Буквы В - Ф.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цели и задачи урока: способствовать развитию звуко- буквенного анализа; способствовать развитию фонематического восприятия; закрепить знания о звуках «Д-Дь», «Т-Ть»; закрепить знания о буквах «Д-Т»; познакомить детей со звуками «В-Ф» как звонкими и глухими согласными; познакомить с буквами «В-Ф» и звуками «В-Вь», «Ф-Фь»; учить писать печатные буквы «В-Ф» сначала по точкам, а затем самостоятельно; учить стать слоги с В+10 гласных, с Ф+10 гласных; учит писать слова, проводить фонетический разбор слов; приучит внимательно слушать текст стихотворения, подбирая слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроль и самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obucheniyu_gramote.docx | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
План- конспект занятия по предмету обучение грамоте на тему: «Звуки «В-Вь», «Ф-Фь». Буквы «В», «Ф».
Цели и задачи урока: способствовать развитию звуко- буквенного анализа; способствовать развитию фонематического восприятия; закрепить знания о звуках «Д-Дь», «Т-Ть»; закрепить знания о буквах «Д-Т»; познакомить детей со звуками «В-Ф» как звонкими и глухими согласными; познакомить с буквами «В-Ф» и звуками «В-Вь», «Ф-Фь»; учить писать печатные буквы «В-Ф» сначала по точкам, а затем самостоятельно; учить стать слоги с В+10 гласных, с Ф+10 гласных; учит писать слова, проводить фонетический разбор слов; приучит внимательно слушать текст стихотворения, подбирая слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроль и самооценки.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного.
3. Игровое упражнение «Подскажи словечко».
4. Игровое упражнение «Определи место звука в слове».
5. Физкультурная минутка.
6. Игровое упражнение «Слоговые домики».
7. Игровое упражнение «Подскажи словечко».
8. Подведение итогов.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Орг. момент. 2. Повторение Пройденного. 3. Игр.упр. «Подскажи словечко». 4.Игр.упр. «Определи место звука в слове». 5.Физ. Минутка 6.Игр.упр. «Слоговые домики» 7.Игр.упр. «Подскажи словечко» 8.Подведение итогов. | Мобилизация внимания учащихся.(Слайд 1) Проверка посадки детей. Раздача рабочих тетрадей, карандашей. -Ребята, сегодня у нас с вами не простой урок. К нам на урок пришли гости, ваши родители, бабушки. Они пришли посмотреть чему вы научились и как вы работаете на уроке. Покажем и порадуем их? -Отлично, тогда для поднятия настроения мы свами друг-другу улыбнемся и начнем урок с повторения.(Слайд 2) -Ребята, а вот скажите мне, на какой урок вы ко мне пришли? -А что мы с вами изучали на прошлом занятии, о чем разговаривали, что нового узнали? -Молодцы. Внимательно слушали и работали на прошлом занятии. А вот сегодня мы познакомимся с новыми согласными звуками, а вот с какими, вы сейчас сами поймете. -Сейчас я вам буду читать загадки- стихотворения, а вы должны внимательно меня послушать и потом подсказать слово в конце стихотворения. Но, вы должны не хором отвечать, а только подняв руку и после разрешения.(Слайд 5) Понятно вам задание? Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край не улетаю, Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый …. -Молодцы. А какой первый звук в слове «воробей»? -Правильно. Это наш первый новый сегодня звук. Слушаем следующую загадку- стишок: Праздник, праздник у ворот, Кто встречать его пойдет? Я и верный мой дружок- Красный маленький …. -Какой первый звук в слове «флажок»? -А сейчас мы с вами откроем рабочие тетради на теме под 20 номером. (Слайд 10) -Посмотрите на первое задание, есть ли там воробей и флажок? Правильно ли вы подсказали мне слова? -Обведите их в кружок. Почему мы не обводим шарик? -Молодцы. Правильно. А звуки «В», «Ф» гласные или согласные звуки? -Как мы уже с вами знаем, согласные звуки бывают глухими и звонкими. Вот какой из них глухой, а какой звонкий? -Ребята, а сейчас мы с вами выполним очень интересное задание. Вам нужно будет обозначить место звуков «В-Вь», «Ф-Фь» в прямоугольнике под каждым предметом, используя условные обозначения- синий и зеленый квадраты. -Итак, что нарисовано первое? -Какой звук в этом слове, где он находится и какой квадрат рисуем? -Что нарисовано рядом? -Какой звук в этом слове, где он находится и какой квадрат рисуем? -Что нарисовано ниже слева? -Какой звук в этом слове, где он находится и какой квадрат рисуем? -Что нарисовано рядом справа? -Какой звук в этом слове, где он находится и какой квадрат рисуем? -А сейчас мы с вами встанем, сделаем красивый кружок и все вместе сделаем настоящую физкультурную минутку.