Проект в подготовительной группе "Страна букв"
проект по обучению грамоте (подготовительная группа)

Павлова Людмила Николаевна

Повысть мотивацию дошкольников к обучению чтению через организацию проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_podgot._gruppe_bukvy.docx122.75 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА)

ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

НА ТЕМУ:«СТРАНА БУКВ»

Руководитель проекта:

воспитатель I квалификационной категории  

Павлова Л.Н.

http://www.stihi.ru/pics/2016/11/30/7544.jpg

2023

        

http://www.uzlovaya1.ru/_bd/46/4648.jpg

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться!»

Л.Н.Венгер

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта

«СТРАНА БУКВ»

Основания

для разработки

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования

Актуальность проекта

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Они не всегда правильно слышат и дифференцируют звуки родного языка, а это приводит к появлению ошибок при чтении и при письме. Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимо вести целенаправленную работу по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте .Возникает вопрос: «С чего начинать обучение грамоте?». Понятие «обучение грамоте» подразумевает развитие у ребёнка ряда умений и навыков ещё до знакомства с буквами и слогами.

Главная задача педагогов и родителей дошкольника – сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а также делать простейший звуковой анализ.

Основная идея проекта

       Для того чтобы ребёнок научился правильно читать, нужно знать все звуки, уметь их правильно произносить и дифференцировать. Поэтому возникла идея обучить ребёнка грамоте совместно «воспитатель и родители».

Воспитатель знакомит детей с буквами и звуками родного языка, выявляет трудности в произношении вновь введённых звуков,ведёт работу над правильностью произношения этих звуков, по формированию фонематических представлений, родители в домашних условиях закрепляют знания и умения детей, полученные на занятиях.

Цель проекта

Повысить мотивацию дошкольников к обучению чтению через организацию проектной деятельности с детьми.

Задачи проекта

Образовательные:

  • Повысить эффективность НОД по подготовке к обучению грамоте;
  • Закрепить образ букв;
  • Упражнять детей в умении выполнять звуковой анализ слов, делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
  • Уточнить понятия «звук» и «буква»;
  • Закрепить знания о буквах, выработать навыки составления и чтения слогов, слов.

Развивающие:

  • Развивать фонематическое восприятие, закрепить навыки правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
  • Развивать коммуникативные способности детей, формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность.
  • Развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление.

Воспитательные:

  • Активизировать и обогащать словарный запас, развивать связную речь.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
  • Повышать компетентность родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе.

Сроки и этапы реализации проекта

С 01.03.2023 по 28.04.2023

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

  • подготовительный, который включает в себя опрос детей и родителей, составление плана работы;
  • основной, в ходе которого проводится совместная работа участников проекта согласно плану,
  • заключительный этап, где участники проекта обобщают полученный опыт и транслируют его социуму.

Формы реализации проекта, основное содержание деятельности

Развивающая предметно-пространственная среда:

  • подбор художественной литературы;
  • дидактические игры;
  • ТСО.

Самостоятельная деятельность детей:

  • рассматривание иллюстраций букв в азбуках;
  • рассматривание книг;
  • чтение книг «Читаем по слогам»;
  • рисование, лепка, аппликация.

Совместная деятельность педагогов и детей:        

  • беседы;
  • чтение художественной литературы, сказок;
  • экскурсии;
  • выставки.

Совместная свободная деятельность детей и родителей:

  • заучивание стихотворений о буквах,
  • чтение сказок, рассказов о буквах;
  • пополнение книжного уголка;
  • посещение выставок детского творчества в детском саду;
  • совместная продуктивная деятельность(изготовление букв из различного материала).

Работа с родителями:

  • индивидуальные беседы, консультации.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Для детей:

  • Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
  • Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
  • Выработка навыков составления и чтения слогов, слов;
  • Выработка навыков печатания букв, слогов, слов.
  • Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
  • Воспитание чувства дружбы и коллективизма.

Для педагогов:

  • организация выставки «Моя любимая буква»;
  • презентация проекта – КВН «Моя любимая буква»;
  • фотоотчёт;
  • оформление альбома «Моя любимая буква»;
  • оформление проекта.

