Занятия по развитию речи.Обучение грамоте.Знакомство с буквой Ц и звуком[ц]
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Тема: Звук [ц]. Буква Ц.
Цели: Знакомство со звуком и буквой «Ц».
Задачи:
Коррекционно- образовательные:
-учить детей давать акустико- артикуляционную характеристику звук [ц] ;
- учить образовывать форму родительного падежа множественного числа имен существительных.
Коррекционно- развивающие:
развивать связную речь, внимание, память.
- закрепить навык произношения звука [ц] в слогах, словах, фразах;
-формировать навыки работы над предложением;
-развивать фонематический слух, память, внимание, мышление;
-продолжать совершенствовать графические навыки.
Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать самостоятельность и старательность при выполнении заданий.
Оборудование: картинка с изображением цапли, набор картинок для игры «Много чего?», буква Ц, карандаши,ручки, задания на листе.
Ход занятия.
1.Орг. момент.
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и новой буквой.
-А поможет нам её угадать загадка:
Удивительная птица
На одной ноге стоит.
В воду пристально глядит
Тычет клювом наугад
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
Ну, конечно, это цапля. (Вывешиваю картинку)
Основная часть:
- Ребята, скажите, какой первый звук в слове ЦАПЛЯ?
- Послушайте, как произносится этот звук: Ц-Ц-Ц.
При произнесении звука [ц]язык широкий, кончик его упирается в передние нижние зубы, в момент произнесения кончик языка слегка отдергивается от зубов.
(Дети произносят звук [ц] хором.)
- Звук [ц]- согласный, твердый, глухой, не парный. У звука [ц], как и звуков [ш],[ж] нет пары.
2. Речевая зарядка.
Ца- ца- ца- я умница.
Цо- цо- цо- покажи свое лицо.
Цу- цу- цу- я иду на улицу.
Цы- цы- цы- к нам летят скворцы.
Ец- ец- ец- в гнезде сиди птенец.
Ица- ица- ица- улетела птица.
Ец- ец- ец- вот и песенке конец.
3.А сейчас я вам предлогаю поиграть в нашу с вами любимую игру «Поймай звук»
Читаю слова, услышав звук [ц],дети хлопают в ладоши.
Цапля, сенокос, телефон, милиционер, листопад, сахарница, чай, цыпленок, пылесос, кольцо, теленок, мельница, цепь, яйцо.
4. Физкультминутка. «У оленя дом большой»
5.Сейчас вам хором дружно вам нужно досказывать словечко по смыслу предложения которое я вам озвучу.
це-це-це, це-це-це Вот вам сказка о … яйце,
цо-цо-цо, цо-цо-цо Курица снесла … яйцо,
цу-цу-цу, цу-цу-цу Киска тянется к … яйцу.
ца-ца-ца, ца-ца-ца Брысь, котёнок, от … яйца!
цу-цу-цу, цу-цу-цу Не пускать его к … яйцу!
цо-цо-цо, цо-цо-цо Сами мы съедим … яйцо,
цы-цы-цы, цы-цы-цы Отогнали? Молодцы! це-це-це, це-це-це Вот вам сказка о … яйце.
Молодцы!Сейчас я каждому из вас предлагаю вытянуть карточку ,чтобы поиграть в следующую игру.
6. Игра «Много чего?» (образование формы родительного падежа множественного числа имен существительных)
Воспитатель показывает свою картинку и говорит: «У меня на картинке одно кольцо, а у тебя? Ребенок смотрит на свою карточку и отвечает: «А у меня на картинке много колец» и т.д)
Одно яйцо- много яиц
Кольцо- колец
Курица- куриц
Пуговица- пуговиц
Овца- овец
Цвет- цветов
Палец- пальцев
Блюдце- блюдец
Ножницы- ножниц
Огурец- огурцов
Цыпленок- цыплят
Колодец- колодцев
Мыльница- мыльниц
Мельница- мельниц
Сахарница- сахарниц
Певец- певцов
7. Игровое упражнение «Составь предложение»:
- Пять, рука, на, пальцы.
- Хлебница, стол, на, стоять.
- Конфетница, в, конфеты, лежать.
8. Знакомство с буквой Ц.
- Показ буквы. Чтение стихотворения:
Вот какая буква Ц
С коготочком на конце.
Коготок- царапка
Как кошачья лапка.
- Дети отвечают на вопрос из скольких элементов состоит буква Ц, на что похожа буква Ц.
- Дети прорисовывают букву Ц в воздухе.
- Пальчиковая гимнастика: «У мамы грустное лицо»
- Выполняют задание на листе.
9. Итог занятия.
- С каким звуком познакомились?
- Звук [ц] какой? (согласный, твердый, глухой, не парный.)
- Что понравилось на занятии? (Дети отвечают полными предложениями)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Звук [ц]. Буква Ц.
Цели: Знакомство со звуком и буквой «Ц».
Задачи:
Коррекционно- образовательные:
-учить детей давать акустико- артикуляционную характеристику звук [ц] ;
- учить образовывать форму родительного падежа множественного числа имен существительных.
Коррекционно- развивающие:
развивать связную речь, внимание, память.
- закрепить навык произношения звука [ц] в слогах, словах, фразах;
-формировать навыки работы над предложением;
-развивать фонематический слух, память, внимание, мышление;
-продолжать совершенствовать графические навыки.
Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать самостоятельность и старательность при выполнении заданий.
