Занятие для детей 5-6 лет "По дороге к Азбуке.Звук [Х]"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Карачева Наталья Владимировна

Занятие по речевому развитию направлено на формирование у детей представлений о звуке [Х], умений слышать данный звук в словах в разных позициях; на закрепление навыков чтения слогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_zvuk_h.docx32.8 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «По дороге к Азбуке»

Возрастная группа: старшая (5-6 лет)

Образовательная программа: «Детский сад 2100»

Тема: знакомство со звуком [Х]

Цель воспитателя: создать условия для формирования представления детей  о звуке [Х].

Речевое развитие: учить определять и  интонационно выделять звуки в середине, начале и конце слова. Развивать связную диалогическую и монологическую речь посредством беседы о сюжете по опорной картинке. Обогащение и активизация  словаря словами со звуком [Х]. Закреплять представления о слогах, развивать умение прочитывать слоги по звуковым карточкам. Развивать грамматические представления об изменении слов способом замены одного звука на другой.  Упражнять в подборе рифмы способом договаривания слов со звуком [Х].

Познавательное развитие: стимулировать познавательную мотивацию посредством формирования представлений о звуке [Х] и букве Х; развития умений различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звуки и буквы; закрепления умений образовывать и изменять слова с помощью звуковых карточек.

Художественно-эстетическое развитие: развивать художественно - эстетическое отношение к окружающему миру посредством  восприятия художественного текста и загадок.

Социально-коммуникативное развитие: развивать социально-коммуникативные навыки в процессе выполнения общего задания.

Физическое развитие: развивать двигательную активность в ходе выполнения физминутки, развивать мелкую моторику рук посредством орудийных действий с карандашом и карточками.

Предполагаемая цель ребенка: отправиться в гости к звуку Х .

Оборудование: игровые персонажи Мудрая Сова, Лисёнок, Ёжик, звуковые карточки [ А, О, У, И, Ы, Э, Х, М], предметные картинки, иллюстрации, аудиосопровождение, пособия, цветные карандаши

                                              Ход занятия

Этапы занятия

Действия педагога

Действия

детей

Мотивационно-ориентировочный этап (5 мин)

Педагог предлагает ребятам отгадать загадку, чтобы  узнать с кем же они сегодня повстречаются.

- У неё глаза большие,

Хищный клюв - всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём.

- Верно, это наша старая знакомая - Мудрая Сова. Она пришла к вам со своими друзьями - игрушками Ёжиком и Лисёнком. А это значит, что сегодня мы отправимся куда? (в страну Азбуку). А по дороге в страну Азбуку, приехали в какой город? (город Звуков).

Ребята, вспомните - как звали строителя и его брата, с которыми вы познакомились на прошлом занятии? Чем звук [К] отличается от звука [К’]? Какой буквой они обозначаются?

- Дорогие ребята! У нас проблема - паровозик не может отправляться в путь. Как вы думаете, почему? Правильно, не хватает вагонов. Чтобы поезд, на котором мы путешествуем смог отправиться по городу дальше, вам нужно собрать для него картинки - вагончики, в названиях которых слышатся звуки [К] и [К’], и соединить их друг с другом.

- Молодцы! Теперь можем отправляться!

Пальчиковая гимнастика «Весёлый поезд»

Это наш весёлый поезд

Много в нём вагонов дружных

Всем на свете очень нужных,

Раз-вагончик, два - вагончик,

Три, четыре, пять и шесть.

Есть места, где можно сесть.

Проходите по порядку.

И поехали, ребятки!

Слушают загадку, отгадывают.

Отвечают на вопросы, называют имена: Коля и Кирилл,

вспоминают предыдущее занятие.

Высказывают свои предположения.

Выполняют задание вместе. Выбирают из серии предметных картинок изображения со звуками [К] и [К’] и прикрепляют их к мольберту.

Выполняют движения ладонями и пальцами по показу педагога.

Исполнительский

этап (17мин)

Звучит аудиозапись «Голос Мудрой Совы»

- Ребята, посмотрите, дорога привела нас к следующему домику, в котором живёт хомяк по имени Хомка. Хомка был очень хозяйственный. В его хате было всё необходимое: и хлеб, и горох, и овсяные хлопья, и даже махровый халат. Не было у него только радости, потому что хомяку не нравилась его внешность: лапы и хвост слишком короткие, нос курносый, уши маленькие, зато щёки живот – большие- пребольшие. Этой печалью и поделился Хомка со своими гостями: «Вот если бы у меня было всё наоборот: уши и нос большие, живот маленький, а хвост и лапы длинные - тогда я стал бы самым красивым и счастливым хомяком на свете».

Игрушки стали думать, как помочь Хомке, и придумали…

- Что они придумали, дети? Вы поняли? Верно, нарисовать его портрет. За это дело взялся Лисёнок.

-Посмотрите, что у него получилось. Кто вам нравится больше хомяк или его портрет?

Как только Хомка у видел свой портрет, сразу расхохотался. «Нет, - сказал он.- Уж лучше быть таким, какой я есть, чем этим чудищем».

- А как вы считаете?

- Ребята, вспомните, что было в хатке у хомяка? Какой звук вы слышите в каждом из этих слов?  

- Да, в этих словах мы слышим звук [Х], вот о нём мы сегодня и поговорим.

- Произнесите звук [Х] и скажите, какую преграду встречает воздух при этом? Верно, это язык, задняя часть язычка опускается, и мы произносим звук [Х]. Теперь, внимательно посмотрите на картинку, подумайте и скажите - какой это звук (согласный, твёрдый, глухой). Как вы это определили (по цвету башмачков и по соломенной шляпе звука [Х]). Проверим? Кладём ладонь на горлышко и снова произносим звук, если горлышко дрожит - звонкий, если нет-глухой.

