Звуки [С] , [С'] и буква С
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Сапронюк Мария Викторовна

Конспект на тему:«Звуки  ]  , ']   и буква С»

  1. Цель: выделение заданного согласного звука  в начале, в конце и в середине слов, из потока слов, из текста; знакомство с буквой С строчной и заглавной

2. Задачи:

упражнять в анализе слов со звуками [с, с'],

- научить писать букву С большую и маленькую,

- развивать фонематический слух, внимание, память,

3. Тип занятия: изучение нового материала

4. Форма занятия: сюжетная игра

5. Продолжительность занятия 30 минут

6. Участники: старшие дошкольники

7. Возраст: 6- 6,5 лет

8. Оборудование и материалы:  домики для  гласных и согласных звуков (красный и синий), буква С строчная и заглавная, картинки: Незнайка, свинья, собака, лось, селёдка, лесенка, сюжетная картинка к стихотворению; прописи, шариковые ручки, буква С из пластика для домика.

9. Предварительная подготовка: распечатка картинок.

10. Методы и приемы работы с детьми: наглядные (метод иллюстраций, показ картинок), игровые.  

12Ход занятия.

1. Организационный момент

Дети стоят на ковре в кругу с воспитателем, воспитатель читает приветствие, после которого дети садятся за столики.

Приветствие:

 Встанем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

      Утро доброе начнётся.

 Воспитатель: Здравствуйте девочки! Здравствуйте мальчики! Я очень рада вас видеть.

Сегодня утром мне на телефон пришло SMS сообщение от Незнайки. Воспитатель ставит на доску картинку с Незнайкой. Он просит Вас помочь ему узнать новый звук и новую букву. А какую Вы мне сейчас должны будете сказать.

Воспитатель читает детям загадки, а дети должны угадать о ком эти загадки.

Загадки:

  1. Пятачком в земле копаюсь,

      В грязной луже искупаюсь. (Свинья) Заворчал живой замок,

 Лёг у двери поперёк.

 Две медали на груди.

     Лучше в дом не заходи! (Собака)

 У него четыре ножки,
Любят спать на нем все кошки.
Если кто-то хочет есть,
На него придется сесть…(Стул) 

Воспитатель: Какой звук есть во всех этих словах?

Дети: звук С

  1. Основная часть. Сообщение темы занятия.

Воспитатель: Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками С, Сь, научимся писать букву С и поможем Незнайке.

Воспитатель: Давайте произнесём звук С.  (Дети произносят звук)

- Получится у нас его спеть? (Нет). Почему? (нам мешает преграда – спинка у языка поднимается вверх). Значит он какой? (Согласный). В каком домике будет жить этот звук? (В синем).

( Звук С согласный, глухой, твёрдый). Может встречаться в начале, в середине, в конце слова.

Воспитатель  ставит на доску картинки: селедка, лесенка, лось и произносит эти слова.

Ребята, какой звук вы услышали во всех этих словах? (Звук сь). Какой это звук? (Мягкий). Звук сь – братец звука с.

А теперь мы поиграем в игру «Поймай звук». Воспитатель произносит слова, а дети слушают их с закрытыми глазами.

Игра «Поймай звук»

Закройте глаза, слушайте слова. Если в слове будет звук С, хлопните в ладошки, а если услышите звук Сь – поднимите руку.

Лист, самолёт, свёкла,  гусь, лес, лиса, лось,  ласка, слово, письмо, слон, рысь, солнце, селедка,  скатерть, апельсин, коса, соловей, лесенка,  сорока, оса, санки, велосипед, сирень,  осень, скакалка, стакан, седло, редис, самокат, морс, сено, такси, осел,  васильки

 А теперь  определим, где находятся звуки  С или Сь в слове (в начале, в конце  или в середине слова). Воспитатель произносит слова, а дети называют положение звука в слове.

Свеча, масса, аист, сахар, утконос, сом, квас, посуда, сабля, ласточка, автобус, скамейка,  глобус, сапог, бокс, кактус, стадо, овёс, кекс, сосна, насос, колбаса, судак, ласты, краска, песок, мясо, весна, галстук, снег, парус, сумка, капуста, самосвал, куст, кокос, солдат, масло, смех, носорог, свисток,  пастух, ананас

  1. Вы наверное немного устали? Сейчас мы отдохнём.

