[М] и [М'] и буквой « М»
план-конспект занятия по обучению грамоте

Сапронюк Мария Викторовна

Тема: «Знакомство с согласными звуками        

 [М] и [М']  и буквой « М»

в подготовительной к школе группе

Интеграция ОО:

Цель: познакомить детей с согласными  звуками [М] и [М']   и буквой (М);

Образовательные задачи:

     - характеристика звука с использованием схем;

- упражнять в различении твердых - мягких согласных звуков в слогах, словах;

- совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове); выделение заданного звука из потока звуков;

- закреплять умение отвечать на вопросы;

- учить составлять и анализировать предложения со словом « Мак»;

- познакомить с буквой М;

- активизировать словарь;

Развивающие задачи:

- развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей. Воспитывать  навыки  оказания взаимопомощи в коллективе.

Ход:

1.    Психологический настрой.
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (шагают)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)
Хорошо! (хлопают в ладоши)

2.             Организационный момент.
- Ребята, у нас сегодня гости. Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте. Интересно, кто же это? Так вот же они. Узнали?

3.    Знакомство со звуком М
Произнесем слово: " Маша" и послушаем первый звук. Произнесите его.

- Звук «М» - согласный или гласный? Почему? (Согласный есть преграда – губы)
- Звук «М» - твердый или мягкий? (Твердый)
- Какого цвета квадрат в звуковой схеме «М»? (Синий)

      4.Знакомство со звуком М,

Произнесем слово: " Миша" и послушаем первый звук. Произнесите его.
- Звук «Мь» - согласный или гласный? Почему? (Согласный)
- Звук «Мь» - твердый или мягкий? (Мягкий)
- Какого цвета квадрат в звуковой схеме «Мь»? (Зеленый)

-Так вот сегодня мы с вами познакомились с новыми звуками М и М,

5.  Работа по развитию фонематического слуха. Игра «Поймай звук М или М,»

- Поиграем со звуками..Я буду называть слоги и слова, если в слове есть звук «М или М,» вы должны его поймать в ладошки.
МА –МИ- МЫ- НО- ЛО-МЕ - МУ- АМ-УМ-ОН-УН-НИ

Мак – дом- сон—майка- мир- стол- мох- пар-мел- соль …

6.  Дифференциация звуков М-Мь на слух (с использованием сигнальных карточек). Игра «Твердый – мягкий»

Месяц, мыло, миска, мир, мак, сом, ком, мюсли..

7.  Определение места звука в слове. Игра «Где живет звук»

-Мы с вами знаем, что звук может стоять в начале, середине или конце слова. Предлагаю вам поиграть в игру «Где живет звук М?».

-Положите перед собой домики для определения места звука в слове. Покажите, где начало слова, конец, середина.

- Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте, где находится звук М или Мь .

Мост, дом, гном, сумка, матрешка, миска, семь. мыло, тумбочка, дом, сумка, аквариум, лимон, малина, мышка, бумага, чемодан
(Логопед называет слова. Дети работают со схемами и фишками).

8.  Самостоятельная дифференциация звуков М-Мь. Игра «Паровозики»

-Ребята, Маша и Миша картинки к занятию везли на паровозиках. Как вы думаете, чей синий паровозик? (Машин) , а зеленый (Мишин). Но по дороге некоторые вагончики отцепились. Давайте поможем Маше и Мише правильно составить паровозики .

Задание: Внимательно посмотрите на свою картинку, определите – какой звук слышится в слове «М» или «Мь». Вагончики со словами с твердым звуком «М» прикрепите к паровозику Маши, с мягким «Мь» – Мише.

(Дети выходят из-за столов, находят вагончики и прикрепляют к паровозикам.)

- Давайте проверим, все ли правильно мы сделали. Машин паровозик везет вагончики со словами –мак, моряк, мышь, майка, муравей, муха, малина. А Мишин паровозик везет картинки – миска, медуза, мяч, мясо, мешок, мед, мельница.

Все верно. Молодцы!

9. Физ. минутка. Игра «Раз, два, три, домик свой найди»

- Ребята, Маша еще маленькая и пока не ходит в школу. Они с Мишей готовятся к школе, также как вы изучают звуки и буквы. И сегодня они предлагают вам поиграть в одну интересную игру «Раз, два, три, домик свой найди». Посмотрите, на полу лежат обручи синего и красного цвета. В синем обруче живут согласные звуки, в красном – гласные.

Задание: Под музыку вы бегаете вокруг «домиков». Как только музыка закончилась, нужно остановиться и внимательно послушать, какой звук я назову. Если гласный, все занимают красные домики, согласный – синие.

