Открытая образовательная деятеьность по обучению грамоте посредством применения технологии «Интеллект-карта" - «МЫ УМЕЕМ ВИДЕТЬ НЕОБЫЧНОЕ В ОБЫЧНОМ»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
На занятии дети знакомятся с крылатыми выражениями, техникой создания «Интеллектуальная карта», развивают коммуникативные навыки, умение рассуждать о чертах личности человека, поступках, несущих в себе нравственную ценность, развивать планирование своей деятельности, воображение и творческую активность, воспитывают и взращвают в себе духовно-нравственные ценности, чувство товарищества, внутренний поиск способов решения задачи, умения работать в команде, радоваться достигнутому результату.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryt_zanyaie_my_vidim_neobychnoe_v_obychnom.docx | 458.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Анисимова Людмила Владимировна,
воспитатель
МБДОУ № 9
Республика Татарстан, г. Нижнекамск
«РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГРАММАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КАРТА» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЙ
«МЫ УМЕЕМ ВИДЕТЬ НЕОБЫЧНОЕ В ОБЫЧНОМ»
Форма организации педагогического мероприятия: организованная образовательная деятельность.
Возраст воспитанников: подготовительная к школе группа (седьмой год жизни).
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, поисково-исследовательская, изобразительная.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: формирование грамматических способностей посредством применения «Интеллектуальная карта».
Задачи:
Образовательная - знакомство с крылатыми выражениями, техникой создания «Интеллектуальная карта».
Развивающая - развивать: коммуникативные навыки, умение рассуждать о чертах личности человека, поступках, несущих в себе нравственную ценность, развивать планирование своей деятельности, воображение и творческую активность.
Воспитывающая – воспитывать духовно-нравственные ценности, чувство товарищества, внутренний поиск способов решения задачи, умения работать в команде, радоваться достигнутому результату.
Оборудование и материалы: бейджики с цветными кружочками красного, зеленого, коричневого, синего цвета (по количеству детей), цветные подушки (по количеству детей), зонтик с прикрепленными картинками крылатых выражений («Дело в руках горит», «Золотые руки», «Мастер на все руки»); 5 дорожек со следами ног, рук и лужиц; большой лист бумаги (ватман), на листе в центре размещена картинка – «эмблема» трудолюбия, от картинки отходят стрелки красного, коричневого, зеленого и синего цвета; комплект стрелок; комплект картинок по темам: «Как человек трудится»», «Я трудолюбивый», «Крылатые выражения о трудолюбии», «Трудолюбивые герои из сказок и мультфильмов»; фломастеры, маркеры разных цветов, книжка-раскраска «Трудолюбивые герои».
Ход занятия
1. Формирование у детей внутренней мотивации к деятельности | ||
Содержание | Обратная связь на высказывание детей | |
Воспитатель приветствует детей в кругу, рядом расположены подушки, зонтик с картинками. На детях бейджики с кружочками красного, коричневого, зеленого, синего цветов: «1,2,3,4,5 Приглашаю Вас играть Кто быстрее подойдет, Знания он здесь найдет Объясню и покажу Новому Вас научу Подбегаем, подбегаем И подушки выбираем!» - Присаживайтесь ребята, давайте поздороваемся, меня зовут Людмила Владимировна. Я очень рада со всеми вами познакомиться! - Сегодня я пришла к Вам в гости с чудо-зонтиком, он научит нас сегодня видеть необычное в обычном (воспитатель берет зонтик, крутит зонтик). - Посмотрите какую необычную картинку предлагает нам зонтик! (воспитатель показывает картинку на зонтике «Дело в руках горит»). - Что Вы видите? - Верно! А так бывает на самом деле? Что в руках пожар? - А давайте проверим, потрем руки быстро-быстро (воспитатель, потирает ладони обоих рук), чувствуете, как нагрелись Ваши руки, как огонь? Человек так быстро и пламенно работает, как - будто огонь горит! И поэтому, говорят, «Дело в руках