Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Весёлые буквы»
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Весёлые буквы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_usluga_ermakova_n.a.doc | 424.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛУШКА»,
ФИЛИАЛ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»
(ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛУШКА», ФИЛИАЛ ДЕТСКОГО САДА «СВЕТЛЯЧОК»)
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Весёлые буквы»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Нормативный срок реализации программы: 1 год
Форма обучения: очная
Автор-составитель:
Ермакова Наталья Александровна, воспитатель
г. Заводоуковск, 2024 г.
Содержание
1.Аннотация | 3 |
2.Пояснительная записка | 3 |
3. Учебный план | 4 |
4. Календарный учебный график | 8 |
5. Программа | 8 |
5.1. Календарно-тематическое планирование | 8 |
5.2. Содержание программы | 12 |
6. Методические материалы | 20 |
7. Оценочные материалы | 20 |
8. Информационное и материально-техническое обеспечение | 20 |
9. Используемая литература | 22 |
10. Приложение | 23 |
- Аннотация
Дополнительная общеразвивающая программа «Весёлые буквы» способствует развитию правильного слогового чтения, умения ориентироваться в звукобуквенной системе, а также формирует умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение.
Направленность программы обеспечивает единый процесс обучения, соответствующего раскрытию возрастных возможностей ребенка-дошкольника. В процессе её освоения дети смогут анализировать артикуляцию звуков; различать понятия «звук-слог-слово»; владеть понятиями: гласные-согласные, твёрдые-мягкие; точно определять место заданного звука в слове; владеть навыками элементарного звукобуквенного анализа слова; делить слова на слоги; читать слоги в слове.
Программа «Весёлые буквы» рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляет 30 минут. Общее количество 68 часов, целевая аудитория - воспитанники в возрасте 6-7 лет. Форма обучения по программе – очная.
При разработке программы учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. По каждой теме, входящей в программу, даётся необходимый теоретический и практический материал. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа.
- Пояснительная записка
Одна из основных целей подготовки детей к обучению грамоте в дошкольном образовательном учреждении — ознакомление со звуковым строением слова, его звуковым анализом. Занятия по данной программе направлены на формирование правильного звукопроизношения, обогащение словарного запаса и правильному слоговому чтению. В основе работы лежит игровая мотивация, так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Строя познавательную деятельность ребенка на игре, данные методы превращают в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучения.
Все задания построены по принципу постепенного усложнения. Выполняя их, дети учатся читать слоги, определять количество слогов в слове, делать простейший звуковой анализ слова. Программа поможет детям научиться правильному произношению звуков, развитию фонематического слуха и восприятия и сформировать навыки произношения слов различной звуко-слоговой структуры.
Новизна и актуальность программы: Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути подготовки к школе, так как читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений.
Цель программы: овладение навыками связной речи детей и обучение чтению в игровой форме.
Задачи:
- научить правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами;
- развивать навыки связной речи (фонематический слух, громкость и скорость речевого высказывания, правильного звукопроизношения, обогащение словарного запаса);
- формировать интерес к чтению, воспитание аккуратности, коммуникабельности, любознательности.
Ожидаемые результаты:
После освоения данной программы дети:
- узнают все звуки и буквы русского языка;
-овладеют навыками связной речи;
- научатся правильно и плавно читать по слогам и понимать прочитанное.
Организационно-педагогические условия.
Программа «Весёлые буквы» рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляет 30 минут. Общее количество 68 часов, целевая аудитория - воспитанники в возрасте 6-7 лет. Форма обучения по программе – очная.
При разработке программы учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. По каждой теме, входящей в программу, даётся необходимый теоретический и практический материал. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа.
3. Учебный план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
2 | Речь письменная и устная. Звуки речи. Слова, слоги. Диагностика | 3 | 1 | 2 | Беседа Педагогическое наблюдение |
3 | Гласный звук IаI; буква А, а | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
4 | Гласный звук, IуI; буква У, у | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
5 | Гласный звук IоI, буква О,о | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
6 | Закрепление букв А. О, У. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. | 2 | 1 | 1 | Игра |
7 | Согласные звуки IмI, Iм'I; буквы М. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
8 | Согласные звуки IсI , Iс'I; буквы С, с. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
9 | Закрепление букв М, С. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. | 2 | 1 | 1 | Игра |
10 | Учимся соединять буквы А,У | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
11 | Чтение буквы, чтение слогов. УА,АУ | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
12 | Соединяем буквы, читаем слоги. АМ,УМ, УА,АУ | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра |
13 | Соединяем буквы, читаем слоги. АС, УС, ОС. Определение слогов в словах | 1 | 0,5 | 0,5 | Устный опрос |
14 | Учимся соединять буквы МА, МУ | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
15 | Читаем слитно СА, СУ, СО Знакомство с чтением из трёх букв | 2 | 1 | 1 | Игра |
16 | Звуковой анализ слогов. Деление слов на слоги, определение слогов в словах | 2 | 1 | 1 | Игра |
17 | Предложение. Деление предложения на слова. Выкладывание слов: сам, сама | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра |
18 | Согласные звуки IхI, Iх'I; буквы Х, х. Чтение слогов и слов. Звуковой анализ слов. Составление предложений . | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание Педагогическое наблюдение |
19 | Согласные звуки IрI, Iр'I; буквы Р, р. Заглавные буквы, слова с этими буквами. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