(Слайд 15) 1.Приседания. 2.Наклоны в стороны. 3.Наклоны вперед, назад. 4.Вращение туловищем. 5.Вращение головой. 6.Наклоны голов к плечам. 7.Наклоны головой назад, вперед. -Ребята, посмотрите на следующую страницу, там в верхнем правом уголке нарисованы шуточные изображения букв В-Ф. каким цветом их нужно закрасить? -Напишите букву Вв слогом домике сначала по точкам, а затем самостоятельно. -Прочтите получившиеся слоги. -Одинаково ли произносится звук «В» в слогах, которые вы прочитали? -Напишите букву Ф в слоговом домике и прочтите слоги. -Одинаково ли произносится звук «Ф» в слогах, которые вы прочитали? -Сейчас я вам опять прочту стихотворения-загадки, а вы в конце стихотворения подскажете мне слово, но только с поднятия руки. Окраской- сероватая, Повадкой- хитроватая, Крикунья хрипловатая- Известная персона. Это…. -Запишите это слово в квадратики под картинкой вороны, но гласные- красным карандашом, согласные твердые- синим, согласные мягкие- зеленым.(Слайд 17) -Следующая моя загадка-стих: Скоро вечер, посмотри- Загорелись …. -Запишите это слово под картинкой фонари.(Слайд 18) -А теперь проведем разбор этих слов. -Сколько букв в слове «ВОРОНА»? -Сколько звуков в слове «ВОРОНА»? -Сколько гласных и согласных звуков? -Сколько букв в слове «ФОНАРИ»? -Сколько звуков в слове «ФОНАРИ»? -Сколько гласных и согласных звуков?(Слайд 19) -Ну вот и подходит к концу наш с вами урок. -Скажите мне, какой урок у нас был? -С какими новыми парными звуками мы с вами сегодня знакомились и работали? -Если мы слышим звуки «Вь», «Фь», то какой квадрат будем рисовать на схеме и почему? -А если услышим «В», «Ф», то какой квадрат рисуем и почему? -Чем отличаются гласные от согласных звуков? -У нас звуки «В», «Ф» они находятся в паре, скажите мне пожалуйста, кой из этих звуков глухо, а какой звонкий звук? -Молодцы ребята. Наш урок подошел к своему завершению.(Слайд 20) | -Да. -Обучение грамоте.(Слайд 3) -Мы изучали согласные звуки «Д-Дь», «Т-Ть».(Слайд 4) -Звук «Д»- звонкий, звук «Т»- глухой. -Да. -Воробей.(Слайд 6) -«В»(Слайд 7) -Флажок.(Слайд 8) -«Ф»(Слайд 9) -Да. -Потому что в слове шар нет звуков «В», «Ф». -Согласные, они не поются. -Звук «В»- звонкий, так как при его произношении мы используем не только воздух выходящий изо рта, но и голос. -Звук «Ф»- глухой, потому что при его произношении мы используем только воздух выходящий изо рта и губы. -Ветка. -Звук «Вь» в начале слова, так как он мягкий рисуем зеленый квадрат в начале прямоугольника.(Слайд 11) -Шарф. -Звук «Ф» в конце слова, так как он твердый рисуем синий квадрат в конце прямоугольника.(Слайд 12) -Конфета. -Звук «Фь» в середине слова, так как н мягкий рисуем зеленый квадрат в середине прямоугольника.(Слайд 13) -Корова. -Звук «В» в середине слова, так как твердый рисуем синий квадрат в середине прямоугольника.(Слайд 14) -Синим, так как они согласные. -ВА, ВЯ, ВО, ВЁ, ВУ, ВЮ, ВЫ, ВИ, ВЭ, ВЕ.(Слайд 16) -Нет, с гласными А, О, У, Ы, Э он произносится как «В» твердо, а с гласными Я, Ю, Е, Ё, И он произносится как «Вь» мягко.. -ФА, ФЯ, ФУ, ФЮ, ФЫ, ФИ, ФО, ФЁ, ФЭ, ФЕ. -Нет, с гласными А, О, У, Ы, Э он произносится как «Ф» твердо, а с гласными Я, Ё, Ю, И, Е он произносится как «Фь» мягко. -Ворона. -Фонари. -6 -6, каждая буква в этом слове имеет звук. -3 гласных, 3 согласных звука. -6 -6, каждая буква имеет свой звук. -3 гласных, 3 согласных звука. -Обучение грамоте. -С согласными звуками «В-Вь», «Ф-Фь». -Зеленый, так как это мягкие согласные звуки. -Синий, так как это твердые согласные звуки. -Гласные поются, на схеме обозначаются красным квадратом. -Согласные не поются, на схеме синим или зеленым квадратом. -Звук «В»-звонкий, звук «Ф»-глухой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...
Индивидуальное занятие для детей старшей группы с проблемами запоминания букв на тему: " Буква К """
Цель: закрепление буквы "К". Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...
Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.
Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.Развитие фонетических представлений, навыков звукового и сло...