НОД по обучению грамоте звук [Ч] .
план-конспект занятия по обучению грамоте
Предварительный просмотр:
Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Ч]/
НОД по обучению грамоте звук [Ч].
Цель: Отработать четкое произношение звука [Ч].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Учить автоматизировать звук [Ч] в речи, в словах и фразах;
- Учить образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами;
- Учить образовывать антонимы;
Коррекционно – развивающие:
- Развивать фонематические процессы;
- Обогащать и активизировать словарный запас;
- Развивать логическое мышление, зрительное восприятие, память.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать усидчивость, навыки самоконтроля
- Прививать любовь к природе, родному краю.
Дидактические игры и упражнения: игра “Чудесный сундучок”, “Угостим зверюшек чаем”, антонимы, скороговорки, чистоговорки.
Оборудование: макет чума, схема артикуляции звука [Ч], сундучок, картинки: черника, кузнечик, чайка,кошка, пчела, чум, девочка; чайный сервиз: чайник, чашки; лисенок, зайчонок, бельчонок, печенье, мнемотаблица.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед загадывает загадку.
Словно треугольник в тундре стоит,
В небе над ним дымок дрожит.
В летний зной и в холода
Служит людям он всегда.
(Чум)
- Какой первый звук в этом слове?
- Звук [Ч].
- Правильно,это звук [Ч].
II. Разбор артикуляции звука.
На столе схема артикуляции звука.
- Вспомним, где находится язык, как расположены губы при произношении звука [ч]. Схему комментирует логопед (ребёнок определяет положение своего язычка и губ):
- губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
- зубы не смкаются;
- кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в щель между ними;
- посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;
- мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
- голосовые связки не напряжены, голос не образуется.
Давай повторим его несколько раз.
- Ч, ч, ч,ч,ч,ч,ч,ч.
Продолжим работу над правильным произношением этого звука.
III. Автоматизация звука [ч] в слогах.
- Повтори слоговые цепочки, слушай внимательно:
1) ач-оч-уч,
2) оч-уч-юч,
3) ыч-еч-ич,
4) ча-чо-чу,
5) чу-чи-че.
Ча-Ча-Ча - печка в чуме горяча
Чу-Чу-Чу - садись на нартах прокачу
Чи-Чи-Чи - в тундре громко не кричи
IV. Автоматизация звука [ч] в словах.
Игра “Чудесный сундучок”
Логопед показывает сундучок и говорит, что этот сундучок чдесный, потому что в нем лежит много интересного. Каждый сможет узнать, что там лежит, только надо сказать такие слова: “Сундучок, сундучок приоткрой свой бочок.” Ребенок поочереди вынимает из сундучка картинки,показывает и четко называет их.
Картинки: черника, чайка,кошка, чум, девочка.(неночка)
(Приложение 1)
- А какая картинка здесь лишняя?Почему?
V. Физминутка
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
VI. Автоматизация звука [ч] во фразовой речи.
Игра “Угостим зверюшек чаем”
На столе стоит кукольный чайный сервиз, рядом сидят зверята (заяц,волк,белка)
Логопед: давайте назовем зверят ласково. Дети назывют ласково: зайчонок, волчонок, бельчонок. Логопед предлагает налить чай из чайника в чашку зайчонку. Ребенок свои действия сопровождает словами: “Я беру чайник и наливаю чай в чашку зайчонку. Даю зайчонку печенье. И т.д
Заканчивая игру, дети заучивают стхотворение “Ручеек”
VII.Рассказ стиховорения с опорой на мнемотаблицу.
(Приложение 2)
- Давайте, посмотрим вот на эту таблицу и проговорим стихотворение.
Ручеек, ручеек
Дай водички на чаек.
Мы чаек горячий,
Будем пить на даче.
Пить с печеньем,
С калачом,
И пирог испечем!
И, сверкая под лучами,
Засмеялся ручеек,
Быстро прыгнул
С камня в чайник-
Дал водички на чаек!
VIII. Антонимы.
- Посмотри на картинки и назови слово-признак, противоположное по смыслу слову, названному мной.
1) Куропатка белая, а ворон ..... (чёрный).
2) Лёд холодный, а чай ..... (горячий).
3 )Весной снег грязный, а зимой ..... (чистый).
IX. Скороговорки для закрепления звука [Ч]
Запел волчок, загудел волчок, но упал на бочок и молчок.
Чики-чики-чикалочки. Едет гусь на палочке. Уточка - на дудочке, курочка на чурочке, зайчик на тачке, а мальчик на собачке.
Чайка у причала отчаянно кричала.
X. Итог занятия.
- С каким звуком мы занимались?
- Что понравилось на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".
Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....

Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".
Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....
Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"
Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки Р-Рь. Сказочные герои в гостях у звука Р".
На занятии дети совершают путешествие в сказку. Играют в игры: "Передай доброту", "Доскажи словечко", "Сложные слова", "Скажи наоборот". Развивая звуковой...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"
Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) Звук [П]. Звук [П`]
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте)Подготовила воспитатель группы общеразвивающей направленности детей 6-7 лет Сидорова Д.АДата проведения: 19.10.2022Тема: Звук [П]. Звук[П']Цель:...