Звуковой анализ слова "Мама". Знакомство с ударным слогом.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Матюшинская Людмила Сергеевна

Создавая  условия для закрепления  умения детей делить слова на слоги, обучая  детей вычленять в слове ударный слог. Создадим условия для закрепления умения проводить звуковой анализ слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovoy_analiz_slova_mama._znakomstvo_s_udarnym_slogom.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе

Тема: "Звуковой анализ слова "мама". Знакомство с ударным слогом"

Программное содержание:

Создавая условия для закрепления умения детей делить слова на слоги, обучая детей вычленять в слове ударный слог. Создадим условия для закрепления умения проводить звуковой анализ слова.

Демонстрационный материал: полоска с четырьмя клеточками; красные, синие, зелёные фишки; указка; кукла Маша.

Раздаточный материал: полоски с четырьмя клеточками; красные, синие, зелёные фишки.

Ход НОД

#1054;рг. момент.

(Звонит колокольчик)

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг-

Слева - друг, и справа - друг

Вместе за руки возьмёмся ,

И друг другу улыбнёмся.

- Вот какие мы дружные и весёлые. Ребята, к нам в гости пришли воспитатели из других групп, им хотелось посмотреть, чему мы научились за этот год.

- Давайте с ними поздороваемся. (Здравствуйте!)

- Присаживайтесь на свои места.

2. Вход в деятельность.

- Что ж за занятие у нас сегодня? (Начала грамоты.)

- Как вы догадались? (На столах лежат фишки и полоски - схемы для звукового анализа слов.)

- К нам в гости пришла кукла Маша. Она рассказала мне такую интересную историю: однажды добрая волшебница пригласила Машеньку в сказочный Звуковой город. В этом городе она увидела вот такие красивые домики. (Воспитатель показывает фишки)

- Какого они цвета? (Красного, синего, зелёного.)

- Но Машенька постеснялась спросить у волшебницы, что они обозначают и для чего необходимы.

- Может мы поможем девочке и объясним для чего нужны эти домики?

(Да! Рассказывают: красный - гласный звук, синий - твёрдый согласный звук, зелёный - мягкий согласный звук)

- Мы даже покажем игру "Назови звук"! (Воспитатель показывает красную фишку - дети называют гласные звуки: а, о, у, э, и, ы; синюю фишку - дети называют твёрдые согласные звуки: р, м, л, и др.; зелёную фишку - дети называют мягкие согласные звуки: сь, дь, вь и др.

3. Основная часть.

- Ребята, а Машенька - то пришла не с пустыми руками, а с конвертом. Посмотрим, что там внутри? Загадка!(Читает)

Слово это тёплое сердце согревает,
И без слова этого жизни не бывает.
Утром, днём и вечером я твержу упрямо,

Это слово вечное, ласковое — … (мама)

- Ребята, скажите красивые слова о своей маме, какая она? (Красивая, добрая, нежная...)

- Я предлагаю сделать звуковой анализ слова - мама.

- Сколько звуков в слове - мама? (Четыре звука.)

- Сколько гласных в этом слове? (Два гласных звука.)

- Назовите их. (Гласные звуки - а, а.)

- Сколько слогов в слове - мама? (Два слога.)

- Как вы узнали, что в слове мама - 2 слога? (Два гласных звука.)

- Назовите первый слог. (Ма.)

- Какой второй слог? (Ма.)

- Слоги в слове мама одинаковые или разные? (Одинаковые.)

- Послушайте, одинаково ли они произносятся - маама? (Нет.)

- Какой слог произносится чуть протяжнее? (Первый слог "ма".)

- Произнесите это слово так же. (Дети произносят)

- Послушайте, я сейчас произнесу второй слог более протяжно - мамаа.

- Правильно я сказала слово - мама? (Нет.)

- Верно, так не говорят. Правильно - маама.

- Слог, который произносится чуть протяжнее , который "заметнее" в слове, называется ударным, мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком.

Есть даже стихотворение об ударении:

Ударный слог,

Ударный слог -

Он назван так недаром...

Эй, невидимка - молоток.

Отметь его ударом!

И молоток - стучит, стучит,

И - чётко речь моя звучит!

4. Динамическая пауза.

Воспитатель: А сейчас немножко отдохнём, вышли из-за столов.

В группе нашей каждый день

Делаем зарядку.

Все присели,

Дружно встали,

Повертели головой,
Потянулись, повернулись

И друг другу улыбнулись.

- Ребята, садимся на свои места.

- Ребята, вы любите играть в прятки? (Да.)

- В русском языке есть слова, которые тоже любят играть в прятки.

- Это короткие слова, они прячутся в более длинных словах.

- Для того, чтобы найти короткое слово, нужно длинное разделить на слоги.

- Я предлагаю вам поиграть в игру "Поищи слово".

- Например, давайте найдём слово, которое спряталось в слове "песок". (Дети делят слово на слоги: пе - сок.)

- Какое же слово спряталось? (Сок.)

Слова для игры:

  • Рыбак
  • Фасоль
  • Борис
  • Кулак
  • Пирог
  • Король.

5. Открытый выход из деятельности.

- Ребята, вам понравилось сегодня занятие?

- Чем мы сегодня занимались?

- Кто к нам приходил в гости? (Кукла Маша.)

- А в слове Маша сколько слогов? (Два слога.)

- Позовите Машу. (Мааша.)

- Как же называется слог, который произносим более протяжно? (Ударный.)

- Какой же ударный слог в слове Маша? (Ма.)

- Давайте Маше скажем до свидания! Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове....

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» ...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.Задачи:Обучающая задача: В игровой форме учить дет...

Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»...

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе "Звуковой анализ слова "мама". Знакомство с ударным слогом".

Здесь вы найдете материал по обучению грамоте с применением "сюрпризного" момента....