горит». - А хотите еще увидеть картинки? (воспитатель поворачивает зонтик, показывает картинку на зонтике «Золотые руки»). - Посмотрите на свои руки, у Вас такие же? - Это обычные руки? - «Золотые руки»! А о каких людях так говорят? - Я согласна с вами, это же необычные руки – уникальные! И человек с золотыми руками – необычный. Он так хорошо делает свое дело, и необычно, уникально, блестяще! И работа его получается просто как золото! - А посмотрите еще одну картинку нам зонтик показывает, здесь что видите? (воспитатель поворачивает зонтик, показывает иллюстрацию «Мастер на все руки»). - Посмотрите на свои руки – у Вас столько же много рук? - А если бы у Вас было больше рук, вы бы много успевали делать? - Что бы Вы делали, если бы у Вас было много рук? - Поэтому и говорят, когда человек успевает сделать много, то он «Мастер на все руки», хотя у него также, как и у Вас только две руки. - Скажите, все эти необычные картинки рассказали нам о каких людях? (Воспитатель поворачивает зонтик, демонстрируя картинки). - Верно, эти люди любят труд! И они – поэтому….? (Воспитатель демонстрирует картинки на зонтике, поворачивая его) – действительно, они трудолюбивые и делают работу быстро, качественно и умело. - Ребята, все эти меткие выражения - словно обрели крылья и перелетают от человека к человеку и называются крылатыми! Давайте вместе вспомним их! (Воспитатель поворачивает зонтик, демонстрируя картинки крылатых выражений). - Вот мы увидели с вами необычное в обычном! (Воспитатель встает с зонтиком, начинает отходить немного назад, от детей, к дорожкам с веревками, проговаривая слова): Физкультминутка «1, 2, 3, 4, 5 Приглашаю Вас играть Парами вставайте, На следы наступайте Парами вставайте, Пять дорожек занимайте!» (Воспитатель показывает движения, в соответствии с текстом, дети повторяют). -Ребята а давайте поиграем?! - Мы руками разведем (разводят руки в стороны) - Руки в брюки уберем (прикладывают руки к следам ладошек) - По ветру носы подержим (поворачивают голову влево, вправо) - В три погибели согнемся (наклоняясь низко, касаются руками ладошек) - И друг – другу улыбнемся (поворачиваются к соседу улыбаются) - Намылим себе голову! - И уши все потрем! (имитационные движения) - По лужицам попрыгаем (прыгают по лужицам) - И к зонтику придем! (идут по следам ног) - Но в ногах правды нет! У нас есть на все свой ответ (показывают «лайк» большим пальцем руки). | Дети подбегают к воспитателю, садятся на подушки. Дети приветствуют друг – друга и воспитателя.
Дети рассматривают картинку. Ответы детей: «Руки, огонь, руки горят…» Дети: «Нет!» Дети совершают потирающие движения ладоней рук вслед за воспитателем. Дети: «Да!», рассматривают картинку, предлагают ответы: «Руки» Дети: «Нет…» Дети: «Нет, они необычные. Они золотые!.............» Дети: «О людях, которые умеют много всего делать…» Дети рассматривают картинку, предлагают ответы: «Человек, у него много рук». Дети: «Нет, только две руки». Дети: «Да, много…» Дети предлагают свои ответы: «Одними руками бы рисовали, другими бы играли и т.д.» Дети размышляют, высказываются. Дети: «О людях, которые много и хорошо все делают!» Дети: «Трудолюбивые!» Дети задумываются. Дети вместе с воспитателем проговаривают вслух крылатые выражения о трудолюбии. Дети подбегают к дорожкам, делятся на пары и занимают места на дорожках со следами ног. Дети: «Да!» Дети с воспитателем выполняют движения, продвигаясь по дорожкам. | |
2. Планирование детьми собственной деятельности. | ||
- Молодцы ребята! Вот здорово мы поиграли! (Воспитатель с детьми стоят около стола, на котором размещен большой лист бумаги, в горизонтальном положении; на листе в центре размещена картинка – «эмблема» трудолюбия, от картинки отходят стрелки красного, зеленого, коричневого, и синего цвета; комплект стрелок; рядом на столах для команд детей (4) – лежат различные картинки по темам: «Человек трудится?» (1), «Я трудолюбивый» (2), «Крылатые выражения о трудолюбии» (3), «Трудолюбивые герои из сказок и мультфильмов» (4).
