Применение метода «интеллект-карт» в образовательном процессе.
статья
Применение метода «интеллект-карт» в образовательном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stat.docx | 18.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение метода «интеллект-карт» в образовательном процессе.
Актуальность и перспективность опыта. Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества-социальной, политической, культурной - не могли не повлиять на систему образования, которая определяет интеллектуальный потенциал страны в будущем и является условием ее процветания и развития. Активные инновационные процессы происходят в системе дошкольного образования, к ним относятся многочисленные организационные и существенные преобразования: обширное обновление дошкольных образовательных программ и внедрение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Отличительной особенностью ФГОС являются изменения в организации учебной деятельности учащихся, при которых под контролем учителя увеличивается доля их самостоятельности.
Воспитатель выступает организатором, источником информации, советчиком и помощником, при этом ученики займут позицию ответственной и творческой личности, направленную на приобретение познавательного опыта.
Значение для совершенствования учебно – воспитательного процесса. Образовательный центр не должен быть простой источником обучения и воспитания. Она должна быть направлена на формирование личности ребёнка, формирования ключевых компетенций, определяющие современное образование. Поскольку систематический подход сменяется знаниям, нужно задуматься не только о том, чтобы дать ребенку знания, но и научить их добывать, применять, обеспечивать его общий культурный, личностный и познавательный рост, обеспечивать такие важные навыки, как знание. Поиск такой формы обучения приводил к мысли о том, что образовательное обучение должен быть как словесно, так наглядно, так и практично. Такие требования соответствуют методу использования интеллектуальных карт, эта технология соответствует современной тенденции развития школы.
Условие формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения и становления опыта. Работая со своими детьми, испытывая проблемы с их обучением, приходится находить дополнительные средства, которые облегчают, систематизируют и направляют процесс усвоения знаний детьми.
Интеллектуальная карта является уникальным и простым методом памяти информации, благодаря которому развиваются и творческие и речи детей, активируется мышление..
Создание интеллект-карты – необычное занятие, имеющее много общего со игровым, но является эффективным способом работать с информацией и универсальным: составление интеллект-карт можно на самых разных темах. Сам процесс разработки карты интеллекта стимулирует творческое творчество учащихся, так как ее создание активно участвует и правый, и левый полушария мозга, что не происходит в процессе работы с готовой схемой. Важно заметить, что интеллектуальная карта - это прежде во всём техника мышления и не способ фиксирования результата, то есть главное процесс обретения нового знаний. Составление карты интеллекта может быть названо визуализировать мышление.
С помощью интеллект – карты решаются следующие задачи:
- развитие быстрого восприятия и запоминания,
- повышение мотивации,
- грамотное планирование решения задачи,
- формирует упорядочение мыслей,
- рост достижение успеха,
- экономия времени.
Решая данные задачи мы обеспечиваем целостность усвоения детьми тех или иных знаний.
Теоретическая база опыта. Использование интеллект-карт позволяет раскрывать полноту выбранного вопроса и решать стоящие задачи педагога, например:
повысить мотивацию, качество знаний воспитанников, конкурентоспособность их в образовательном процессе;
- развить коммуникативные и творческие способности в процессе их учебно-познавательной деятельности;
- скорректировать знания;
- активизировать самостоятельную деятельность воспитанников.
- выявить причины затруднений
- изучить личность
Преимущества метода интеллект-карт:
Наглядность. Вся проблема, в ее многогранном понимании отображается компактно.
Привлекательность. Интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, информация, отображенная в интеллект-карте, легко запоминается.
Информативность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации, понять, какой информации не достает.
Креативность. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
Инновационность. Интеллект-карта побуждает к новым мыслям, новым идеям.
Последовательность использования элементов данной технологии заключается в трех основных принципах:
«Принимай» – Сначала нужно изучать все стороны интеллектуального интеллекта – карт, правил и их создания, анализировать объект, чтобы выделить их связь, рассуждения и последствия.
«Применяй» – Начните их применять, составьте как можно большие карты интеллекта в разных сферах: обучении, памяти, презентаций, мозгового штурма, решения.
