||||||
Знакомство со словом. | 3 | 1 | 2 | Опрос, выполнение практических заданий | |||
Раздел 4 «Предложение. Текст» (3 часа) | |||||||
Знакомство с предложением. | 3 | 1 | 2 | Опрос, выполнение практических заданий | |||
Раздел 5. «Речевая деятельность» (2 часа) | |||||||
Чтение текстов, отгадывание загадок, ребусов. | 2 | 1 | 1 | Опрос, выполнение практических заданий | |||
Всего: | 36 | 16 | 20 |
Содержание учебного плана
Раздел 1 «Звуки и буквы» (26 часов)
«Гласные звуки и буквы» (3 часа)
Теория:
Гласные звуки и буквы - А, О, У, Ы, Э, И. Место звука слове (начало, середина, конец).Графическое изображение звука и буквы.
Практика:
Чтение слогов, слов, предложений с заданным звуком. Печатание букв и слогов. Выделение гласного из ряда других звуков и слогов. Подбор слов на заданный звук. Знакомство со схемой слова и дальнейший подбор слова к соответствующей модели (схеме). Составление предложений, подсчёт слов, деление слов на слоги. Звукобуквенный анализ и синтез слов с заданным звуком. Игровые задания «Найти заданный звук в словах», «Хлопни, когда услышишь заданный звук в словах», «Добавь букву», «Цепочка слов». Работа с моделями слов. Зарисовка графического образа. Нахождение буквы в печатном тексте.
«Сонорные согласные» (2 часа)
Теория:
Сонорные согласные - Л, М, Н, Р. Место звука в слове, графическое изображение буквы и звука.
Практика:
Графические навыки: узор, буква, слог-слияние согласной и гласной букв, называние слов с начальных слогов, чтение слов, печатание буквы и слогов, чтение и печатание слов предложения.
Совершенствование навыков звукового и слогового анализа.
Дифференциация гласных и согласных звуков. Подбор слов на заданный звук. Выделение первого звука в словах. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Игры «Доскажи словечко», «Мамина сумка», «Какие буквы спрятались?», «Буквенное лото».
«Звонкие и глухие согласные» (12 часов)
Теория:
Звонкие и глухие согласные: парность звуков по звонкости/глухости
Г-К, Д-Т, В-Ф, Б-П, З-С, Ж-Ш, Ч-Щ. Определение места звука и буквы в слове, парности звуков по звонкости/глухости, графическое изображение буквы и звука.
Практика:
Графические навыки: узор, буква, слоги, слова, предложение. Чтение слогов, предложения. Коррекция звукового и слогового анализа и синтеза. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов, слов. Игры «Какая буква спряталась», «Зашифрованные буквы», «Найди пару», «Цепочка слов».
«Йотированные гласные» (4 часа)
Теория:
Йотированные гласные – Я, Е, Ё, Ю. Место буквы в слове, графическое изображение буквы и звука.
Практика:
Графические навыки: узор, буква, слоги, слова предложение с заданным звуком. Чтение слогов, предложения. Составление слов на заданный звук.
Развитие слогового синтеза слов. Совершенствование навыков плавного чтения, навыков конструирования. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания, звукобуквенного анализа и синтеза.
Игры «Исправь ошибку», «Собери слова», «Цепочка слов», «Буква потерялась».
«Одиночные согласные» (5 часов)
Теория:
Одиночные согласные: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенности. Место буквы в слове, графическое изображение буквы и звука.
Практика:
Графические навыки: узор, буква, слоги, слова, предложение с заданной буквой.
Чтение слогов, предложения. Коррекция звукового анализа, слухового внимания; фонематического слуха. Совершенствование навыков чтения, звукобуквенного анализа. Развитие мышления (классификация), обогащение словарного запаса.
Игры «Собери слово», «Мамина сумка», «Зоопарк», «Ребусы», «Кроссворды».
Раздел 2 «Слог» (2 часа)
Теория. Понятие слог.
Практика. Деление слов на слоги. Чтение слогов прямых и обратных. Определение количества слогов в слове. Составление слов из слогов. Чтение слоговых таблиц.