- Ребята, я предлагаю Вам сейчас потрудиться и создать «Карточку – Напоминалочку» о трудолюбивом человеке. - Как Вам такая идея? (Воспитатель приглашает детей к столику с картой). - А для этого нам нужно вновь поделиться на команды по 2-3 человека. Каждая команда будет выполнять свое задание. - Ребята я предлагаю Вам поделиться на команды в соответствии с цветом кружочков на ваших бейджиках. Красные, зеленые, коричневые, зеленые кружочки объединяйтесь в команды! - А теперь подойдите пожалуйста к столикам, где лежат картинки в соответствии с цветом вашей команды (воспитатель указывает детям на цвет кружочка их бейджика). Воспитатель: - Ребята, а давайте вместе произнесем: «1,2,3,4,5 – начинаем создавать!». Воспитатель обращается к детям: - Ребята ознакомьтесь с картинками, рассмотрите их. Далее воспитатель к первой команде: - У Вас (имена детей) будут «Золотые руки»! Существует выражение «Труд кормит человека» - Вашей команде я предлагаю подобрать такие картинки, которые нам расскажут – как человек трудится? Что он делает? Подберите картинки и прикрепите их на «Карточку - напоминалочку» под своей красной стрелочкой. Воспитатель обращается ко второй команде: - А у Вас (имена детей) «Дело в руках будет гореть»! Порассуждайте и вспомните как вы трудитесь. Как Вы помогаете взрослым, мамам и папам? - Замечательно, вы также можете подобрать картинки и прикрепить их на «Карточку - напоминалочку», под коричневой стрелочкой. Воспитатель обращается к третьей команде (зеленого цвета): - А Вы (имена детей) будете «Мастерами на все руки»! - Вам (имена детей) нужно подобрать картинки с крылатыми выражениями о трудолюбивом человеке. - Подберите картинки и прикрепите их под своей зеленой стрелочкой на «Карте-напоминалочке». Воспитатель обращается к четвертой команде со словами: - А Вы (имена детей) будете работать, не покладая рук! - Подберите среди картинок всех трудолюбивых сказочных героев, и разместите их под стрелочкой своего, синего цвета на «Карте-напоминалочке». По ходу того, как воспитатель раздает задания, продолжает активизировать детей, которым уже дал задание. Обращается к командам, выполняющих задания, оказывает содействие, направляет их в рассуждениях, если необходимо – повторяет инструкции. | Дети обращают внимание на разложенные материалы. Дети заинтересованы. Дети: «Да хотим!» Дети делятся на команды. Команды детей подходят к столикам с картинками в цветной рамочке, в соответствии со своим цветом команды. Дети выбирают картинки, прикрепляют под своей (красной) стрелочкой. Дети: «Помогаем дома маме убираться, воспитателю помогаем в группе наводить порядок и т.д.» Дети подбирают картинки, крепят их под зеленой стрелочкой на Карте-Напоминалочке. Дети подбирают картинки, прикрепляют их на Карте-Напоминалочке под стрелочкой своего цвета. Дети выбирают картинки, прикрепляют их под стрелочкой синего цвета на «Карте-напоминалочке». | |
3. Реализация детского замысла. | ||
По ходу выполнения задания – воспитатель мотивирует, направляет детей, которые затрудняются, в выполнении задания; повторяет инструкции к заданиям, спрашивает у детей нуждаются ли они в помощи, если да – помогает; задает наводящие вопросы, развивая мышление, деятельность детей в нужном направлении. | Дети выполняют задания по командам, прикрепляют стрелки, подбирают картинки, дополняют рисунками. | |
3. «Крылатые выражения о трудолюбивом человеке» 2. «Я трудолюбивый» 4. «Трудолюбивые герои сказок»
1.«Как человек трудится?» 5. «Мое любимое дело» (Рисунки детей) | ||
4. Способствование детской рефлексии. | ||
- Я рада, что у Вас все получилось! (Если некоторые дети выбрали картинки, не соответствующие трудолюбию человека, воспитатель акцентирует на этом внимание детей, предлагает детям задуматься, действительно ли картинка рассказывает о трудолюбии человека, что делает люди на картинке, предлагая детям порассуждать, доказать свою мысль. Если большинство детей согласны, что данная картинка не подходит к карте, то вместе ее убирают). - Ребята, а давайте прикрепим еще одну стрелочку (воспитатель прикрепляет стрелочку оранжевого цвета ) – какие у вас идеи? Что здесь нарисуем? Если дети затрудняются, воспитатель предлагает: - А может – быть Вы нарисуете самих себя, как Вы трудитесь? Что делаете? (Воспитатель берет в руки Карту-Напоминалочку о трудолюбивом человеке, приподнимает ее, чтобы все дети видели ее): - Мы с вами сегодня столько много интересного узнали, обсудили, создали настоящую «Карточку-напоминалочку» о трудолюбивом человеке. - Понравилось ли Вам создавать «Карточку-напоминалочку»? - Ребята, а я хочу раскрыть Вам секрет, нашу «Карту – напоминалочку» еще можно продолжить! - Например, команда (имена детей) подбирали картинки, где изображено как человек трудится, они выбрали картинку «Семья делает ремонт, клеят обои в комнате», а какие материалы им нужны, чтобы поклеить обои? - Мы можем сейчас прикрепить еще стрелку, идущую от картинки и здесь нарисовать материалы, которые нужны: это клей, обои, кисточки, валики и т.д. (Воспитатель прикрепляет стрелки под картинками детей) - А где человек может взять эти материалы?