20 | Согласный звук IшI, всегда твердый; буквы Ш, ш. Составление предложений из трех слов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание Педагогическое наблюдение |
21 | Дифференциация звуков и букв С,Ш Чтение и составление слогов по разрезной азбуке | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра |
22 | Гласный звук IыI; буква ы. В русском языке нет слов, которые начинаются на Ы. Звуковой анализ слов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
23 | Согласные звуки IлI, Iл'I; буквы Л, л. Точка. Схема предложений. Точка. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. | 2 | 1 | 1 | Практическое задание |
24 | Дифференциация звуков и букв Л, Р. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа |
25 | Согласные звуки IнI, Iн'I; буквы Н, н. Звуковой анализ слов. Ударный слог. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа |
26 | Согласные звуки IкI, Iк'I; буквы К, к. Закрепление написания больших букв в именах, начале предложений. Учить вычленять словесное ударение, определять его место в словах | 2 | 1 | 1 | Практическое задание Педагогическое наблюдение |
27 | Согласные звуки IтI, Iт'I; буквы Т, т. Закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой, вычленять словесное ударение, определять его место в словах. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
28 | Гласный звук IиI; буквы И, и. Звуковой анализ слогов МЫ-МИ, РЫ-РИ, СЫ-СИ, ТЫ-ТИ. Учить составлять предложения со словом И. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
29 | Согласные звуки IпI, Iп'I; буквы П,п. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание Педагогическое наблюдение |
30 | Согласные звуки IзI, Iз'I; буквы З, з. Закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой, вычленять словесное ударение, определять его место в словах. | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое задание |
31 | Согласные звуки звонкие и глухие. Дифференциация звуков и букв З,С | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра |
32 | Согласный звук IйI; буквы Й, й. Совершенствовать навыки чтения. Учить придумывать слова по заданной звуковой модели. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание Педагогическое наблюдение |
33 | Согласные звуки IгI, Iг'I; буквы Г, г. Работа с предложением. Вопросительные предложения. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
34 | Согласные звуки IвI, Iв'I; буквы В, в. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
35 | Согласные звуки IдI, Iд'I; буквы Д, д Сопоставление звуков и букв Д-Т. Закрепление понятий слог, слово, предложение. | 2 | 1 | 1 | Практическое задание Педагогическое наблюдение |
36 | Согласные звуки IбI, Iб'I; буквы Б, б. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
37 | Дифференциация звуков и букв Б-П. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра |
38 | Согласный звук IжI; буквы Ж, ж. Сопоставление звуков и букв. Печатание слогов | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
39 | Дифференциация звуков и букв Ж,З,Ш. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра |
40 | Буквы Е, е. Звуковой анализ слов с буквой Е. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
41 | Буква Ь. Буква Ь - показатель мягкости в конце слога или слова. Работа с разрезной азбукой: ЕЛ-ЕЛЬ, УГОЛ-УГОЛЬ. Учить называть слова. Определенной структуры. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
42 | Буквы Я, я. Звуковой анализ слов с буквой Я. Анализ слогов с буквой Я: МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, БА-БЯ. Печатание слогов | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание Педагогическое наблюдение |
43 | Чтение слов с буквой Я | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа |
44 | Буквы Ю, ю. Анализ слогов с буквой Ю: ТУ-ТЮ, СУ-СЮ, ДУ-ДЮ. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
45 | Буквы Ё, ё. Звуковой анализ слов с буквой Е. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
46 | Закрепление чтения слов с особенными гласными буквами Я, Ю, У, Ё | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
47 | Мягкий согласный звук IЧ'I; буквы Ч, ч. Звуковой анализ слов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
48 | Закрепление чтения слов с буквой Ч. Работа над текстом «Подруги». | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
49 | Чтение слогов и слов с Ч-Ть. Чтение текста, придумывание заглавия | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра |
50 | Гласный звук IэI; буквы Э, э. Закрепить умение составлять предложения с предлогами (в, на. за и др.). | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание Педагогическое наблюдение |
51 | Согласный звук IцI; буквы Ц, ц. Печатание слогов | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
52 | Дифференциация звуков и букв Ц,Ч,С. Чтение текста | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра |
53 | Согласные звуки IфI, Iф'I; буквы Ф, ф. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое задание |
54 | Согласный звук Iщ'I;буквы Щ, щ. Дифференциация звуков и букв Щ,Ч,С. Чтение текста | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра |
55 | Буква Ъ. Буква Ъ – показатель твердости. Алфавит | 2 | 1 | 1 | Практическое задание, игра |
56 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Проверка осознанного чтения |
Итого | 68 | 33 | 35 |
4.Календарный учебный график
Продолжительность обучения: 1 год.
Продолжительность занятий: 30 минут
Наименование/год обучения | Срок учебного года(продолжительность обучения) | Количество занятий в неделю | Всего учебных недель | Количество часов | Режим занятий |
«Весёлые буквы» 2024-2025 | с 01.09.2024 по 31.05.2025 | 2 занятия | 34 недели | 68 часов | Вторник/четверг 15.30/16.00 |
- Программа
- Календарно-тематическое планирование
Месяц | Номер занятия | Количество часов | Тема занятия | Форма занятия | Форма контроля |
Сентябрь, 2024 | 1 | 1 | Вводное занятие. Знакомство с букварём. Понятия «лист», «страница», «номер страницы» | Обучающий мультфильм | Педагогическое наблюдение |
2 | 1 | Речь письменная и устная. Звуки речи. Слова, слоги. Диагностика | Игра-занятие | Беседа. Педагогическое наблюдение | |
3 | 1 | Речь письменная и устная. Звуки речи. Слова, слоги. Диагностика | Игра-занятие | Беседа. Педагогическое наблюдение | |
4 | 1 | Речь письменная и устная. Звуки речи. Слова, слоги.Диагностика | Игра-занятие | Беседа. Педагогическое наблюдение | |
