Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук [ы], буква «Ы»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Пугавьева Мария Александровна

Задачи:

I Коррекционно – образовательные:

  1. Познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы».
  2. Закрепить навыки произношения звука [ы], в слогах, словах, предложениях.
  3. Учить различать окончания  существительных в единственном и  множественном числе.
  4. Упражнять  в составлении  предложений.

II Коррекционно – воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение к занятиям, чувство взаимопомощи.

III Коррекционно – развивающие:

1.Развивать фонематический слух.

  1. Развивать зрительную память, устойчивое внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Оборудование:  презентация, буква «Ы», фишки для звукового анализа,  мяч, картинки для составления предложений, игрушка Мышонок, карточки для звукового анализа слова, звуковые линейки, полоски для составления схемы предложения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_y.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: «Звук [ы], буква «Ы»

Задачи:

I Коррекционно – образовательные:

  1. Познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы».
  2. Закрепить навыки произношения звука [ы], в слогах, словах, предложениях.
  3. Учить различать окончания  существительных в единственном и  множественном числе.
  4. Упражнять  в составлении  предложений.

II Коррекционно – воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение к занятиям, чувство взаимопомощи.

III Коррекционно – развивающие:

1.Развивать фонематический слух.

  1. Развивать зрительную память, устойчивое внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Оборудование:  презентация, буква «Ы», фишки для звукового анализа,  мяч, картинки для составления предложений, игрушка Мышонок, карточки для звукового анализа слова, звуковые линейки, полоски для составления схемы предложения.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

- Сегодня к нам на занятие пришёл Мышонок. Он принёс нам много игр, в которые мы сегодня с вами поиграем.

- сядет первым тот, кто назовёт слова, начинающиеся на гласный звук.

2.Сегодня на занятии мы  с Мышонком познакомимся с новым звуком и новой буквой.

3. Отгадайте загадки:  (мультимедиа)

- Маленький рост,

длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки. (Мышь) (появляется картинка)

- Кольцо в носу, глаза налиты кровью.

 Оберегает он семью коровью.

 Всегда на страже собственного стада,

 Дразнить его совсем не надо.

 Он к разным шуткам не привык,

 Не понимает их, он -… (бык) (появляется картинка)

- Из малых кошек, из пятнистых,

 А на ушах, представьте, кисти!

 Короткий хвост. Не скажешь «брысь»,

 Она ведь хищник грозный …

(Рысь) (появляется картинка)

- Творожку я брат,

 Сметанке - сват,

 Маслу - племянник,

 А молоко - моя мать. (Сыр) (появляется картинка)

- Вьется, взвивается,

В небо устремляется. (дым) (появляется картинка)

-Мышь, бык, рысь, сыр, дым. Какой одинаковый звук в этих словах? (ы)

- Какой это звук? (гласный)

4. Поиграем в игру «Помоги мышке достать сыр» (мультимедиа)

- Произнесём звук [ы-ы-ы] пока мышь не достанет сыр.

5. Поиграем в игру «Светофор»

- Если услышите в слове звук [ы], то покажите красную фишку, если данного звука нет, то покачайте головой.

Дом, мак, дым, ком, усы, мох, бык, весы, кот, дубы, кит, дыни, бок, тыква.

6. Знакомство с буквой

Звук [ы] обозначается буквой «Ы» (показ буквы)

Выложим букву «Ы» из пальцев: (мультимедиа)

Указательный с большим

Мы в «кольцо» соединим,

Остальные пальцы прямо

Вверх направятся упрямо.

Правую ладонь ребром

Направим также вверх, увы!

Но как же здорово, друзья,

Сейчас прочтём мы букву «Ы».

- А теперь послушайте, стихи о букве, а потом скажите, на что похожа буква. (Мультимедиа)

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква «Ы»-

Все мы знать её должны.

А бедняжка буква «Ы»

Бродит с палочкой, увы.

-Ты -  худой, а я -  толстяк.

- Ешь поменьше натощак!

  1. Физкультминутка

- Сейчас мы с Мышонком  поиграем

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише.

Деревцо всё выше – выше.

  1. Игра «Найди место звука»  со звуковыми линейками

- Поставьте фишку на звуковой линейке туда, где находится звук [ы] в словах.(в начале слова, в середине, в конце)

Дым,   ягоды, дыни, лимоны, сыр,  губы, лыжи, банты, улыбка.

9. Составление предложения по картинке (мультимедиа)

Мышь несёт сыр.

- Сколько слов в предложении? (3)

- Выложите схему.

10. Звуковой анализ слова усы (мультимедиа)

-Сколько слогов в слове усы? (2)

-Сколько звуков? (3)

- Назовите первый звук. (У)

- Какой он? (гласный)

-Каким цветом обозначим? (красным)

- Назовите второй звук. (с)

- Какой он? (согласный, глухой, твёрдый)

-Каким цветом обозначим? (синим)

- Назовите третий звук. (ы)

- Какой он? (гласный)

-Каким цветом обозначим? (красным)

11. Самостоятельно выложить схему слова каждому ребёнку. (карточки)

Сыр, мышь, дым, дыня.

12. Гимнастика для глаз (карточка)

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд  направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть  будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тысячу раз!

13.  Игра «Один – много» (с мячом). В кругу. Педагог бросает мяч и говорит слово, а ребёнок образует множественное число.

Конфета – конфеты,

Лента – ленты,

Тыква – тыквы,

Липа – липы,

Стол – столы,

Дуб – дубы,

Сад – сады,

Ягода – ягоды,

Лимон – лимоны,

Ус – усы.

14. Игра «Составление словосочетаний»

Подберите слова:

Умный…

Дежурный…

Быстрый…

Старый…

Длинные…

Медленный…

Высокие…

Красивый…

Жёлтая…

  1.  Итог занятия

- С каким звуком познакомились?

- Как называется буква?

- Придумайте слова со звуком  [ы]. Если дети затрудняются открыть последний слайд презентации с картинками, в названии которых есть звук [ы].

- Попрощаемся с Мышонком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук и буква М»

Уточнить знания о звуках [М], [М\']; упражнять детей в выделении звуков [М], [М\'] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомство с буквами М, м; продолжать закреплять графические навыки; ра...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук [ы], буква «Ы»

Задачи: I Коррекционно – образовательные: 1. Познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы». 2. Закрепить навыки произношения звука [ы], в слогах, словах, предложениях. 3. Учить различать окончания ...

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группетема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук [Г]. Буква Г»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группеТема: «Звук [Г]. Буква Г»ЦЕЛЬ: Закрепить знание звука [Г] и буквы Г.Задачи:   Образовательные: закр...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук и буква Ш»

Коррекционно-образовательные задачи:- закрепить правильное произношение звука Ш; выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов; определять место звука в слове;- закрепить навык звуко-буквенного анализа...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: Звук и буква А.

Цель: закрепление понятия «гласный звук»; выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков; в начале и в конце слова, в словах из текста; знакомство с буквой А, закрепление...