Конспект на тему: Звуки [б] и [бь]. Буква Б б.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект на тему: Звуки [б] и [бь]. Буква Б б.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
-Уточнить произношение звуков [б] и [бь].
-Дифференцировать звуки [б] и [бь].
-Упражнять детей в звуковом анализе слов.
-Развитие фонематического восприятия.
-Учить выделять буквы в условиях наложения.
-Учить согласованию прилагательных с существительными.
Коррекционно-развивающие:
-Развивать умение строить последовательно свое высказывание.
-Развитие мышления, зрительного восприятия.
Коррекционно-воспитательная:
-Воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование: проектор, доска, презентация к занятию, звуковые пеналы для выкладывания звуко-слоговых схем слов, мячик, указка.
1.Организационный момент.
Сегодня к нам на занятие пришли гости. Они будут смотреть, как мы занимаемся и чему научились. На наших гостей в течение занятия не отвлекайтесь. А теперь посмотрите на меня. Приготовьтесь к занятию. На занятии нужно отвечать полным ответом и следить за правильным произнесением звуков.
Сейчас сядет тот, кто назовёт картинку и скажет какие гласные звуки в слове. (суп, стол, лук, зонт, рак, сок, лось, шар, слон, гном, гусь, мак, мост) Молодцы!
2.Введение в тему. Постановка цели занятия.
Отгадайте домашнее животное. Я скажу слова, называющие его действия: лежит, сидит, спит, бежит, грызёт, кусается, охраняет, лает. Кто это? (это собака). Правильно.
Сегодня на занятии к нам пришла собака. Давайте узнаем её кличку.
А чтобы узнать кличку собаки буквы нужно расположить в порядке, указанном цифрами.
Правильно, зовут его Бобик. Почему слово «Бобик написано с большой буквы? (Мы знаем правило: «Имена людей, фамилии, клички животных, названия городов, рек, озер пишутся с большой буквы»).
Давайте произнесём его кличку. (Бобик). Скажите, какой первый звук в кличке? (звук [б]). Какой второй согласный звук в кличке? (звук [бь]). Молодцы.
Сегодня на занятии мы будем работать со звуками [б] и [бь] и буквой Б б.
3.Повторение характеристики звуков [б] и [бь].
Расскажите о звуке [б]? (Звук [б] – согласный звонкий, твёрдый).
Расскажите о звуке [бь]? (Звук [бь] – согласный, звонкий, мягкий).
Чем похожи звуки [б] и [бь]? (Они оба согласные и оба звонкие).
Чем отличаются звуки [б] и [бь]? (Звук [б] – твёрдый, а звук [бь] – мягкий).
4.Игра «Наоборот».
Бобик предлагает нам поиграть в игру «Наоборот». Я буду произносить слог с твёрдым звуком [б], а вы будете произносить слог с мягким звуком [бь]:
ба – бя
бо – бё
бу – бю
бы – би
бэ – бе Молодцы.
5.Игра «Лишняя картинка».
Бобик приготовил для нас задание «Лишняя картинка». Давайте выполним задание и определим, какая картинка лишняя и скажем почему:
- воробей, белка, арбуз, лебедь.
- яблоко, рубашка, автобус, голуби.
- собака, обезьяна, рыба, баранки.
- бигуди, губы, батон, клубок.
Молодцы!
6.Выкладывание звуко-слоговой схемы слова.
А теперь возьмите свои коробки. Мы сейчас составим звуко-слоговую схему слова Бобик.
(Один ребёнок работает у доски, остальные за столами).
А теперь сделаем анализ слова.
Сколько слогов в слове БОБИК? (2 слога).
Как вы догадались? (Сколько в слове гласных звуков – столько и слогов)
Назовите первый слог. (БО)
Назовите второй слог. (БИК)
Сколько звуков в первом слоге ? (Два звука).
Назовите первый звук. (Первый звук [Б]– согласный, звонкий, твердый).
Назовите второй звук. (Второй звук [О]– гласный).
Сколько звуков во втором слоге? (Три звука).
Назовите первый звук второго слога. (Звук [БЬ] – согласный, звонкий, мягкий)
Назовите второй звук второго слога. (Звук [И] – гласный).
Назовите последний звук второго слога. (Звук [К] – согласный, глухой, твердый)
Какие из согласных звуков звонкие? (Звуки [Б] [БЬ]).
Назовите согласный глухой звук. (Звук [К]).
Молодцы!
7.Физ.минутка. (координация речи и движений)
Бобик немного устал. Он предлагает нам отдохнуть.
Раз, два - хлопай, хлопай.
Три, четыре – топай, топай.
Раз, два – улыбнись.
Три, четыре – подтянись.
Высоко попрыгали,
Ножками подрыгали.
Наклонились влево, вправо.
А теперь все вместе
Начинаем бег на месте.
Быстро - быстро побежали
Всё, закончили, все встали.
Сели за столы.
8.Игра «Найди и назови буквы». (профилактика оптической дисграфии)
Ребята, Бобик рассыпал буквы. Он хочет с нами поиграть в игру «Найди и назови буквы». (дети выходят, обводят и называют букву).