Раздел 3 «Слово» (3 часа)
Теория. Рассказ о словарном составе речи. Знакомство с термином слово.
Практика. Знакомство с синонимами, антонимами, омонимами, односложными, двухсложными, трехсложными, многозначными словами. Плавное слоговое чтение. Знакомство со звуковой схемой слов. Ударение.
Раздел 4 Предложение. Текст (3 часа)
Теория. Понятие предложение, текст.
Практика. Составление и чтение предложений. Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Слон». Чтение рассказа Д.К.Ушинского «Козел»
Раздел 5 Речевая деятельность (2 часа)
Теория. Беседа о красоте и богатстве русской речи.
Практика. Чтение скороговорок. Отгадывание загадок. Составление рассказов по картинкам. Игры «Собери слова из букв», «Поезд», «Составь предложение». «Кроссворды», «Ребусы».
Планируемые результаты освоения программы
- владеет понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»;
- знает буквы русского алфавита, называет их;
- пишет буквы русского алфавита в клетке;
- определяет место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
- различает гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- пользуется графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твёрдые согласные - синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат);
- проводит звуковой анализ слов, составляет схему слова, выделяет ударный звук в слове;
- умеет записывать слово условными обозначениями, буквами;
- соотносит звук и букву;
- читает слитно слоги, слова, предложения, небольшие тексты;
- составляет предложение из двух, трёх слов, анализирует его.
- у ребёнка сформированы основные психофизические и нравственно-волевые качества;
- владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослыми и сверстниками, использует формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми умениями;
- знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев;
- проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам;
- соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; старается разрешать возникающие конфликты конструктивными способами;
- стремится сохранять позитивную самооценку;
- способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению.
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля |
1 | сентябрь | 1 неделя | Рассказ воспитателя, беседа | 1 | Повторение. «Звуки и буквы», «Слова и слоги». | Рассказ воспитателя. Опрос |
2 | 2 неделя | Беседа, практическая деятельность | 1 | Повторение гласных звуков и букв «А», «О», «У». Печатание букв и слогов: ау, уа, ао, оу, уо. Лепка гласных букв: А, О, У | Опрос, выполнение практических заданий. | |
3 | 3 неделя | Беседа, практическая деятельность | 1 | Повторение гласных звуков и букв «Э», «Ы», «И». Лепка гласных букв: Э, Ы, И. Печатание букв и слогов. | Опрос, выполнение практических заданий. | |
4 | 4 неделя | Практическая работа | 1 | Повторение согласных звуков и букв «Л», «М». Лепка согласных букв: Л, М. Печатание и чтение слогов: ла, ло, лу, лы, лэ, ли; ма,мо,му,мы,ми,мэ | Опрос, выполнение практических заданий. | |
5 | октябрь | 1 неделя | Практическая работа | 1 | Повторение согласных звуков и букв «Н», «Р». ». Лепка согласных букв: Н, Р. Печатание букв и слогов: на,но,ну,ны,ни,нэ; ра,ро,ру,ры,ри,рэ | Опрос, выполнение практических заданий. |
6 | 2 неделя | Практическая работа | 1 | Повторение звонких и глухих согласных звуков и букв «Г»-«К». Лепка согласных букв: Г, К. | Опрос, выполнение практических заданий. | |
7 | 3 неделя | Практическая работа | 1 | Повторение звонких и глухих согласных звуков и букв «Д»-«Т». Лепка согласных букв: Д, Т. | Опрос, выполнение практических заданий. | |
8 | 4 неделя | Практическая работа | 1 | Буква С. «Звуки [С], [Сь], буква С». Лепка согласной буквы: С. Определение места звука в слове, печатание буквы. | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
9 | ноябрь | 1 неделя | Практическая работа | 1 | «Звуки [З], [Зь], буква З». Лепка согласной буквы: З. Определение места звука в слове, печатание буквы. | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
10 | 2 неделя | Практическая работа | 1 | «Звуки [Х], [Хь], буква Х». Лепка согласной буквы: Х. Определение места звука в слове, печатание буквы. | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