10.  Деление слов на слоги.
Составление предложений по картинке.

матрешка, мост, мышка, мяч, мед, машина, миска, морковь.

: Составление предложений по картинке.

-предложение нам о чем-то или о ком-то сообщает;
- предложение состоит из слов;
- каждое слово пишется отдельно;
-первое слово в предложении пишем с большой буквы;
- в конце предложения ставим точку.

- Какое предложение ты составила? Сколько слов в твоем предложении?
( Логопед опрашивает всех детей)

- Запишем схему предложения. Дима сделает запись на доске, а остальные ребята в тетрадях.

11.  Звуковой анализ слов «Маша», «Миша»

- Ребята, вам понравились сюрпризы от Маши и Миши? (Да)

- Давайте и мы сделаем им сюрприз. Только вот какой? (Выслушиваются предложения детей: нарисовать картинку, сделать подарок).

12.  Знакомство с буквой М.

- Ребята, у каждого звука есть своя буква. Скажите, а чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим, а буквы видим, читаем, пишем).

- Правильно, звуки мы слышим, а увидеть их нам помогают буквы. Звуки «М» и «Мь» мы будем обозначать буквой М. (На доске демонстрационная буква М).

- Посмотрите на нее. На что она похожа? (Рассматривание демонстрационных картинок «На что похожа буква М» - на горы, на горбы верблюда, на молнию, на качели).

Взявшись за руки, мы встали.
И на «М» похожи стали.

Вот качели – буква «М»,
Здесь качаться можно всем.

Палочка и палочка,
Межу ними галочка.
И понятно сразу всем,
Получилась буква «М»!


 

- Из каких элементов состоит буква М? (из 4-х палочек).

- Напишите букву М в воздухе.

- Выложите букву М из счетных палочек.

- Откройте тетради и напишите одну строчку букву М .


 

XII. Итог занятия.
- О каких звуках мы сегодня говорили? («М» и «Мь»)
- Какие это звуки? (согласные, твёрдый и мягк)

Какой буквой обозначается?
 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m_i_m_i_bukvoy_m.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Знакомство с согласными звуками        

 [М] и [М']  и буквой « М»

в подготовительной к школе группе

Интеграция ОО:

Цель: познакомить детей с согласными  звуками [М] и [М']   и буквой (М);

Образовательные задачи:

     - характеристика звука с использованием схем;

- упражнять в различении твердых - мягких согласных звуков в слогах, словах;

- совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове); выделение заданного звука из потока звуков;

- закреплять умение отвечать на вопросы;

- учить составлять и анализировать предложения со словом « Мак»;

- познакомить с буквой М;

- активизировать словарь;

Развивающие задачи:

- развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей. Воспитывать  навыки  оказания взаимопомощи в коллективе.

Ход:

  1. Психологический настрой.
    Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
    Хорошо! (хлопают в ладоши)
    Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
    Хорошо! (хлопают в ладоши)
    Хорошо идти с друзьями? (шагают)
    Хорошо! (хлопают в ладоши)
    Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
    Хорошо! (хлопают в ладоши)
    Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
    Хорошо! (хлопают в ладоши)
    Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)
    Хорошо! (хлопают в ладоши)
  2. Организационный момент.
    - Ребята, у нас сегодня гости. Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте. Интересно, кто же это? Так вот же они. Узнали?
  3. Знакомство со звуком М
    Произнесем слово: " Маша" и послушаем первый звук. Произнесите его.

- Звук «М» - согласный или гласный? Почему? (Согласный есть преграда – губы)
- Звук «М» - твердый или мягкий? (Твердый)
- Какого цвета квадрат в звуковой схеме «М»? (Синий)

      4.Знакомство со звуком М,

Произнесем слово: " Миша" и послушаем первый звук. Произнесите его.
- Звук «Мь» - согласный или гласный? Почему? (Согласный)
- Звук «Мь» - твердый или мягкий? (Мягкий)
- Какого цвета квадрат в звуковой схеме «Мь»? (Зеленый)

-Так вот сегодня мы с вами познакомились с новыми звуками М и М,

5.  Работа по развитию фонематического слуха. Игра «Поймай звук М или М,»

- Поиграем со звуками..Я буду называть слоги и слова, если в слове есть звук «М или М,» вы должны его поймать в ладошки.
МА –МИ- МЫ- НО- ЛО-МЕ - МУ- АМ-УМ-ОН-УН-НИ

Мак – дом- сон—майка- мир- стол- мох- пар-мел- соль …

6.  Дифференциация звуков М-Мь на слух (с использованием сигнальных карточек). Игра «Твердый – мягкий»

Месяц, мыло, миска, мир, мак, сом, ком, мюсли..

