Звуки [З – З`] и буква З.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Сапронюк Мария Викторовна

Конспект НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте.

Тема: Звуки [З – З`] и буква З.

Задачи:

1. Познакомить со звуками [З], [З’], буквой З.

2. Вырабатывать навык четкого произношения звуков «[З], [З’]», формировать умения детей различать звуки по твердости и мягкости.

3. Определять положение звука в слове, делить слова на слоги, делать звуковой анализ слова «роза»;

4. Развивать слуховое восприятие, внимание, фонематический слух.

5. Развивать связную речь (умение отвечать полным ответом).

6. Воспитывать интерес к занятиям.

 Ход занятия. 

1. Организационный момент (игровая ситуация для стимуляции интереса и эмоционального настроя).

Приветствие:

 Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся –

      Утро доброе начнётся.

 

Введение звука [З ]

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в волшебную страну звуков и букв.

- А вот с какими звуками мы сегодня познакомимся, вам подскажут загадки.

первая загадка:

- Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (Замок)

картинка, характеристика первого звука [З ], обозначение в схеме

Воспитатель: Мы поиграем в

Игру «Поймай звук [З]:». Закройте глаза.  Я буду произносить разные звуки, а вы внимательно слушайте и хлопайте в ладоши, когда услышат звук [З]: «С», «З», «Т», «Ш», «С», «З». «Ж», «З», «С», «З».

 

Введение звука [З` ]

вторая загадка:

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет,

Всё как есть оно покажет. (Зеркало)

картинка, характеристика первого звука[З`], обозначение в схеме

 

Чистоговорки 

За-за –за- во дворе стоит коза

Зу-зу-зу- накормлю травой козу

Зы-зы-зы- отойдите от козы.

Зи-зи-зи- сено козе отвези

Зе-зе-зе- сено я даю козе

Зя-зя-зя- нам козу дразнить нельзя!

 

Определи какой первый ЗВУК [З или З`] (забор, забота, земля, зеленый, заря, заяц, земляника, звук, здоровье, знак, знамя, золото, зима, зонт, зрачок, зуб, завод, зерно,  загар, загадка, заноза, зубочистка, заглушка, зенитчик, зёрнышко, застёжка, запах, зефир, зимовье, замазка, завтрак, зебра, зеркало, зяблик)

Упражнение «Где находятся наши звуки». (начало, середина)

зонт, жаба, корзина, мак, зебра, жираф, рыба, земляника, суп, медуза, насос, замок, забор, залп, запас, разведчик, засада, защита, знамя.

 

Доскажи словечко

Воспитатель: Ребята, я начинаю предложение, а вам надо закончить словом, которое начинается с новых звуков.

1.В зоопарке покрасили (забор)

2.По полю бегал трусливый (заяц)

3.На ворота повесели (замок)

4.У Зины белоснежные (зубы)

5.Зоя раскрыла красивый (зонт)

6.Мама повесила новые (занавески)

7. На небе появилась первая…(звезда)

8. В зоопарке появилась полосатая…(зебра)

9. Ученик решил трудную… (задачу)

10. В класс детей зовет…(звонок) 

11. Каждое утро мы делаем … (зарядку)

12. В детском саду на полдник мы кушаем вкусную…(запеканку)

13.Каждый день у нас группе проходят …(занятия)

14. Мои книги все в порядке, в каждой книге есть…(закладка)

 

Игра: «4-ый лишний».

Воспитатель: ребята. я вывешиваю картинки, вы произносите слова, в трех

словах этого задания есть звук (З) или (ЗЬ), а в четвертом слове его нет.

Необходимо назвать «лишнее» слово.

- Зяблик, лошадь, Заяц, куЗнечик;

- коЗа, Зебра, обеЗьяна, собака;

- раЗведчик, летчик, Зенитчик; свяЗист.

 

 Игра «Назови слова в группе»

Воспитатель:  кто увидит и назовет предмет в нашей группе, в слове которого есть звук З. (ваза, замок, зеркало, пазлы, мозаика, корзина, звезда, зонт, зебра, зайчик, поезд)

 

Упражнение "Определи сколько слогов"

Воспитатель по очереди ставит на доску картинки5-6 картинок

(заяц, газета, зонт, паровоз, корзина, арбуз)

-  сколько слогов в слове, прохлопать;

Воспитатель: Ребята, а чем отличается звук от буквы.

(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

 

Введение буквы З

Воспитатель: Какой же буквой обозначается звук З на письме? 

Дети: Буквой З.

Знакомство с буквой З. На доску вывешивается картинка с буквой «З».

Буква З и цифра три,
Как родные две сестры.
Ты внимательно смотри:
Пишем З, как цифру три.

 

Звуковая схема к слову роза

Воспитатель: Ребята! Давайте составим звуковую схему к слову «Роза»

- Давайте посчитаем, сколько звуков в слове роза?(4)

- Давайте медленно вместе произнесем слово р-о-з-а.

- Давайте определим первый звук.............

 

Составление предложения со словом "Роза" и схемы

Итог по вопросам воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_z_-_z_i_bukva_z.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте.

Тема: Звуки [З – З`] и буква З.

Задачи:

1. Познакомить со звуками [З], [З’], буквой З.

2. Вырабатывать навык четкого произношения звуков «[З], [З’]», формировать умения детей различать звуки по твердости и мягкости.

3. Определять положение звука в слове, делить слова на слоги, делать звуковой анализ слова «роза»;

4. Развивать слуховое восприятие, внимание, фонематический слух.

5. Развивать связную речь (умение отвечать полным ответом).