11 | 3 неделя | Практическая работа | 1 | «Звук и буква «Ш». Звук [Ш]: место звука слове. Буква Ш. Лепка согласной буквы: Ш. Определение места звука в слове, печатание буквы. | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
12 | 4 неделя | Практическая работа | 1 | «Звук и буква «Ж». Звук [Ж]: место звука слове. Буква Ж.. Лепка согласной буквы: Ж. Правило: ЖИ, ШИ. Определение места звука в слове, печатание буквы. | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
13 | декабрь | 1 неделя | Практическая работа | 1 | «Звуки [П], [Пь], буква П». Лепка согласной буквы: П Определение места звука в слове, печатание буквы. | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
14 | 2 неделя | Практическая работа | 1 | Буква Б. «Звуки [Б], [Бь], буква Б». Лепка согласной буквы: Б. Определение места звука в слове, печатание буквы. | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
15 | 3 неделя | Практическая работа | 1 | «Звук и буква «Й». Звук [Й]: место звука слове. Буква Й. Лепка согласной буквы: Й. Определение места звука в слове, печатание буквы. | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
16 | 4 неделя | Практическая работа | 1 | «Буква «Е», звук [ЙЭ]» Лепка гласной буквы: Е. Определение места звука в слове, печатание буквы. | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
17 | 1 неделя | январь | Практическая работа | 1 | Буква «Ь». Лепка мягкого знака: Ь. Определение места буквы в слове, печатание буквы. | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
18 | 2 неделя | Практическая работа | 1 | «Буква «Я», звук [ЙА] Лепка гласной буквы: Я. Определение места звука в слове, печатание буквы. | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
19 | 3 неделя | Практическая работа | 1 | «Буква «Ю», звук [ЙУ] Лепка гласной буквы: Ю. Определение места звука в слове, печатание буквы. | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
20 | 4 неделя | Практическая работа | 1 | «Буква «Ё», звук [ЙО]. Лепка гласной буквы: Ё. Определение места звука в слове, печатание буквы. | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
21 | 1 неделя | февраль | Практическая работа | 1 | Звуки [В], [Вь], буква В». Определение места звука в слове, печатание буквы. Лепка согласной буквы: В. | Опрос, выполнение практических заданий. |
22 | 2 неделя | Практическая работа | 1 | Звуки [Ф], [Фь], буква Ф». Определение места звука в слове, печатание буквы. Лепка согласной буквы: Ф. | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
23 | 3 неделя | Практическая работа | 1 | «Звук [Ч] - буква Ч». Определение места звука в слове, печатание буквы. Лепка согласной буквы: Ч. | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
24 | 4 неделя | Практическая работа | 1 | «Звук [Щ], буква Щ». Определение места звука в слове, печатание буквы. Лепка согласной буквы: Щ. Правило: ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
25 | 1 неделя | март | Практическая работа | 1 | «Звук и буква Ц». Звук [Ц]: место звука слове. Буква Ц. Определение места звука в слове, печатание буквы. Лепка согласной буквы: Ц. | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях |
26 | 2 неделя | Практическая работа | 1 | «Буква Ъ». Определение места буквы в слове, печатание буквы. Лепка разделительного твёрдого знака: Ъ. | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
27 | 3 неделя | Практическая работа | 1 | «Слог». Дать понятие «слог». Деление слов на слоги. Чтение слогов прямых и обратных слогов. | опрос, выполнение практических заданий | |
28 | 4 неделя | Практическая работа | 1 | «Слог». Определение количества слогов в слове. Составление слов из слогов. Чтение слоговых таблиц. | опрос, выполнение практических заданий | |
29 | 1 неделя | апрель | Практическая работа | 1 | «Слово». Рассказ о словарном составе речи. Знакомство с термином «слово». Ударение. | опрос, выполнение практических заданий |
30 | 2 неделя | Практическая работа | 1 | «Слово». Знакомство с синонимами, антонимами, омонимами, односложными, двухсложными, трехсложными, многозначными словами. | опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях | |
31 | 3 неделя | Практическая работа | 1 | «Слово». Плавное слоговое чтение. Знакомство со звуковой схемой слов. | опрос, выполнение практических заданий | |
