Буквы В - Ф.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Эльвира Жанбырбаевна Иванова

Цели и задачи урока: способствовать развитию звуко- буквенного анализа; способствовать развитию фонематического восприятия; закрепить знания о звуках «Д-Дь», «Т-Ть»; закрепить знания о буквах «Д-Т»; познакомить детей со звуками «В-Ф» как звонкими и глухими согласными; познакомить с буквами «В-Ф» и звуками «В-Вь», «Ф-Фь»; учить писать печатные буквы «В-Ф» сначала по точкам, а затем самостоятельно; учить стать слоги с В+10 гласных, с Ф+10 гласных; учит писать слова, проводить фонетический разбор слов; приучит внимательно слушать текст стихотворения, подбирая слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроль и самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obucheniyu_gramote.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект занятия по предмету обучение грамоте на тему: «Звуки «В-Вь», «Ф-Фь». Буквы «В», «Ф».

Цели и задачи урока: способствовать развитию звуко- буквенного анализа; способствовать развитию фонематического восприятия; закрепить знания о звуках «Д-Дь», «Т-Ть»; закрепить знания о буквах «Д-Т»; познакомить детей со звуками «В-Ф» как звонкими и глухими согласными; познакомить с буквами «В-Ф» и звуками «В-Вь», «Ф-Фь»; учить писать печатные буквы «В-Ф» сначала по точкам, а затем самостоятельно; учить стать слоги с В+10 гласных, с Ф+10 гласных; учит писать слова, проводить фонетический разбор слов; приучит внимательно слушать текст стихотворения, подбирая слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроль и самооценки.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного.

3. Игровое упражнение «Подскажи словечко».

4. Игровое упражнение «Определи место звука в слове».

5. Физкультурная минутка.

6. Игровое упражнение «Слоговые домики».

7. Игровое упражнение «Подскажи словечко».

8. Подведение итогов.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент.

2. Повторение

Пройденного.

3. Игр.упр. «Подскажи словечко».

4.Игр.упр.

«Определи место звука в слове».

5.Физ.

Минутка

6.Игр.упр.

«Слоговые домики»

7.Игр.упр.

«Подскажи словечко»

8.Подведение

итогов.

Мобилизация внимания учащихся.(Слайд 1)

Проверка посадки детей.

Раздача рабочих тетрадей, карандашей.

-Ребята, сегодня у нас с вами не простой урок. К нам на урок пришли гости, ваши родители, бабушки. Они пришли посмотреть чему вы научились и как вы работаете на уроке. Покажем и порадуем их?

-Отлично, тогда для поднятия настроения мы свами друг-другу  улыбнемся и начнем урок с повторения.(Слайд 2)

-Ребята, а вот скажите мне, на какой урок вы ко мне пришли?

-А что мы с вами изучали на прошлом занятии, о чем разговаривали, что нового узнали?

-Молодцы. Внимательно слушали и работали на прошлом занятии. А вот сегодня мы познакомимся с новыми согласными звуками, а вот с какими, вы сейчас сами поймете.

-Сейчас я вам буду читать загадки- стихотворения, а вы должны внимательно меня послушать и потом подсказать слово в конце стихотворения. Но, вы должны не хором отвечать, а только подняв руку и после разрешения.(Слайд 5) Понятно вам задание?

  Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый ….

-Молодцы. А какой первый звук в слове «воробей»?

-Правильно. Это наш первый новый сегодня звук. Слушаем следующую загадку- стишок:

 Праздник, праздник у ворот,

Кто встречать его пойдет?

Я и верный мой дружок-

Красный маленький ….

-Какой первый звук в слове «флажок»?

-А сейчас мы с вами откроем рабочие тетради на теме под 20 номером. (Слайд 10)

-Посмотрите на первое задание, есть ли там воробей и флажок? Правильно ли вы подсказали мне слова?

-Обведите их в кружок. Почему мы не обводим шарик?

-Молодцы.  Правильно. А звуки «В», «Ф» гласные или согласные звуки?

-Как мы уже с вами знаем, согласные звуки бывают глухими и звонкими. Вот какой из них глухой, а какой звонкий?

-Ребята, а сейчас мы с вами выполним очень интересное задание. Вам нужно будет обозначить место звуков «В-Вь», «Ф-Фь» в прямоугольнике под каждым предметом, используя условные обозначения- синий и зеленый квадраты.

-Итак, что нарисовано первое?

-Какой звук в этом слове, где он находится и какой квадрат рисуем?

-Что нарисовано рядом?

-Какой звук в этом слове, где он находится и какой квадрат рисуем?

-Что нарисовано ниже слева?

-Какой звук в этом слове, где он находится и какой квадрат рисуем?

-Что нарисовано рядом справа?

-Какой звук в этом слове, где он находится и какой квадрат рисуем?

-А сейчас мы с вами встанем, сделаем красивый кружок и все вместе сделаем настоящую физкультурную минутку.(Слайд 15)

1.Приседания.

2.Наклоны в стороны.

3.Наклоны вперед, назад.

