Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе по теме: " Звук и букваК"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия
по обучению грамоте в подготовительной комбинированной группе по теме: «Звук и буква «К»
Цель: познакомить детей с буквой и звуком «К» и ее графическим изображением.
Коррекционно-образовательные задачи:
- развитие моторики артикуляционного аппарата,
- бучение выделению начального согласного звука,
- развитие фонематического слуха,
- развитие произвольного внимания, памяти.
-закрепить навыки четкого произношения звука [К], изолированно, в слогах, словах, чистоговорках,
-совершенствовать навыки самоорганизации и контроля,
-формировать интегративные качества детей: любознательность, активность и другие.
Коррекиионно-развиваюшие задачи:
- обогатить эмоциональную сферу детей положительными эмоциями,
-развивать у детей речевую активность, слуховую память, дыхание, мышление,
внимание, фонематическое восприятие, общую, мелкую моторику рук,
-упражнять детей угадывать предметы на ощупь,
-обогащать знания и речь детей.
Коррекиионно-воспитательные задачи:
-воспитывать внимание к товарищам, доброту, отзывчивость, желание прийти на помощь, навыки самоконтроля за речью,
-воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.
Оборудование:
• предметные картинки на звук К,
• наборы для составления схем слов, ручки, тетради, цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, дети, добрый день уважаемые гости. (Дети здороваются с гостями).
2. Введение в тему занятия.
- Дети, отгадайте загадку:
Спозаранку я встаю,
Звонким голосом пою.
Травку разгребаю,
Зёрна собираю.
У меня есть гребешок,
Кто я дети? (петушок)
- Правильно, это петушок. Выставляется картинка петушка.
- Как подает голос петушок? Что он делает?
- Получилось у вас тихо и не дружно. Потому что мы не выполнили дыхательную гимнастику.
а) Дыхательная гимнастика.
Два вдоха носом – хлопаем по губам.
Задержали дыхание – два хлопка в ладоши.
Два выдоха через рот – сжимать и разжимать кулачки.(3 раза).
- Повторите ещё раз, как поёт петушок?
- Снова вышло недружно. Потому что мы не выполнили артикуляционную гимнастику.
б) Артикуляционная гимнастика с зеркалом.
Окошко,
Улыбочка,
Трубочка,
Качелька,
Часики,
Лошадка и Месим тесто.
3. Основная часть.
1) Выделение звука «К» из слов.
- Пропойте, как петушок.
- Назовите первый звук, который услышали в слове «кукарекает». Догадались, с каким звуком мы будем сегодня знакомиться? (Произнесем его вместе отрывисто: К-К-К).
- Можем мы пропеть звук «К» ? ( нет, можем только «стрелять» (произносить отрывисто).
- Что мешает? ( спинка языка, которая поднимается к небу).
- Это звук гласный или согласный?
- Дайте характеристику звуку «К» . Звук «К» согласный, а звонкий или глухой? Как определить ? ( кладём ладонь на горло, если дрожит горло , то звук звонкий, а если спит- глухой.
- Какой звук «К» ? (Глухой).
2) Работа со Звуковичками.
- Каким цветом обозначим звук «К»? (синим, дети на стол выкладывают синий кружок).
- Звук « К» мы обозначаем синим цветом. Выложите кружок нужного цвета на стол перед собой.
- Каждый звук имеет свой символ. Разучим символ звука «К».
- К - стреляет очень метко-
Две стрелы воткнулись крепко.
Повторите за мной звук и символ звука.
3) Знакомство с буквой «К».
- Звук мы слышим, и произносим , а букву видим и пишем.
- Звук « К» на письме мы обозначаем буквой «К». Буква «К» синяя. В какой домик поселим букву «К» .
4) Игра «На что похожа буква «К»?
- Ребята, на что похожа буква «К»? (Ответы детей)
На прямую палочку справа села галочка.
Там поныне и сидит,
Буквой К на нас глядит.
Показ картинок с птицей, кактусом, клоуном, регулировщиком.
5) Повторение пройденного материала.
-Сейчас вспомним и назовём звуки и символы, изученных букв (А,У,О)
- Какие звуки называли? (Гласные)
- Почему они гласные? ( Воздух свободно проходит через рот нет преград, и гласные звуки можно пропеть).
- Какие звуки назвали ?(согласные)
- Почему? (Согласный потому, что во рту есть преграда для воздуха и звук не поется).
6) Пальчиковая гимнастика.
Посмотрите, что вам принес Петушок. Он принёс массажные шарики Су-джок и просит нас выполнить упражнения для пальчиков.
Я мячом круги катаю
Взад перёд его гоняю,
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошки,
Я сожму его немножко,
Как сжимает лапку кошка.
Каждым пальцем мяч прижму,
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук.
7) Работа в тетрадях.
- Откройте тетради. Рассмотрите картинки. Кто нарисован на картинке? (кот, ком, конфета, каша, капуста).
- Что вы услышали в начале этих слов? («К»).
- Мы выделим в слове самый первый звук . Это начало слова.
