Театрализация как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста с ТНР.
консультация по обучению грамоте (старшая группа)

Коровкина Татьяна Викторовна

информация о значимости диалогической речи через театрализованную деятельность детей старшего дошкольного возраста ТНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализация как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста с ТНР.

Одной из основных задач речевого развития дошкольников является овладение диалогической речью, так как именно в ее недрах зарождается связная речь. Нельзя не согласиться с тем, что речь — это средство общения и орудие мышления; возникает и развивается лишь в процессе общения.

Слово «диалог» — одно из многих иностранных слов, которое в настоящее время широко употребляется в русском языке. Оно происходит от греческого слова dialogas и означает «разговор», «беседа». Мы разделяем точку зрения исследователей, указывающих на то, что диалог зависит от ситуации, от обстановки разговора, обусловлен предыдущими высказываниями собеседников, чаще имеет незапланированный характер, реализуется в процессе непосредственного общения и состоит из чередующихся реплик. Т. Г. Винокур в работе «О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи в современном русском языке» выделяет следующие языковые особенности диалога: более или менее быстрый темп речи, когда каждый компонент является репликой; сравнительная краткость реплик; лаконичность и эллиптичность построений внутри реплик; синтаксическая неполнота и др. Бесспорно, что диалог — форма социального взаимодействия, и чтобы дошкольник мог принять участие в диалоге, он должен овладеть некоторыми умениями: 1. Собственно речевые умения (знать когда, как и с кем вступать в общение; как продолжать и завершать разговор). 2. Умения речевого этикета (дошкольник постепенно учится приветствовать, прощаться, приглашать, просить, поздравлять, благодарить отказывать и т. д., так происходит овладение речевыми штампами, некоторыми шаблонными оборотами речи). 3. Невербальные умения (ребенок учится правильно и уместно использовать жесты, мимику, позы). Педагоги находятся в постоянном поиске средств развития диалогической речи дошкольников, многие сходятся во мнении, что эффективным методическим средством для этого является театрализованная деятельность. Необходимо отметить, что существуют различные точки зрения на театрализованную деятельность, ее разновидности и систему работы по развитию театрализованной деятельности. По определению О. А. Карабановой, театрализованная деятельность это намеренное воспроизведение отдельного сюжета сценария. По мнению И. Г. Вечканова театрализованная деятельность отражает возрастные, половые, социальные отношения; подчиняется сюжету или сценарию (в своих временных и пространственных характеристиках); создаваемые образы овеществляются (путем переодевания, использования кукол, масок и др.); используются различные символические средства (мимика и пантомима, графика, интонация, пение и т. п.). Театрализованная деятельность, как отмечают Л. С. Выготский, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконин, близка и к сюжетной игре, и к игре с правилами. И. Г. Вечканова указывает, что театрализованная деятельность задана художественным произведением или заранее оговоренным сюжетом реальности. Отмечает, что роль требует от дошкольника большего подчинения сюжету (если сравнивать с сюжетно-ролевой игрой), но не исключает и творчества. Таким образом, театрализованная деятельность — это и разновидность художественной деятельности (где наблюдается интеграция литературы, музыки, изобразительного творчества), и сюжетная игра (проявляющаяся в творческом опыте ребенка). Организация и методика театрализованной деятельности широко представлена в работах педагогов и методистов — Л. Ворошниной, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шиловой и др. В их исследованиях отмечается, что театрализованная деятельность стимулирует активную речь, расширяет словарный запас, помогает усваивать богатство родного языка, является источником развития чувств и невербальных элементов общения. Исследователи (Н. Карпинская, А. Николаичева, Л. Фурмина и др.) отмечают, что благодаря театрализованной деятельности дошкольники познают окружающий мир через познание героев, изучение образов и персонажей; затрагиваемые вопросы театрализованных постановок, заставляют детей думать, делать выводы и обобщения. Театрализованная деятельность способствует формированию опыта социальных взаимодействий, так как каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста имеет нравственную направленность. Положительные герои сказок становятся образцами для подражания, отрицательные персонажи вызывают осуждение. Традиционно театрализованная деятельность делится на две группы: ролевые (драматизации) и режиссерские (см. схема 1). В ролевых действиях ребенок исполняет роль, реализует определенный образ, исходя из этого образа (положительного или отрицательного) вытекают и последующие действия ребенка, так как герой произведения может быть грустным и веселым, хитрым и наивным, и ребенок должен постараться выразить эти чувства, эмоции и черты характера вербально и невербально. Каждый проигранный образ внутренне изучается ребенком и запоминается. К ролевым действиям относятся: имитации образов, ролевые диалоги, спектакли и импровизации. В режиссерских действах ребенок не является действующим лицом, а руководит игрушками, куклами, предметами-заместителями, озвучивает их, комментирует сюжет, создает игровое пространство. Дошкольники воспроизводят диалоги из сказок, произведений или придумывают свои. Виды режиссерских действий: настольный, кукольный, плоскостной театры, театр игрушек и др.

