Конспект занятия по обучению грамоте Тема: Звуки [Т, Ть]
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Махмудова Зайнаб Абдурахмановна

Конспект занятия по обучению грамоте

Тема: Звуки [Т,  Ть]

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_t_t.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ТЕМА: ЗВУКИ [Т,  Ть].

Составила:          

Махмудова Зайнаб Абдурахмановна,

учитель-логопед

г. ПОКАЧИ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

ТЕМА: ЗВУКИ [Т,  Ть]

Коррекционно- развивающие цели:

  1. Закреплять знания детей об отличительных признаках гласных и согласных звуков.
  2. Познакомить детей с согласным, мягким, глухим звуком Ть.
  3. Развивать фонематический слух, учить различать согласный твѐрдый звук Т и согласный мягкий звук Ть.
  4. Научить детей составлять предложения из 4-х слов по модели: именительный падеж существительного + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (винительный падеж единственного числа + дательный падеж единственного числа)
  5. Закреплять умение детей использовать приставочные глаголы при составлении рассказа

по серии картинок.

  1. Продолжать учить делить слова на слоги, уметь определять ритмический рисунок слова.
  2. Развивать мыслительные операции в процессе игры «4-ый лишний»
  3. Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги, используя элементы геометрического конструктора.
  4. Развивать умение регулировать силу и направление выдыхаемой воздушной струи.

Оборудование: Сюжетные картинки по количеству детей (Игра «Составь предложение). Звуковые домики (с изученными звуками). Символы гласных и согласных звуков ( девочки в красных курточках – гласные, мальчики в зелѐных и синих куртках – мягкие и твѐрдые согласные звуки). Индивидуальные наборы с комплектом цветовых символов звуков, схемой слова, схемой предложения. Пособие «Поезд» (3 вагона – для слов с одним слогом, с

двумя слогами, с тремя слогами). Пособие «Дом» ( Игра «4-ый лишний»). Серия картинок (демонстрационных) для составления рассказа

«Путешествие Маши». Геометрический конструктор (на каждого ребѐнка)

«Чайник». Пособие «Бабочка на кубике».

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 Этап Подготовительный

1. Организационный момент.

Логопед приглашает в гости куклу, которой необходимо придумать имя, начинающееся на звук М. Логопед. Звук М- какой? А какие ещѐ вы знаете звуки? В каких домиках живут гласные звуки? В каких

домиках

живут согласные звуки? А чем отличаются гласные и согласные

звуки?

Дети. Маша, Марина, Маруся.

Дети. Согласный, твѐрдый звук. --Гласные.

-В домиках с красными крышами

-В домиках с синими и зелѐными

крышами.

- Гласные звуки тянутся, поются;

а согласные произносятся отрывисто, воздух

-Назовите гласные звуки

-Назовите согласные звуки.

-Чем отличаются гласные и согласные звуки?

встречает преграду.

  • А, О, У, И.
  • М, Н, П, К, Х.
  • Гласные звуки тянутся, поются.

Согласные звуки произносятся

отрывисто, воздух встречает преграду.

2 Этап Основной.

2. Игра «Назови первый звук»

Я называю слова, а вы – первый звук в них:

тумбочка, туфли, таракан, Тамара, тахта; Тюль, тина, телефон, телеграф.

  • Какой первый звук в этих словах?
  • Это одинаковые звуки или разные? Чем они отличаются?

Давай произнесѐм звуки Т, Ть. Где находится язык в момент произнесения звука?

  • Т, Т, Т, Т, Т, Ть, Ть, Ть, Ть.

  • Т, Ть.

-Разные. Т- согласный, твѐрдый,

глухой; Ть- согласный, мягкий,

глухой.

  • Поднимается к верхним бугоркам и воздушной струѐй отрывается от них. Поэтому звуки Т и Ть –

согласные звуки.

3. Игра «Светофор»

Я буду называть слова, а вы

– определять: твѐрдый или мягкий звук вы слышите и показывать соответствующую фишку.

Затем - определять место звука в слове и выкладывать на схеме.

- Танк, котелок, тюльпан, катушка, кот, кровать.