Для родителей:

  • содержательно проведённое с ребёнком время, желание приниматьучастие в совместных мероприятиях, общие интересы;
  • рост уровня информированности родителей о деятельности ДОО;
  • укрепление детско-родительских отношений.

Система организации контроля реализации проекта

Контроль в рамках проекта осуществляет руководитель и старший воспитатель ДОО.

Ресурсная база для реализации проекта

Кадровый ресурс:

Педагоги: воспитатели группы.

Администрация ДОО: руководитель, старший воспитатель.

Родители воспитанников.

Материально-технический ресурс:

  • групповое помещение;
  • музыкальный зал;
  • технические средства обучения (ноутбук, мультимедийный проектор, магнитофон и т.д.);
  • наглядно-методические пособия;
  • методическая литература.

Информационный ресурс:

  • использование ИКТ;
  • обмен опытом работы (выставки, консультации и т.д.);
  • изучение методической литературы;
  • участие в конкурсах и выставках различного уровня.

Этапы проекта

Совместная деятельность

педагога с детьми

Взаимодействие с семьей

1.

Подготовительный

Мотивационный

  • Постановка проблемы.
  • Создание мотивационной ситуации «Чтение художественной литературы дома».
  • Беседа «Почему я хочу в школу?».
  • Экскурсия в ЦРБ «Путешествие в книжноецарство».
  • Виртуальная экскурсия в библиотеку «Мои любимые сказки».
  • Выбор варианта названия проекта.
  • Консультации для родителей:«Учите,играя», «Как правильно учить читать», «Какие бывают буквы».

2.

Основной

Проектирование

проектной деятельности

  • Изучение и анализ материалов по теме.
  • Постановка цели и задач проекта, определение методов и приёмов.
  • Составление перспективного плана.
  • Создание условий для реализации основных видов деятельности по направлениям проекта.
  • Создание материальной базы (изготовление пособий для оснащения педагогического процесса, пополнение методической и художественной литературой).
  • Создание презентаций средствами PowerPoint для индивидуальных и итоговых НОД.
  • Реализации основных видов деятельности.

  • Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
  • Участие родителей в совместной продуктивной деятельности (изготовление букв из различного материала).
  • Подбор и заучивание дома с детьми стихотворений о буквах.
  • Помощь в пополнении книжного уголка книгами «Читаем по слогам».
  • Наглядная информация для родителей (консультации, папки-передвижки).

Поиск информации

Образовательные области.

Виды деятельности

«Социально-коммуникативное развитие»

  • Составление рассказов на тему «Почему я люблю книги».

«Речевое развитие»

  • Ежедневная артикуляционная гимнастика:

«Лошадка», «Дует ветер нам в лицо», «Индюк», «Буквы», «Шмель» и т.д.

  • Проведение НОД по обучению грамоте:

«Из истории алфавита», «Моя любимая буква», «Как мы делали имя».

Обогащение словаря детей:

  • Заучивание загадок, стихотворений о буквах.
  • Знакомство с творчеством детских писателей и поэтов.
  • Чтение и пересказ прочитанных рассказов: Виктора Драгунского «Заколдованная буква», Н.Федотова «Домашняя читалка», Г.А.Глинка «Буду говорить читать, писать правильно».

«Художественное – эстетическое развитие»:

Продуктивная деятельность

  • Аппликация«Буквы разные«, «Обложка азбуки».
  • Рисование «На что похожа буква».
  • Лепка букв из солёного теста и их раскрашивание.
  • Ручной труд – ремонт книг в группе.
  • Самостоятельное детское творчество.
  • Помощь в оформлении выставок в группе.
  • Прослушивание и заучивание песен «Алфавит», «Азбука».
  • Конструирование:
  • Поделок из природного материала: «Буквы»;
  • Из бросового материала: «Буква моего имени»;

«Физическое развитие»:

  • Проведение утренней гимнастики «Буквы», НОД по физическому развитию, тематические прогулки:«Путешествие в Букварию», «Остров любимых букв».

