Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе по теме: " Звук и букваК"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Проскурина Инесса Анатольевна

конспект занятия по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zvuk_k.docx50.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия

по обучению грамоте в подготовительной комбинированной группе по теме: «Звук и буква «К»

Цель: познакомить детей с буквой  и звуком  «К» и  ее графическим изображением.

Коррекционно-образовательные задачи:

- развитие моторики артикуляционного аппарата,

- бучение выделению начального согласного звука,

- развитие фонематического слуха,

- развитие произвольного внимания, памяти.

-закрепить навыки  четкого произношения звука [К],  изолированно, в слогах, словах, чистоговорках,

-совершенствовать навыки самоорганизации и контроля,

-формировать интегративные качества детей: любознательность, активность и другие.

Коррекиионно-развиваюшие задачи:

- обогатить эмоциональную сферу детей положительными эмоциями,

-развивать у детей речевую активность, слуховую память, дыхание, мышление, 

внимание, фонематическое восприятие, общую, мелкую моторику рук,

-упражнять детей угадывать предметы на ощупь,

-обогащать знания и речь детей.

Коррекиионно-воспитательные задачи:

-воспитывать внимание к товарищам, доброту, отзывчивость, желание прийти на помощь, навыки самоконтроля за речью,

-воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.

Оборудование:

• предметные картинки на звук К,

• наборы для составления схем слов, ручки, тетради, цветные карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дети, добрый день уважаемые гости. (Дети здороваются с гостями).

2. Введение в тему занятия.

 - Дети, отгадайте загадку:

Спозаранку я встаю,

Звонким голосом пою.

Травку разгребаю,

Зёрна собираю.

У меня есть гребешок,

Кто я дети? (петушок)

- Правильно, это петушок. Выставляется картинка петушка.

- Как подает голос петушок? Что он делает?

- Получилось у вас тихо и не дружно. Потому что мы не выполнили дыхательную гимнастику.

а) Дыхательная гимнастика.

Два вдоха носом  – хлопаем по губам.

Задержали дыхание  –  два хлопка в ладоши.

Два выдоха через рот – сжимать и разжимать кулачки.(3 раза).

- Повторите ещё раз,  как поёт  петушок?

 - Снова вышло недружно. Потому что мы не выполнили артикуляционную гимнастику.

б) Артикуляционная гимнастика с зеркалом.

Окошко,

Улыбочка,

Трубочка,

Качелька,

Часики,

Лошадка и Месим тесто.

3. Основная часть.

1) Выделение звука «К» из слов.

- Пропойте,  как петушок.

- Назовите первый звук, который  услышали  в слове «кукарекает». Догадались, с каким звуком  мы будем сегодня  знакомиться? (Произнесем его вместе отрывисто: К-К-К).

- Можем мы пропеть звук «К» ? ( нет, можем только  «стрелять» (произносить отрывисто).

- Что мешает? ( спинка языка, которая поднимается к  небу).  

- Это звук гласный или согласный?

- Дайте характеристику звуку «К» . Звук «К» согласный, а звонкий или глухой? Как определить ? ( кладём ладонь на горло,  если дрожит горло , то звук звонкий, а если спит- глухой.

- Какой звук «К» ? (Глухой).

2) Работа со Звуковичками.

- Каким цветом  обозначим звук  «К»?  (синим, дети на стол выкладывают синий кружок).

- Звук « К» мы обозначаем  синим цветом.  Выложите кружок нужного цвета на стол перед собой.

- Каждый звук имеет свой символ. Разучим символ звука «К».

- К  - стреляет очень метко-

Две стрелы воткнулись крепко. 

Повторите за мной звук и символ звука.

3) Знакомство с буквой «К».

- Звук мы слышим, и произносим , а букву видим и пишем.

- Звук « К» на письме мы обозначаем буквой  «К».  Буква «К» синяя.  В какой домик  поселим букву «К» .

4)  Игра «На что похожа буква «К»?
- Ребята, на что похожа буква «К»? (Ответы детей)
На прямую палочку справа села галочка.
Там поныне и сидит,
Буквой  К на нас глядит.

Показ картинок  с  птицей, кактусом, клоуном, регулировщиком.

5) Повторение пройденного материала.

-Сейчас  вспомним и назовём звуки и символы, изученных букв (А,У,О)

- Какие звуки  называли? (Гласные)

- Почему они гласные? ( Воздух свободно проходит через рот нет преград, и гласные звуки можно пропеть).

- Какие звуки назвали ?(согласные)

- Почему? (Согласный потому, что во рту есть преграда для воздуха  и звук не поется).

6)  Пальчиковая гимнастика.

Посмотрите,  что вам принес Петушок. Он  принёс массажные шарики Су-джок  и просит нас выполнить упражнения для пальчиков.

Я мячом круги катаю

Взад перёд его гоняю,

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошки,

Я сожму его немножко,

Как сжимает лапку кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук.

7) Работа в тетрадях.

 - Откройте тетради. Рассмотрите картинки. Кто нарисован на картинке? (кот, ком, конфета, каша, капуста).

- Что вы услышали в начале этих слов? («К»).

- Мы выделим в слове самый первый звук . Это начало слова.

