Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе Воспитатель: Пучкина В. А. МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

 Пучкина Виолетта Андреевна

 

Конспект занятия

по подготовке детей к обучению грамоте

в подготовительной группе

Воспитатель: Пучкина В. А.

МАДОУ ЦРР детский сад №14

г. Кропоткин

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zamok.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по подготовке детей к обучению грамоте

в подготовительной группе

Воспитатель: Пучкина В. А.

МАДОУ ЦРР детский сад №14

г. Кропоткин

Тема: «Заколдованный замок».

Цель: Определить уровень овладения детей звуковым анализом (определение последовательности звуков в словах, порядкового места звука в слове, умение различать на слух звуки гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, умение находить ударный слог в слове).

          Упражнять детей в слоговом анализе слова.

          Выявить умение детей составлять предложения с заданным словом, схему предложения, группировать отдельные слова в предложение.

          Упражнять детей в чтении слов, слогов, решении кроссвордов.

          Развивать мелкую мускулатуру кистей рук.

          Продолжать учить детей понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

          Воспитывать желание учиться, быть грамотными.

                                                                                                                                                               

Оборудование: нарисованный замок с открывающимися дверцами и навесными замками, фигурка королевы Грамоты, фишки в виде солнышка, шоколадные медали, звуковые линеечки, наборные полоски, фишки, обозначающие гласные, твердые и мягкие согласные, тетради, ручки, цветные карандаши, картинки с зашифрованными именами детей, нарисованный на доске кроссворд, картинки, изображающие различные предметы.

Ход занятия:

– Ребята, в стране звуков и букв случилась беда. Войско злых «ошибок» схватило королеву Грамоту и заточило в этом замке. Посмотрите, сколько замков навесили они на дверь. И каждый замок заколдован. А открыть их можно только в  том случае, если правильно выполнишь задания. Так давайте, выполним эти задания и освободим королеву Грамоту. За правильный ответ вы будете получать вот такое «солнышко».

  –Что бы правильно выполнить все задания, давайте вспомним, что мы знаем о звуках и буквах. В чем разница между звуком и буквой? (Звуки мы произносим, а буквы пишем, буквой обозначается звук на письме).

 

 – Теперь я уверена, что вы справитесь со всеми заданиями, снимите все замки и освободите королеву Грамоту.       

Задание 1.

Дидактическое упражнение «Угадай, как нас зовут».

– Взгляните на эти картинки и по первым звукам изображенных предметов определите, как зовут малышей. (Аня, Саша, Ира, Вова, Коля, Оля.)                                          С первым заданием вы справились, а замочек с дверей снимет … (вызывается ребенок, активно участвовавший в выполнении этого задания).

Задание 2.

–А теперь возьмите в руки звуковые линеечки. С их помощью можно обозначить место звука в слове. Начало – слева, возле зеленой полосочки. Если звук находится в начале слова, мы закрываем черным кружочком первое окошко. А если звук находится в середине слова, то какое окошечко вы закроете? (Среднее). А если звук находится в конце слова? (Последнее окошко).

– Покажите мне на своих звуковых линеечках, где находится звук «к»  в слове «Коля».

–Звук «ш» в слове «Саша».                                                        –Звук «р» в слове, изображенном на этой картинке. («парус»)

–Теперь взгляните на эту картинку, и покажите место звука «г» в этом слове.(«флаг»)      

–Молодцы! Вот мы выполнили и второе задание и можем снять один замок с двери. А сделает это тот, кто прекрасно справился с первым заданием. (Вызывается ребенок, наиболее активно участвующий в выполнении данного задания).

Задание 3.

Следующее задание: нужно разделить слово на слоги и подсчитать количество слогов в каждом слове. Вы хорошо знаете, что в слоге может быть один или несколько звуков, но обязательно один из этих звуков – гласный. В слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Слова: беда, королева, ошибка, дверь, замок. Пришло время снять с двери третий замок.

Задание 4.

А теперь вам нужно определить ударный слог в этих словах. А какой же слог мы называем ударным? Такой слог, при выделении которого голосом слово не меняется, звучит правильно. ( Слова: беда, парус, Саша, молоко, окошко.) А напоследок вам задание с секретом: какой слог ударный в этом слове? (На доске написано слово «замок»). Вот какое хитрое слово, мы поменяли ударение и получили совсем другое слово. Вы видите две картинки и два слова. Поставьте ударение так, чтобы слово обозначало именно то, что нарисовано. (Работа у доски и в тетради).

