МАСТЕР-КЛАСС «ЛЭПБУК» - ФОРМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
материал по развитию речи (старшая группа)

Лукьянчикова Елена Михайловна

Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется и совершенствуется. Лэпбук – отличный помощник в работе учителя-логопеда и воспитателей. Его можно использовать как для индивидуальной, так и подгруппой работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Это пособие помогает детям усвоить знания; звуковой, лексический, грамматический материал; запомнить, закрепить и повторить материал в игровой форме.

Лэпбук – это превосходный способ для повторения пройденного. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_lepbuk.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс - «Лэпбук» - форма работы по развитию речи детей.

Лукьянчикова Е.М.,

воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребенка

– детский сад № 30 «Росинка»

Актуальность: Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется и совершенствуется. Лэпбук – отличный помощник в работе учителя-логопеда и воспитателей. Его можно использовать как для индивидуальной, так и подгруппой работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Это пособие помогает детям усвоить знания; звуковой, лексический, грамматический материал; запомнить, закрепить и повторить материал в игровой форме.

Лэпбук – это превосходный способ для повторения пройденного. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы и развития речевых способностей дошкольников на основе использования лэпбука.

Задачи:

1. Проанализировать форму работы «ЛЭПБУК» с точки зрения педагогической ценности (на решение каких педагогических задач направлена).

2. Повысить уровень мастерства педагогов.

3. Познакомить педагогов с этапами изготовления лэпбука и последовательностью работы с ним на примере игр и игровых заданий.

Оборудование: макет лэпбука, карточки, игровые задания, картинки, клей, карандаши, ватман А3, ножницы.

План проведения мастер-класса

1. Вступительное слово мастера: представление лэпбука как средства развития речи детей в условиях ФГОС ДО.

2. Представление готового лэпбука.

3. «Этапы работы по изготовлению лэпбука».

4. Практическая часть.

5. Подведение итогов мастер – класса, рефлексия.

Ход мастер-класса

I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО МАСТЕРА

Добрый день! Я рада приветствовать вас на своём мастер-классе. Тема мастер-класса «Лэпбук» - форма работы по развитию речи детей».

В настоящее время, растёт поколение детей, часто безразличное к речевой деятельности, демонстрирующее нелюбовь к трудным заданиям, избегающее регулярных усилий и трудностей вообще. Речевая коммуникация для таких детей не является личностно значимой. Наблюдается и «угасание» родительской инициативы – ещё одна из актуальных проблем сегодняшнего дня. Поэтому так важны поиск и введение в практику новых форм работы с дошкольниками и их родителями.

Вовлечь ребёнка в деятельность возможно лишь в том случае, когда ему интересно, когда он увлечён и играет. Поэтому мы решили оформить игры и дидактический речевой материал в виде - лэпбуков.

Лэпбук (lapbook) - это самодельная книжка-раскладушка или тематическая папка с разными кармашками, подвижными деталями. В ней собирается материал по определенной теме.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО и обеспечивает:

• возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);

• разнообразие игровых заданий;

• интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);

• возможность структурировать сложную информацию;

• возможность разнообразить самую скучную тему;

• научить простому способу запоминания;

• объединить группу детей (всю семью) для увлекательного и полезного занятия;

• компактное хранение (большое количество разных игр и заданий в одной папке);

• вариативность использования заданий;

• возможность добавлять новые задания в «кармашки».

При этом готовый лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап работы над темой, который дошкольники проделали самостоятельно. Например, дети старшей и подготовительной групп сами или вместе с родителями собирали игры, загадки, скороговорки.

Работа с тематическими папками направлена на расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса, развитие связной речи, развитие психических функций: внимания, памяти, мышления. Чтобы заполнить эти папки, детям нужно выполнить определённые задания, способствующие развитию речи детей - отгадать загадки, выучить стихотворения, составить рассказ, прослушать, а затем пересказать литературное произведение. В ходе работы с папками дети получают много новых знаний по темам, много новых слов узнают, а в дальнейшем рассматривание папок позволяет повторять пройденные темы.

II. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГОТОВОГО ЛЭПБУКА.

Мы работаем  в группе компенсирующей направленности  с тяжелыми нарушениями речи, поэтому у нас начиналось всё со звукового лэпбука «У Шипелочки в гостях».

А затем вместе с воспитателями и детьми логопедической группы мы начали собирать тематические папки по лексическим темам и сделали несколько лэпбуков: «Весна-Красна», «Домашние животные»,  «Дикие животные», «Цифра семь».

Хочу представить вам лэпбук по лексической теме «Дикие животные». Здесь я разместила:

  • дидактические игры;
  • художественное слово;
  • раскраски;
  • схемы по составлению рассказов;
  • сюжетные картинки.

Родители заинтересовались этой работой и присоединились к нам. И вот уже появились новые папки: Лэпбук «Говорящий карандаш», где все игровые упражнения в папке, так или иначе, связаны с закреплением в речи «трудных» звуков «Р», «Л» и одновременно с развитием навыков рисования и письма: правильно держать карандаш, проводить различные линии, дорисовывать половинки предметов, ориентироваться на листе бумаги. А также раскрашивать, вырезать, обводить и даже собирать оригами. Всё это однозначно способствует развитию мелкой моторики рук, которая, как известно, тесно связана с развитием речи.

