Выступление игры "От звука к букве"
статья по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, Уважаемые коллеги!
«Процесс обучения чтению и письму должен стать для детей ярким, захватывающим куском жизни, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. То, что ребенок обязан запомнить, должно затрагивать сокровенные уголки его сердца. Обучение грамоте надо тесно связать с рисованием, игрой и постижением красоты мира».
Василий Александрович Сухомлинский.
Предлагаю вашему вниманию выставку игр «От звука к букве»
Организуя работу по подготовке детей к обучению грамоте, всегда учитываю индивидуальные особенности ребенка, уровень развития. Дидактические игры, которые наработаны, разнообразны, носят обучающий и развивающий характер. Они помогают открыть детям удивительный мир, связанный со словом и звуковыми явлениями.
Применяемые мной на практике дидактические игры по развивающим задачам, я разделила на следующие группы.
I группа. Дидактические игры, направленные на умение различать слова по звучанию и значению.
Это такие игры, как «Найди букву», «Найди картинку», «Сколько слогов в слове», «Твердый и мягкий».
II группа. Дидактические игры, направленные на ознакомление со звуковым строением слова.
- моделирование структуры слова в виде картинки – схемы его звукового состава;
- игры «Живые звуки», «Найди домик для звука», «Назови слова с заданным звуком», «Поймай звук», «Кто заметил», «Найди общий звук»
III группа. Дидактические игры, направленные на ознакомление со слоговым строением слова.
- отхлопывание ладошками;
- шагослогометрия;
- речевая игра «Живые слоги» (по типу игры «Живые слова»);
- подбор слов с заданным слогом;
- дополнение слога до полного слова;
- превращение коротких слов в длинные и наоборот;
- перестановка слогов в слове (трансформация слов). Например, мышка – камыш, банка – кабан.
Игра «Засели домик».
1 этаж – 1 слог, 2 этаж – 2 слога, 3 этаж – 3 слога.
IV группа. Дидактические игры, направленные на ознакомление с предложением и выделением его как смысловой единицей речи.
- придумывание предложений с заданным словом;
- придумывание предложения, которое начиналось бы с заданного слова;
- составление предложения по картинкам;
- составление предложений по «живым сценкам»;
- демонстрация действий с игрушками;
- отстукивание на бубне столько раз, сколько слов в предложении.
V группа. Дидактические игры, направленные на знакомство с буквами.
Буквы являются графическим символом звуков, я объясняю детям, что это «одежда» для звуков. В своей практике я часто сталкиваюсь с тем, что детей учат побуквенному чтению, то есть дети, видя букву, произносят ее название, а не звук пэ, рэ, дэ. В результате получается «КЭОТЭ», вместо «КОТ». Это затрудняет ребенка правильно сделать звуковой анализ слова, и создает дополнительные трудности в обучении детей чтению.
В детском саду я предусматриваю называние букв по звуковым обозначениям: п, б, к. Научиться распознавать и запоминать форму букв помогут следующие игры:
- «конструирование букв» (из различных предметов – счетные палочки, нитки, мозаика, крупа);
- зачеркивание неправильных букв;
- узнай и дорисуй букву;
- обведи букву;
- на что похожа буква.
Так же развиваю графические навыки, подготовка руки к письму.
1.Рисование линий, фигурных дорожек
2.По контурам
3.Штриховки с различным направлением движения руки
4.Рисование по точкам
5.Графические диктанты
6.Раскрашивание
7.Обводка шаблонов, трафаретов
А сейчас предлагаю поиграть в игру «Засели в домик», ….., Составь предложение по картинке. (7 человек для игр)
Спасибо за внимание! Всем творческих успехов в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Выступление на педагогическом совете по теме: «Организация занятий по ЗКР с детьми старшего дошкольного возраста из опыта работы по программе «От звука к букве»
Личный опыт работы по Е.В. Колесниковой...