Звуки "Х" - "ХЬ". Буква "Х". Чтение слогов, слов. Предложений
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obucheniyu_gramote.docx | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Звуки «Х» –«ХЬ». Буква «Х». Чтение слогов, слов. Предложений.
Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.
Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.
Задачи:
- Познакомить с буквой Х, составлять слоги, слова из букв.
- Развивать фонематический слух; учить детей правильно произносить звуки [х], [х′] в речи, отличая их от других звуков русского языка.
- Выделять звуки [х], [х′]. начале, в середине и в конце слова.
- Познакомить с печатной буквой Х и звуками Х-Хь.
- Продолжать формировать умение производить самостоятельно полный звуко - слоговой анализ коротких слов.
- Совершенствовать чтения слогов, слов, предложений.
- Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.
- Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Материал: рабочие тетради «От А до Я, цветные карандаши, счетные палочки, презентация «Звук и Буква Х».
Оборудование: ноутбук, экран, проектор, методические пособие с буквами. Учебно-методический комплект: Е.В. Колесникова «Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5-6 лет»
Предварительная работа. Словесные игры: «Доскажи словечко», «Узнайте звук», «Кто внимательный».
Словарная работа (запоминание слов со звуком (х- хь) «Хомяк – хвастун». Чтение текста «Зачем нужны хвосты».
Методические приёмы:
- Отгадывание загадок.
- Игровая ситуация.
- Наблюдение за работой детей.
- Показ и объяснение воспитателя.
- Ситуативная беседа.
- Анализ воспитателем.
Ход занятия:
Дети входят, встают в круг, берутся за руки и выполняют действия под приветствие:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель. Добрый день, ребята, сегодня нас ждет необычное путешествие. Я вам предлагаю первое путешествие попасть в игру «Назови лишний слог» МА-МО- (МИ -потому что он мягкий), БА-БЫ-(БЕ- потому что он мягкий), РУ- РО- (РЯ- потому что он мягкий), ВО-ВА-(ВЕ- потому что он мягкий), ЛЯ-ЛИ-(ЛО- потому что он твердый), КЕ- КИ – (КУ- потому что он твердый), ХИ-ХЯ-(ХЫ- потому что он твердый).
Воспитатель. Молодцы, правильно. Ребята, а сейчас поиграем в игру «Добавь звук, который потерялся из слов».
Пету…Х, пасту…Х, лопу…Х, горо..Х, отды…Х, запа…Х, шоро…Х, мо..Х, сме…Х, стра…Х.
Воспитатель: Ребята, внимание на экран, послушайте загадки. Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К:
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я (Дети: Хоккей).
Хлоп – и конфета стреляет,
Как пушка!
Каждому ясно это – (Дети. Хлопушка).
Воспитатель. В какую игру играю спортсмены? Как называется игрушка? Назовите первый звук в названных словах.
Ответ детей. Спортсмены играю в хоккей. Игрушка называется, хлопушка. Звук «Х»
Воспитатель. Послушайте скороговорку:
Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
«Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!»
- Произнесите скороговорку. Как вы думаете, на какие звуки мы будем охотиться? Какие звуки вы слышали чаще всего? ([х-х’])
- Все мы с вами любим посмеяться. Давайте посмеемся:
Мы смеемся тихо: хи-… (хи-хи-хи).
Мы смеемся громко: ха-… (ха-ха-ха).
Мы смеемся тихо: хе-… (хе-хе-хе).
Мы смеемся громко: хо-… (хо-хо-хо).
- Всегда ли звук [х] в смехе звучал одинаково? (Твердо и мягко)
- Повторите смех, где звук [х] звучит твердо. (ха-ха-ха, хо-хо-хо)
- Повторите смех, где звук [х] звучит мягко. (хи-хи-хи, хе-хе-хе)
Воспитатель. Ребята, давайте вместе дадим характеристику звука «Х». Какой он?..... Он согласный, глухой, может быть мягким, и твёрдым.
Воспитатель. Правильно, молодцы.
Воспитатель. А следующие наше путешествие в игру «Слоговые домики»
Воспитатель. Ребята, как и у всех звуков у звука «Х», есть письменный знак –это буква «ХА»
Две доски я накрест сбил,
Стул себе я смастерил,
Он похож на букву ХА,
Но конструкция плоха.