Физкультминутка «Буратино».

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел –

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

На носочки нужно встать.

Дети выполняют соответствующие движения. Когда упражнение выполнено дважды, выясняется, какой звук (с или сь) и в каких словах услышали дети во время физкультминутки.

  1. Выбор слов со звуками с, сь из стихотворения.

Солнце село за селом,

Спят синицы, сойки спят,

Спит в реке усатый сом,

Спят и лес, и степь, и сад.

Стадо спит, пастух и пес,

Смолкли песни, слово, смех,

Сон в страну свою унес всех…

Выбираются слова сначала со звуком с, затем со звуком сь.

Воспитатель: Ребята, а чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

Воспитатель: Какой же буквой обозначается звук С на письме? 

Дети: Буквой С.

На доску вешаются картинки с  заглавной и строчной буквой С 

Знакомство с буквой С

      Буква «О» жила на свете
Что же с ней случилось дети?
Вдруг кусочек «О» исчез,
Получилась буква «С».

Воспитатель показывает  как пишется буква С и затем помещает букву С в синий домик для согласных.

Затем воспитатель выдаёт детям прописи и дети учатся писать букву С в прописях.

 Во время работы в прописях, на 2-3 минуты дети прерываются на пальчиковую гимнастику:

Пальчики

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять –

В домик спрятались опять.

Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

  1. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.

Воспитатель: Ребята, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?  (со звуками С и Сь и буквой С). Как Вы думаете помогли ли Вы Незнайке изучить новый звук и букву?

Вы сегодня все старались, Вы большие молодцы!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_s_s_i_bukva_s.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект на тему:«Звуки  ]  , ']   и буква С»

  1. Цель: выделение заданного согласного звука  в начале, в конце и в середине слов, из потока слов, из текста; знакомство с буквой С строчной и заглавной

2. Задачи: 

упражнять в анализе слов со звуками [с, с'],

- научить писать букву С большую и маленькую,

- развивать фонематический слух, внимание, память,

3. Тип занятия: изучение нового материала

4. Форма занятия: сюжетная игра

5. Продолжительность занятия 30 минут

6. Участники: старшие дошкольники

7. Возраст: 6- 6,5 лет

8. Оборудование и материалы:  домики для  гласных и согласных звуков (красный и синий), буква С строчная и заглавная, картинки: Незнайка, свинья, собака, лось, селёдка, лесенка, сюжетная картинка к стихотворению; прописи, шариковые ручки, буква С из пластика для домика.

9. Предварительная подготовка: распечатка картинок.

10. Методы и приемы работы с детьми: наглядные (метод иллюстраций, показ картинок), игровые.  

12Ход занятия.

1. Организационный момент

Дети стоят на ковре в кругу с воспитателем, воспитатель читает приветствие, после которого дети садятся за столики.

Приветствие:

 Встанем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

      Утро доброе начнётся.

 Воспитатель: Здравствуйте девочки! Здравствуйте мальчики! Я очень рада вас видеть.

Сегодня утром мне на телефон пришло SMS сообщение от Незнайки. Воспитатель ставит на доску картинку с Незнайкой. Он просит Вас помочь ему узнать новый звук и новую букву. А какую Вы мне сейчас должны будете сказать.

Воспитатель читает детям загадки, а дети должны угадать о ком эти загадки.

Загадки:

  1. Пятачком в земле копаюсь,

      В грязной луже искупаюсь. (Свинья) Заворчал живой замок,

 Лёг у двери поперёк.

 Две медали на груди.

     Лучше в дом не заходи! (Собака)

 У него четыре ножки,
Любят спать на нем все кошки.
Если кто-то хочет есть,
На него придется сесть…(Стул)
  

Воспитатель: Какой звук есть во всех этих словах?

Дети: звук С

  1. Основная часть. Сообщение темы занятия.

Воспитатель: Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками С, Сь, научимся писать букву С и поможем Незнайке.

Воспитатель: Давайте произнесём звук С.  (Дети произносят звук)

- Получится у нас его спеть? (Нет). Почему? (нам мешает преграда – спинка у языка поднимается вверх). Значит он какой? (Согласный). В каком домике будет жить этот звук? (В синем).

( Звук С согласный, глухой, твёрдый). Может встречаться в начале, в середине, в конце слова.