6. Воспитывать интерес к занятиям.

 Ход занятия.  

1. Организационный момент (игровая ситуация для стимуляции интереса и эмоционального настроя).

Приветствие:

 Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся –

      Утро доброе начнётся.

Введение звука [З ]

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в волшебную страну звуков и букв.

- А вот с какими звуками мы сегодня познакомимся, вам подскажут загадки.

первая загадка:

- Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (Замок)

картинка, характеристика первого звука [З ], обозначение в схеме

Воспитатель: Мы поиграем в

Игру «Поймай звук [З]:». Закройте глаза.  Я буду произносить разные звуки, а вы внимательно слушайте и хлопайте в ладоши, когда услышат звук [З]: «С», «З», «Т», «Ш», «С», «З». «Ж», «З», «С», «З».

Введение звука [З` ]

вторая загадка:

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет,

Всё как есть оно покажет. (Зеркало)

картинка, характеристика первого звука[З`], обозначение в схеме

Чистоговорки 

За-за –за- во дворе стоит коза

Зу-зу-зу- накормлю травой козу

Зы-зы-зы- отойдите от козы.

Зи-зи-зи- сено козе отвези

Зе-зе-зе- сено я даю козе

Зя-зя-зя- нам козу дразнить нельзя!

Определи какой первый ЗВУК [З или З`] (забор, забота, земля, зеленый, заря, заяц, земляника, звук, здоровье, знак, знамя, золото, зима, зонт, зрачок, зуб, завод, зерно,  загар, загадка, заноза, зубочистка, заглушка, зенитчик, зёрнышко, застёжка, запах, зефир, зимовье, замазка, завтрак, зебра, зеркало, зяблик)

Упражнение «Где находятся наши звуки». (начало, середина)

зонт, жаба, корзина, мак, зебра, жираф, рыба, земляника, суп, медуза, насос, замок, забор, залп, запас, разведчик, засада, защита, знамя.

Доскажи словечко

Воспитатель: Ребята, я начинаю предложение, а вам надо закончить словом, которое начинается с новых звуков.

1.В зоопарке покрасили (забор)

2.По полю бегал трусливый (заяц)

3.На ворота повесели (замок)

4.У Зины белоснежные (зубы)

5.Зоя раскрыла красивый (зонт)

6.Мама повесила новые (занавески)

7. На небе появилась первая…(звезда)

8. В зоопарке появилась полосатая…(зебра)

9. Ученик решил трудную… (задачу)

10. В класс детей зовет…(звонок) 

11. Каждое утро мы делаем … (зарядку)

12. В детском саду на полдник мы кушаем вкусную…(запеканку)

13.Каждый день у нас группе проходят …(занятия)

14. Мои книги все в порядке, в каждой книге есть…(закладка)

 

Игра: «4-ый лишний».

Воспитатель: ребята. я вывешиваю картинки, вы произносите слова, в трех

словах этого задания есть звук (З) или (ЗЬ), а в четвертом слове его нет.

Необходимо назвать «лишнее» слово.

- Зяблик, лошадь, Заяц, куЗнечик;

- коЗа, Зебра, обеЗьяна, собака;

- раЗведчик, летчик, Зенитчик; свяЗист.

 Игра «Назови слова в группе»

Воспитатель:  кто увидит и назовет предмет в нашей группе, в слове которого есть звук З. (ваза, замок, зеркало, пазлы, мозаика, корзина, звезда, зонт, зебра, зайчик, поезд)

Упражнение "Определи сколько слогов"

Воспитатель по очереди ставит на доску картинки5-6 картинок

(заяц, газета, зонт, паровоз, корзина, арбуз)

-  сколько слогов в слове, прохлопать;

Воспитатель: Ребята, а чем отличается звук от буквы.

(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

Введение буквы З

Воспитатель: Какой же буквой обозначается звук З на письме? 

Дети: Буквой З.

Знакомство с буквой З. На доску вывешивается картинка с буквой «З».

Буква З и цифра три,
Как родные две сестры.
Ты внимательно смотри:
Пишем З, как цифру три.

Звуковая схема к слову роза

Воспитатель: Ребята! Давайте составим звуковую схему к слову «Роза»

- Давайте посчитаем, сколько звуков в слове роза?(4)

- Давайте медленно вместе произнесем слово р-о-з-а.

- Давайте определим первый звук.............

Составление предложения со словом "Роза" и схемы

Итог по вопросам воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".

Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....

Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".

Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....

Фронтальное логопедическое занятие в группе ФФНР на тему: "Звуки [г] и [г’]. Буква Г".

Тема занятия: Звуки [г] и [г’]. Буква Г.Цели занятия:1) познакомить детей с новыми звуками [г] и [г’], буквой Г, их обозначающей;2) закрепить знания детей о понятиях «звук», «буква», «гласный зв...

Тема: «Речевые и неречевые звуки. Звуки [а], [о], [у]. Буквы А, О, У».

Программное содержание:закреплять умение различать речевые и неречевые звуки;повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [у], закрепить умение выделять звуки в словах;учить придумывать слова...

Конспект занятия по теме: "Дифференциация звуков [т, д] и букв, которые обозначают эти звуки".

Данный конспект занятия предназначен для детей  подготовительной группы детского сада....

Конспект занятия по речевому развитию (грамота) в подготовительной группе « Город потерянной буквы». Звуки [Б] [Б] И буква [Б].

Конспект занятия по речевому развитию (грамота) в подготовительной группе « Город потерянной буквы». Звуки [Б] [Б] И  буква [Б].Ход занятия: Воспитатель: Ребята,  я приглашаю вас...