4.Вращение туловищем.

5.Вращение головой.

6.Наклоны голов к плечам.

7.Наклоны головой назад, вперед.

-Ребята, посмотрите на следующую страницу, там в верхнем правом уголке нарисованы шуточные изображения букв В-Ф. каким цветом их нужно закрасить?

-Напишите букву Вв слогом домике сначала по точкам, а затем самостоятельно.

-Прочтите получившиеся слоги.

-Одинаково ли произносится звук «В» в слогах, которые вы прочитали?

-Напишите букву Ф в слоговом домике и прочтите слоги.

-Одинаково ли произносится звук «Ф» в слогах, которые вы прочитали?

-Сейчас я вам опять прочту стихотворения-загадки, а вы в конце стихотворения подскажете мне слово, но только с поднятия руки.

 Окраской- сероватая,

Повадкой- хитроватая,

Крикунья хрипловатая-

Известная персона.

Это….

-Запишите это слово в квадратики под картинкой вороны, но гласные- красным карандашом, согласные твердые- синим, согласные мягкие- зеленым.(Слайд 17)

-Следующая моя загадка-стих:

 Скоро вечер, посмотри-

 Загорелись ….

-Запишите это слово под картинкой фонари.(Слайд 18)

-А теперь проведем разбор этих слов.

-Сколько букв в слове «ВОРОНА»?

-Сколько звуков в слове «ВОРОНА»?

-Сколько гласных и согласных звуков?

-Сколько букв в слове «ФОНАРИ»?

-Сколько звуков в слове «ФОНАРИ»?

-Сколько гласных и согласных звуков?(Слайд 19)

-Ну вот и подходит к концу наш с вами урок.

-Скажите мне, какой урок у нас был?

-С какими новыми парными звуками мы с вами сегодня знакомились и работали?

-Если мы слышим звуки «Вь», «Фь», то какой квадрат будем рисовать на схеме и почему?

-А если услышим «В», «Ф», то какой квадрат рисуем и почему?

-Чем отличаются гласные от согласных звуков?

-У нас звуки «В», «Ф» они находятся в паре, скажите мне пожалуйста, кой из этих звуков глухо, а какой звонкий звук?

-Молодцы ребята. Наш урок подошел к своему завершению.(Слайд 20)

-Да.

-Обучение грамоте.(Слайд 3)

-Мы изучали согласные звуки «Д-Дь», «Т-Ть».(Слайд 4)

-Звук «Д»- звонкий, звук «Т»- глухой.

-Да.

-Воробей.(Слайд 6)

-«В»(Слайд 7)

-Флажок.(Слайд 8)

-«Ф»(Слайд 9)

-Да.

-Потому что в слове шар нет звуков «В», «Ф».

-Согласные, они не поются.

-Звук «В»-  звонкий, так как при его произношении мы используем не только воздух выходящий изо рта, но и голос.

-Звук «Ф»- глухой, потому что при его произношении мы используем только воздух выходящий изо рта и губы.

-Ветка.

-Звук «Вь» в начале слова, так как он мягкий рисуем зеленый квадрат в начале прямоугольника.(Слайд 11)

-Шарф.

-Звук «Ф» в конце слова, так как он твердый рисуем синий квадрат  в конце прямоугольника.(Слайд 12)

-Конфета.

-Звук «Фь» в середине слова, так как н мягкий рисуем зеленый квадрат в середине прямоугольника.(Слайд 13)

-Корова.

-Звук «В» в середине слова, так как твердый рисуем синий квадрат в середине прямоугольника.(Слайд 14)

-Синим, так как они согласные.

-ВА, ВЯ, ВО, ВЁ, ВУ, ВЮ, ВЫ, ВИ, ВЭ, ВЕ.(Слайд 16)

-Нет, с гласными А, О, У, Ы, Э он произносится как «В» твердо, а с гласными Я, Ю, Е, Ё, И он произносится как «Вь» мягко..

-ФА, ФЯ, ФУ, ФЮ, ФЫ, ФИ, ФО, ФЁ, ФЭ, ФЕ.

-Нет, с гласными А, О, У, Ы, Э он произносится как «Ф» твердо, а с гласными Я, Ё, Ю, И, Е он произносится как «Фь» мягко.

-Ворона.

-Фонари.

-6

-6, каждая буква в этом слове имеет звук.

-3 гласных, 3 согласных звука.

-6

-6, каждая буква имеет свой звук.

-3 гласных, 3 согласных звука.

-Обучение грамоте.

-С согласными звуками «В-Вь», «Ф-Фь».

-Зеленый, так как это мягкие согласные звуки.

-Синий, так как это твердые согласные звуки.

-Гласные поются, на схеме обозначаются красным квадратом.

-Согласные не поются, на схеме синим или зеленым квадратом.

-Звук «В»-звонкий, звук «Ф»-глухой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...

Индивидуальное занятие для детей старшей группы с проблемами запоминания букв на тему: " Буква К """

Цель: закрепление буквы "К".   Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.Развитие фонетических представлений, навыков звукового и сло...