Игровой подход к формированию навыков фонематического анализа и синтеза и представлений у детей старшего дошкольного возраста
презентация к уроку по обучению грамоте (старшая группа)
Одним из направлений работы по развитию речи и обучению языку является подготовка дошкольника к обучению грамоте. Задача подготовки к обучению грамоте заключается в том, чтобы помочь дошкольнику осознать единицы языка и речи, научится разграничивать эти единицы на основе их существенных признаков, соотносить единицы устной речи со способами их передачи на письме.
Сформированность фонематического анализа, синтеза звукового состава слова, а также представлений о звуковом составе слова являются одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего обучения ребенка в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonematicheskiy_analiz_i_sintez.pptx | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Одним из направлений работы по развитию речи и обучению языку является подготовка дошкольника к обучению грамоте. Задача подготовки к обучению грамоте заключается в том, чтобы помочь дошкольнику осознать единицы языка и речи, научится разграничивать эти единицы на основе их существенных признаков, соотносить единицы устной речи со способами их передачи на письме. Сформированность фонематического анализа, синтеза звукового состава слова, а также представлений о звуковом составе слова являются одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего обучения ребенка в школе.
Цель: у пражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа, учить различать на слух и в произношении. Задачи: - Формирование фонематического слуха. - Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Формирование правильного произношения. Развитие познавательных процессов (память, внимание, воображение, мышление).
Фонематические процессы Фонематическое восприятие Фонематический анализ Фонематический синтез Фонематические представления
Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте и начинаются с развития фонематического слуха. Фонематический слух – это способность человека к распознаванию речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Он является частью физического слуха. Фонематический анализ - мысленное расчленение слова на составляющие его звуки. Фонематический синтез - мысленный процесс соединения звуковых элементов в единое целое Фонематические представления – способность придумывать слова с заданным звуком ( в начале в конце , в середине слова) Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать звуки речи(фонемы).
Роль игры в формировании фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза Лучше всего организовать работу в виде самой привлекательной деятельности - игры. Эффект от занятий будет выше, если взрослые отнесутся к игровому обучению как к развлечению, приятному общению с ребенком. В игре у детей возникает потребность в словесном общении и закрепляются речевые навыки. Игра активизирует внимание ребенка к разговору и служит прекрасным средством совершенствования его речи.
Игры на развитие фонематического слуха и формирование правильного звукопроизношения. Игра «Угадай, чей голосок?» - для развития слухового внимания. Дети идут по кругу, и говорят: «Ваня, ты сейчас в лесу, мы зовем тебя Ау, ну-ка глазки закрывай. Кто зовет тебя узнай.» Игра « Испорченный телефон» - для развития остроты слуха. Использование шепотной речи вызывает у ребенка ориентировочную реакцию , повышает внимание к собственной речи и к речи окружающих.
Игра «Цепочка слов» Игроки садятся в круг и по очереди говорят по одному слову, который связываются в цепочку. Каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима – аист – торт – топот – тигр – радуга и т.д.
Игра «Что хотела сказать обезьянка?» Задание для детей: «К нам из Африки приехала обезьянка, она плохо умеет разговаривать. Давайте научим ее правильно говорить». Педагог ходит с игрушкой в руках по группе и называет слова, опуская в словах первый или последний звуки: … иван , … тул , … льбом , .. кно (сто…, сту …, альбо …, окн …) и т.д.
Игра «Кто лучше слушает?» Задание для детей: Выбрать из рассказа слова, начинающиеся на звук О. Это Оля и Коля. Они очень любят своего ослика. Оля хотела научить прыгать через обруч своего ослика. Но ослик был очень упрямый и долго стоял. Но вдруг он побежал и прыгнул через обруч. Коля угостил ослика.
Игры на развитие фонематического анализа и синтеза. Игра «Необыкновенные превращения» дом – сом – лом – ком ток-сок-шок
Игра «Звуковой вагончик » Показываем картинку и проговариваем слово, а дети определяют количество слогов.
Игра «Назови слово по модели» На доске выкладываем схемы слов кружками разного цвета схемы слов. (синий-красный-синий)
Игра «Узор из звуков» Назвать на какую букву начинаются слова. Затем нужно к каждой картинке подобрать квадрат, название цвета которого начинается с той же буквы, что и название картинки. Если все цветные квадраты будут разложены правильно, то получится узор.
Игра «Сороки» с использованием прищепок. Прищепки превращаются в любопытных сорок, которым нравятся слова, например, со звуком «С» и т.д. Дети выбирают картинки со звуком «С» в начале и в конце слова
Игра « Незнайкины ошибки» Незнайка написал Знайке письмо в стихах, но сделал ошибки. Надо их исправить. Незнайка кое-что пропустил звуки в словах, которые написал. Где в словах пропущены эти звуки? Маша кукле шар ( ШАРФ ) вязала Ей Наташа помогала. Серый вол ( ВОЛК) голодный, злой Ходит по лесу зимой.
«Речевое лото» У ребенка карточки с картинками. Ребенок получит карточку после того, как назовет первый и/или последний звук в слове.
Дошкольный возраст – сензитивный период для формирования фонематического восприятия детей, развития всех сторон речи. Особый положительный эффект в развитии фонематического восприятия у дошкольников достигается посредством использования игровых технологий. Для того, чтобы работа с ребенком по формированию навыков фонема систематической, и поэтапной. Данная работа проводится постепенно, отмечая, усвоил ли ребёнок данное направление работы или нет. Если определённый этап усвоен ребёнком, необходимо переходить к работе над следующим направлением. Только таким образом, поэтапно, постепенно, маленькими шагами можно добиться от ребёнка высокого уровня сформированности фонематического анализа и синтеза была более эффективной, она должна быть навыков звукового анализа и синтеза и, в дальнейшем, грамотного чтения и письма
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые упражнения на развитие навыков восприятия характера и содержания музыкального произведения для детей старшего дошкольного возраста.
В наше социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, приобщение ребенка к наилучшим об...
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
В материале описаны этапы работы по формированию фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников....
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ СИМВОЛОВ И СХЕМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
В системе работы по формированию навыка фонематического анализа и синтеза предсталены основные понятия, которые формируются при формировании данных навыков и используемые опорные символы и схемы, помо...
Развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Для успешного школьного обучение ребенку недостаточно уметь читать и считать, важно овладеть навыками звукового анализа, синтеза и фонематических представлений....
Развитие навыков звукового анализа и синтеза, языковой интуиции у детей старшего дошкольного возраста (6-7лет) с тяжёлыми нарушениями речи посредством игр и игровых упражнений
В работе представлены этапы работы по развитию навыков звукового анализа и синтеза, языковой интуиции у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с тяжёлыми нарушениями речи посредством игр и игро...
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИГРОВОГО НАБОРА "ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ" ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Обучить детей звуковому анализу с помощью занимательных и результативных игр помогают дидактические материалы. Все этапы обучения обязательно связаны с моделированием этого процесса. Умение работ...