5 | 1 | Гласный звук IаI; буква А, а | Игра | Практическое задание | |
6 | 1 | Гласный звук, IуI; буква У, у | Игра | Практическое задание | |
7 | 1 | Гласный звук IоI, буква О,о | Игра | Практическое задание | |
8 | 1 | Закрепление букв А. О, У. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. | Игра | Игра | |
Октябрь, 2024 | 9 | 1 | Закрепление букв А. О, У. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. | Игра | Игра |
10 | 1 | Согласные звуки IмI, Iм'I; буквы М. | Игра | Практическое задание | |
11 | 1 | Согласные звуки IсI , Iс'I; буквы С, с. | Игра | Практическое задание | |
12 | 1 | Закрепление букв М, С. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. | Игра | Игра | |
13 | 1 | Закрепление букв М, С. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. | Игра | Игра | |
14 | 1 | Учимся соединять буквы А,У | Игра | Педагогическое наблюдение | |
15 | 1 | Чтение буквы, чтение слогов. УА,АУ | Игра | Педагогическое наблюдение | |
16 | 1 | Соединяем буквы, читаем слоги. АМ,УМ, УА,АУ | Игра | Игра | |
Ноябрь, 2024 | 17 | 1 | Соединяем буквы, читаем слоги. АС, УС, ОС. Определение слогов в словах | Игра | Устный опрос |
18 | 1 | Учимся соединять буквы МА, МУ | Практикум | Педагогическое наблюдение | |
19 | 1 | Читаем слитно СА, СУ, СО Знакомство с чтением из трёх букв | Практикум | Игра | |
20 | 1 | Читаем слитно СА, СУ, СО Знакомство с чтением из трёх букв | Практикум | Игра | |
21 | 1 | Звуковой анализ слогов. Деление слов на слоги, определение слогов в словах | Игры-занятия | Игра | |
22 | 1 | Звуковой анализ слогов. Деление слов на слоги, определение слогов в словах | Игры-занятия | Игра | |
23 | 1 | Предложение. Деление предложения на слова. Выкладывание слов: сам, сама | Игра | Игра | |
24 | 1 | Согласные звуки IхI, Iх'I; буквы Х, х. Чтение слогов и слов. Звуковой анализ слова. Составление предложений со словом СУХО. | Игра | Практическое задание Педагогическое наблюдение | |
Декабрь, 2024 | 25 | 1 | Согласные звуки IрI, Iр'I; буквы Р, р. Заглавные буквы, слова с этими буквами. | Игра | Практическое задание |
26 | 1 | Согласный звук IшI, всегда твердый; буквы Ш, ш. Составление предложений из трех слов. | Игра | Практическое задание Педагогическое наблюдение | |
27 | 1 | Дифференциация звуков и букв С,Ш Чтение и составление слогов по разрезной азбуке | Игра | Игра | |
28 | 1 | Гласный звук IыI; буква ы. В русском языке нет слов, которые начинаются на Ы. Звуковой анализ слов МИШКА, МЫШКА. | Игра | Практическое задание | |
29 | 1 | Согласные звуки IлI, Iл'I; буквы Л, л. Точка. Схема предложений. Точка. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. | Игра | Практическое задание | |
30 | 1 | Согласные звуки IлI, Iл'I; буквы Л, л. Точка. Схема предложений. Точка. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. | Игра | Практическое задание | |
31 | 1 | Дифференциация звуков и букв Л, Р. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке | Игра | Беседа | |
32 | 1 | Согласные звуки IнI, Iн'I; буквы Н, н. Звуковой анализ слов. Ударный слог. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту | Виртуальная экскурсия | Беседа | |
Январь 2025 | 33 | 1 | Согласные звуки IкI, Iк'I; буквы К, к. Закрепление написания больших букв в именах, начале предложений. Учить вычленять словесное ударение, определять его место в словах | Игра | Практическое задание Педагогическое наблюдение |
34 | 1 | Согласные звуки IкI, Iк'I; буквы К, к. Закрепление написания больших букв в именах, начале предложений. Учить вычленять словесное ударение, определять его место в словах | Игра | Практическое задание Педагогическое наблюдение | |
35 | 1 | Согласные звуки IтI, Iт'I; буквы Т, т. Закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой, вычленять словесное ударение, определять его место в словах. | Игра | Практическое задание | |
36 | 1 | Гласный звук IиI; буквы И, и. Звуковой анализ слогов МЫ-МИ, РЫ-РИ, СЫ-СИ, ТЫ-ТИ. Учить составлять предложения со словом И. | Игра | Практическое задание | |
37 | 1 | Согласные звуки IпI, Iп'I; буквы П,п. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. | Игра | Практическое задание Педагогическое наблюдение | |
38 | 1 | Согласные звуки IзI, Iз'I; буквы З, з. Закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой, вычленять словесное ударение, определять его место в словах. | Игра | Практическое задание
| |
Февраль, 2025 | 39 | 1 | Согласные звуки IзI, Iз'I; буквы З, з. Закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой, вычленять словесное ударение, определять его место в словах. | Игра | Практическое задание |
40 | 1 | Согласные звуки звонкие и глухие. Дифференциация звуков и букв З,С | Игра | Игра | |
41 | 1 | Согласный звук IйI; буквы Й, й. Совершенствовать навыки чтения. Учить придумывать слова по заданной звуковой модели. | Игра | Практическое задание Педагогическое наблюдение | |
42 | 1 | Согласные звуки IгI, Iг'I; буквы Г, г. Работа с предложением. Вопросительные предложения. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. | Игра-занятие | Практическое задание | |
43 | 1 | Согласные звуки IвI, Iв'I; буквы В, в. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. | Игра | Практическое задание | |
44 | 1 | Согласные звуки IдI, Iд'I; буквы Д, д Сопоставление звуков и букв Д-Т. Закрепление понятий слог, слово, предложение. | Игра | Практическое задание Педагогическое наблюдение | |
45 | 1 | Согласные звуки IдI, Iд'I; буквы Д, д Сопоставление звуков и букв Д-Т. Закрепление понятий слог, слово, предложение. | Игра | Практическое задание Педагогическое наблюдение | |
46 | 1 | Согласные звуки IбI, Iб'I; буквы Б, б. | Игра | Практическое задание | |
Март, 2025 | 47 | 1 | Дифференциация звуков и букв Б-П. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке | Игра | Игра |
48 | 1 | Согласный звук IжI; буквы Ж, ж. Сопоставление звуков и букв. | Игра | Практическое задание | |
49 | 1 | Дифференциация звуков и букв Ж,З,Ш. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке | Игра | Игра | |
50 | 1 | Буквы Е, е. Звуковой анализ слов с буквой Е. | Игра-занятие | Практическое задание | |
51 | 1 | Буква Ь. Буква Ь - показатель мягкости в конце слога или слова. Работа с разрезной азбукой: ЕЛ-ЕЛЬ, УГОЛ-УГОЛЬ. Учить называть слова. Определенной структуры. | Игра | Практическое задание | |
52 | 1 | Буквы Я, я. Звуковой анализ слов с буквой Я. Анализ слогов с буквой Я: МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, БА-БЯ. | Игра | Практическое задание Педагогическое наблюдение | |
