Конспект ОД по обучению грамоте "Путешествие в страну знаний"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Калюжная Оксана Геннадьевна

Конспект ОД по обучению грамоте "Путешествие в страну знаний"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Полтавский детский сад «Родничок» Полтавского района Омской области

Организация образовательной деятельности

Образовательная область «Подготовка к обучению грамоте»

«Путешествие в страну Знаний»

Выполнила:

Калюжная О. Г

Рп. Полтавка, 2024г

Образовательная область: «Речевое развитие».

Тематические модули: «Обучение грамоте», «Развитие речи».

Цель: обобщение и систематизация полученных знаний на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

Задачи:

Образовательные:

- Выявить и закрепить понятие детей о звуке, букве, слоге, слове и предложении.

- Совершенствовать  умения детей делить слова на слоги, различать гласные и согласные звуки.

- Совершенствовать умение  дифференцировать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки.

- Закрепить умение делать звуковой  анализ слова.

- Закреплять умение  составлять предложения,  пользуясь схемой.

- Закрепить умение составлять предложения по опорным словам.

- Закреплять умение составлять схему предложения.

Развивающие:

- Развивать фонематический и речевой слух, артикуляционную и общую моторику.

- Развивать зрительное восприятие, внимание, память.

- Активизировать речемыслительную деятельность.

Воспитательные:

- Формировать навыки сотрудничества, активность, инициативность.

- Развивать словесно - логическое мышление у детей, умение рассуждать и делать выводы.

- Формировать навыки самостоятельной  работы, в подгруппе, работы у доски.

- Воспитывать чувство сотрудничества, ответственно относиться к выполнению заданий, дорожить дружбой.

Приемы и методы:

 сюрпризный момент, загадки,  самостоятельная работа детей по выполнению заданий, работа у доски, работа на листочках,  работа детей  в подгруппах, физ.минутка, пальчиковая гимнастика, вопросы – ответы, рассуждения и выводы  детей.

Материалы к занятию:

Ноутбук, проектор, презентация, звуковая запись письма от Королевы страны Знаний, лепестки  – задания от волшебного цветка, предметные картинки, схемы предложений,  карточки-схемы  для слова «книга», цветные карандаши, листочки в клетку, простые карандаши.

Предварительная работа:

игровые упражнения  и дидактические  игры на умение различать гласные и согласные звуки, умение делить слова на слоги,  составлять из слов предложения.

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примерное время (мин)

Ожидаемые результаты

Организационный момент

В. Ребята, к нам на занятие  пришли гости, давайте поздороваемся, улыбнёмся им. Я очень рада вас сегодня видеть в хорошем настроении.

Давайте встанем в круг и произнесём такие слова:

Раз, два, три, четыре, пять

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать

Внятно, чётко говорить,

Не вертеться, не шалить.

Дети собираются вокруг воспитателя.

1 мин

Организация детей. Положительный настрой

Мотивационно-ориентировочный

В: Ребята. Сегодня к нам в группу пришло  письмо (слайд 2)  Давайте прочитаем  его (слайд 3)

Ну что, ребята, вы готовы отправиться в страну Знаний?  Сначала мы с вами проговорим чистоговорку:

На-на-на – на улице весна

Жок-жок-жок – тает во дворе снежок

Ель-ель-ель – с крыши капает капель

Но-но-но – светит солнце нам в окно

Ло-ло-ло – всем от солнышка тепло.

В: Ребята, в стране Знаний есть жители, а кто они, вы узнаете, если отгадаете загадки…

Слушают

Проговаривают

1 мин

Мотивация

Практический

В: Молодцы, ребята, вы многое знаете про жителей страны Знаний.                                                                        Все загадки отгадали и в волшебную страну попали.

Проходите, пожалуйста, за столы.

Ручки на месте,

Ножки на месте,

Локти у края

Спинка прямая

 (слайд 4)  Ребята, посмотрите на слайд, а что это? (цветик-семицветик),  про который нам говорила королева Знаний Итак, первый лепесток срываем, задание выполняем

(слайд 5) В: Ребята, посмотрите, что это? Как назвать эти предметы одним словом?  (школьные принадлежности) А вот и первое задание:  Названия предметов на слоги делите,   И сколько в слове том частей – скорее напишите. Делят слова на слоги, записывают.  Молодцы, выполнили задание.

(слайд 6) В: Второй лепесток и второе задание:  Игра «Поймай звук» Встаньте каждый около своего места. Я называю слово, если в нём вы услышали звук Л, то хлопайте, если звук Р – топайте (пенал, мел, ручка, тетрадь, портфель, карандаш, обложка, фломастеры, линейка)

В: Выполнили задание, молодцы, присаживайтесь.

