Обучение грамоте в старшей группе на тему "Слог. Деление слов на слоги"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Жукова  М.С.
Обучение грамоте в старшей группе на тему "Слог. Деление слов на слоги"

Цель: Дать понятие о слоговом составе слова.
Задачи:
- Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове;
- Формирование умения различать слово и слог;
- Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения;
- Активизировать и расширять словарный запас учащихся;
- Проводить самооценку

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx15.4 КБ
Файл prezentatsiya_k_konspektu_1.pptx2.22 МБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте в старшей группе на тему "Слог. Деление слов на слоги"

Цель: Дать понятие о слоговом составе слова.
Задачи:
- Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове;
- Формирование умения различать слово и слог;
- Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения;
- Активизировать и расширять словарный запас учащихся;
- Проводить самооценку
Оборудование:
Демонстрационный материал: сюжетная картина, слоговые схемы;
Раздаточный материал: предметные картинки, рабочие листы, простой карандаш.

Ход занятия

Орг. момент
- Скажите, с каким настроением вы шли сегодня в сад?
Мне очень хочется, чтобы на протяжении всего дня у вас было хорошее и бодрое настроение!

1. Знакомство с новым материалом
- Сегодня я хочу рассказать вам историю, которая случилась вот в этом лесу.
(Слайд 1-Лес)
- Какой это лес? Ответы детей
- И вот жила в лесу лиса со своими лисятами, которых звали Маша и Мариша. (Слайд 2)
Появляется лиса с лисятами)
- Какие лисята? Ответы детей
- Что они любят делать? Ответы детей
- Однажды пошла лиса со своими лисятами гулять. Заигрались лисята и не заметили, как убежали очень далеко. (Слайд 2)
Стала звать их лиса: «Ма-ша, Ма-ри-ша».
- Не слышат лисята. Давайте вместе их позовем (Ма-ша, Ма-ри-ша).
- Опять не слышат. Позовем их еще раз (Ма-ша, Ма-ри-ша).
- Когда мы звали лисят, мы произносили слово по частям. Послушайте еще раз. Ма-ша, Ма-ри-ша.
- Когда мы произносим слово по частям– это значит, что мы делим его на слоги .
- Послушайте, как я сейчас произнесу слово лиса и хлопну в ладоши на каждый слог.
- Давайте вместе (Ли-са)
- Сколько слогов в этом слове? Какой первый, второй?
- Как называют детёнышей лисы? (лисята)
Давайте разделим следующее слово (Ли-ся-та).
Сколько слогов?
Какой 1, какой 2, 3.
Не появились лисята, наверное, заблудились. Давайте отправимся в лес, поищем лисят, но чтобы их найти, надо выполнить несколько заданий.

Динамическая пауза
Мы заходим с вами в лес 
(Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес! 
(Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов. 
(Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас грибов,
Столько сделаем прыжков. 
(Раз, два, три ...)
Впереди из-за куста.
Смотрит хитрая лиса.
Мы лису обхитрим,
На носочках убежим. 
(Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели,
И тихонечко присели.

Закрепление нового материала
Присаживаемся на стульчики
А давайте посмотрим, какие еще животные живут в лесу? (Слайд 3)
Условие игры: дети называют животных, которые изображены: рысь, лось, волк, белка, медведь, заяц, бурундук, косуля.
Появляются 3 домика-1 слог, 2 слога, 3 слога(Слайд 4)
Правила игры: сначала назвать животных, в названии которых 1 слог (рысь, лось, волк); потом— два слога (белка, медведь, заяц); 3 слога (бурундук, косуля); хлопками показать количество слогов. (Животные идут в свой домик) (Слайд 5-12)
Каждый ребенок должен разделить слово на слоги, определить количество слогов и занять тот «домик», который соответствует количеству слогов в слове.
- Пока мы гуляли, я нашла корзинку. Давайте посмотрим, что в ней?
- В ней слова и они заблудились. Поможем им найти свой дом?
- Но для этого слова нужно разделить на слоги.
Кто догадался, какие слова будут жить в этом доме? ( Слова, в которых 1 слог)
(Слова, в которых 2 слога)
(Слова, в которых 3 слога)
- Возьмите себе каждый по одной картинке. Дети берут и называют свое слово.
Когда все картинки будут розданы, воспитатель просит детей занять нужный домик.
- Слова, в которых 1 слог, 2 слога, 3слога займите свой домик.

Проверка выполненного задания. (3 магнитные доски)
Слова по теме лес: малина, топор, еж, рябина,гриб,

Игра «Слово-слог». (Игра в кругу)
- Предлагаю поиграть. Я буду называть слово или слог. Если вы услышите слог- хлопайте, а если слово- подпрыгивайте.
Ма, зима, си, сила, мыши , ши, зи, корзина, вода , игра, ра.
Будьте дети так добры,
Тихо сядьте за столы.
Дети садятся за столы.

Самостоятельная работа детей.
Чтобы мы не забывали о нашей прогулке, жители леса прислали нам картину. Давайте назовем, что на ней изображено. (туча, ворона, береза, лиса, гриб) (Слайд 13)
Показать карточку.
Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании? (Соединить иллюстрации с подходящими схемами).
Проверка.
Давайте проверим, как вы справились с заданием, а для этого поменяйтесь своими работами.
Сколько слогов в слове береза?
(В слове береза 3 слога)
С какой схемой соединили?
(Со схемой №3)
Аналогично проверяются остальные слова.
На доске эталон верного ответа. (Слайд 14)(Показ воспитателем «с помощью» детей как верно соединить иллюстрации и схемы)
Кто нашел ошибки? (Уточнить какие ошибки были найдены)

Итог занятия
- Чему мы учились на занятии? (Делить слова на слоги, различать слова и слоги)
- Кому из вас требовалась помощь при выполнении задания?
- Кто без ошибок справился со всеми заданиями?
Мы с Вами справились со всеми заданиями, теперь лисята Маша и Мариша должны найтись.Давайте их еще раз позовем.
- Услышали,наконец,лисята и прибежали обратно.И обещали они никогда больше не убегать далеко.(Слайд 15).
А нам пора возвращаться в группу, давайте попрощаемся с гостями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

1 2 3

Слайд 5

1 2 3

Слайд 6

1 2 3

Слайд 7

1 2 3

Слайд 8

1 2 3

Слайд 9

1 2 3

Слайд 10

1 2 3

Слайд 11

1 2 3

Слайд 12

1 2 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по обучению грамоте в старшей группе- "Путешествие в - Страну слов"

В технологической карте закрепляется способ звукового анализа слова – весна ( способы определения гласности и согласности, твердости и мягкости звуков); умение заменить звук на нужную букву; находить ...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе №3. "Звуковой анализ слов".

Цель:  Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности....

Конспект занятия по Обучению грамоте в старшей группе На тему: «Буква Я. Чтение слогов, слов, предложений.»

Задачи: Образовательные:·         Познакомить с гласной буквой Я, которая дает мягкость согласным.·...

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Автоматизация звука ш в слогах, словах и предложениях.»

Данный конспект разработан для учителей-логопедов коррекционных групп для детей старшего дошкольного возраста, целью , которого является автоматизация звука  {ш} в слогах, словах и предложениях в...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе: «Звук, слог, слово, предложение»

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе: «Звук, слог, слово, предложение»...

Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе на тему: «Деление слов на слоги» (Образовательная область «Речевое развитие»)

Тема: «Деление слов на слоги»Цель: формирование грамматических понятий (слог, слово, предложение).Задачи:Образовательные:1. Формирование грамматических понятий: слог, слово, предложение....