53 | 1 | Чтение слов с буквой Я | Игра | Беседа | |
54 | 1 | Буквы Ю, ю. Анализ слогов с буквой Ю: ТУ-ТЮ, СУ-СЮ, ДУ-ДЮ. | Игра | Практическое задание | |
Апрель, 2025 | 55 | 1 | Буквы Ё, ё. Звуковой анализ слов с буквой Е. | Виртуальная экскурсия | Практическое задание |
56 | 1 | Закрепление чтения слов с особенными гласными буквами Я, Ю, У, Ё | Игра | Педагогическое наблюдение | |
57 | 1 | Мягкий согласный звук IЧ'I; буквы Ч, ч. Звуковой анализ слов | Игра | Практическое задание
| |
58 | 1 | Закрепление чтения слов с буквой Ч. Работа над текстом «Подруги». | Игра-занятие | Педагогическое наблюдение | |
59 | 1 | Чтение слогов и слов с Ч-Ть. Чтение текста, придумывание заглавия | Игра | Игра | |
60 | 1 | Гласный звук IэI; буквы Э, э. Закрепить умение составлять предложения с предлогами (в, на. за и др.). | Игра | Практическое задание Педагогическое наблюдение | |
61 | 1 | Согласный звук IцI; буквы Ц, ц. Работа над диалогической речью | Игра | Практическое задание | |
62 | 1 | Дифференциация звуков и букв Ц,Ч,С. Чтение текста | Игра | Игра | |
Май, 2025 | 63 | 1 | Согласные звуки IфI, Iф'I; буквы Ф, ф. | Игра | Практическое задание
|
64 | 1 | Согласный звук Iщ'I;буквы Щ, щ. Дифференциация звуков и букв Щ,Ч,С. Чтение текста | Игра | Игра | |
65 | 1 | Буква Ъ. Буква Ъ – показатель твердости. Алфавит | Игра-занятие | Практическое задание, игра | |
66 | 1 | Буква Ъ. Буква Ъ – показатель твердости. Алфавит | Игра-занятие | Практическое задание, игра | |
67 | 1 | Итоговое занятие. Диагностика | Практикум | Проверка осознанного чтения | |
68 | 1 | Итоговое занятие | Практикум | Проверка осознанного чтения | |
Итого | 68 | 68 |
- Содержание программы
Месяц | Тема | Теория | Практика |
Сентябрь | 1.Вводное занятие. | Знакомство с букварём. Понятия «лист», «страница», «номер страницы» | Речевая разминка. Скороговорки. Знакомство с названием кружка. Знакомство с букварём. Знакомство с правилами обращения с учебной книгой. |
Сентябрь | 2.3.4. Речь письменная и устная. Звуки речи. Слова, слоги. Диагностика | Развитие речевого и фонематического слуха дошкольников. Подготовка к восприятию звуков и букв русского языка. Формирование мотивации к занятиям | Беседа «Речь устная и письменная» Физминутка «Вверх рука и вниз рука» Игра «Закончи фразу» Игра «Делим слова на слоги» Речевая игра «Весёлый поезд» |
Сентябрь | 5. Гласный звук IаI; буква А, а | Познакомить детей со звуком [а], его характеристикой, закрепить её зрительный образ Дать понятие о местонахождении звука в слове | Упражнение для губ и язычка «Улыбка» Артикулирование звука А. Признаки звука. Игра «Длинный-короткий» Чтение в строчку буквы А. Речевая игра «Услышь звук» Пальчиковая игра «Апельсин» |
Сентябрь | 6. Гласный звук, IуI; буква У, у | Познакомить детей со звуком [у], его характеристикой, закрепить её зрительный образ Дать понятие о местонахождении звука в слове | Речевая разминка «Кто больше» Знакомство с плакатом «Русский алфавит» Артикулирование звука. Упражнение «Найди букву в тексте» Игра «Угадай слово» |
Сентябрь | 7. Гласный звук IоI, буква О,о | Познакомить детей со звуком [о], его характеристикой, закрепить её зрительный образ Дать понятие о местонахождении звука в слове | Проговаривание скороговорки Артикулирование звука. Выделение звука в словах Игра «Мяч по кругу» Печатание буквы в тетради |
Сентябрь | 8. Закрепление букв А. О, У. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. Печатание букв | Закреплять знания детей о гласных звуках А, О, У, и буквах, обозначающих эти звуки. Продолжать учить детей выделять первый звук в слове. Закреплять понятия «звук», «буква» | Чтение букв с доски, в букваре. Печатание букв в тетради Игра «Мяч по кругу» Раскрашивание картинок на определённую букву |
Октябрь | 1.Закрепление букв А. О, У. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. Печатание букв | Закреплять знания детей о гласных звуках А, О, У, и буквах, обозначающих эти звуки. Закреплять понятия «звук», «буква». Упражнять в определении количества слогов в слове | Чтение букв с доски, в букваре. Печатание букв в тетради Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье» Игра «Назови слова с заданным звуком» Упражнение «Посчитай и хлопни» |
Октябрь | 2. Согласные звуки IмI, Iм'I; буквы М. Печатание букв | Знакомство с буквой М; Обучение правильному произношению зука. Характеристика звука с использованием схем | Игра «Весёлый язычок» Проговаривание скороговорки Выделение звука М из слов. Нахождение буквы в алфавите. Чтение букв в строчку, в столбик. Выкладывание букв М, м из палочек |
Октябрь | 3.Согласные звуки IсI , Iс'I; буквы С, с. Печатание букв | Беседа об отличия гласных от согласных звуков. Знакомство с буквой С Выделение из слов согласных звуков С, С'. Выделение звука в разных позициях в словах | Речевое упражнение «Закончи слово» Проговаривание скороговорки Нахождение буквы в тексте. Чтение букв в строчку, в столбик. Печатание букв С,с в тетради |
Октябрь | 4.5 Закрепление букв М, С. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. Печатание слогов | Развивать умения составлять и читать слоги с буквой М, С; Корректировать зрительное восприятие и фонематический слух на основе упражнений в узнавании и различии пройденных букв | Дидактическая игра «Хлопни-топни» Артикуляционная гимнастика «Заборчик» Буквенный конструктор (дорисуй букву по точкам) Физминутка «Озорные мышки» Чтение слогов и буквосочетаний Слуховой диктант |
Октябрь | 6. Учимся соединять буквы А,У | Обучение чтению слогов; Закрепление навыков и умений звуко-слогового анализа и синтеза. Чтение сочетания АУ-УА; выкладывание слогов | Речевая игра «Скажи правильно» Проговаривание скороговорки Работа в букваре, плавное чтение буквосочетаний АУ, УА Слуховой диктант Физминутка «В лесу» |
Октябрь | 7. Чтение буквы, чтение слогов. УА,АУ | Совершенствование умения соединять буквы, чтение слогов; развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний | Беседа «Какие буквы русского алфавита мы знаем» Повторение произношения букв Чтение слогов и буквосочетаний Речевая игра «Что бывает осенью» Пальчиковая гимнастика «Вертолёт» |
Октябрь | 8. Соединяем буквы, читаем слоги. АМ,УМ, УА,АУ | Обучение умению соединять буквы, читать слоги; способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи | Игра «Услышь гласную» Знакомство с правилом чтения: гласную потяни, а согласную присоедини к ней коротким звуком. Плавное чтение буквосочетаний. |