Воспитатель  ставит на доску картинки: селедка, лесенка, лось и произносит эти слова.

Ребята, какой звук вы услышали во всех этих словах? (Звук сь). Какой это звук? (Мягкий). Звук сь – братец звука с.

А теперь мы поиграем в игру «Поймай звук». Воспитатель произносит слова, а дети слушают их с закрытыми глазами.

Игра «Поймай звук»

Закройте глаза, слушайте слова. Если в слове будет звук С, хлопните в ладошки, а если услышите звук Сь – поднимите руку.

Лист, самолёт, свёкла,  гусь, лес, лиса, лось,  ласка, слово, письмо, слон, рысь, солнце, селедка,  скатерть, апельсин, коса, соловей, лесенка,  сорока, оса, санки, велосипед, сирень,  осень, скакалка, стакан, седло, редис, самокат, морс, сено, такси, осел,  васильки

 А теперь  определим, где находятся звуки  С или Сь в слове (в начале, в конце  или в середине слова). Воспитатель произносит слова, а дети называют положение звука в слове.

Свеча, масса, аист, сахар, утконос, сом, квас, посуда, сабля, ласточка, автобус, скамейка,  глобус, сапог, бокс, кактус, стадо, овёс, кекс, сосна, насос, колбаса, судак, ласты, краска, песок, мясо, весна, галстук, снег, парус, сумка, капуста, самосвал, куст, кокос, солдат, масло, смех, носорог, свисток,  пастух, ананас

  1. Вы наверное немного устали? Сейчас мы отдохнём.

Физкультминутка «Буратино».

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел –

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

На носочки нужно встать.

Дети выполняют соответствующие движения. Когда упражнение выполнено дважды, выясняется, какой звук (с или сь) и в каких словах услышали дети во время физкультминутки.

  1. Выбор слов со звуками с, сь из стихотворения.

Солнце село за селом,

Спят синицы, сойки спят,

Спит в реке усатый сом,

Спят и лес, и степь, и сад.

Стадо спит, пастух и пес,

Смолкли песни, слово, смех,

Сон в страну свою унес всех…

Выбираются слова сначала со звуком с, затем со звуком сь.

Воспитатель: Ребята, а чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

Воспитатель: Какой же буквой обозначается звук С на письме? 

Дети: Буквой С.

На доску вешаются картинки с  заглавной и строчной буквой С 

Знакомство с буквой С

      Буква «О» жила на свете
Что же с ней случилось дети?
Вдруг кусочек «О» исчез,
Получилась буква «С».

Воспитатель показывает  как пишется буква С и затем помещает букву С в синий домик для согласных.

Затем воспитатель выдаёт детям прописи и дети учатся писать букву С в прописях.

 Во время работы в прописях, на 2-3 минуты дети прерываются на пальчиковую гимнастику:

Пальчики

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять –

В домик спрятались опять.

Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

  1. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.

Воспитатель: Ребята, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?  (со звуками С и Сь и буквой С). Как Вы думаете помогли ли Вы Незнайке изучить новый звук и букву?

Вы сегодня все старались, Вы большие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".

Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....

Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".

Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....

Тема: «Речевые и неречевые звуки. Звуки [а], [о], [у]. Буквы А, О, У».

Программное содержание:закреплять умение различать речевые и неречевые звуки;повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [у], закрепить умение выделять звуки в словах;учить придумывать слова...

Конспект занятия по теме: "Дифференциация звуков [т, д] и букв, которые обозначают эти звуки".

Данный конспект занятия предназначен для детей  подготовительной группы детского сада....

Конспект занятия по речевому развитию (грамота) в подготовительной группе « Город потерянной буквы». Звуки [Б] [Б] И буква [Б].

Конспект занятия по речевому развитию (грамота) в подготовительной группе « Город потерянной буквы». Звуки [Б] [Б] И  буква [Б].Ход занятия: Воспитатель: Ребята,  я приглашаю вас...

Обучение грамоте «Путешествие в страну звуков и букв с Машей и Медведем». Согласные звуки IмI, Iм’I; буквы М, м.

Занятие по обучению грамоте «Путешествие в страну звуков и букв с Машей и Медведем» предназначено для детей дошкольного возраста и направлено на знакомство с согласными звуками [м] и [м&r...