Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте "Звуки М, МЬ". Буква М.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Галиева Лейсан Минзиевна

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме

«Звуки м, мь. Буква М»

Цель:

Знакомство со звуками М-Мь, буквой М.

Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].

Задачи:

Образовательные:

Закреплять навыки: - определения позиции звука в слове;

- нахождения заданного звука в словах,

- дифференциации звуков по твердости, мягкости,

- печатания буквы по клеточкам.

Развивающие:

Развивать: - слуховую память, внимание, восприятие;

- умение концентрировать внимание;

- слухоречевую память, фонематическое восприятие;

- мимику;

Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
- Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

- Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Ребята сегодня на занятие к нам пришли необычные гости, но чтобы узнать кто, нужно

 отгадать загадку:

А дорога далека,

А корзина – нелегка

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок.

Что это за сказка? (Маша и медведь)

Маша и Медведь пришли к нам не просто так. Они просят у нас помощи.  К Мишке в гости приехал его дальний родственник из Китая (панда).  Но он  ушел один  погулять  по лесу и пропал. Теперь Маша  и Медведь ищут его.  Шли, шли они и  забрела в царство букв и звуков.  Маша и Медведь спросили у Букв и звуков: не видели ли они панду?  На что буквы и звуки ответили: Видели.  Злые волки обманным путём увели его к себе  в жилище. Но для того, чтобы добраться до них нужно выполнить некоторые задания. А Маша и Медведь , знают  ни все буквы и звуки. Вот она и просит нас помочь.

2. Закрепление пройденного материала:

1 задание: Скажите, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем, читаем).

С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились, перечислите АУИО – они какие? (гласные); Л (согласный). Чем отличаются согласный звук от гласного? (при произношении согласных звуков воздух встречается с преградой, а при произношении гласных звуков воздух выходит свободно и их можно пропеть).

2 задание:  «Угадай звук по артикуляции» - У А О Э 

3. Сообщение темы занятия.

- Ребята,  пока волки бежали, один из них выронил какой то листочек. Здесь написаны загадки. Отгадав их, мы сможем узнать на чём они продолжили путь и что у них было с собой:

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко

Возит грузы и людей

Ты знаком, конечно, с ней (машина)

Прыг-скок, прыг-скок,

Разыгрался колобок,

Выше Ани скачет

Наш веселый ….(мячик)

Давайте еще раз назовем эти слова-отгадки и выделим первые звуки в каждом слове.

Машина - [М], мячик – [М’].

- Ребята, только что мы с вами познакомились с новой буквой и звуками  «М» и «МЬ».

Знакомство с буквой М.

- Посмотрите на нее. На что она похожа? (Рассматривание демонстрационных картинок «На что похожа буква М» - на горы, на горбы верблюда, на молнию, на качели).

Взявшись за руки, мы встали.
И на «М» похожи стали.

Вот качели – буква «М»,
Здесь качаться можно всем.

Палочка и палочка,
Межу ними галочка.
И понятно сразу всем,
Получилась буква «М»!

- Из каких элементов состоит буква М? (из 4-х палочек).

- Напишите букву М в воздухе.

- Выложите букву М из счетных палочек.

Характеристика звуков «М», «Мь» по артикуляционным и акустическим признакам.

- Произнесите звук М и потрогайте пальчиком губы. Что происходит с губками? Губы сжаты вместе, они не пускают воздух.

- Кто сможет дать характеристику звуку «М», «Мь» ?

 «Характеристика звуков»:
- Звук «М» - согласный или гласный? Почему? (Согласный есть преграда – губы)
- Звук «М» - звонкий или глухой? Почему? (Звонкий – есть голос)
- Какого цвета «кружочек» звука «М»? (Синий)
- Звук «Мь» - согласный или гласный? Почему? (Согласный)
- Звук «Мь» - твердый или мягкий? (Мягкий)
- Какого цвета «кружочек» звука «Мь»? (Зеленый)

Работа по развитию фонематического слуха. Игра «Поймай звук М»

- Поиграем со звуком «М». Я буду называть слоги и слова, если в слове есть звук «М» вы должны его поймать в ладошки.
МА – МЫ- НО- ЛО- МУ- АМ-УМ-ОН-УН Мак – дом- сон—майка- стол- мох- пар- …

 Дифференциация звуков М-Мь на слух (с использованием сигнальных карточек). Игра «Твердый – мягкий» (флажочки)

-Ребята, напомните, в домике какого цвета живёт твердый звук М (синего), а мягкий Мь? (зеленого).