- Во всех названных вами словах первый звук «К»,  все названные вами слова начинаются со звука «К».  Раскрасьте первый квадрат, обозначающий первый звук в схеме слова  синим карандашом.  

- Каким цветом раскрасим букву «К»? (Раскрасим  синим цветом).

8)  Письмо буквы К.

Описание графического образа буквы.

- Звук «К»  на письме обозначается буквой  «К».

- Посмотрите, сколько элементов у буквы К (Три). Из каких  элементов состоит буква «К»?

-У буквы «К» одна длинная палочка сверху вниз пишем, одна короткая палочка наклонилась сверху к середине длинной палочки, а вторая от середины длинной наклонилась книзу.

- В какую сторону смотрит буква «К»?   (В правую сторону).

Нарисуйте  в воздухе букву «К». (Показ зеркального изображения).

 Буква  «К»  состоит из трех палочек, одну большую прямую палочку пишем  вертикально, две под наклоном приставляем к середине.

 Показ написания буквы на доске.

 Письмо в тетрадях. (Логопед проходит и помогает детям).

4. Физкультурно – оздоровительный момент  «Петушок».

Вы молодцы выполнили много заданий,  и  Петушок вам предлагает  спеть с ним песенку с движениями.

Ах, красавецм- петушок! (махи руками-«крыльями»)

На макушке - гребешок, (делают гребень над головой)

А под клювом-то бородка. (гладят подбородок)

Очень гордая походка: ( шаги  на месте).

Лапы кверху поднимает, ( руки на поясе ногу на пятку правую, затем левую).

Важно головой кивает. (наклоны головой вперед-назад).

Раньше всех петух встает, ( поднять руки вверх, потянуться).

Громко на заре поет. (хлопают в ладоши).

- Ку-ка-ре-ку! Хватит спать! ( руки на поясе и шагать на месте).

- Всем давно пора вставать! ( поднять руки вверх, помахать руками).

5 . Продолжение работы по теме занятия.

 1) Упражнения на развитие фонематического слуха и гра «Поймай звук»

 

- Сейчас поиграем  в игру  «Поймай звук»,  я буду называть слова , а если в слове вы услышите звук К, то хлопните в ладоши.

Катя, Тоня, колобок, гусь, качели, вата, шесть, кот, ток, мох,   капля,  катушка, утка, окно, аквариум, будка, мышка.

2) Упражнения в произношении звука «К» в  чистоговорках.

  В следующую игр , которую мы  сыграем – это игра  «Повтори за мной».

     Ка-ка-ка, ка-ка-ка: эта стенка высока (дети встают на носочки и тянутся вверх).

Ка-ка-ка, ка-ка-ка: кто пришёл издалека? (ставят правую руку на лоб «козырьком», смотрят удивленно вдаль)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко (имитируют подбрасывание мяча).

Ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко (разводят руки в стороны).

Ку-ку-ку, ку-ку-ку: вот кукушка на суку (разводят руки в стороны).

Ку-ку-ку, ку-ку-ку: пирожки для всех пеку (ладошками «пекут» пирожки).

Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак (скачут вприпрыжку).

Ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок! (перепрыгивают с одной ноги на другую)

Ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что ещё за стук? (стучат кулачками)

Ык-ык-ык, ык-ык-ык: на ковёр наш котик – прыг! (прыгают на одном месте)

3) Игра в мяч «Добавлялка».

Давайте сыграем в «Добавлялку». Я произнесу начало слова, а вы его  мне поможете закончить, добавив  в конце  слог – КА.

Бул-ка,  игол-ка, гор-ка, зай-ка, сказ-ка, загад-ка, баран-ка, рубаш-ка, вареж-ка, короб-ка, ромаш-ка.

 

6. Итог занятия:

- С каким звуком сегодня познакомились?

- Покажите символ звука К.

- Вспомните слова на звук К .

-Что вам понравилось на занятии? (ответы детей).

7. Сюрпризный момент. - Петушок  благодарит вас за хорошую работу, он приготовил для вас сюрприз. Сейчас вы протянете ручку в волшебный мешочек, возьмете из него один предмет и узнаете, что это за подарок. (Конфеты–любимое лакомство  всех детей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Р" разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее...

Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы на тему: «Звук [Ч]. Буква Ч»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группы на тему: "Звук [Ч]. Буква Ч"....

конспект НОД по Подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: "Звук и буква О"

конспект НОД по Подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: "Звук и буква О"Цели:Развитие слухового и зрительного внимания, фонематического восприятия, памяти, мыш...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе по теме "Звук В - Вь. Буква В"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе по теме "Звук В - Вь. Буква В"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: Звуки м и мь, буква М

Занятие в игровой форме знакомит дошкольников со звуками м и мь, с буквой М, дифференцирует понятия "звук" и "буква", формирует навык звуко-буквенного анализа и синтеза, развивает ...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Страна Звуков»

Данный комплекс включает в себя задания по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Занятия проходят в форме путешествия по волшебной "Стране Звуков". В игровой форме происходит р...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе На тему: «Звуки С, Сь и буква С.

Цель: закрепление представления детей о звуках [С], [С`], и знакомство с буквой С.Задачи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [С], [С`], давать их полную характеристику; закрепит...