Педагог предлагает детям пройти к столам.

-Посмотрите, звуковая карточка, на которой изображено, как хохочет хомяк, обозначает звук [Х]. А, теперь поиграем со звуковыми карточками - они лежат у вас на столах. Но сначала вспомним, что такое слоги? (Педагог выслушивает индивидуальные варианты ответов детей, не комментируя их). Мудрая Сова предлагает вам выложить на столах из своих звуковых карточек слоги [ХА], [АХ],  [ОХ], [ХО],  [ХУ],  [УХ],  [ЭХ],  [ХЭ],

[ХЫ], [ИХ].

Вы молодцы!

Работа в пособиях

-Ребята, Мудрая Сова приготовила для вас задания. Откройте пособие на странице с закладкой и обратите внимание на задание номер 3. Вспомните, каким цветом обозначается звук [Х]?

- Рассмотрите картинки, назовите их. Закрасьте синим цветом одну из клеточек в зависимости от того в какой части слова слышится звук [Х].

- Какое слово самое короткое?

- Назовите длинные слова.

Задание 4.

Ребята, обратите внимание на гномов. Хотите узнать, как их зовут? Тогда прочитайте слоги сверху (над ними).

Дети читают слоги индивидуально.

_ Молодцы! А, чтобы узнать, что они говорят, прочитайте слоги снизу (под гномами).

Дети читают звуковые карточки (слоги) индивидуально.

Игра с мячом «Закончи предложение словом на звук [Х].

Нос у слона называется….(хобот).

Ваня любит играть в …(хоккей).

Выходя из ванны надевают…(халат).

У обезьяны длинный…(хвост).

Машина дала обратный…(ход).

Друга Степашки зовут …(Хрюша).

Рисует кистью по холсту… (художник).

-Ребята, Мудрая Сова приготовила для вас еще одно задание. Посмотрите на картинки и назовите слова. Педагог выставляет картинки на мольберт. (Майка,  автобус, холодильник). Отгадайте, какое слово получится, если сложить первые звуки этих слов. (МАХ).

-Катя выложи это слово при помощи звуковых карточек. А теперь, Вика заменит звук [А] на звук [О]. Какое слово получилось? (МОХ). Вот так, ребята, одни слова могут превращаться в другие, если заменить только один звук.

Педагог показывает букву Х.

Ребята, это буква Х, которая обозначает звук [Х]. Почему она синяя? Верно, потому что обозначает согласный твердый звук. На что похожа буква Х?

Предлагает изобразить букву Х.

Вывод:

- Ребята, с каким звуком сегодня познакомились?

- Что вы узнали о звуке [Х]?

- Назовите слова со звуком [Х].

- Пора возвращаться в группу, дети.

Аудиозапись «Голос Мудрой Совы»

- Вы - большие молодцы: помогли хомячку Хомке понять, что нужно любить себя таким, какой ты есть. Познакомились с новым звуком, выполнили все мои задания. Впереди у нас вами еще много интересных поездок по городу Звуков. До новых встреч!       

Слушают историю, рассматривают сюжетную картинку.

Отвечают на вопрос индивидуально. Рассуждают. Рассматривают портрет.

Высказывают своё мнение.

Отвечают полным ответом.

Чётко произносят звук.

Описываю звук, опираясь на изображение.

Проверяют звонкость и глухость приёмом ладонь-горло. Делают вывод.

Отвечают индивидуально.

Дают определение слогу.

Работают со звуковыми карточками.

Выкладывают слоги при помощи звуковых карточек на столах. Некоторые ребята, по желанию прочитывают их.

Называют слова, самостоятельно определяют положение звука [Х].

Читают слоги индивидуально.

Встают в круг, по очереди ловят мяч, договаривают предложения.

Называют слова, выкладывают на мольберт звуковые карточки с первыми звуками слов. Называют слово, которое получилось.

Меняют гласные звуки, называют новое слово.

Рассматривают букву, рассуждают о том, на что она похожа. Изображают букву Х – руки в стороны вверх, ноги в стороны вверх.

Прощаются с Мудрой Совой.

Рефлексивный

этап (2 мин)

- Понравилось путешествие?

- Что было особенно интересным?

- Какие задания показались трудными?

- О чем расскажите дома?

Делятся своими впечатлениями, эмоциями.

Перспективный

этап (1мин)

-Как эти знания вам могут пригодиться?

Ребята, Хомка дарит вам настольную игру - ходилку, она поможет вам запомнить звуки и научиться читать. Будем играть с вами в свободное время.

Отвечают на вопрос.

Говорят хомяку «спасибо».

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в подготовительной группе "По дороге к Азбуке. Звуки Ч и Щ"

Конспект  непосредственно образовательной  деятельности педагога, детей и родителей в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «По дороге к Азбуке. Дифференциация звуков Ч ...

По дороге к Азбуке. Звуки К-Кь.

Конспект коррекционного занятия по формированию у детей фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте. Звуки К - Кь. Буква К....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "По дороге к Азбуке. Звуки Ф-Фь"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте с использованием презентации....

Презентация к занятию "По дороге к Азбуке. Звуки Ф-Фь"

Презентация к занятию "По дороге к Азбуке. Звуки Ф-Фь"...

Презентация к занятию "По дороге к Азбуке. Звук Й"

Данная презентация является дополнением к конспекту занятия "Звук Й" по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте из цикла "По дороге к Азбуке"....

Презентация к занятию "По дороге к Азбуке. Звук Ц"

Данная презентация является дополнением к занятию по подготовке к обучению грамоте "По дороге к Азбуке. Звук Ц"...