Обучения грамоте "От предложения к звуку"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Цели:
1. Закреплять знания детей о предложении.
2. Продолжать формировать у воспитанников навык составления предложений с подсчётом слов и его графическим изображением.
3. Продолжать учить детей проводить слоговой анализ слов.
4. Продолжать учить дошкольников интонационному выделению звуков в слове, определению их порядка и количества.
5. Формировать у детей умение графически изображать звуковой состав слова.
Оборудование: полоски (для обозначения слов и слогов – по 4 на каждого), фишки разных цветов (красные, синие, зелёные – по 2 на каждого), рабочие карточки (для выкладывания схем предложений, слоговых и звуковых схем), картинки: лебедь, индюки, сова; мел, доска, магниты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_podgotovke_k_obucheniyu_gramote_-_mart_2023.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1» «Рябинка»
Воспитатель: Лохматова К.В
г.Нефтеюганск 2022
Цели:
1. Закреплять знания детей о предложении.
2. Продолжать формировать у воспитанников навык составления предложений с подсчётом слов и его графическим изображением.
3. Продолжать учить детей проводить слоговой анализ слов.
4. Продолжать учить дошкольников интонационному выделению звуков в слове, определению их порядка и количества.
5. Формировать у детей умение графически изображать звуковой состав слова.
Оборудование: полоски (для обозначения слов и слогов – по 4 на каждого), фишки разных цветов (красные, синие, зелёные – по 2 на каждого), рабочие карточки (для выкладывания схем предложений, слоговых и звуковых схем), картинки: лебедь, индюки, сова; мел, доска, магниты.
Ход занятия:
1. Орг. момент:
(построение детей в шеренгу)
Педагог.: «Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас гости. Пожелаем им доброго утра».
Дети: «Доброе утро!»
П: - Пройдите, выберите себе место, встаньте за стулом. Послушайте правило для занятия. Повторите за мной все слова и движения.
Мы слушаем внимательно, кисти рук за ушами, указательный палец правой руки вверх
Всё делаем старательно. прижать одну ладонь к другой, кивнуть головой
На вопросы отвечаем, плечи поднять, изобразить открывание-закрывание рта с помощью рук
Руку вверх поднимаем. правую руку положить на левую, поднять правую вверх
2. Основная часть занятия:
1) П.: Садитесь. Сегодня мы поговорим о предложениях. Будем их составлять, на слова разделять, слова делить на слоги и звуки. Послушайте, что я скажу. Если это – предложение, хлопните. Если нет - топните.
Бумага, цветы
Дом, крыша, двери
В доме живут люди.
наступать
хороший
сегодня хороший день
За окном светит солнце
на, поля
П.: Хорошо справились. Что вы делали, чтобы выполнить задание верно?
Д.: Мы слушали, старались понять, о чём Вы говорите.
П.: Что же такое предложение? (педагог подводит детей к ответу, что предложение – это законченная мысль).
П.: Из чего состоят предложения?
Д.: Предложения состоят из слов.
Далее педагог вспоминает вместе с дошкольниками о том, что слова в предложении «идут» по порядку и «связаны» друг с другом по смыслу.
П: - Ребята, давайте составим свои предложения. Вот моё: «Меня зовут Алина Юрьевна». Сколько слов в нём? Посчитайте
Д.: В Вашем предложении 4 слова (дети считают на пальцах, называя каждое слово)
П.: Составьте предложения о себе (дошкольник по очереди называют себя, считая слова)
2) П.: Ребята, садитесь за столы.
- Каждое предложение можно изобразить с помощью слов-полосочек. Первое слово всегда обозначается полоской с уголком, в конце ставится точка, если мы говорим предложение спокойно, не спрашивая и не восклицая.
- Послушайте предложение. Посчитайте слова. Выложите схему предложения с помощью полосочек (педагог чертит схему на доске).
Примеры предложений для последующего разбора: 1. Наступила весна. 2. После весны будет лето. 3. Скоро наступит праздник.