- Синяя фишка (в начале слова),

зелѐная фишка (в середине слова), зелѐная фишка (в начале слова), синяя (в середине слова), синяя

фишка

(в конце), синяя фишка (в начале слова)

4. Игра «Волшебный поезд»

К нам в гости на занятие приехал волшебный поезд. В первом вагоне поедут слова, в которых один слог; во втором- в которых два слога; в третьем- в которых три

слога.

У детей на столах- картинки животных и птиц (гусь,

корова, дятел, цыплѐнок, конь, свинья, синица, котѐнок). Каждый

определяет количество звуков в своѐм слове и укрепляет картинку на вагон.

5. Пальчиковая гимнастика

«На прогулке»

Раз, два, три, четыре, пять, Мы пошли во двор гулять , Бабу снежную лепили, Птичек крошками кормили, С горки мы потом катались, А ещѐ в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли, Съели суп и спать легли.

Проводят дети.

Загибают пальцы на 2-х ладонях

«Шагают» по столу.

«Лепят» снежок.

«Крошат» крошки.

«Скатываются» с ладошки. Ладонями касаются стола.

«Стряхивают» снег.

«Едят» и «спят».

6. Физкультминутка «Как на горке снег, снег…»

Как на горке снег, снег, И под горкой снег, снег,

А под снегом спит медведь, Тише, тише, не шуметь.

«Медведя» выбирают по считалке («Совушка- сова»)

Дети поднимают руки вверх,

Опускают руки, приседают. Идут на носочках по кругу,

А затем разбегаются от медведя.

7. Упражнение «Сдуй бабочку»

Мы все соскучились без тѐплого лета. Давайте представим, что оно

пришло, и на разноцветные кубики прилетели бабочки. Посадите бабочку на кубик и подуйте так, чтобы она не шелохнулась. А затем так,

чтобы бабочка улетела.

Дети выполняют упражнение

4-5 раз.

8. Составление схемы предложения.

В нашем воображении мы побывали на летней полянке. А теперь я предлагаю составить предложение по картинке. Выложите, пожалуйста, схему

предложения.

Дети составляют предложение.

(Бабочка села на цветок).

Дети определяют количество и

последовательность слов.

9. Составление предложения по картинке

(по модели: им. пад. сущ. +

согл. глагол + 2-а зависимых от глагола слова)

Каждому ребѐнку

предлагается картинка. Логопед формулирует вопрос, ребѐнок отвечает полным ответом.

Н.: Кому девочка даѐт траву?

- Девочка даѐт траву козе.

10. Работа с геометрическим конструктором.

Кукла Маша проголодалась и хотела бы попить чаю. Из чего мы нальѐм заварку?

Выложите, пожалуйста, по образцу чайник.

-Из чайника.

Дети выкладывают.

11. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Путешествие

Маши» с использование приставочных глаголов.

Дети составляют рассказ.

3 этап

Заключительный

12. Подведение итогов занятия.

Вопросы по пройденным заданиям. Оценка

деятельности детей. Прощание с куклой Машей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [К] [Кь] и буква К" для детей группы компенсирующей направленности 6-7 лет с ЗПР

В конспекте широко использованы приёмы дифференциации звуков [к] [кь], здоровьесберегающие технологии, социоигровой подход, позволяющий при взаимодействиис  детьми с ОВЗ, исключить принужден...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки М, Мь и буква М. Семья".

Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети закрепляют знания о звуках и букве на лексическом материале по теме "Семья". Конспект может быть использован логопедами и воспитател...

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуки А, О, У, И.

Обобщающее занятие по обучению грамотеТема: Звуки О, А, У, И (игра-путешествие)...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"

Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....

конспект занятия по обучению грамоте. Звуки [б, б\'] и буква Бб

Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы. Специфика-дети с нарушением зрения....

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук "Ж". Буква "Ж".

Познакомить с буквой и со звуком «Ж», «ж»; автоматизировать правильное произнесение «ж»; формирование умения определять местоположение звука в слове; формирование правильной звуковой культуры речи; ...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки Р-Рь. Сказочные герои в гостях у звука Р".

На занятии дети совершают путешествие в сказку. Играют в игры: "Передай доброту", "Доскажи словечко", "Сложные слова",  "Скажи наоборот". Развивая звуковой...