7.  Определение места звука в слове. Игра «Где живет звук»

-Мы с вами знаем, что звук может стоять в начале, середине или конце слова. Предлагаю вам поиграть в игру «Где живет звук М?».

-Положите перед собой домики для определения места звука в слове. Покажите, где начало слова, конец, середина.

- Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте, где находится звук М или Мь .

Мост, дом, гном, сумка, матрешка, миска, семь. мыло, тумбочка, дом, сумка, аквариум, лимон, малина, мышка, бумага, чемодан
(Логопед называет слова. Дети работают со схемами и фишками).

8.  Самостоятельная дифференциация звуков М-Мь. Игра «Паровозики»

-Ребята, Маша и Миша картинки к занятию везли на паровозиках. Как вы думаете, чей синий паровозик? (Машин) , а зеленый (Мишин). Но по дороге некоторые вагончики отцепились. Давайте поможем Маше и Мише правильно составить паровозики .

Задание: Внимательно посмотрите на свою картинку, определите – какой звук слышится в слове «М» или «Мь». Вагончики со словами с твердым звуком «М» прикрепите к паровозику Маши, с мягким «Мь» – Мише.

(Дети выходят из-за столов, находят вагончики и прикрепляют к паровозикам.)

- Давайте проверим, все ли правильно мы сделали. Машин паровозик везет вагончики со словами –мак, моряк, мышь, майка, муравей, муха, малина. А Мишин паровозик везет картинки – миска, медуза, мяч, мясо, мешок, мед, мельница.

Все верно. Молодцы!

9. Физ. минутка. Игра «Раз, два, три, домик свой найди»

- Ребята, Маша еще маленькая и пока не ходит в школу. Они с Мишей готовятся к школе, также как вы изучают звуки и буквы. И сегодня они предлагают вам поиграть в одну интересную игру «Раз, два, три, домик свой найди». Посмотрите, на полу лежат обручи синего и красного цвета. В синем обруче живут согласные звуки, в красном – гласные.

Задание: Под музыку вы бегаете вокруг «домиков». Как только музыка закончилась, нужно остановиться и внимательно послушать, какой звук я назову. Если гласный, все занимают красные домики, согласный – синие.

10.  Деление слов на слоги.
Составление предложений по картинке.

матрешка, мост, мышка, мяч, мед, машина, миска, морковь.

: Составление предложений по картинке.

-предложение нам о чем-то или о ком-то сообщает;
- предложение состоит из слов;
- каждое слово пишется отдельно;
-первое слово в предложении пишем с большой буквы;
- в конце предложения ставим точку.

- Какое предложение ты составила? Сколько слов в твоем предложении?
( Логопед опрашивает всех детей)

- Запишем схему предложения. Дима сделает запись на доске, а остальные ребята в тетрадях.

11.  Звуковой анализ слов «Маша», «Миша»

- Ребята, вам понравились сюрпризы от Маши и Миши? (Да)

- Давайте и мы сделаем им сюрприз. Только вот какой? (Выслушиваются предложения детей: нарисовать картинку, сделать подарок).

12.  Знакомство с буквой М.

- Ребята, у каждого звука есть своя буква. Скажите, а чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим, а буквы видим, читаем, пишем).

- Правильно, звуки мы слышим, а увидеть их нам помогают буквы. Звуки «М» и «Мь» мы будем обозначать буквой М. (На доске демонстрационная буква М).

- Посмотрите на нее. На что она похожа? (Рассматривание демонстрационных картинок «На что похожа буква М» - на горы, на горбы верблюда, на молнию, на качели).

Взявшись за руки, мы встали.
И на «М» похожи стали.

Вот качели – буква «М»,
Здесь качаться можно всем.

Палочка и палочка,
Межу ними галочка.
И понятно сразу всем,
Получилась буква «М»!


- Из каких элементов состоит буква М? (из 4-х палочек).

- Напишите букву М в воздухе.

- Выложите букву М из счетных палочек.

- Откройте тетради и напишите одну строчку букву М .


XII. Итог занятия.
- О каких звуках мы сегодня говорили? («М» и «Мь»)
- Какие это звуки? (согласные, твёрдый и мягк)

Какой буквой обозначается



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...

Индивидуальное занятие для детей старшей группы с проблемами запоминания букв на тему: " Буква К """

Цель: закрепление буквы "К".   Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.Развитие фонетических представлений, навыков звукового и сло...