- Во всех названных вами словах первый звук «К», все названные вами слова начинаются со звука «К». Раскрасьте первый квадрат, обозначающий первый звук в схеме слова синим карандашом.
- Каким цветом раскрасим букву «К»? (Раскрасим синим цветом).
8) Письмо буквы К.
Описание графического образа буквы.
- Звук «К» на письме обозначается буквой «К».
- Посмотрите, сколько элементов у буквы К (Три). Из каких элементов состоит буква «К»?
-У буквы «К» одна длинная палочка сверху вниз пишем, одна короткая палочка наклонилась сверху к середине длинной палочки, а вторая от середины длинной наклонилась книзу.
- В какую сторону смотрит буква «К»? (В правую сторону).
- Нарисуйте в воздухе букву «К». (Показ зеркального изображения).
Буква «К» состоит из трех палочек, одну большую прямую палочку пишем вертикально, две под наклоном приставляем к середине.
Показ написания буквы на доске.
Письмо в тетрадях. (Логопед проходит и помогает детям).
4. Физкультурно – оздоровительный момент «Петушок».
Вы молодцы выполнили много заданий, и Петушок вам предлагает спеть с ним песенку с движениями.
Ах, красавецм- петушок! (махи руками-«крыльями»)
На макушке - гребешок, (делают гребень над головой)
А под клювом-то бородка. (гладят подбородок)
Очень гордая походка: ( шаги на месте).
Лапы кверху поднимает, ( руки на поясе ногу на пятку правую, затем левую).
Важно головой кивает. (наклоны головой вперед-назад).
Раньше всех петух встает, ( поднять руки вверх, потянуться).
Громко на заре поет. (хлопают в ладоши).
- Ку-ка-ре-ку! Хватит спать! ( руки на поясе и шагать на месте).
- Всем давно пора вставать! ( поднять руки вверх, помахать руками).
5 . Продолжение работы по теме занятия.
1) Упражнения на развитие фонематического слуха и гра «Поймай звук»
- Сейчас поиграем в игру «Поймай звук», я буду называть слова , а если в слове вы услышите звук К, то хлопните в ладоши.
Катя, Тоня, колобок, гусь, качели, вата, шесть, кот, ток, мох, капля, катушка, утка, окно, аквариум, будка, мышка.
2) Упражнения в произношении звука «К» в чистоговорках.
В следующую игр , которую мы сыграем – это игра «Повтори за мной».
Ка-ка-ка, ка-ка-ка: эта стенка высока (дети встают на носочки и тянутся вверх).
Ка-ка-ка, ка-ка-ка: кто пришёл издалека? (ставят правую руку на лоб «козырьком», смотрят удивленно вдаль)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко (имитируют подбрасывание мяча).
Ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко (разводят руки в стороны).
Ку-ку-ку, ку-ку-ку: вот кукушка на суку (разводят руки в стороны).
Ку-ку-ку, ку-ку-ку: пирожки для всех пеку (ладошками «пекут» пирожки).
Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак (скачут вприпрыжку).
Ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок! (перепрыгивают с одной ноги на другую)
Ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что ещё за стук? (стучат кулачками)
Ык-ык-ык, ык-ык-ык: на ковёр наш котик – прыг! (прыгают на одном месте)
3) Игра в мяч «Добавлялка».
Давайте сыграем в «Добавлялку». Я произнесу начало слова, а вы его мне поможете закончить, добавив в конце слог – КА.
Бул-ка, игол-ка, гор-ка, зай-ка, сказ-ка, загад-ка, баран-ка, рубаш-ка, вареж-ка, короб-ка, ромаш-ка.
6. Итог занятия:
- С каким звуком сегодня познакомились?
- Покажите символ звука К.
- Вспомните слова на звук К .
-Что вам понравилось на занятии? (ответы детей).
7. Сюрпризный момент. - Петушок благодарит вас за хорошую работу, он приготовил для вас сюрприз. Сейчас вы протянете ручку в волшебный мешочек, возьмете из него один предмет и узнаете, что это за подарок. (Конфеты–любимое лакомство всех детей.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Р" разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее...
Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы на тему: «Звук [Ч]. Буква Ч»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группы на тему: "Звук [Ч]. Буква Ч"....
конспект НОД по Подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: "Звук и буква О"
конспект НОД по Подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: "Звук и буква О"Цели:Развитие слухового и зрительного внимания, фонематического восприятия, памяти, мыш...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе по теме "Звук В - Вь. Буква В"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе по теме "Звук В - Вь. Буква В"...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: Звуки м и мь, буква М
Занятие в игровой форме знакомит дошкольников со звуками м и мь, с буквой М, дифференцирует понятия "звук" и "буква", формирует навык звуко-буквенного анализа и синтеза, развивает ...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Страна Звуков»
Данный комплекс включает в себя задания по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Занятия проходят в форме путешествия по волшебной "Стране Звуков". В игровой форме происходит р...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе На тему: «Звуки С, Сь и буква С.
Цель: закрепление представления детей о звуках [С], [С`], и знакомство с буквой С.Задачи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [С], [С`], давать их полную характеристику; закрепит...