Ноябрь | 1. Соединяем буквы, читаем слоги. АС, УС, ОС. Определение слогов в словах | Обучение умению соединять буквы, читать слоги; способствовать развитию внимания, памяти, мышления, речи | Дидактическая игра «Хлопушки» Игра «Путешествие Кубетто от А до С» Чтение слогов Физминутка «Озорные мышки» |
Ноябрь | 2. Учимся соединять буквы МА, МУ | Обучение умению соединять буквы; развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний | Слушание песни о маме Беседа о маме Разбор слова «мама» Чтение слогов МА, МУ, работа с разрезной азбукой Раскрашивание картинок на определенную букву |
Ноябрь | 3.4 Читаем слитно СА, СУ, СО Знакомство с чтением из трёх букв. | Закреплять умение читать слитно слоги, развивать навыки звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний | Речевая разминка Чтение слогов слияний Работа по картинке Игра «закончи слово» |
Ноябрь | 5.6. Звуковой анализ слогов. Деление слов на слоги, определение слогов в словах | Закреплять умения и навыки звукового анализа слогов, деления слов на слоги | Игра с мячом «Буква моего имени» Дидактическая игра «Угадай, имя?» Деление слова на слоги, определение ударного слога Знакомство с ударением Разгадывание кроссворда Разминка «Слушай внимательно» Чтение слогов |
Ноябрь | 7. Предложение. Деление предложения на слова. Выкладывание слов: сам, сама | Учить выделять слова в предложении, повторить понятия устная речь, предложение, слово; развивать умение правильно строить предложение, выделять в нем слова | Игра «Отгадай загадку» Работа с картинками, знакомство с предложением Работа в букваре, выделяем предложение, определяем количество слов в предложении Физминутка «Лохматый пёс» |
Ноябрь | 8. Согласные звуки IхI, Iх'I; буквы Х, х. Чтение слогов и слов. Звуковой анализ слова: МУХА. Составление предложений со словом СУХО. Печатание слогов | Познакомить дошкольников со звуками [Х] и [Х'], с их графическим обозначением – буквой «Х» | Проговаривание скороговорки Выделение звука Х из слова Игра «Услышь звук» Чтение слогов на доске «по цепочке» Работа по картинке Гимнастика для пальцев «Муха» |
Декабрь | 1. Согласные звуки IрI, Iр'I; буквы Р, р. Заглавные буквы, слова с этими буквами. Печатание слогов | Обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки [Р] и [Р'] Познакомить с графическим оформлением предложения | Речевая разминка «А, О, У» Выделение звука Р из слова РАК Нахождение буквы Р в алфавите Игра в слова Игра «Хлопни, если слышишь звук Р» |
Декабрь | 2. Согласный звук IшI, всегда твердый; буквы Ш, ш. Составление предложений из трех слов. Печатание слогов | Сформировать представления у дошкольников о звуке и букве «Ш» | Проговаривание скороговорки Повторение изученных букв Выделение звука Ш в слове ШАР Игра «Услышь букву» Чтение слогов Чтение по цепочке, повторение правила «Написание имён с большой буквы» Игра «Назови имя, которое начинается на букву Ш» |
Декабрь | 3.Дифференциация звуков и букв С, Ш Чтение и составление слогов по разрезной азбуке | Упражнять в умении дифференцировать звуки и буквы, работать с разрезной азбукой | Проговаривание скороговорки, рассматривание рисунка к данной скороговорке Составление и чтение слогов шепотом, «про себя», по цепочке Чтение и разбор короткого текста. |
Декабрь | 4. Гласный звук IыI; буква ы | Познакомить дошкольников с буквой «Ы» | Речевая разминка, повторение изученных скороговорок Выделение звука Ы по картинкам Характеристика Звука Ы Знакомство с правилом «В русском языке нет слов, которые начинаются на Ы» Звуковой анализ слов МИШКА, МЫШКА |
Декабрь | 5.6. Согласные звуки IлI, Iл'I; буквы Л, л. Точка. Схема предложений. Точка | Познакомить детей со звуками [Л] и [Л'], обозначаемым их графическим символом – буквой «Л» Формирование навыка слогового чтения | Отгадывание загадки про лук Выделение звука Л из слова ЛУК Рассматривание Буквы Л на картике Игра «На что похожа буква Л» Игра «Назови слова на данную букву» Чтение текста, знакомство со схемой предложения, с точкой Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. |
Декабрь | 7.Дифференциация звуков и букв Л, Р | Упражнять в умении дифференцировать звуки и буквы, работать с разрезной азбукой | Проговаривание скороговорки Игра «Придумай слово, чтобы прочитанный слог был первым» Рассматривание рисунка Чтение текста, беседа Чтение слогов с буквами Л, Р по цепочке, самостоятельно Чтение и составление слогов по разрезной Азбуке |
Декабрь | 8. Согласные звуки IнI, Iн'I; буквы Н, н. Звуковой анализ слов. Ударный слог | Познакомить дошкольников со звуками [Н] и [Н'], буквой «Н» Закрепить понятие «текст», «название текста» Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту | Речевая разминка «А, У, О» Чтение рассказа о семье, называние членов семьи Выделение звука Н в слове «сын» Игра «На что похожа буква Н Выкладывание из счётных палочек буквы Виртуальная экскурсия в алфавит, нахождение изученных букв в алфавите Игра «Хлопушка» |
Январь | 1.2.Согласные звуки IкI, Iк'I; буквы К, к | Сформировать представления о звуках [К] и [К'], букве «К» способствовать развитию интереса и способностей к чтению Закрепление написания больших букв в именах, начале предложений. Учить вычленять словесное ударение, определять его место в словах | Игра «Назови домашних животных» Выделение звука К из слова КОТ Характеристика звука Игра «Придумай имя для кота» Характеристика звука Игра «На что похожа буква К» Игра «Назовите слово, в котором данный звук стоит в начале слова» Нахождение буквы в алфавите |
Январь | 3. Согласные звуки IтI, Iт'I; буквы Т, т | Познакомить дошкольников со звуками [Т] и [Т'], соответствующим этим звукам графическим символом Закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой | Речевая разминка Игра «Хлопушка» Знакомство со звуком и буквой, характеристика звука Игра «Назови с лова на данную букву» Выкладывание буквы из фасоли Гимнастика для пальцев «Вертолёт» |
Январь | 4. Гласный звук IиI; буквы И, и. Звуковой анализ слогов МЫ-МИ, РЫ-РИ, СЫ-СИ, ТЫ-ТИ | Сформировать представления дошкольников о звуке [И], познакомить с буквой «И» | Рассматривание картинки «Домашнее животное «индюк», беседа Выделение Звука И в слове Определение количества слогов в слове, называние ударного Характеристика звука Составление предложения со словами начинающимися на И, используя робо-мышь Раскрашивание картинок на определенную букву |