- Значит можно еще прикрепить стрелочку и нарисовать как человек покупает эти материалы (Воспитатель еще добавляет стрелки). - И так, по каждой картинке, мы добавляем стрелочки и продолжаем свои мысли, работая на карте. - Но сделать это я предлагаю вам в группе вместе с друзьями. Как Вам такая идея? - Скажите ребята что нового Вы узнали сегодня? - Что было интересного? - Что Вам запомнилось? - Вы все молодцы! Работали сегодня не покладая рук, в поте лица, и блеснули знаниями! - Теперь Вы точно сможете рассказать своим друзьям, своей семье (мамам и папам) какие Вы трудолюбивые люди! - Наш чудо – зонтик в благодарность за Ваш труд дарит Вам «Книжку-Раскраску» о трудолюбивых героях. (Воспитатель вручает детям «Книжку» с раскрасками трудолюбивых героев из сказок и мультфильмов). - Спасибо Вам большое за встречу! - До свидания ребята! | Дети с воспитателем рассматривают Карту. Дети предлагают свои варианты. Дети соглашаются, берут фломастеры, рисуют под пятой стрелочкой самих себя, как они трудятся. Дети соглашаются, рисуют самих себя, как трудятся, под оранжевой стрелкой. Дети: «Понравилось!» Дети: «Как?» Ответы детей: «Нужны обои, клей и т.д. Дети: «Купить в магазине, заказать в интернете и т.д.» Дети каждой команды добавляют стрелочки под своими картинками. Дети: «Здорово!» Ответы детей Дети принимают подарок, благодарят. Дети прощаются с воспитателем, уходят. |
Приложение 1
Крылатые выражения на зонтике.
«Дело в руках горит»
«Золотые руки»
«Мастер на все руки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения открытой непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству с применением технологии развивающих игр и проблемного обучения
Департамент образования г. МосквыВосточное окружное управление образования г. МосквыГБОУ детский сад компенсирующего вида №1898Конспект проведения открытой непосредственно образовательной деятел...
Применение технологии интеллект – карт в образовательном процессе
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает необходимость поиска новых средств развития ребенк...
расширение представлений дошкольников о видах спорта посредством применения технологии лэпбук
Данный материал знакомит воспитателей с содержание лэпбука "Мир спорта", с целью и задачами его применения в парктике работы. Цеь лэпбука - расширение представлений дошкольников о различных ...
«Реализация технологии познавательно-исследовательской деятельности в ДОО посредством применения метода «интеллект-карт»
laquo;Реализация технологии познавательно-исследовательской деятельности в ДОО посредством применения метода «интеллект-карт»...
Конспект ОД по обучению грамоте с применением инновационных технологий к педсовету «Интеграция детских видов деятельности по развитию речи в ОД с применением современных технологий»
Обучение грамоте с инновационными технологиями...
Занятие по обучению грамоте с применением технологии «Квест-игра" в подготовительной к школе группе "Путешествие к острову Всезнаек»"
Итоговое занятие по обучению грамоте вподготовительной к школе группе компенсирующей направленности....
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Применение метода интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников в целом способствует речевому развитию ребенка. Метод является очень эффективным для детей, так как на всех этапах работы преду...