32 | 4 неделя | Практическая работа | 1 | «Предложение. Текст» Дать понятие: предложение, текст. | опрос, выполнение практических заданий | |
33 | 1 неделя | май | Практическая работа | 1 | «Предложение» Составление и чтение предложений. | опрос, выполнение практических заданий |
34 | 2 неделя | Практическая работа | 1 | «Предложение. Текст». Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Слон». Чтение рассказа Д.К.Ушинского «Козел». | опрос, выполнение практических заданий | |
35 | 3 неделя | Практическая работа | 1 | «Речевая деятельность». Беседа о красоте и богатстве русской речи. | опрос, выполнение практических заданий | |
36 | 4 неделя | Игра | 1 | «Речевая деятельность». Чтение скороговорок. Отгадывание загадок. Кроссворды. Ребусы. | Самостоят. работа, педагогическое наблюдение |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации учебного процесса необходимо наличие помещения – группы и оснащение необходимым техническим оборудованием, наглядными и расходными материалами:
- Столы, соответствующие росту обучающихся, доска на магнитной основе с набором магнитных букв;
-Передвижная магнитная доска,
-Шкафы для дидактического материала;
-Демонстрационный и раздаточный иллюстративный материал;
- Карта-схема для звукового анализа слова;
- Тетради в клетку; в широкую линейку;
-Указка;
-Звуковая линейка;
-Слоговые таблицы;
-Пластилин, доски для пластилина, стеки;
- Простой карандаш, цветные карандаши, ручка.
Формы контроля
-диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков в форме опроса, игры, викторины конкурса;
-организация практической деятельности с учётом программного содержания и индивидуальных особенностей детей (практическая работа, открытое занятие).
Оценочные материалы
Критерии оценки
Воспитанники:
- различают понятия: звук, буква, слог, слово, предложение;
- могут разделить простое предложение на слова с указанием их последовательности;
- делят слова на слоги (определяют их количество, последовательность);
- составляют слова из слогов;
- производят звуковой анализ слов;
- дифференцируют звуки (гласные, согласные: твёрдые, мягкие, звонкие,
глухие);
- находят в предложении слова с заданным звуком;
- владеют чтением.
Диагностические задания:
1. Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»
Педагог задаёт ребёнку вопросы:
1. Что я сейчас назову? Послушай внимательно (называет звуки).
2. А сейчас что я назвала? (называет слоги).
3. Что я назвала сейчас? (называет слова).
4. А сейчас что я назвала? (называет предложение).
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно отвечает на все вопросы самостоятельно.
Средний уровень – ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого.
Низкий уровень – ребёнок затрудняется ответить на вопросы.
2. Может разделить простое предложение на слова с указанием их
последовательности
Педагог называет предложение, состоящее из 3-4 слов и задаёт вопросы:
1.Что я сейчас сказала?
2. Сколько слов в предложении?
3. Какое слово первое? (второе, третье…)
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно отвечает на вопросы самостоятельно.
Средний уровень – ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого.
Низкий уровень – ребёнок затрудняется ответить на вопросы.
3. Делит слова на слоги (определяет их количество, последовательность)
Педагог называет ребёнку двусложное, трёхсложное, односложное слово и
предлагает определить количество слогов в этом слове, назвать первый слог,
второй, третий.
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно определяет количество слогов в слове.
Средний уровень – ребёнок иногда ошибается, но исправляет свою ошибку.
Низкий уровень – ребёнок часто ошибается и не всегда может исправить
ошибку.
4. Составляет слова из слогов
Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру «Весёлые слоги».
Подготовка исследования:
Подготовить карточки размером 3х2 см, на которых написаны различные слоги (приблизительно 24 слога, из которых в последующем можно будет составить 11слов).
Проведение исследования:
Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру: «Сейчас мы с тобой поиграем в
игру «Весёлые слоги». Посмотри, как много слогов, они разбежались, а мы с
тобой соберём их в слова»
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно составил от 8 до 11 слов.