Январь | 5.6. Согласные звуки IпI, Iп'I; буквы П,п | Сформировать представления у детей о звуках [П] и [П'], их графическим обозначением Закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков Понимание смысла прочитанного; | Артикуляционная гимнастика «Месим тесто» Рассматривание картинки, на которой изображена пчела Выделение звука П из слова ПЧЕЛА Характеристика звука Игра «Назови слова в которых есть данный звук» Игра «Подставь букву П и прочитай слова …ИЛА, …ОЛ, …АПА Конструирование буквы из конструктора ТИКО |
Январь | 7.8. Согласные звуки IзI, Iз'I; буквы З, з | Познакомить дошкольников с новыми звуками [З] и [З'], обозначаемой их буквой – «З»
| Речевая игра «Подскажи словечко» Чтение стихотворения про зайца Выделение звука З в слове ЗАЯЦ Характеристика звука Нахождение буквы З в алфавите
|
Февраль | 1. Согласные звуки IзI, Iз'I; буквы З, з | Закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой | Игра «Назови слова на букву З» Чтение слогов и слов Игра «Сравни слова РОЗА-РОЗЫ» Выкладывание буквы при помощи шнурка |
Февраль | 2. Согласные звуки звонкие и глухие. Дифференциация звуков и букв З,С | Совершенствовать артикуляционную моторику, развивать интонационную сторону речи | Проговаривание скороговорки Чтение слов, выделение ударного слога Знакомство с понятием «парные согласные» |
Февраль | 3. Согласный звук IйI; буквы Й, й. | Познакомить дошкольников со звуком и буквой «Й» Совершенствовать навыки чтения. Учить придумывать слова по заданной звуковой модели. | Артикуляционная гимнастика «Чистим зубки» Чтение рассказа «Зимой» Беседа «Что такое «название текста», где пишется Выделение звука Й из слова ЗИМОЙ Беседа «Сколько слогов; какой звук слышите последним» Характеристика звука Й Сравнение написания И-Й |
Февраль | 4.Согласные звуки IгI, Iг'I; буквы Г, г | Научить детей различению звуков [Г] и [Г'], закрепить представления о букве «Г» Работа с предложением. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту | Артикуляционная гимнастика «Котёнок лакает молоко» Отгадывание загадки о гусе Выделение звука Г Характеристика звука, нахождение в алфавите Чтение слогов Выкладывание буквы из камешек Марблс Игра «Придумайте предложение со словом ГУСЬ» Беседа «Из скольких слов состоит предложение, какое слово написано с большой буквы» Составление схемы предложения |
Февраль | 5. Согласные звуки IвI, Iв'I; буквы В, в | Научить дошкольников различению звуков [В] и [В'], познакомить с соответствующей буквой «В» | Проговаривание скороговорки Рассматривание картинки на которой изображён ВОЛК Беседа о волке Выделение звука В Характеристика звука Игра «Покажите предметы в названии которых есть данный звук» Чтение и составление слогов по разрезной азбуке Раскрашивание картинок на определенную букву |
Февраль | 6.7. Согласные звуки IдI, Iд'I; буквы Д, д Сопоставление звуков и букв Д-Т | Обучить детей различению звуков [Д] и [Д'], сформировать представления о букве «Д» Закрепление понятий слог, слово, предложение | Пальчиковая гимнастика «Дом» Беседа «О чём говорится; какие бывают дома» Придумывание чистоговорки со словом ДОМ Характеристика звука, нахождение буквы в алфавите Выкладывание буквы Д пуговицами Чтение слогов и слов по цепочке Чтение и разбор текста «Во саду» Сравнение букв Д-Т Чтение слияний ДА-ТА и сравнение их звучаний |
Февраль | 8. Согласные звуки IбI, Iб'I; буквы Б, б | Сформировать представления дошкольников о звуках [Б] и [Б'], познакомить с буквой «Б» | Проговаривание чистоговорки Беседа «Какой звук слышится чаще других в чистоговорке» Выделение звука Б, характеристика Беседа «сколько слогов в словах бублик, баранка, батон, буханка», назовите первый слог, сколько звуков в слоге БА, какой первый звук» Игра «Кто больше назовёт слов на букву Б» Чтение слогов шёпотом |
Март | 1.Дифференциация звуков и букв Б-П. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке | Упражнять в умении дифференцировать звуки и буквы, составлять слоги, работать с разрезной азбукой | Чтение текста без названия Разбор текста Составление схемы первого предложения Работа в букваре Б-П Чтение слияний и сравнение их звучания Пальчиковая гимнастика «Мамины помощники» Физминутка «Весёлый гном» |
Март | 2. Согласный звук IжI; буквы Ж, ж. Сопоставление звуков и букв. | Сформировать представления дошкольников о звуке и букве «Ж» Закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков | Проговаривание скороговорки Рассматривание фигурки жираф Речевая игра «Жираф какой» Выделение звука Ж из с лова ЖИРАФ Дидактическая игра «Хлопушка» Характеристика звука Выкладывание буквы крышками Игра «Назови слова, которые начинаются на Ж» |
Март | 3.Дифференциация звуков и букв Ж,З, Ш. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке | Упражнять в умении дифференцировать звуки и буквы, работать с разрезной азбукой | Игра с использованием робота Кубетто «Лабиринт» Артикуляционная гимнастика «Чистим зубы» Чтение слогов тихо вслух Придумывание слов начинающихся на буквы Ж, З, Ш Просмотр видеоролика про жирафа, змею и шимпанзе |
Март | 4. Буквы Е, е. Звуковой анализ слов с буквой Е. Печатание слогов | Познакомить детей со звуком и буквой «Е» Развитие фонематических представлений Закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков | Артикуляционная гимнастика «Иголочка» Просмотр мультфильма про енота Выделение зуков Й-Э Разбор слова ЕНОТ по слогам Характеристика звуков Й, Э, обозначающихся буквой Е Нахождение буквы Е в алфавите Физминутка «Енот» |
Март | 5. Буква Ь. Буква Ь - показатель мягкости в конце слога или слова. | Сформировать стойкие представления у дошкольниках о буквах [Ь] и [Ъ] | Речевое упражнение «В лесу» Отгадывание загадки про пень Анализ слова ПЕНЬ Нахождение буквы Ь в алфавите Объяснение функции буквы Ь Чтение слогов с буквой Ь Игра «Назовите слова в которых есть буква Ь» Пальчиковая гимнастика «Дни недели» Конструирование буквы из конструктора ТИКО |
Март | 6. Буквы Я, я. Звуковой анализ слов с буквой Я. Анализ слогов с буквой Я: МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, БА-БЯ. Печатание слогов | Сформировать представления у детей о звуке и букве «Я» Развивать навык самоконтроля и самооценки | Чтение рассказа «Яблоня» Пересказ текста рассказа, выяснение о чём говорится в рассказе Разбор слова ЯБЛОНЯ Рассматривание буквы Я, нахождение в алфавите Словесная игра «Назови слова в которых есть буква Я» Чтение слогов Раскрашивание картинок на определенную букву. |
Март | 7. Чтение слов с буквой Я | Совершенствовать артикуляционную моторику Развивать интонационную сторону речи | Артикуляционная гимнастика «Маляр» Беседа «Какую знакомую вам букву вы услышали в слове МАЛЯР» Наблюдение при чтении слов, где буква Я в начале и конце слова Физминутка «Буквы» |