Оборудование: картинка с изображением цапли, набор картинок для игры «Много чего?», буква Ц, карандаши,ручки, задания на листе.
Ход занятия.
#1054;рг. момент.
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и новой буквой.
-А поможет нам её угадать загадка:
Удивительная птица
На одной ноге стоит.
В воду пристально глядит
Тычет клювом наугад
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
Ну, конечно, это цапля. (Вывешиваю картинку)
Основная часть:
- Ребята, скажите, какой первый звук в слове ЦАПЛЯ?
- Послушайте, как произносится этот звук: Ц-Ц-Ц.
При произнесении звука [ц]язык широкий, кончик его упирается в передние нижние зубы, в момент произнесения кончик языка слегка отдергивается от зубов.
(Дети произносят звук [ц] хором.)
- Звук [ц]- согласный, твердый, глухой, не парный. У звука [ц], как и звуков [ш],[ж] нет пары.
2. Речевая зарядка.
Ца- ца- ца- я умница.
Цо- цо- цо- покажи свое лицо.
Цу- цу- цу- я иду на улицу.
Цы- цы- цы- к нам летят скворцы.
Ец- ец- ец- в гнезде сиди птенец.
Ица- ица- ица- улетела птица.
Ец- ец- ец- вот и песенке конец.
#1040; сейчас я вам предлагаю поиграть в нашу с вами любимую игру «Поймай звук»
Читаю слова, услышав звук [ц],дети хлопают в ладоши.
Цапля, сенокос, телефон, милиционер, листопад, сахарница, чай, цыпленок, пылесос, кольцо, теленок, мельница, цепь, яйцо.
Молодцы ребята, давайте немного передохнем и сейчас я хочу чтобы вы с нашими гостями предложим провели физминутку «У оленя дом большой»
4. Физкультминутка. «У оленя дом большой»
#1057;ейчас вам хором дружно вам нужно досказывать словечко по смыслу предложения которое я вам озвучу.
це-це-це, це-це-це Вот вам сказка о … яйце,
цо-цо-цо, цо-цо-цо Курица снесла … яйцо,
цу-цу-цу, цу-цу-цу Киска тянется к … яйцу.
ца-ца-ца, ца-ца-ца Брысь, котёнок, от … яйца!
цу-цу-цу, цу-цу-цу Не пускать его к … яйцу!
цо-цо-цо, цо-цо-цо Сами мы съедим … яйцо,
цы-цы-цы, цы-цы-цы Отогнали? Молодцы! це-це-це, це-це-це Вот вам сказка о … яйце.
Молодцы!Сейчас я каждому из вас предлагаю вытянуть карточку ,чтобы поиграть в следующую игру.
6. Игра «Много чего?» (образование формы родительного падежа множественного числа имен существительных)
Воспитатель показывает свою картинку и говорит: «У меня на картинке одно кольцо, а у тебя? Ребенок смотрит на свою карточку и отвечает: «А у меня на картинке много колец» и т.д)
Одно яйцо- много яиц
Кольцо- колец
Курица- куриц
Пуговица- пуговиц
Овца- овец
Цвет- цветов
Палец- пальцев
Блюдце- блюдец
Ножницы- ножниц
Огурец- огурцов
Цыпленок- цыплят
Колодец- колодцев
Мыльница- мыльниц
Мельница- мельниц
Сахарница- сахарниц
Певец- певцов
7. Игровое упражнение «Составь предложение»:
- Пять, рука, на, пальцы.
- Хлебница, стол, на, стоять.
- Конфетница, в, конфеты, лежать.
8. Знакомство с буквой Ц.
- Показ буквы. Чтение стихотворения:
Вот какая буква Ц
С коготочком на конце.
Коготок- царапка
Как кошачья лапка.
- Дети отвечают на вопрос из скольких элементов состоит буква Ц, на что похожа буква Ц.
- Дети прорисовывают букву Ц в воздухе.
- Пальчиковая гимнастика: «У мамы грустное лицо»
- Выполняют задание на листе.
9. Итог занятия.
- С каким звуком познакомились?
- Звук [ц] какой? (согласный, твердый, глухой, не парный.)
- Что понравилось на занятии? (Дети отвечают полными предложениями)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/16/picture-791330-1463417270.jpg)
Конспект открытого занятия по развитию речи: «Обучение рассказыванию «Мой любимый мультфильм!».
Развивающие задачи:Развитие монологической формы речи. Развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказать небольшой рассказ. Развитие умения оценивать рассказы друг ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/29/picture-1067687-1540832294.jpg)
КОНСПЕКТ занятия по развитию речи, обучению грамоте и ФЭМП на тему: «Загадки Феи Сказок» для детей подготовительной группы
Коннспект интегрированного занятия с использованием загадок по теме самообразования: «РОЛЬ ЗАГАДКИ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/24/picture-808403-1543085155.jpg)
Конспект открытого занятия по развитию речи (обучение грамоте) в подготовительной группе
Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-507306-1414312463.jpg)
Конспект занятия по развитию речи - обучение детей рассказыванию, старшая группа
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Обучение детей рассказыванию по серии картин "Старушка"....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/20/picture-1306643-1611119335.jpg)
Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/27/picture-132343-1351364732.jpg)
Занятие по развитию речи (обучение грамоте) «Звук и бука К»
Занятие по развитию речи (обучение грамоте) «Звук и бука К»Цель: Формирование понятие о звуках и буквах как строительном материале слов.Задачи:1. Обучающие:- закреплять артикуляцию, характ...