Традиционно подготовка к театрализованной деятельности осуществляется в несколько этапов.

Первый этап: восприятие произведения. Вначале необходимо познакомить дошкольников с литературным или фольклорным произведением, провести беседу о прочитанном, пояснить содержание, выделить героев с различными чертами характера.

Второй этап: выделение частей в произведении, выяснение мотивов действий персонажей.

Третий этап: музыкально-ритмическое сопровождение (выбор музыкальных произведений, которые будут звучать в спектакле). Четвертый: работа над костюмами и декорациями.

Четвертый этап: работа над частями произведения, репетиция отдельных частей.

Пятый этап: репетиция с костюмами всего спектакля.

Шестой этап: премьера спектакля.

Седьмой этап: подготовка рисунков по спектаклю, обсуждение спектакля, выставка фотографии (с речевыми комментариями).

Так дети учатся оценивать исполнение, понимать, что конечный результат зависит от каждого. В методической литературе выделяю следующие приемы активизации участия детей в театрализованной деятельности: позволить выбрать дошкольнику роль по желанию; назначить на главную роль застенчивого ребенка; распределять роли по карточкам. Педагог должен обладать особыми умениями и навыками в организации театрализованной деятельности. Чтобы научить ребенка выражать чувства и эмоции персонажа, педагог должен уметь выразительно читать, так как интонация воспитателя — это образец для подражания. Педагог должен уметь перевоплощаться, т. е. обладать артистическими качествами. Должен уметь организовывать, руководить, т. е. обладать режиссерскими навыками; создавать атрибуты, элементы костюмов, масок, декораций, которые могут помочь дошкольникам прочувствовать героев, обстановку, создаваемую в спектакле. Педагог должен приобщать детей к театральной культуре: познакомить с театром, его устройством, его видами, чтобы сформировать интерес к театральному искусству.

Итак, театрализованную деятельность можно отнести к средствам развития диалогической речи, поскольку посредствам ее у детей происходит формирование умения пользоваться различными видами реплик: учатся грамотно задавать вопрос и отвечать на него в соответствии с темой и ситуацией (развернуто или кратко); учатся сообщать собеседнику свои мнения, впечатления, эмоции, учатся проявлять терпимость к другому мнению.

Формируются элементарные правила поведения в диалоге (выслушивать собеседника, говорить по очереди и др.). Таким образом, с помощью театрализованной деятельности ребенок высказывает свои мысли, свое отношение к увиденному, к прочитанному; дошкольник сообщает о своих впечатлениях, делится чувствами, что способствует развитию речевых возможностей. Любое литературное и фольклорное произведение является образцом диалогического взаимодействия. Заучивание литературных диалогов, инсценировка стихов, потешек по ролям обогащают речь дошкольников формами диалогических реплик, дети запоминают правила ведения диалога, у них формируется представление об участниках (адресантах и адресатах) диалога


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мастер-класс» Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности.

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности...

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста в процессе беседы

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Это положение нашло свое отражение в исследованиях, в которых п...

Значение игровой деятельности в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе ...

Тема: «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Тема: «Развитие диалогической речидетей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...

Проект: «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Задачи:1.Обучать строить диалог;  повысить речевую активность средствами театрализованной деятельности.2.Развивать речевые контакты ребёнка со взрослыми и детьми.3.Воспитывать культуру речи при п...

Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста

В презентации "Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста"  представлены современные подходы к формированию коммуникативной компетентности,...