Март | 8.Буквы Ю, ю. Анализ слогов с буквой Ю: ТУ-ТЮ, СУ-СЮ, ДУ-ДЮ. | Научить детей различению звука и буквы «Ю», синтезу слоговых сочетаний, содержащих этот звук | Рассматривание игрушки ЮЛА, беседа Разбор слова ЮЛА Рассматривание буквы, нахождение в алфавите Словесная игра «Назовите слова с буквой Ю» Чтение слогов с буквой Ю, анализ Словесная игра «Угадай, кто где?» Выкладывание буквы камешками Марблс |
Апрель | 1. Буквы Ё, ё. Звуковой анализ слов с буквой Е | Познакомить дошкольников со звуком и буквой «Ё» | Виртуальная экскурсия в лес «Звери просыпаются» Повторение правил поведения в лесу Разбор слова ЁЖИК Рассматривание буквы, нахождение в алфавите Чтение слогов по цепочке Чтение предложения Ёжик спит под ёлкой, наблюдение за буквой Ё Физминутка «Ёж» Чтение рассказа «Дети и ёж», анализ текста по вопросам |
Апрель | 2. Закрепление чтения слов с особенными гласными буквами Я, Ю, У, Ё | Упражнять в умении дифференцировать звуки и буквы, составлять слоги; формировать навык самоконтроля и самооценки | Речевая разминка «А, У, Е, Ё» Беседа «Назовите «особенные» гласные буквы алфавита, почему их так называют» Чтение слов, наблюдение за буквами в начале слова и после буквы Ь Составление слогов, чтение Словесная игра «Мяч» |
Апрель | 3. Мягкий согласный звук IЧ'I; буквы Ч, ч. Звуковой анализ слов | Научить дошкольников верному произношению звука [Ч], синтезу слоговых сочетаний, содержащих изучаемый звук | Проговаривание скороговорки Рассматривание картинки, на которой изображена черепаха Проговаривание слова, называние слогов Выделение звука Ч, характеристика Словесная игра «На что похожа буква Ч» Нахождение буквы в алфавите Чтение слогов, наблюдение за звуком Работа с плакатом «Зимующие и перелётные птицы» Разбор слова ГРАЧ |
Апрель | 4. Закрепление чтения слов с буквой Ч | Совершенствовать артикуляционную моторику Развивать интонационную сторону речи | Словесная игра «Назови согласные буквы», «Назовите гласные буквы» Чтение текста «Подруги», работа по тексту Чтение слогов и слов с буквой Ч Физминутка «Через ручеёк» |
Апрель | 5. Чтение слогов и слов с Ч-Ть. Чтение текста, придумывание заглавия | Упражнять в умении дифференцировать звуки и буквы, составлять слоги, закреплять навыки в работе с текстом | Речевая игра «Слышали, видели» Чтение слогов и слов, сравнение произношения Работа с текстом «Моя семья», ответы на вопросы после текста Дыхательная гимнастика «Ветерок» Физминутка «Дружные ребята» |
Апрель | 6. Гласный звук IэI; буквы Э, э. | Сформировать представления у детей о звуке и букве «Э» Закрепить умение составлять предложения с предлогами (в, на. за и др.) | Артикуляционная гимнастика «Часики» Читается загадка, детям предлагается найти ответ в трёх рисунках, ответ читается, обсуждается (ЭХО) Нахождение буквы в алфавите, характеристика Игра «Составь предложение со словом в котором есть буква Э используя предлоги в, на и др.) |
Апрель | 7. Согласный звук IцI; буквы Ц, ц. Печатание слогов | Познакомить детей со звуком и буквой «Ц» | Проговаривание чистоговорки Чтение рассказа «Заяц-умелец» Беседа «Какой звук вы слышали чаще других» Нахождение буквы Ц в алфавите, характеристика звука Составление, чтение слогов Игра «Назовите слова с буквой Ц» |
Апрель | 8.Дифференциация звуков и букв Ц, Ч, С. Чтение текста | Упражнять в умении дифференцировать звуки и буквы, составлять слоги | Речевая разминка «Произнеси звук» Чтение слогов, сравнение произношения Словесная игра «Угадай слово» Игра «Запрограммируй робомышь, чтобы получились слоги, прочитай» Физминутка «Озорные мышки» |
Май | 1. Согласные звуки IфI, Iф'I; буквы Ф, ф. Печатание слогов | Познакомить дошкольников со звуками [Ф] и [Ф'], с обозначаемой их буквой «Ф» | Беседа «Весенние изменения в природе» по вопросам Выделение звука Ф из картинки на которой изображён ФАЗАН Беседа «сколько слогов в слове, назовите первый слог, второй», «сколько звуков в первом слоге, во втором», «какой звук слышим первый звук» Характеристика звука Ф На что похожа буква Ф, нахождение буквы в алфавите Чтение слогов |
Май | 2. Согласный звук Iщ'I;буквы Щ, щ. Дифференциация звуков и букв Щ,Ч,С. | Научить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звук «Щ» | Речевая игра «На рыбалке» Выделение звука Щ из картинки, выделение звука Щ из слова ЩУКА Характеристика звука, на что похожа, нахождение в алфавите Чтение слогов, слов по цепочке, объяснения лексического значения непонятных слов, сравнение произношения звуков Щ-С, Щ-Ч Конструирование буквы из конструктора ТИКО |
Май | 3.4. Буква Ъ. Буква Ъ – показатель твердости. Печатание слогов; алфавит | Сформировать стойкие представления у дошкольниках о буквах [Ь] и [Ъ] | Речевая разминка «Е, О, У, А» Беседа «Сколько букв в русском алфавите, сколько гласных, сколько согласных, для чего нужен Ь» Знакомство с буквой, которая не обозначает звук, служит для разделения букв Чтение слов с буквами Ь, Ъ Проговаривание алфавита |
Май | 5.6.7.8. Итоговое занятие | Закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения | Чтение и составление слогов по разрезной азбуке Отчетливое произнесение слов Чтение текстов Понимание смысла прочитанного Умение ориентироваться на странице книги |
- Методические материалы
Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, в процесс которой входит способность воспринимать информацию, понимать информацию, передаваемую тем или иным способом, воспроизводить её.
Для успешной реализации программы используются артикуляционные гимнастики, речевые разминки, беседы, дидактические игры различной сложности. Выполняя их, дети учатся читать слоги, определять количество слогов в слове, делать простейший звуковой анализ слова. Программа поможет детям научиться правильному произношению звуков, развитию фонематического слуха и восприятия, сформировать навыки произношения слов различной звуко-слоговой структуры, подготовить к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза, плавно читать по слогам и понимать прочитанное.
- Оценочные материалы
В начале года проводится первичный и итоговый срез с целью сбора информации об успешности обучению чтению индивидуально каждого ребенка в группе. Диагностирование детей проводится при помощи наглядных пособий, материалов Н.С. Жуковой, О.Узоровой исходя из систематических наблюдений, индивидуальных бесед и игр с детьми
В начале года проводится входящая диагностика по бальной системе.