Средний уровень – ребёнок правильно составил от 5 до 7 слов.
Низкий уровень – ребёнок составил 4 и менее слов или не составил слов вообще.
5. Производит звуковой анализ слов
Подготовка исследования:
Подготовить картинки с изображением предметов (мак, мост, кукла, сорока,
картина, черепаха); набор фишек красного, синего, зелёного цвета.
Проведение исследования:
Эксперимент проводится с детьми индивидуально. Перед ребёнком поочерёдно кладут картинки и предлагают ответить на вопросы:
1. Что нарисовано на картинке?
2. Какой звук в слове первый?
3. Третий и т.д.
По мере называния звуков ребёнок ставит фишки, составляя схему слова. (При первичном диагностировании ребёнок определяет количество звуков в слове на слух)
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок справился с 6 – 7 словами.
Средний уровень – ребёнок справился 4 – 3 словами
Низкий уровень – ребёнок справился с 2 – 1 словом.
6. Дифференцирует звуки
Проведение исследования:
Педагог произносит звук, предлагает ребёнку рассказать какой это звук
( гласный, согласный: твёрдый, мягкий, звонкий глухой).
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок не допустил ни одной ошибки.
Средний уровень – ребёнок допустил одну ошибку.
Низкий уровень – ребёнок допустил более одной ошибки.
7. Находит в предложении слова с заданным звуком
(При первичном диагностировании выделяет звуки из слова).
Методика «Звуковые прятки»
Педагог рассказывает ребёнку, что все слова состоят из звуков, которые мы
произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера взрослый произносит несколько гласных и согласных звуков. Затем ребёнку предлагают поиграть в « прятки» со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук нужно искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть ли разыскиваемый звук в слове.
Предлагается искать звуки: о, а, ш, с.
Все слова надо произносить очень чётко, выделяя каждый звук, а гласные звуки даже тянуть (отыскиваемый гласный звук должен стоять под ударением). Надо предложить ребёнку, чтобы он сам произнёс вслед за экспериментатором слово и послушал его. Можно повторить слово несколько раз. При заключительном диагностировании находит в предложении слова с заданным звуком.
Оценка результатов:
Высокий уровень – не допустил ни одной ошибки.
Средний уровень – допущена одна ошибка.
Низкий уровень – если допущено более одной ошибки.
8. Владеет чтением
(с учетом возрастных особенностей)
Для определения уровня овладения чтением ребёнку предлагается прочитать
предложение из 3 – 4 слов.
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок бегло читает целыми словами.
Средний уровень – ребёнок читает по слогам.
Низкий уровень – ребёнок читает по буквам.
Критерии оценки:
3 балла – ребёнок самостоятельно и правильно выполняет задание;
2 балла – справляется с заданием с помощью педагога;
1 балл – Ребёнок не справляется с заданием.
В результате суммы полученных баллов делается вывод: 17-24 балла – высокий уровень, 9-16 баллов – средний, 0-8 баллов– низкий уровень освоения программы.
Диагностическое обследование воспитанников по программе
дополнительного образования
№ | Фамилия, имя воспитан- ника | Первичное обследование | Общий уровень | Заключительное обследование | Общий уровень | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||
Методические материалы
Методы реализации программы
- Словесные – с помощью которых педагог доступно объясняет тему занятий и последовательность деятельности на занятии;
беседы (применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации),
рассказы обучающихся (метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений).
- Наглядные – с использованием наглядных пособий; просмотр альбомов, иллюстраций.
- Практические – показ алгоритма действий, упражнения, моделирование, использование игровых приемов.
- Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения - одобрение, похвала, поощрение.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.
Формы организации учебного занятия: беседа, игра, КВН, практическое занятие.
Педагогические технологии
Технология развивающего обучения: предполагает взаимодействие педагога и обучающихся на основе коллективно распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в образовательной и учебной деятельности обучающихся.