«Познавательное развитие»

  • Рассматривание иллюстраций к буквам в различных азбуках(В.А.Степанов «Азбука и букварь», Л.Е.Журова «Азбука. Пособие для семьи» и т.д.).
  • Тематические занятия, беседы.
  • Просмотр мультфильма «Наш друг Пишичитай», развивающий мультфильм для детей «Алфавит».

Игровая деятельность

  • Дидактические игры: «Мягкие буквы», «Собери слово», «Составь слово».
  • Настольно-печатные игры: пазлы «Азбука», «Обведи букву», «Заштрихуй букву», «Найди слово».
  • Словесные игры: «Исправь ошибку», «Назови слово на букву …», «Назови слово со звуком …».
  • Сюжетно-ролевые игры «Школа», «Библиотека».
  • Интернет- ресурсы.
  • Предложить родителям маршрут выходного дня «Планируем посещение детской библиотеки».

Организация предметно-пространственной развивающей среды

для самостоятельной деятельности детей

  • Рассматривание иллюстраций букв в различных азбуках.
  • Чтение книжек-малышек (читающие дети).
  • Разгадывание ребусов, кроссвордов по теме.
  • Создание уголка«Книжкина больница».
  • Организация выставки «Моя любимая буква».

Презентационный

Презентация продуктов проекта:

  • Оформление выставки совместного творчества детей и родителей «Моя любимая буква»;
  • Дидактические игры своими руками «Мягкие буквы», «Собери слово», «Отгадай слово»;
  • Выставка книг «Читаем по слогам».
  • Презентация проекта – КВН совместно с родителями «Моя любимая буква»;
  • Оформление проекта.

Презентация проектной деятельности для родителей группы

5.

Заключительный

Подведение итогов проектной деятельности (оценка, самооценка педагога)

План реализации проекта:

ВЫВОДЫ:

1. Дети выделяют звук на фоне слова, определяют позицию звука в слове, придумывают слова на заданный звук, большинство детей овладели навыком анализа и синтеза слогов и слов, дети знают буквы, большее число детей овладели послоговым чтением, выполняют звукобуквенный анализ слогов, слов.      

2. Родители воспитанников приняли активное участие в проекте. На индивидуальных консультациях родители получали советы по коррекции речи детей, подготовке их к обучению в школе; о необходимости занятий с детьми не только в детском саду, но и дома. Ими были созданы буквы для выставки «Моя любимая буква». Родители проявили себя как активные, заинтересованные партнёры своих детей, помогая им выполнять творческие задания педагогов.

Повысилась психологическая готовность и компетентность родителей в понимании своего ребёнка, видении и развитии его талантов, преодолении возможных трудностей при подготовке к школе.

 3. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

4. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведёт к саморазвитию детей.

В заключении хотелось бы сказать, что мы живём в такое время, когда необходимо менять отношение к себе, как профессионалу: от консервативного «так живётся спокойнее» на позитивное «мне и это по плечу».

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
  2. Е.В.Колесникова «От А до Я». Рабочая тетрадь. – М., 2016.
  3. Л.Е.Кыласова «Развитие речи». Конспекты занятий для подготовительной группы. – Волгоград, изд. «Учитель», 2012.
  4. Н.Ю.Дунаева, С.В.Зяблова «Учимся правильно произносить звуки. Весёлая школа». – Спб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.
  5. Т.А.Куликовская «Говорим и играем». Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков. - Спб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015.
  6. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Интернет-ресурсы:

  1. http://infourok.ru
  2. http://www.maam.ru
  3. http://nsportal.ru

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе."БУКВА -Ь-"

Цель:познакомить с буквой -Ь-, научить читать слова с -Ь- в форме сказки....

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Ё»

1.     Знакомство с буквой Ё.2.     Воспроизведение слоговых рядов.3.     Выделение начальной буквы Ё в словах.4.     Ро...

Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе БУКВА Ы

Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе БУКВА Ы...

Проект в подготовительной группе "В мире звуков и букв".

Проект в подготовительной группе "В мире звуков и букв"....

Проект социальной направленности, реализованный с воспитанниками подготовительной группы «Буквы-волшебницы»

Проект социальной направленности, реализованный с воспитанниками подготовительной группы «Буквы-волшебницы»...