Результативность занятий оценивается по бальной системе по окончании учебного года. (Приложение 1).
Формы контроля:
1 квартал (ноябрь 2023 г) – открытая деятельность «Я сам!»
2 квартал (февраль 2024 г) – видеоролик «Буквоежки» (фрагменты разных занятий)
3 квартал (май 2024 г.) – итоговое занятие.
Мероприятия для родителей:
1 квартал (ноябрь 2022 г) – открытая деятельность «Я сам!»
2 квартал (февраль 2024 г) – видеоролик «Буквоежки» (фрагменты разных занятий)
3 квартал (май 2024 г.) – видеоролик «Наши успехи»
8.Информационное и материально-техническое обеспечение
Информационное обеспечение:
1. Методические сборники и литература по данному направлению.
2. Упражнения, раздаточный материал: разрезная азбука
3.Развивающие игры по обучению детей грамоте авторов О.Узорова, Е.Нефедова, Н.С.Жукова
Материально – техническое обеспечение:
- Доска магнитная
- Азбука магнитная
- Рабочие тетради
- Сюжетные и предметные картинки
- Простые и цветные карандаши, ручки
- Конструкторы ТИКО , Фанкластик
- Камни марблс, крышки, фасоль, шнурки, пуговицы
- Мультимедийное оборудование
- Плакат алфавит
- Картотека: артикуляционной гимнастики, физминуток, загадок, чистоговорок, скороговорок, речевых, словесных и дидактических игр.
- Используемая литература
1. Жукова Н. С. Ж 86 Букварь : учебное пособие / Н. С. Жукова. — М. : Эксмо,
2012. — 96 с .: ил. ISBN 978-5-699-57551-0
2.Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 112с.
3.Узорова Ольга Васильевна, Нефёдова Елена Алексеевна: учебное пособие - Издательство: Малыш, 2015 г.
4.Штернберг Л. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. Практическое пособие для педагогов и родителей. М., 2010.
5.Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать. Обучение дошкольников чтению. Программа – конспект. М.,2010.
10.Приложение
Приложение 1
ДИАГНОСТИКА
Обучению чтению предшествует индивидуальная психолого-педагогическая диагностика, констатирующая готовность ребенка к данному процессу. Прежде чем учить дошкольника читать, мы проверяем готовность зрительной и слуховой памяти к обучению чтению.
- Готовность зрительной памяти к обучению чтению: ребенку показывают печатную букву, а он должен карандашом или ручкой правильно написать очертание этой буквы. Ребенку показывают до 10 букв по очереди и убирают из вида. Ребенок по очереди их «чертит» на бумаге по памяти. Педагог оценивает готовность зрительной памяти к обучению чтению. Если ребенок правильно воспроизвел очертания букв, то его зрительная память готова к обучению чтению. Если ребенок допустил грубые ошибки в большинстве букв или вообще не смог начертить очертания букв, то его зрительная память не готова к обучению. При наличии желания у ребенка педагог проводит коррекцию готовности зрительной памяти к обучению чтению. Ребенку необходимо дать лист бумаги и карандаш, показать ему печатные буквы по одной, пусть записывает, пока не научится воспроизводить правильно контуры печатных букв по памяти. Ведется работа по исправлению.
- Готовность слуховой памяти к обучению чтению: ребенок должен на слух воспринять выделяемый начальный звук из названия любого предмета. Проверку можно начать со слов, начинающихся с простых гласных букв: а-а-а-а-арбуз, о-о-о-о-окунь, и т. д. Если ребенок легко определяет начальный гласный звук, то ему даются слова, начинающиеся с согласных: с-с-с-с-сыр, ш-ш-ш-шарик и т. д. Если ребенок может сам выделить начальный звук из названия слова, то можно говорить о готовности слуховой памяти к обучению чтению. Если ребенок может выделить начальный звук из названия слова при помощи взрослого, то его слуховая память готова к обучению чтению при помощи взрослого. Если ребенок не может выделить начальный звук из названия предмета при серьезной помощи взрослого, то его слуховая память не готова к обучению чтению. Ведется работа по исправлению.
Диагностика на конец года
1. Фонетика
Дифференцирование звуков: гласных, согласных: твёрдых – мягких, звонких – глухих.
Воспитатель просит назвать:
- гласные звуки в словах сон, мышка, лужа;
- согласные твёрдые в словах мяч, лук, рыба;
- согласные мягкие в словах луч, репа, конь, гусь;
- согласные звонкие в словах зуб, рак, коза;
- согласные глухие в словах фара, стул, мак.
Критерии оценки:
- все звуки дифференцированы правильно – 3 балла;
- один или несколько звуков в группе дифференцированы неправильно – 2 балла;
- неправильно дифференцированы звуки 2 групп – 1 балл;
- ошибочно названы звуки во всех группах – 0 баллов.
2.Звуковой анализ слова
Оборудование: предметные картинки.
Дети определяют последовательность звуков в словах шар, хвост, мишка. Воспитатель предлагает преобразовать звуковую схему слова мишка в звуковую схему слова мышка.
Критерии оценки:
- полная правильная схема – 3 балла;
- схема с пропуском одного звука или другими ошибками – 1 балл;
-отсутствие преобразования – 0 баллов.
3. Умение правильно и плавно читать по слогам и понимать прочитанное.
Ребёнку предлагаются для чтения слоговая линейка.
Критерии оценки:
- правильно и плавно читает слоги и понимает смысл прочитанного – 3 балла;
- читает слоги с ошибками, но понимает смысл прочитанного – 2 балла;
- читает слоги с ошибками и не понимает смысл прочитанного – 1 балл;
- не читает слоги – 0 баллов.
Полученные результаты дают возможность сформировать представление об индивидуальных достижениях каждого ребенка, достижениях группы детей в целом и выявить уровень сформированности навыка чтения (высокий уровень – от 7 до 9 баллов, средний – от 4 до 6 баллов, низкий – от 0 баллов до 3 баллов.
Карта обследования навыков чтения детей.
№ | Ф. И. ребёнка | Дифференцирование гласных и согласных звуков | Звуковой анализ слов | Умение правильно и плавно читать по слогам и понимать прочитанное |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Волшебная ручка» для детей от 6 до 7 лет.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у...
Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л
Проведение занятий по модулю «Где не жить - Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...
Рабочая программа по модулю «Дорога к храму» дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебе
Данный модуль направлен на духовно-нравственное воспитание, формирование и углубление понятия о православной вере и культуре, определение роли православия в нашей стране и родном городе, способст...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по коррекции звукопроизношения у детей 5-7 лет, не посещающих группу компенсирующей направленности «Весёлый язычок»
Программа кружка "Весёлый язычок". (Платный логопункт)....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ПРИНЯТА...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка»
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка» для детей 5-6 лет...