Снимаем четвертый замок.

Физминутка:

                               «Буратино»

       

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Топнул, хлопнул,

Прыгнул, сел,

По сторонкам поглядел,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Задание 5.

А сейчас вам предстоит задание, связанное со звуками. Давайте вспомним, какие бывают звуки?

Какие звуки мы называем гласными? (Такие, которые произносятся голосом, то есть их можно пропеть, громко произнести, при их произношении не встречается препятствий, воздух свободно выходит из ротика.

Какой фишкой обозначаются гласные звуки? Почему? (Кружком, он похож на открытый ротик).

Какие звуки мы называем согласными? (Такие, при произношении которых встречаются препятствия,  их нельзя громко произнести, пропеть).

А что же это за препятствия? Что может мешать произносить согласный звук? (Язык, губы, зубы).

Какие бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие).

Какими фишками обозначаются? Почему? (Твердые согласные обозначаются одной полоской, а мягкие – двумя, потому что еще больше препятствий встречается).

Раскройте свои тетради и найдите нарисованные воздушные шарики. В каждом шаре написаны слоги. Прочтите их. Затем закрасьте синим карандашом те, в которых встретите твердый согласный звук, и зеленым карандашом – те, в которых встретите мягкий согласный звук.

Теперь подвиньте к себе фишки и наборные полоски. Составьте схему слова «замок», «беда». (Работа у доски и с раздаточным материалом. Детям, быстро справившимися с заданием, предлагаются для индивидуальной работы картинки для звукового анализа).

Снимаем пятый замок.

Задание 6.

– Дети, на каком языке мы с вами говорим? Как и всякая другая, наша речь состоит из … чего? Из предложений. А из чего состоят предложения? Из слов. А слова состоят? Из слогов. А из чего же состоят слоги? Из звуков.

Следующее задание называется «Живое предложение». Слова из предложений перепутались. Давайте поставим их на место.

Замок, на, стоит, горе, высокой.

Дверь, замок, крепкий, висит, на.

Слова стоят не по порядку. Поэтому не очень понятно, о чем же говорится в предложении. Расставьте слова правильно, чтобы все стало понятно и предложение звучало красиво.

 А теперь попробуйте сами составить предложение, но в нем обязательно должно быть это слово. (Показывается

картинка с изображением воздушного шара, а затем – флага).

Мне очень понравилось предложение …(называется имя ребенка). Давайте составим схему этого предложения. (Предложение произносится еще раз, дети пишут в тетрадях, один ребенок работает у доски).

Снимаем шестой замок, остался всего один.

Задание 7.

Последнее задание – кроссворд. Вам нужно вставить недостающую букву и соединить получившееся слово с соответствующей картинкой.

Снимаем последний замок и открываем двери замка. А вот и королева Грамота, которую вы освободили.

Всем спасибо за работу. Сейчас у вас есть немного времени, чтобы закончить работу в тетрадях: раскрасьте картинки и проведите карету королевы Грамоты от замка ошибок до ее дворца.

       

         

(Словесная оценка работы детей, раздача детям шоколадных медалей от королевы Грамоты, проставление печатей в тетрадях детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Играйте вместе с детьми" Воспитатель Пучкина Виолетта Андреевна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Консультация для родителей"Играйте вместе с детьми"Воспитатель Пучкина Виолетта АндреевнаМАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...

Консультация для родителей «Как читать». Воспитатель Пучкина В. А. МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Консультация для родителей «Как читать». Воспитатель Пучкина В. А.МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ. Тема: Дидактические игры как средство подготовки детей к обучению грамоте (подготовительная к школе группа)

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте).Уточнение артикуляции и произношения звука [д]. Буква Д.Открытое занятие по речевому развитию (обучение грамоте).Дидактические игры по обучению гра...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...

Конспект по подготовке детей к обучению грамоте на тему "День рождения звука [И]"

Конспект по подготовке к обучению грамоте детей средней группы. В данном конспекте при знакомстве со  звуком [ и ] используется символьная система Ткаченко Т.А. обозначения гласных зву...

"Путешествие по стране Пиши-читай" (из серии занятий) конспект по подготовке детей к обучению грамоте

Приглашаем вас в волшебную страну Пиши-читай, в которой вы окажетесь в самом центре незабваемых образовательных приключений!...