П.: Какое предложение я назвала? Повторите. Сколько в нём слов? Сколько полосок выложили? Какое первое слово? Второе? … (дети отвечают на вопросы, подняв руку)
3) Динамическая пауза:
П.: - Каждое слово можно разделить на кусочки – слоги. Будем играть, слова на слоги разделять. Вставайте из-за столов, сделайте круг.
а) на каждый слог – кивок: «каша», «малина», «красивый», «веселиться»
б) на каждый слог поднимаем плечи: «любить», «музыка», «забота», «кот»
в) на каждый слог приседаем: «сумка», «диван», «дом».
В случае ошибок детей педагог предлагает воспользоваться методом «Рука-подбородок» (тыльная сторона ладони одной руки ставится близко к подбородку, слово проговаривается медленно. Нужно сосчитать, сколько раз подбородок коснётся руки. Это и будет количеством слогов).
4) П.: Садитесь за столы. Давайте разделим на слоги каждое слово в предложении про праздник.
Педагог проводит с детьми слоговой анализ:
- Сколько слогов в слове? Назовите по порядку (первый - …).
Схемы убираются.
5) П.: Слова состоят из звуков. Какие вы знаете звуки? (ответы детей)
- Придумайте слова со звуком [у] ([м], [ч’])
Д.: улитка, ужин…
П.: - У меня для вас задание. Помогите расшифровать слово – название картинки. Оно состоит из 3-х звуков (педагог чертит 3 клеточки). Чтобы узнать, что это за звуки, нужно определить 1-й звук каждой картинки-подсказки. Назовите картинки.
Д.: - лебедь, индюки, сова
П.: Расшифруем 1-й звук. Какой первый звук в слове «лебедь»? (утрированное произнесение этого звука)
Д.: Первый звук в слове «лебедь» - звук [л’]
П.: Какой это звук? Давайте подумаем. Можно ли этот звук долго и легко произносить, петь?
Д.: Нет
П: Что мешает?
Д.: Язык
П.: Значит, звук какой? /в случае возникновения трудности определения звука, педагог уточняет понятия «согласный» и «гласный» звук/
Д.: Согласный
П.: А как мы его произносим? Нежно или строго?
Д.: Нежно
П.: Значит, этот звук …
Д.: Мягкий
П. Обозначаем в схеме этот звук зелёным кружочком (дети обозначают на своих схемах)
Далее анализируются остальные первые звуки названий картинок – подсказок с выкладыванием кружочков красного и синего цветов.
Педагог предлагает дошкольникам назвать «найденные» звуки по порядку, «прочитать» слово.
Д.: Получилось слово «лис» (педагог показывает картинку с изображением лиса и даёт каждому ребёнку изображение животного для раскрашивания дома)
6) Итог занятия.
П.: Ребята, сегодня на занятии мы говорили с вами о предложениях, составляли их, изображали с помощью полосок. Мы делили слова на слоги, говорили о звуках, придумывали с ними слова. Вы составляли – «расшифровывали» слово из первых звуков – названий картинок, выкладывали звуковую схему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия. Автоматизация звука [Р] в словах, в предложениях. Введение звука [Р] в речь.
Конспект подгруппового занятия....
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук»
Цель: повторение и закрепление понятий «предложение», «слово», «звук».Задачи: развивать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь детей; формировать культуру общения....
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук»
конспект занятия по развитию речи...
«Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук» Цель: повторение и закрепление понятий «предложение», «слово», «звук».
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук»Цель: повторение и закрепление понятий «п...
Автоматизация звуков «РЬ» в словах, словосочетаниях и предложениях; Дифференциация звуков «Р(РЬ)»
Автоматизация звуков «РЬ» в словах, словосочетаниях и предложениях;Дифференциация звуков «Р(РЬ)» в словах, словосочетаниях, предложениях и в связной речи...
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Основы чтения и подготовка к обучению письму. Тема. Предложение. Дифференциация звуков а,о,у,ы,и,э
Познакомить с предложением. Дифференцировать звуки [а, о, у, ы, и, э] через их нахождение в словах....
Занятие по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы "От предложения к звуку"
Этот материал представляет собой подробный конспект открытого занятия для детей дошкольного возраста 6–7 лет. В нём описаны основные методы работы, которые можно использовать в процесе неп...