«Сюрпризы от Маши и Миши»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Лобарева Надежда Ивановна

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки «М», «Мь». Буква М."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_m_m_bukva_m_1_docx.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по теме «Звуки «М», «Мь». Буква М.

«Сюрпризы от Маши и Миши»

Цель: Ознакомление детей со звуками [М], [М’]. Знакомство с буквой М.

Предварительная работа: просмотр и беседа о мультфильме «Маша и медведь», игра «Составь картинку», разучивание   физкультминутки «Варежка».

Оборудование: презентация с героями  мультсериала Маша и Миша; две ромашки с серединками зеленого и синего цветов, лепестки с предметными картинками в названии которых есть звуки [М], [М’]; рабочие тетради с заданиями.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Мотивация детей к деятельности.

- Послушайте внимательно загадку и отгадайте, кто сегодня придет к нам в гости.

- Мультсериал про девочку, которая никому никак не даёт покоя, и в первую очередь – собственному другу. Её боится вся живность в доме! Можно подумать, что она - заправский хулиган. Однако движет ей не простое желание что – ни будь натворить, а обычное любопытство. Друг девочки в мультике тоже добрый. Вместо того, чтобы съесть или напугать девочку, он терпит её каждый день.

Маша и медведь из мультфильма «Маша и медведь».

- Маша каждый день придумывает разные игры. Вот и сегодня она хочет поиграть с вами.

Игра «Надо вспомнить»

- Какие гласные звуки проходили на прошлых занятиях?   (гласные звуки)

Почему их так назвали – гласные звуки? (Потому, что у них есть голос, они легко поются)

При произнесении гласных звуков А, О, У, Ы, Э, И - выдыхаемый воздух не встречает преграды, ему ничего не мешает (ни губки, ни зубки, ни язычок).  Звук можно тянуть и петь.

А если воздух на своём пути встречает преграды, такие как язык, зубы, губы. то это согласные звуки.

-Почему ихтак назвали (согласные звуки?) Потому, что сами эти звукипеть не умеют (они или «пыхтят»-п-п-п, или «мычат»- м-м-м, или «шипят» - ш-ш-ш, или «свистят»- с-с-с и т. д.), но соглашаются петь вместе с гласными. Выдыхаемому воздуху при произнесении согласных звуков мешают = или губы, или зубы, или язычок.

II. Сообщение темы НОД. 

Постановка цели детьми.

- Давайте произнесем имена наших героев: МАША и МИША.

 - Догадались, с какими звуками сегодня предлагают поиграть Маша и Миша? (Со звуками [М], [ М’]).

III. Основная часть.

Совместная деятельность.

1.Артикуляция и характеристика звуков [М], [ М’].  Дети произносят звук М. Определяют его характеристики: Губы сжимаются – есть преграда, значит звуки согласный. 

Бывает – твердым, мягким. В чем же отличие этих звуков? Посмотрите на мои губы, они чуть-чуть улыбаются, когда произносят звук Мь, и чуть-чуть сердятся, когда произносят звук М. Определяем, звонкий или глухой этот звук? Положите ладошку на горлышко, произнесите звук [М], «горлышко дрожит, звенит», значит звук – звонкий.

2. «Развитие фонематического восприятия:

Игра «Поймай звук». Хлопни в ладошки если услышишь звук:

Выделение звука [М] из звукового ряда: к, т, п, н, м, п, т, к, п, м, н .

Выделение звука [М] из ряда слогов: ма, па, на, мо, но,  по, ту, ду, му, ну.

Выделение звука [М] из состава слова: кот, Оля, мама, мак, дом, ком, стол, суп, самолет, майка., ….

3. Игра «Отгадайте загадки»

В землю спряталась девица, из земли торчит косица. Выдерну я ловко красную (Морковку.)

Железная птица в  небе кружится, по сигналу пилота на землю садится (Самолет)

Этажей в нем не счесть, там много квартир есть, подъезды, домофоны, Ответить вы готовы? (Дом) 

Четыре колеса, резиновые шины, мотор и тормоза…И что это? (Машина)

Эта одежда пошита просто. Напоминает футболку но, без рукавов. (Майка)

Оружие Ивана – царевича. (Меч)

Дед Мороз стоит у ёлки, пряча в бороду смешок. Не томи нас слишком долго, развяжи скорей…(Мешок)

Я скачу, и молчу. Упаду не закричу. Мне не нужен даже врач. Угадайте, кто я? (Мяч)

Веревка по земле ползет, вот язычок, открытый рот. Всех укусить, готова я, всё потому что я ...(Змея)  

На косу она похожа, но косить траву не может- не наточена совсем и  не косит цифра …(Семь)

4. Игра  «Сколько частей (слогов) в слове?»

Слова: МАША, МОРКОВЬ, ДОМ, МАЙКА, МАШИНА, САМОЛЕТ. МИША, МЕШОК, МЕЧ, СЕМЬ, МЯЧ, ЗМЕЯ.

5. Игра «Ромашки для Маши и Миши»

СЛОВА: МАША, МОРКОВЬ, ДОМ, МАЙКА, МАШИНА.

СЛОВА: МИША, МЕШОК, МЕЧ, СЕМЬ, МЯЧ

6. «Определи место звука в слове»

Определение места заданного звука в слове.

7. Знакомство с буквой «М».

– Все мы с вами знаем, что звуки живут в своих домиках.  

Согласный звук [М]в синем, а [ М’] в зеленом домике.

Какой буквой на письме мы обозначим звуки[М] и [ М’]?

Палочка и палочка, между ними – галочка.

И понятно сразу всем – получилась буква М.

- Взявшись за руки, мы встали и на «М» похожи стали.

8. Физминутка (Пальчиковая гимнастика) 

 «Варежка»

Маша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал». 

Сжать пальцы в кулачок. Все пальцы разжать, кроме одного

Маша варежку сняла: «Поглядите-ка, нашла! 

Разогнуть оставшийся согнутым палец.

Ищешь, ищешь и найдешь, здравствуй, пальчик, как живешь?

 Сжимать  пальцы в кулачок и  разжимать

9. Выкладывание буквы «М» из палочек.

– Сколько вам понадобилось палочек?

10. Работа в тетрадях

 III. Заключительная часть.

11.Итог

- С какими звуками мы познакомились?

- Какие это звуки? (согласные)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по теме «Звуки «М», «Мь». Буква М. «Сюрпризы от Маши и Миши»

Конспект НОД по теме «Звуки «М», «Мь». Буква М.«Сюрпризы от Маши и Миши»...

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Сюрпризы от Маши и Миши. Звуки М, Мь. Буква М."

Цель занятия: уточнить произношение звуков М, МЬ, познакомить с буквой М. На занятии дети встречаются с веселой Машей и добрым Мишкой из мультфильма "Маша и медведь". Сказочные герои помогают детям уз...

Презентация к занятию «Сюрпризы от Маши и Миши». Звуки «М», «Мь». Буква М.

Презентация к занятию «Сюрпризы от Маши и Миши». Звуки «М», «Мь». Буква М....

Конспект НОД (занятия) «Сюрпризы от Маши и Миши» старшая группа

Цель: Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].Познакомить с буквой М.Задачи:Коррекционно – образовательные:Закреплять навык:- определятьпозицию звука в слове;- ...