Личностно-ориентированное обучение: Человек – уникальная личность
и именно это является одним из основных постулатов личностно ориентированного обучения. Главными компонентами этого подхода являются признание уникальности каждого обучающегося и его индивидуальной учебной деятельности. Задача педагога: не передача знаний, умений и навыков, а организация такой образовательной среды, которая позволяет всем учащимся опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения. В процессе занятий создается совместная образовательная деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию обучающихся и развитие их личностных качеств.
Проблемное обучение: имеет в своей основе личностную ориентацию. Образовательный процесс строится на совместном решении проблемных задач. Изучаемый материал преподается не столько в виде готовой информации, сколько мотивирует к поиску ответов с использованием различных методов обучения.
Здоровьесберегающие технологии: правила техники безопасности выполняются всеми участниками образовательного процесса - педагогом и учащимися. С обучающимися проводятся:
- Инструктаж «Правила поведения на занятиях»,
- физкультминутки,
- подвижные игры и упражнения.
Очень важным элементом каждого занятия является прием смены видов деятельности, обязательное чередование теоретической части занятия с игровыми, творческими видами деятельности.
Игровые технологии: совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. Игровые технологии позволяют:
• поддерживать интерес к чтению, давая специальные знания, умения и навыки;
• создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;
• вовлекают в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы;
• позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;
• доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной деятельности,
• повышают уровень развития познавательной активности и творческих способностей.
Методическое обеспечение программы:
Комплект методических пособий к программе «От звука к букве» Колесникова Е. В.:
-Дидактический комплект «От звука к букве»;
-Букварь. Н.С. Жукова.
- Сценарий учебно-игровых занятий к рабочим тетрадям для детей 5 - 6 лет
- Рабочие тетради для детей 5-6 лет «ОТ А ДО Я».
Краткое описание общей методики работы
Цель: Овладение техникой чтения, развитие зарождающегося интереса к самостоятельному чтению.
Основной материал изучения – звуки, буквы, слоги, слова, предложения, небольшие тексты, которые дети к концу обучения читают самостоятельно.
Детям предлагаются игровые задания и упражнения со звуками, буквами, словами и предложениями.
Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению.
Список литературы
1.Азбука из пластилина. Лепим и учимся читать/ Авт. сост. М.В.Адамчик.- Минск: Харвест, 2022 г.
2. «Буквы и слоги», «Слова и предложения» - тетрадь дошкольников по обучению грамоте С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, Топоркова И.Г., Щербинина С.В., 2002 г.
3. Букварь. Н.С. Жукова. ООО Издательство «ЭКСМО» 2022 г.
4. «Изучаем грамоту» - тетрадь с заданиями для развития детей часть 1,2 Бурдина С.В.2021 г.
5. Колесникова Е.В. Весёлая грамматика для детей 5-7 лет. М.: Просвещение, 2022г.
6. Колесникова Е.В. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. М.: Просвещение, 2022 г.
7. Колесникова Е.В. Парциальная общеобразовательная программа «От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте. Издательство «БИНОМ», Москва 2019 г
8. Колесникова Е.В. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие. М.: «БИНОМ» 2021г.
9. Колесникова Е.В. Рабочая тетрадь «От А до Я» для детей 5-6 лет. М.: «БИНОМ» 2021г.
10. Маханёва М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В. Обучение грамоте детей
5—7 лет. Методическое пособие. — 2-е изд., испр. — М.: ТЦ Сфера, 2018г.
11. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий) / Сост. Г. Ф. Марцинкевич. - Волгоград: Учитель, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)
Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «АБВГДейка»
Программа дополнительного образования для старших дошкольников...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "АБВГДейка" для детей 6-7 лет
Программа кружка направлена на обучению детей звуко-буквенному анализу, чтению и письму....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «АБВГДейка»
Цель:подготовка дошкольников к обучению,ознакомление с буквами, как знаками записи известных им звуков, формирование умения читать.Задачи:Образовательные:обеспечение овладения минимальным уровнем знан...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год
Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2023 – 2024 уч. год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ Социально-педагогической направленности «Веселый язычок» обьединения «Чистоговорка».
Ррабочая программа разработана на 2023-24 учебный год к дООП объединения Чистоговорка.В ней подробно расписано количество занятий,темы занятий....