Выступление игры "От звука к букве"
статья по обучению грамоте (подготовительная группа)

Шестакова Наталья Юрьевна

Выставка игр по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx14.59 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, Уважаемые коллеги!

«Процесс обучения чтению и письму должен стать для детей ярким, захватывающим куском жизни, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. То, что ребенок обязан запомнить, должно затрагивать сокровенные уголки его сердца. Обучение грамоте надо тесно связать с рисованием, игрой и постижением красоты мира».

                                         Василий Александрович   Сухомлинский.

Предлагаю вашему вниманию выставку игр «От звука к букве»

Организуя работу по подготовке детей к обучению грамоте, всегда учитываю индивидуальные особенности ребенка, уровень развития. Дидактические игры, которые наработаны, разнообразны, носят обучающий и развивающий характер. Они помогают открыть детям удивительный мир, связанный со словом и звуковыми явлениями.

Применяемые мной на практике дидактические игры по развивающим задачам, я  разделила на следующие группы.

I группа. Дидактические игры, направленные на умение различать слова по звучанию и значению.

Это такие игры, как «Найди букву», «Найди картинку», «Сколько слогов в слове», «Твердый и мягкий».

II группа. Дидактические игры, направленные на ознакомление со звуковым строением слова.

- моделирование структуры слова в виде картинки – схемы его звукового состава;

- игры «Живые звуки», «Найди домик для звука», «Назови слова с заданным звуком», «Поймай звук», «Кто заметил», «Найди общий звук»

III группа. Дидактические игры, направленные на ознакомление со слоговым строением слова.

- отхлопывание ладошками;

- шагослогометрия;

- речевая игра «Живые слоги» (по типу игры «Живые слова»);

- подбор слов с заданным слогом;

- дополнение слога до полного слова;

- превращение коротких слов в длинные и наоборот;

- перестановка слогов в слове (трансформация слов). Например, мышка – камыш, банка – кабан.

Игра «Засели домик».

1 этаж – 1 слог, 2 этаж – 2 слога, 3 этаж – 3 слога.

IV группа. Дидактические игры, направленные на ознакомление с предложением и выделением его как смысловой единицей речи.

- придумывание предложений с заданным словом;

- придумывание предложения, которое начиналось бы с заданного слова;

- составление предложения по картинкам;

- составление предложений по «живым сценкам»;

- демонстрация действий с игрушками;

- отстукивание на бубне столько раз, сколько слов в предложении.

V группа. Дидактические игры, направленные на знакомство с буквами.

Буквы являются графическим символом звуков, я объясняю детям, что это «одежда» для звуков. В своей практике я часто сталкиваюсь с тем, что детей учат побуквенному чтению, то есть дети, видя букву, произносят ее название, а не звук пэ, рэ, дэ. В результате получается «КЭОТЭ», вместо «КОТ». Это затрудняет ребенка правильно сделать звуковой анализ слова, и создает дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В детском саду я предусматриваю называние букв по звуковым обозначениям: п, б, к. Научиться распознавать и запоминать форму букв помогут следующие игры:

- «конструирование букв» (из различных предметов – счетные палочки, нитки, мозаика, крупа);

- зачеркивание неправильных букв;

- узнай и дорисуй букву;

- обведи букву;

- на что похожа буква.

Так же развиваю графические навыки, подготовка руки к письму.

1.Рисование линий, фигурных дорожек

2.По контурам

3.Штриховки с различным направлением движения руки

4.Рисование по точкам

5.Графические диктанты

6.Раскрашивание 

7.Обводка шаблонов, трафаретов

А сейчас предлагаю поиграть в игру «Засели в домик», ….., Составь предложение по картинке. (7 человек для игр)

Спасибо за внимание! Всем творческих успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...