3 задание: У вас на столах лежат «домики в которых живут  звуки . Сейчас мы поиграем в игру . Я называю звук, а вы найдите эту букву и поселите ее в  соответствующий домик.

- Молодцы, ребята! Вы хорошо справляетесь с заданиями. Ну а сейчас пора отдохнуть.

Физминутка

«Двигайся – замри!»

Работа в тетрадях. Определение позиции звука в слове (стр. 16)

- Ребята, 4-ое задание:  Назовите картинки. (ромашка, молоток, дом)

Дети  называют картинку, выделяя голосом звук [м] или [мь], и объясняет, где услышал заданный звук. (В начале, в середине, в конце слова). И выставляет квадратик в нужном месте.

- Ребята, мишка пока ходил по лесу, нашёл мёд. И совсем отвлекся. Нужно вернуть его внимание.

Пальчиковая игра:

По полянке мишка шёл

И в бочонке мёд нашёл.

Лапкой мёд он доставал,

Язычком его лизал.

Нету мёда!

Где же мёд?

Ищет мишка не на        йдёт.

Нужно обязательно

Мишке быть внимательным.

- Ребята, нам осталось выполнить последнее 5-ое задание , но самое сложное задание.  Напишите в слоговом домике букву «М» сначала по пунктирным линиям, а затем самостоятельно. Прочитайте слоги.

 Итог занятия:

- Ребята, вот мы с вами  выполнили все задания. Маша и Медведь  вам очень благодарны, что вы им помогли найти панду. Они добрались до жилища волков. А пока они  спали, Медведь вытащил  панду и они все вместе вернулись  к себе домой.

- Скажите, пожалуйста, с   какой буквой и звуком вы сегодня познакомились? Дайте характеристику этим звукам. Какие задания вы сегодня  выполняли, для того чтобы помочь Маше и Медведю?  Какие задания для вас были сложными, а какие лёгкими?

- Молодцы ребята, вы очень хорошо потрудились. В знак благодарности Маша и Медведь оставили вам весёлые раскраски. Вы можете их раскрасить в течение дня.


М


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Большекабанский детский сад «Ладушки»

        Конспект

организованной образовательной деятельности

 по обучению грамоте в старшей группе по теме

«Звуки м, мь. Буква М»

        Составила: воспитательв.к.к

Галиева Л.М.

        Казань, 202     год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в доступной, игровой  занимательной форме поможет педаго...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей пересказу в подготовительной к школе группе по "Сказке о матрёшках"

Образовательная область «Речевое развитие»; направление: 1) развитие словаря; 2) развитие связной речи; 3) формирование грамматического строя речи; 4) воспитание любви и интереса к художественному сло...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей грамоте «Звуки [г, г’] и буквы Г г» подготовительная группа

Совершенствование умения слышать звуки, сопоставлять их по мягкости-твёрдости, способствовать активизации познавательной, речевой деятельности....

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте. на тему: «Путешествие в космос». для детей подготовительной группы.

Данный НОД адресован педагогам и детям по обучению грамоте в подговительной группе.Увлекательное путешествие в космос.Можно использовать,как открытое занятие....

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук и буква Ш»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо обучению грамотев подготовительной группеТема: «Звук и буква Ш»...

Конспект организованной образовательной деятельности по теме «Звуки [з], [з’]. Буква «З»

Цель: создание условий для знакомства со звуками [з], [з’] и буквой «Зз».Задачи:Коррекционно-образовательные задачи: Познакомить со звуками [з], [з’]. Уточнить артикуляцию звук...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе тема: «Звук и буква К»

Конспекторганизованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группетема:  «Звук и буква К»...