ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА СЛОВА ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по обучению грамоте (старшая группа)

Ольга Вячеславовна Хопта

В статье поднимается вопрос о формировании умений звуко-буквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста в подготовительной к школе группе посредством развивающих игр. Рассматриваются последствия несформированности данных навыков для дальнейшего обучения в школе. Определяются задачи и направления деятельности по развитию звуко-буквенного анализа  у детей старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hopta_o.v._statya.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 376.37

Хопта О.В.,

г. Шадринск, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА СЛОВА ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье поднимается вопрос о формировании умений звуко-буквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста в подготовительной к школе группе посредством развивающих игр. Рассматриваются последствия несформированности данных навыков для дальнейшего обучения в школе. Определяются задачи и направления деятельности по развитию звуко-буквенного анализа  у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: звуковой анализ, фонематический слух, дошкольный возраст, речевое развитие.

Hopta O.V.,

Shadrinsk, Russia

FORMATION OF SOUND-LETTER WORD ANALYSIS SKILLS THROUGH EDUCATIONAL GAMES FOR OLDER PRESCHOOL CHILDREN

The article raises the question of the formation of sound-letter analysis skills in older preschool children in the preparatory group for school through educational games. The consequences of the lack of formation of these skills for further education at school are considered. The tasks and activities for the development of sound-letter analysis in older preschool children are determined.

Keywords: sound analysis, phonemic hearing, preschool age, speech development.

Дошкольный возраст - это период усвоения ребёнком разговорного языка, период развития грамматически верной, лексически насыщенной и фонетически чёткой речи. Речь у детей оказывает большое влияние на развитие ощущений, способствует формированию памяти и мышления. Ребёнок, в процессе своего развития, овладевает такими интеллектуальными операциями, как анализ, синтез и сравнение. Речевой слух, а также фонематическое восприятие создают плацдарм для овладения грамотой, что в дальнейшем способствует благополучному обучению в школе. Всё это необходимо для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Практика и анализ логопедической литературы показывает, что количество детей с отклонениями в речевом развитии с каждым годом только растёт. У учащихся с нарушениями речи страдает фонематическое восприятие, звукопроизношение, навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слова. У этих дошкольников оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка.

В трудах исследователей по данной теме говорится о том, что понимание, ощущение речи и овладение её звуковой стороной непосредственно связаны с уровнем развития фонематического слуха. Без основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени-звукового анализа, т.е. мыслительного разделения на составные элементы сочетаний звуков, слогов, слов [1].

Чтобы овладеть звуковым анализом, нужно обучиться определять количество и последовательность звуков в словах, уметь различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Также необходимо научиться находить ударный слог, ориентироваться в слоговой структуре слова.

Во всех научных трудах по изучению речевого развития, описано, что к двум годам первичный фонематический слух становится главным в  речевом развитии дошкольников.  А.Р. Лурия рассматривает фонематический слух как способность к обобщению в отдельные группы различных звучаний, используя существенные признаки звуков и игнорируя случайные [3]. Т.Б. Филичева рассматривает фонематический слух как способность ребенка к практическим обобщениям понятий о звуковом и морфологическом составе слова [4]. Д.Б. Эльконин считает, что фонематическое восприятие у детей формируется в процессе специального обучения как результат более высоких форм речевого слуха [5]. М.Г. Генинг и Н.А. Герман видят в фонематическом восприятии способность ребенка воспринимать на слух и дифференцировать звуки речи, особенно акустически близкие [2].

Большое количество исследователей характеризует фонематическое восприятие как специальную способность тонко различать фонемы в собственной речи.

Старший дошкольный возраст, конечно, играет особую роль в развитии ребенка. В этот период продолжает совершенствоваться речь: словарный запас становится богаче, усовершенствуется связная и монологическая речь, ребёнок правильно использует многие грамматические формы и категории. Мышцы артикуляционного аппарата к этому моменту достаточно окрепли, и у  детей появляется способность правильно произносить звуки своего родного языка. На данном возрастном этапе совершенствуются все стороны речи ребенка: фразы становятся более развернутыми, произношение улучшается,  высказывания становятся точнее. И уже к шести годам ребёнок усваивает основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже.

