Консультация для воспитателей "Речевая развивающая среда как средство повышения качества речевой работы"
консультация по обучению грамоте
Консультация для воспитателей "Речевая развивающая среда как средство повышения качества речевой работы"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Публикация «Консультация на тему „Речевая развивающая среда как средство повышения качества речевой работы ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно, важное значение, имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Уже давно доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость.
Речевая развивающая среда должна способствовать реализации следующих факторов:
- восприятие речи взрослых;
- наблюдение за языком;
- вовлеченность в активную речевую среду;
- диалог между взрослыми.
Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.
Задачи построения речевой развивающей среды :
- обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
- обеспечение богатства сенсорных представлений;
- обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;
- обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;
- обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой системе.
Компоненты РРС: речь педагога, методы и приемы, оборудование.
Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста.
РРС 1ой младшей группы:
• Грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;
• Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец, сопряженная речь) ;
• Методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать (чтение, рассказы) ;
• Самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек и др. (на развитие инициативной речи) .
РРС 2ой младшей группы:
• Грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;
• Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности) ;
• Методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, чтение, рассказы) ;
• Организация «уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания картинок, игрушек, книг, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем) .
РРС средней группы :
• Грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;
• Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения (удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации, формирование навыков общения со сверстниками, знакомство с формулами речевого этикета) ;
• Методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать (выслушивание детей, уточнение ответов, подсказ, рассказы воспитателя – акцент на стимулирование познавательного интереса) ;
• Организация деятельности в «уголке интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи) .
РРС старшей и подготовительной групп:
• Грамотная речь педагога;
• Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, умений грамотного отстаивания своей точки зрения) ;
• Методы и приемы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения) ;
• Организация деятельности в «уголке интересных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира, организация восприятия с последующим обсуждением) .
• Создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребенка.
При организации речевого центра необходимо соблюдать следующие требования:
Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало (индивидуальные зеркала, игровой, дидактический, наглядный материал.
Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно лексической теме.
Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.
Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
Не следует перегружать уголок оборудованием.
Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.
Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению группы.
Ей можно придумать название, например «Уголок речи и грамотности», «Учимся говорить правильно», или просто выделить место. В её оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями. Например, её героем может стать добрый гном, который будет учить правильно говорить, или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, и наоборот, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить на русском языке.
Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи :
- развитие словаря ребёнка
- работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи)
- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами)
- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи)
- подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения)
- развитие мелкой моторики и графомоторной функции
- знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный уголок).
Таким образом, использование речевого уголка позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая среда, как средство преодоления нарушений речевой деятельности у дошкольников с ОНР в условиях детского сада.
Окружающая среда оказывает огромное влияние на развитие дошкольника.Для ребёнка, имеющего нарушения в речевом развитии, большая часть информации, поступающей из окружающей его среды, является нед...
Речевая развивающая среда как средство повышения качества речевой работы с детьми.
В презентации размещён материал по созданию развивающей речевой среды во всех возрастных группах детского сада....
Коррекционно-развивающая среда, как средство преодоления нарушений речевой деятельности у дошкольников с ОНР в условиях детского сада.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе компенсирующей направленности создает возможности для успешного устранения речевых нарушений и позволяет ребенку проявлять свои способ...
Консультация для воспитателей «Развивающая среда – как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР»
Педагоги познакомятся с материалом по организации предметно-пространственной среды в ДОУ....
Консультация для педагогов «Проектный метод, как средство повышения качества образования в ДОУ»
На современном этапе развития общества в связи с обновлением содержания дошкольного образования и социальным заказом на воспитание активной, творческой личности, способной легко адаптироваться к измен...
Технология «Сторителлинг» - как средство повышения качества речевого развития детей дошкольного возраста.
Сторителлинг – это технология для развития речи и творчества дошкольников — это искусство рассказывать интересные, запоминающиеся истории....
«Речевая развивающая среда, как средство повышения речевой активности дошкольников»
Речевая развивающая среда, как средство повышения речевой активности дошкольников...
- Мне нравится (1)