Речевые задания представлены в форме разнообразных игр. Например, повторить стишок про петушка, обвести перья на хвосте и посчитать их, чётко проговаривая звук «Р» (одно перо, два пера и так далее); отгадать загадку «на карандаше», найти картинку-отгадку, сказать, с какого звука начинается слово-отгадка; провести карандашом по линиям, и узнать, кто с кем разговаривает по телефону, а затем составить предложения или диалог (о чём могут говорить эти герои?). Все задания ребёнок подбирал вместе с родителями. Вот так все увлеклись этой работой! В результате дети чётко стали произносить звуки «Р» и «Л», правильно и уверенно находили эти звуки в словах, правильно держали карандаш и ровно проводили различные линии, кроме того, стали более внимательными и творческими.

III. ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ЛЕПБУКА

Итак, вы захотели сделать лэпбук. С чего же начать?

1. Выбираем тему лэпбука. Тема может быть любая в зависимости от интересов детей и их возраста.

В старшем возрасте лучше брать частные темы. Темами лэпбука могут стать:

- тематические недели;

- литературные произведения;

- отработка определенных звуков.

2. После того, как выбрали тему, надо написать план, ведь лэпбук – это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. Чтобы составить план, мы используем модель трёх вопросов. Задаем ребенку вопросы:

Что ты знаешь о ..?

Что хотел бы узнать?

Что сделать, чтобы узнать?

3. Создание макета.

Чтобы сделать макет лэпбука понадобится:

• распечатанные шаблоны лэпбука или самостоятельно нарисованные шаблоны. Для этого хорошо использовать, цветной принтер, цветную бумагу для принтеров - тогда папка получается цветная и красочная;

• лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4. для изготовления самой папки. Для этого подойдет любая картонная папка. Традиционно папки лэпбуков делаются с двустворчатыми, открывающимися в противоположные стороны дверками. После этого на папку изнутри надо наклеить листы для фона. Снаружи обложку оклеиваем цветной бумагой, или цветной самоклейкой и украшаем по своему усмотрению;

• ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки, скотч;

• безграничная фантазия. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Формы представления могут быть любые: тексты, рисунки, картинки или фотографии, игры. Все, что придумали, разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках и т. д.

• совершенно необязательно (и даже совсем нежелательно) выполнить все задания, заложенные в лэпбук, за один раз или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу. Ведь лэпбук – это не просто книжка-игрушка. Это способ речевого развития детей. Поэтому папку недостаточно просто склеить. По ней надо заниматься.

Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать – поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Лэпбук готов!

IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

- Уважаемые, воспитатели! Давайте с вами разделимся на три команды и попробуем вместе изготовить лэпбуки по темам: «Птицы», «Транспорт», «Игрушки». Составим сначала план, чему мы бы хотели научить ребенка по данной теме и что расположить в своем лэпбуке.

Участники мастер-класса самостоятельно продумывают, вырезают и приклеивают обычные кармашки и картинки-наполнители. Затем знакомят со своим лэпбуком.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ МАСТЕР – КЛАССА.

Проведённая работа с лэпбуками, внесла много положительных моментов в общее и речевое развитие детей:

  • Объединила детей, родителей и детей, педагогов и детей, педагогов и родителей, то есть была социально направлена.
  • Дети (конечно же, вместе с родителями) научились находить информацию самостоятельно, то есть учились учиться.
  • У всех детей развивалось творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, моторика, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи.
  • Все игры в лэпбуках способствовали обогащению словарного запаса, расширению представлений детей об окружающем мире, развитию фразовой речи, закреплению поставленных звуков в речи.
  • А особенно радовало то, что общению детей и взрослых не было предела! Каждый хотел что-то рассказать, добавить, уточнить и очень часто придумать что-то новое, своё. И всем это нравилось! Как было приятно наблюдать за детьми в эти минуты. Они стали задавать много вопросов, делиться и общаться друг с другом. Всё это без сомнений поможет им в школе!

РЕФЛЕКСИЯ «ПОПАДИ В ЯБЛОЧКО»

Мастер предлагает участникам мастер-класс шпажки – «стрелы» и три яблока:

– красное – педагоги считают полученную информацию актуальной, полезной, новой;

– жёлтое – информация раскрыта недостаточно;

– зелёное – материал был не раскрыт, не понят педагогом.

Педагогам предлагается вколоть «стрелу» в определённое яблоко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей.В...

Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лако...

Влияние_малых_форм_фольклора_на_развитии_речи_детей_старшего_дошкольного_возраста

Пословицы, поговорки, скороговорки - особый вид устной поэзии, векамишлифовавшейся и впитавший в себя трудовой опыт многочисленныхпоколений. Через особую организацию, интонационную окраску,использован...

Формы работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Формы работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)...

Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Пословицы, поговорки и загадки играют огромную роль, в развитии речи ребенка. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым усл...