Дошкольный возраст даёт все предпосылки для успешного изучения звуковой стороны русского языка. Появляется осознание языковых явлений при обучении старших дошкольников членению предложения на слова и звуковому анализу и синтезу слова. Развивающие игры и пособия, как средство формирования навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слова, могут нам в этом помочь.

Диагностика, проводимая нами в старшей группе, показала, что дошкольники слышат особенности произношения других людей, могут привести конкретные примеры неправильного произношения, видят разницу в отдельных звуках, но самостоятельно разложить слова на звуки у них не получается. Детям предлагались такие задания, как:

-Назови картинку и покажи (бак-мак, трава-дрова, ель-гель, катушка-кадушка, круг-крюк, салат-халат, миска- мишка, марка-майка и т.д.);

-Назови первый звук (гласный) в словах (одуванчик, апельсин, улитка, очки, икра, автобус и т.д.);

-Назови последний звук (согласный) в словах (кость, сорока, мышь, капуста, лодка и т.д.);

-Назови слова со звуком [н];

-Хлопни над головой, если услышишь слово со звуком [с].

При оценке результатов у большинства детей наблюдался низкий уровень (60%), у двоих детей - высокий уровень (20 %) и у двоих детей средний уровень (20%). Результаты обследования у детей сформированности звуковой стороны речи показали, что у детей недостаточно сформировано фонематическое восприятие. Особые трудности наблюдались у детей в выделении гласного в конце слова и согласного в начале слова, в определении порядка и количества звуков в слове, в составлении из букв слов.

По итогам констатирующего эксперимента были выделены основные направления и содержание коррекционно-образовательной деятельности по формированию звукового анализа слова у детей старшего дошкольного возраста с помощью игровых приёмов и развивающих игр.

Был разработан комплекс занятий с детьми старшего возраста, куда вошли словесные игры, упражнения и задания, направленные на развитие звукового анализа слова, фонематического слуха и восприятия. Также в работе были использованы различные наглядные пособия: натуральные (шишки, ветки и т.д.), объёмные (муляжи, макеты), дидактические игрушки (куклы, посуда и т.д.), графические (схемы, таблицы).

Было принято решение дополнить речевой уголок всевозможными играми и пособиями. Речевой уголок было принято наполнять по разделам:

•        Артикуляционная гимнастика. Были изготовлены карточки для занятий, куплена логопедическая кукла-лягушка с подвижным язычком.  

•        Мелкая моторика. С помощью родителей были изготовлены разнообразные шнуровки, султанчики, трафареты для штриховки, тряпочки с пришитыми пуговицами. Также в нашем уголке появились разные крупы (горох, фасоль), разноцветные прищепки, счетные палочки, бусины разных размеров. Уголок также пополнился шишками, су-джок шариками, пирамидками.

•        Постановка дыхания. Были изготовлены игры на воздушную струю (например «Сдуй снежинку с варежки», «Посади бабочку на цветок», «Накорми кроша ягодками» и т.д.), также закуплены мыльные пузыри, воздушные шарики, трубочки, дудочки.

•        Фонематический слух. Изготовлены игры на дифференциацию звуков, такие как «Ромашка», «Жадина», «Кто, где живёт» и т.д. Игра «Что звучит» научит детей узнавать неречевые звуки, игра «Угадай-ка» научит детей различать одинаковые звукокомплексы по высоте, силе, тембру, игра «Назови правильно слово» научит детей отбору слов по их звуковому составу.

•        Грамматический строй речи. Изготовлены игры «С какого дерева упал листок?», «Заготовки на зиму», «Большой и маленький», Покажи наоборот» и т.д.

•        Связная речь. Пополнили картотеку сюжетными картинками, изготовлены игры «Сочини предложение», «Назови три предмета», «Составь рас-сказ» и т.д. Совместно с родителями куплено домино, лото, набор парных картинок.

•        Лексика. Для расширения словаря у детей были изготовлены игры «Найди лишний предмет», «Подбери картинки», «Назови части», «При-думай слова неприятели», «Чудесный мешочек» и т.д.

•        Звукопроизношение. Закуплены альбомы по автоматизации звуков; игровые упражнения Л.А. Комаровой. Самостоятельно сделаны  игры на автоматизацию звуков:  «Волшебные кубики», «Светофор», «Паровоз», «Мухи в паутине» и т.д.

