Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте "Звуки М, МЬ". Буква М.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект ООД по обучению грамоте | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме
«Звуки м, мь. Буква М»
Цель:
Знакомство со звуками М-Мь, буквой М.
Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].
Задачи:
Образовательные:
Закреплять навыки: - определения позиции звука в слове;
- нахождения заданного звука в словах,
- дифференциации звуков по твердости, мягкости,
- печатания буквы по клеточкам.
Развивающие:
Развивать: - слуховую память, внимание, восприятие;
- умение концентрировать внимание;
- слухоречевую память, фонематическое восприятие;
- мимику;
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
- Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
- Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Ребята сегодня на занятие к нам пришли необычные гости, но чтобы узнать кто, нужно
отгадать загадку:
А дорога далека,
А корзина – нелегка
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок.
Что это за сказка? (Маша и медведь)
Маша и Медведь пришли к нам не просто так. Они просят у нас помощи. К Мишке в гости приехал его дальний родственник из Китая (панда). Но он ушел один погулять по лесу и пропал. Теперь Маша и Медведь ищут его. Шли, шли они и забрела в царство букв и звуков. Маша и Медведь спросили у Букв и звуков: не видели ли они панду? На что буквы и звуки ответили: Видели. Злые волки обманным путём увели его к себе в жилище. Но для того, чтобы добраться до них нужно выполнить некоторые задания. А Маша и Медведь , знают ни все буквы и звуки. Вот она и просит нас помочь.
2. Закрепление пройденного материала:
1 задание: Скажите, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем, читаем).
С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились, перечислите АУИО – они какие? (гласные); Л (согласный). Чем отличаются согласный звук от гласного? (при произношении согласных звуков воздух встречается с преградой, а при произношении гласных звуков воздух выходит свободно и их можно пропеть).
2 задание: «Угадай звук по артикуляции» - У А О Э
3. Сообщение темы занятия.
- Ребята, пока волки бежали, один из них выронил какой то листочек. Здесь написаны загадки. Отгадав их, мы сможем узнать на чём они продолжили путь и что у них было с собой:
Пьет бензин, как молоко, Может бегать далеко Возит грузы и людей Ты знаком, конечно, с ней (машина) | Прыг-скок, прыг-скок, Разыгрался колобок, Выше Ани скачет Наш веселый ….(мячик) |
Давайте еще раз назовем эти слова-отгадки и выделим первые звуки в каждом слове.
Машина - [М], мячик – [М’].
- Ребята, только что мы с вами познакомились с новой буквой и звуками «М» и «МЬ».
Знакомство с буквой М.
- Посмотрите на нее. На что она похожа? (Рассматривание демонстрационных картинок «На что похожа буква М» - на горы, на горбы верблюда, на молнию, на качели).
Взявшись за руки, мы встали.
И на «М» похожи стали.
Вот качели – буква «М»,
Здесь качаться можно всем.
Палочка и палочка,
Межу ними галочка.
И понятно сразу всем,
Получилась буква «М»!
- Из каких элементов состоит буква М? (из 4-х палочек).
- Напишите букву М в воздухе.
- Выложите букву М из счетных палочек.
Характеристика звуков «М», «Мь» по артикуляционным и акустическим признакам.
- Произнесите звук М и потрогайте пальчиком губы. Что происходит с губками? Губы сжаты вместе, они не пускают воздух.
- Кто сможет дать характеристику звуку «М», «Мь» ?
«Характеристика звуков»:
- Звук «М» - согласный или гласный? Почему? (Согласный есть преграда – губы)
- Звук «М» - звонкий или глухой? Почему? (Звонкий – есть голос)
- Какого цвета «кружочек» звука «М»? (Синий)
- Звук «Мь» - согласный или гласный? Почему? (Согласный)
- Звук «Мь» - твердый или мягкий? (Мягкий)
- Какого цвета «кружочек» звука «Мь»? (Зеленый)
Работа по развитию фонематического слуха. Игра «Поймай звук М»
- Поиграем со звуком «М». Я буду называть слоги и слова, если в слове есть звук «М» вы должны его поймать в ладошки.