Воспитатель. На что похожа буква «Х»?
Ответ детей. На вертушку, крест, на мельницу, на скрещенные пальцы….
Воспитатель. Ребята, скрестите указательные пальцы левой и правой рук. Выложите букву «Х» из счетных палочек.
Физминутка – игра «Хомяк»
Хомка — хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
Воспитатель. Напишите букву Х в слоговом домике, сначала по точкам, затем самостоятельно. Давайте, вместе попробуем прочитать слоги, которые получились Дети. ХА, ХУ, ХО, ХЫ, ХИ, ХЯ, ХЕ, ХЮ.
Воспитатель. Одинаково ли звучит Х в прочитанных слогах?
Ответ детей. Нет, с буквами А, О, У, Ы, Э он произносится как звук Х, а с буквами Я, Ю, Е, Ё, Ю – как звук Хь.
Воспитатель. Допишите в пустых квадратах букву Х, а потом прочитайте слова, которые у вас получились.
Ответ детей. ХЛЕБ, САХАР, ХАЛВА.
Воспитатель. Молодцы, правильно. Давайте проверим вместе.
Воспитатель. Ребята, а я у вас хочу спросить: «Могут ли слова рассыпаться?» И следующие путешествие в игру «Закончи предложение»
Вам нужно дописать предложения, а помогут написать нужное слово рисунки и буквы, которые рассыпались. Давайте, прочитаем предложения и соединим их с картинками.
Воспитатель: Ребята, послушайте рассказ «Утро в деревне»
Мы в деревне. Утро. Запел петух. Слышим звуки рожка. Кто это играет? Это пастух, он пасет колхозных овец. Рядом раскинулись хлебные поля. Идем в лес, встретили охотника, который собирает хворост. Рядом на реке ребята ловят рыбу. Хороша будет уха. Тихо кругом, красиво. Хорошо в деревне.
Воспитатель. Назовите слова со звуком Х, которые встретились в рассказе (петух, пастух, колхозных, хлебные, охотник, хворост, хороши, уха, тихо, хорошо). Молодцы, ребята.
Воспитатель. Как интересно путешествовать, но наше путешествие подошло концу. Все вы были молодцы, спасибо, мне сегодня понравилось, как вы работали на занятии. Скажите, с какой новой буквой мы сегодня познакомились? Что вы дома родителям сможете рассказать об этой букве. О чем вы сможете, дома рассказать своим друзьям, братьям и сестрам, что интересного вы узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по грамоте с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: Буква "Я".Чтение слогов,слов,предложений.
Конспект НОД по грамоте с детьми старшего дошкольного возраста будет полезен воспитателям ДОУ. Содержание конспекта наполнено загадками,игровыми упражнениями, самостоятельной деятельностью детей....
Дифференциация звуков (с – з) в слогах, словах, предложениях.
Цель: Дифференциация звуков (с – з) в слогах, словах, предложениях.Задачи занятия:Учить находить местоположение звуков (с - з) при помощи звуковой линейкиАвтоматизировать поставленные звуки...
« Дифференциация звуков Л, Р в слогах, словах, предложениях , рассказах».
Конспект логопедического занятия. В игровой форме дети повторяют все этапы обучения дифференцации сложных звуков (Л), (Р)....
Конспект занятия по речевому развитию - обучение грамоте на тему: Буква Х. Звуки Х – Хь. Чтение слогов, слов.
Занятие ориентировано для детей подготовительной группы. Тема: Буква Х. Звуки Х – Хь.Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать...
Конспект занятия по Обучению грамоте в старшей группе На тему: «Буква Я. Чтение слогов, слов, предложений.»
Задачи: Образовательные:· Познакомить с гласной буквой Я, которая дает мягкость согласным.·...
Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов и слов
Цель: Продолжать формировать умение соотносить звук и букву, читать написанное слово Рома. Закреплять умение читать слоги из определённых букв. Закреплять умение различать гласные и согласные. Ф...
Закрепление пройденного материала. Гласные звуки и буквы. Чтение слогов и слов.
Цель: Продолжать формировать умение соотносить звук и букву, читать написанное слово Рома. Закреплять умение читать слоги из определённых букв. Закреплять умение различать гласные и согласн...