«Приспосабливай» – Пропусти эту технику, адаптируйте себя, выберите свой стиль, совершенствуйте свои навыки и умения.
Интеллект - карты составлять можно индивидуально или коллективно: в группе, команде, семье и по различным темам и задачам. Пересмотр интеллектуальных карт через какое-то время помогает в целом усвоить картинку, запоминать ее и увидеть в ней новые аспекты информации.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения. Основная цель выбора используемой технологии состоит в том, что я заинтересовался проблемой применения метода интеллект-карт на занятиях для дошкольников, я подумал, как делать этот метод доступным для дошкольников, как ввести элементы его в жизнь в рамках воспитательной программы. Но прежде детей нужно познакомить с правилами составления интеллект – карт. Интеллектуальная карта должна удовлетворять определенные требования, а то она будет выглядеть как текст с картинкой и чуть структурированной.
Составление интеллект - карты требует соблюдения определённых правил:
1. Интеллект - карты удобнее создавать на бумаге формата А4 (не большой, не маленький).
• Располагают лист горизонтально, лучше использовать белую бумагу.
• От центрального образа рисуем "отростки" первого уровня которые и будут раскрывать главную идею.
• Детализируем отростки - каждый состоит из нескольких веточек, они ведут к ассоциации с ключевыми понятиями.
• Наводим красоту: подрисовываем картинки, используем разные цвета ветви должны быть изогнутыми, похожими на ветви дерева.
2. Лучше использовать одно слово на каждой линии. Это открывает возможности для ассоциации, идей и мысли. Слова подобраны таким образом, чтобы увидеть их, можно было вспомнить все картины в целом. Лучше использовать буквы печатные: поэтому читать их легче, а 3D-образные привлекают внимания.
3. Линия смысла и логики изображены в виде ветв: чем больше линии к центральному образу, тем толще она. Длина строк равна длине слов или размеру изображения. С помощью стрелок мы показываем значение, последовательность, связь одного блока информации с другом и указываем связь между ними.
4. Дизайн карты должен быть выработан своим. Может быть и нестандартными, и юморными. Главное, чтобы карту интеллекта любил сам автор.
5. Используйте картинки в любом месте, динамично и трехмерно - лучше запомните. Общепринятый или собственный символ привлекает внимание, говорящая картинка вызывает эмоции, запоминается лучше. Основная идея - объемная и не более трех цветов
6. Применение кодов: используется для получения информации, рисуется красным и зеленым, можно использовать как обычные, так их придумывать.
7. Структура интеллект - карты может быть
8. Разнообразие интеллект - карты предполагает использование различных по виду картинок, размеры шрифта, цвета, линий, потому что однообразие неинтересно и не привлекает внимание
9. Использовать разнообразные цвета и текстовыделитель.
Следуя этому правилу построения интеллект-карт, мы можем решить поставленные задачи и идти к ожидаемым результатам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение метода интеллект-карт в дошкольном образовании
Интеллект-карта в ДОУ...
Применение метода Интеллект-карт в дошкольном образовании
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ТЕМЕ САООБРАЗОВАНИЯ «Применение метода Интеллект-карт в дошкольном образовании»...
Применение метода интеллект-карт в дошкольном образовании
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, а в особенности дошкольников с ТНР и ЗПР, даёт огромные положит...
"Применение метода интеллект карт в дошкольном образовании
Интеллект - карты («mind maps», «mind»-«ум»,«maps»-«карта») –разработка Тони Бьюзена, известного британского деятеля в области пс...
«Реализация технологии познавательно-исследовательской деятельности в ДОО посредством применения метода «интеллект-карт»
laquo;Реализация технологии познавательно-исследовательской деятельности в ДОО посредством применения метода «интеллект-карт»...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Применение метода интеллект-карт в развитии речи старших дошкольников"
В работе раскрыт педагогический опыт применения интеллект-карт на занятиях по развитию речи старших дошкольников...
Применение метода Интеллект-карт в дошкольном образовании
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется па...