МА – МЫ- НО- ЛО- МУ- АМ-УМ-ОН-УН Мак – дом- сон—майка- стол- мох- пар- …
Дифференциация звуков М-Мь на слух (с использованием сигнальных карточек). Игра «Твердый – мягкий» (флажочки)
-Ребята, напомните, в домике какого цвета живёт твердый звук М (синего), а мягкий Мь? (зеленого).
3 задание: У вас на столах лежат «домики в которых живут звуки . Сейчас мы поиграем в игру . Я называю звук, а вы найдите эту букву и поселите ее в соответствующий домик.
- Молодцы, ребята! Вы хорошо справляетесь с заданиями. Ну а сейчас пора отдохнуть.
Физминутка
«Двигайся – замри!»
Работа в тетрадях. Определение позиции звука в слове (стр. 16)
- Ребята, 4-ое задание: Назовите картинки. (ромашка, молоток, дом)
Дети называют картинку, выделяя голосом звук [м] или [мь], и объясняет, где услышал заданный звук. (В начале, в середине, в конце слова). И выставляет квадратик в нужном месте.
- Ребята, мишка пока ходил по лесу, нашёл мёд. И совсем отвлекся. Нужно вернуть его внимание.
Пальчиковая игра:
По полянке мишка шёл
И в бочонке мёд нашёл.
Лапкой мёд он доставал,
Язычком его лизал.
Нету мёда!
Где же мёд?
Ищет мишка не на йдёт.
Нужно обязательно
Мишке быть внимательным.
- Ребята, нам осталось выполнить последнее 5-ое задание , но самое сложное задание. Напишите в слоговом домике букву «М» сначала по пунктирным линиям, а затем самостоятельно. Прочитайте слоги.
Итог занятия:
- Ребята, вот мы с вами выполнили все задания. Маша и Медведь вам очень благодарны, что вы им помогли найти панду. Они добрались до жилища волков. А пока они спали, Медведь вытащил панду и они все вместе вернулись к себе домой.
- Скажите, пожалуйста, с какой буквой и звуком вы сегодня познакомились? Дайте характеристику этим звукам. Какие задания вы сегодня выполняли, для того чтобы помочь Маше и Медведю? Какие задания для вас были сложными, а какие лёгкими?
- Молодцы ребята, вы очень хорошо потрудились. В знак благодарности Маша и Медведь оставили вам весёлые раскраски. Вы можете их раскрасить в течение дня.
М
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Большекабанский детский сад «Ладушки»
Конспект
организованной образовательной деятельности
по обучению грамоте в старшей группе по теме
«Звуки м, мь. Буква М»
Составила: воспитательв.к.к
Галиева Л.М.
Казань, 202 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в доступной, игровой занимательной форме поможет педаго...
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей пересказу в подготовительной к школе группе по "Сказке о матрёшках"
Образовательная область «Речевое развитие»; направление: 1) развитие словаря; 2) развитие связной речи; 3) формирование грамматического строя речи; 4) воспитание любви и интереса к художественному сло...
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей грамоте «Звуки [г, г’] и буквы Г г» подготовительная группа
Совершенствование умения слышать звуки, сопоставлять их по мягкости-твёрдости, способствовать активизации познавательной, речевой деятельности....
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте. на тему: «Путешествие в космос». для детей подготовительной группы.
Данный НОД адресован педагогам и детям по обучению грамоте в подговительной группе.Увлекательное путешествие в космос.Можно использовать,как открытое занятие....
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук и буква Ш»
Конспекторганизованной образовательной деятельностипо обучению грамотев подготовительной группеТема: «Звук и буква Ш»...
Конспект организованной образовательной деятельности по теме «Звуки [з], [з’]. Буква «З»
Цель: создание условий для знакомства со звуками [з], [з’] и буквой «Зз».Задачи:Коррекционно-образовательные задачи: Познакомить со звуками [з], [з’]. Уточнить артикуляцию звук...
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе тема: «Звук и буква К»
Конспекторганизованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группетема: «Звук и буква К»...