(слайд 7) В: Переходим к следующему лепестку

Третий лепесток срываем,  и задание от королевы Знаний выполняем (слайд 8) Задание «Собери ромашку»

Ребята, сейчас мы с вами разделимся на три команды. Каждая из команд должна будет собрать из лепестков, лежащих на столе, ромашку. Только одно условие: первая команда собирает ромашку с серединкой красного цвета, для своего цветка ей понадобятся лепестки, на которых нарисованы предметы, начинающиеся на гласный звук. Вторая команда собирает ромашку с серединкой синего цвета. Какие ей нужно выбрать для своего цветка лепестки? (Лепестки, названия которых начинаются на твёрдый согласный звук.) Ну, а третья команда собирает ромашку с серединкой зелёного цвета, какие она возьмёт лепестки? (Лепестки, названия которых начинаются на мягкий согласный звук). После выполнения задания, проверите друг у друга правильность выполнения

(Слайд 9)В:  Переходим к зелёному лепестку  

Отгадайте загадку:

Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться  
(книга) 

(Слайд 10)

Давайте  подберём нужную схему к слову книга и сделаем звуковой анализ этого слова. Это и будет  следующее  задание от Королевы страны Знаний. Вам нужно посчитать сколько звуков в слове «книга»  и обозначить соответствующим  цветом  эти звуки. Но прежде чем закрашивать квадратики, мы с вами разомнем пальчики, чтобы они были послушными. Возьмите карандаш между ладошками и повторяйте за мной:

Карандаш в руках катаю

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

Пальчики размяли, теперь пора приступать к заданию!

 (Один ребёнок работает у доски, остальные дети за столами)

В: Ну, а теперь я предлагаю отдохнуть. Проходите на коврик, выполним разминку(Слайд 11) 

(Слайд 12) Пятый лепесток сорвём и посмотрим,  какое задание приготовила Королева Знаний

(Слайд 13)

У Королевы Знаний

Помощников не счесть,
     Средь них один чудесный Гномик есть.
 Он карточку со схемами в подарок вам принёс.
         Вы ж проявите своё умение,
 Составьте со словами предложения

И с этим заданием вы справились, молодцы.

В: Ребята, какое сейчас время года? (Весна). Назовите, пожалуйста, признаки весны
 Весна – замечательное время года! Все вокруг оживает, просыпается от зимней спячки.

Солнце ярче светит

Дует теплый ветер.

Вот и кончилась зима,

К нам опять пришла весна

(Слайд 14) И на следующем лепестке у нас задание

Вам нужно внимательно рассмотреть картину, и составить по ней рассказ.

Смогли вы выполнить шестое задание? Молодцы.

 (Слайд 15) Что же за задание приготовил нам последний лепесток?

В:  А задание такое. Я буду диктовать предложения, вы должны нарисовать схемы этих предложений.

Но сначала вспомним правила написания предложения.

- Как пишется первое слово в предложении? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы). Как мы его обозначаем? Что ставится в конце предложения? (Точка)

Текст «Весна»

Наступила весна. Начал таять снег. У деревьев набухли почки.  Скоро появятся зеленые листочки. На проталинках появляются первые подснежники.

Воспитатель: Сколько слов в 1, 2, 3, 4, 5 предложении?

(Дети по очереди работают у доски, другие за столами)

В: Вот и выполнили все задания,  собрали мы все лепесточки, пора узнать магическое слово, А как его узнать? Что делать с этими буквами на лепестках?(дети догадываются, что буквы нужно расставить по порядку, от большой к маленькой, и прочитать слово - дружба).А как вы понимаете, что означает это слово?

Шире наш чудесный круг

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Выполняют задания.

Выполняют задания.

Находят схему слова, выполняют звуковой анализ слова

Отвечают,

составляют по предложения по схемам. (Из 2, 3, 4 слов)

Выполняют задание

Выполняют задани

25 мин

Могут дать обобщённое название предметов; Умеют делить слова на слоги; определяют количество слогов с помощью ладони.

Могут определять гласные и согласные звуки, мягкие согласные, умеют обосновать свой ответ

Умеют делать звуко-буквенный анализ слов

Правильно подбирают схему к слову и выполняют звуковой  анализ слова

Умеют составлять предложения по схемам;

Могут составить рассказ

Умеют составлять схему предложений

Рефлексивно-оценочный

Вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Знаний.

Все задания королевы Знаний вы выполнили, узнали магическое слово. А что вам понравилось больше всего?

- В каком задании испытывали трудности?

- Вы, ребята, молодцы. А в память о нашем путешествии королева Знаний передала вам вот такие смайлики

А теперь вернемся в группу!

Вокруг себя повернись, в группе очутись!

Отвечают на вопросы и дают самооценку своей деятельности.

3 мин

Умеют дать оценку своей деятельности на занятии. Могут сделать вывод по пройденному занятию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект организованной образовательной деятельности "Путешествие в страну знаний"

СОВМЕСТНАЯПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАНИЙ»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ СО СПЕЦИАЛЬНЫМЫ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬН...

конспект организованной образовательной деятельности "Путешествие в страну знаний"

СОВМЕСТНАЯПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАНИЙ»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ СО СПЕЦИАЛЬНЫМЫ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬН...

Конспект итогового интегрированного занятия «Путешествие в страну Знаний»

Конспект  итогового  интегрированного занятия  «Путешествие в страну Знаний» в подготовительной  к школе группе...

Конспект образовательной деятельности по познавательному направлению «Страна знаний» для детей 6-7 лет

Цель: закрепление полученных знания детей.Задачи:-  продолжать развивать умение составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр;- закреплять умение выделять в...

Конспект итоговой интегрированной НОД «Путешествие в страну Знаний» в подготовительной группе

Итоговая интегрированная НОД проведена в подготовительной группе в конце учебного года.  Приоритетная образовательная область - "Познание" (ФЭМП и конструирование). Интеграция образовательных обл...

Открытое занятие по обучению грамоте "В страну знаний" в подготовительной группе.

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе...

Обучение грамоте Тема: «Страна Знаний»

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе.Цель: закрепление  и обобщение  полученных детьми знаний и умений.Задачи:Обучающие:совершенствовать умение у детей давать основные хара...