•        Грамота. Изготовлены игры «Найди букву», «Найди и прочитай», «Умные кубики», разрезные картинки по лексическим темам и т.д.

С детьми проводились такие задания: на слух необходимо определить звучание знакомых предметов, например шум вентилятора, закрывание ключом замочной скважины и т.п., как звучат различные животные и насекомые, музыкальные игрушки. Были использованы дидактические упражнения на воспроизведение ритмического рисунка, дети хлопали, топали и отстукивали ритм на барабанах, металлофоне.

Также с детьми проводились игры на выделение первого звука в слове (например, «Цепочка слов»), игры на выделение последнего звука в слове (например, «Включи телевизор»), игры на определение количества звуков в слове (например, «Сколько комнат в квартире?»), игры на звуковой анализ слова (Например, «Телеграфисты»), игры на звуковой синтез слова (Например, «Живые звуки»). Также детям давалось понятия, что такое «звук», «слово», «предложение».

По итогам проведения образовательно-коррекционной работы количество ошибок у детей стало ниже. Дети стали лучше слушать педагога, стали более внимательны и усидчивы, задания выполнялись более качественно, чем раньше. Педагогу не так часто пришлось оказывать помощь некоторым детям, они стали более самостоятельными. У дошкольников выявлены значительные улучшения в сформированности навыков звуко-буквенного анализа. 80% детей перешли со среднего и выше среднего уровня на высокий, а 60% детей с низкого уровня на средний уровень сформированности навыков фонетического разбора слова.

Проведённая коррекционная работа, состоящая из заданий, упражнений и игр, методических рекомендаций по формированию звукового анализа и синтеза, позволила изменить состояние фонематического слуха у детей в лучшую сторону.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Акименко, В.М. Речевые нарушения у детей. / В.М. Акименко. – Текст: непосредственный // Ростов на Дону: Феникс, 2008. – 141 c.
  2. Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. / М.Г. Генинг, Н.А. Герман. – Текст: непосредственный // Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980. – 114 c.
  3. Лурия, А. Р. Речь и мышление / А. Р. Лурия. – Текст: непосредственный // М. : Изд-во АПН РСФСР, 1975. – 438 с.
  4. Филичева, Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – Текст: непосредственный // М.: Гном-Пресса, 1999. – 550 с.
  5. Эльконин, Д.Б.  Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста / Д.Б. Эльконин. – Текст: непосредственный // Доклады АПН РСФСР. Вып. 1. 1957. -107-110с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Формирование навыков звуко - буквенного анализа слова посредством развивающих игр у детей старшего дошкольного возраста"

Обращение к теме развивающих игр как средству формирования навыков звукобуквенного анализа слова дошкольников, несмотря на многочисленные исследования, вызвано практической необходимостью: трудностью ...

Обобщение опыта работы «Формирование коммуникативных навыков посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Одним из основных направлений, развития коммуникативной компетентности является театрально-игровая деятельность в детском саду. Именно она позволяет развить у ребенка выразительность речи, повысить ...

Формирование навыков начального технического конструирования как условие обеспечения индивидуального развития детей старшего дошкольного возраста.

Автор: Казимбекова Эльнара ДжамидиновнаОрганизация:ГБДОУ д/с 119 Населенный пункт: Невский район, г. Санкт-ПетербургСовременные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и робот...

Развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Для успешного школьного обучение ребенку недостаточно уметь читать и считать, важно овладеть навыками звукового анализа, синтеза и фонематических представлений....

Игровой подход к формированию навыков фонематического анализа и синтеза и представлений у детей старшего дошкольного возраста

     Одним из направлений работы по развитию речи и обучению языку является подготовка дошкольника к обучению грамоте. Задача подготовки к обучению грамоте заключается в том, что...

Развитие навыков звукового анализа и синтеза, языковой интуиции у детей старшего дошкольного возраста (6-7лет) с тяжёлыми нарушениями речи посредством игр и игровых упражнений

В работе представлены этапы работы по развитию навыков звукового анализа и синтеза, языковой интуиции у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с тяжёлыми нарушениями речи посредством игр и игро...

Формирования навыков счета посредствами дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Важным условием успешной работы педагога со старшими дошкольниками с ТНР является гибкость в выборе форм обучения. Дидактическая игра является одним из способов формирования счетной деятельности. Она ...