Молодцы, справились с заданием.
9.Отгадывание ребусов.
А теперь давайте разгадаем ребусы , которые для нас приготовил Бобик.
Что же такое ребусы? (Ребусы – это зашифрованные слова)Если мы расшифруем ребус правильно - появится отгадка ребуса.
Каб(лук) – каблук
Бу(лавка) – булавка
Ба(бочка) – бабочка
Стол(бы) – столбы.
Молодцы, справились с заданием.
10.Игра «Дополни предложение и повтори его».
А сейчас последнее задание от Бобика.
Бобик сделал фотографию. Кто это? (Это Белоснежка)
Бобик предлагает нам поиграть в игру «Дополни предложение и повтори его».
Я буду начинать предложение, а вы – продолжать его.
- У Белоснежки белое (платье).
- У Белоснежки белые (туфли).
- У Белоснежки белая (сумка).
- У Белоснежки белые (волосы).
- У Белоснежки белый (бант).
- У Белоснежки белые (серьги)
Молодцы справились с заданием.
11.Подведение итогов занятия. Оценивание деятельности детей.
О каких звуках мы сегодня говорили? (о звуках [б] и [бь]).
С какой буквой работали?(с буквой Б б).
Ребята, скажите понравилось ли вам выполнять задания Бобика? А какие задания понравились больше всего? (дети отвечают)
Бобик и я остались довольны вашими ответами. Вы были активными, внимательными, старательно выполняли все задания. Примите в благодарность от Бобика картинки для раскрашивания. Занятие наше окончено. Можете быть свободными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
b.docx | 17.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект на тему: Звуки [б] и [бь]. Буква Б б.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
-Уточнить произношение звуков [б] и [бь].
-Дифференцировать звуки [б] и [бь].
-Упражнять детей в звуковом анализе слов.
-Развитие фонематического восприятия.
-Учить выделять буквы в условиях наложения.
-Учить согласованию прилагательных с существительными.
Коррекционно-развивающие:
-Развивать умение строить последовательно свое высказывание.
-Развитие мышления, зрительного восприятия.
Коррекционно-воспитательная:
-Воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование: проектор, доска, презентация к занятию, звуковые пеналы для выкладывания звуко-слоговых схем слов, мячик, указка.
1.Организационный момент.
Сегодня к нам на занятие пришли гости. Они будут смотреть, как мы занимаемся и чему научились. На наших гостей в течение занятия не отвлекайтесь. А теперь посмотрите на меня. Приготовьтесь к занятию. На занятии нужно отвечать полным ответом и следить за правильным произнесением звуков.
Сейчас сядет тот, кто назовёт картинку и скажет какие гласные звуки в слове. (суп, стол, лук, зонт, рак, сок, лось, шар, слон, гном, гусь, мак, мост) Молодцы!
2.Введение в тему. Постановка цели занятия.
Отгадайте домашнее животное. Я скажу слова, называющие его действия: лежит, сидит, спит, бежит, грызёт, кусается, охраняет, лает. Кто это? (это собака). Правильно.
Сегодня на занятии к нам пришла собака. Давайте узнаем её кличку.
А чтобы узнать кличку собаки буквы нужно расположить в порядке, указанном цифрами.
Правильно, зовут его Бобик. Почему слово «Бобик написано с большой буквы? (Мы знаем правило: «Имена людей, фамилии, клички животных, названия городов, рек, озер пишутся с большой буквы»).
Давайте произнесём его кличку. (Бобик). Скажите, какой первый звук в кличке? (звук [б]). Какой второй согласный звук в кличке? (звук [бь]). Молодцы.
Сегодня на занятии мы будем работать со звуками [б] и [бь] и буквой Б б.
3.Повторение характеристики звуков [б] и [бь].
Расскажите о звуке [б]? (Звук [б] – согласный звонкий, твёрдый).
Расскажите о звуке [бь]? (Звук [бь] – согласный, звонкий, мягкий).
Чем похожи звуки [б] и [бь]? (Они оба согласные и оба звонкие).
Чем отличаются звуки [б] и [бь]? (Звук [б] – твёрдый, а звук [бь] – мягкий).
4.Игра «Наоборот».
Бобик предлагает нам поиграть в игру «Наоборот». Я буду произносить слог с твёрдым звуком [б], а вы будете произносить слог с мягким звуком [бь]:
ба – бя
бо – бё
бу – бю
бы – би
бэ – бе Молодцы.
5.Игра «Лишняя картинка».
Бобик приготовил для нас задание «Лишняя картинка». Давайте выполним задание и определим, какая картинка лишняя и скажем почему:
- воробей, белка, арбуз, лебедь.
- яблоко, рубашка, автобус, голуби.
- собака, обезьяна, рыба, баранки.
- бигуди, губы, батон, клубок.
Молодцы!
6.Выкладывание звуко-слоговой схемы слова.
А теперь возьмите свои коробки. Мы сейчас составим звуко-слоговую схему слова Бобик.
(Один ребёнок работает у доски, остальные за столами).
А теперь сделаем анализ слова.
Сколько слогов в слове БОБИК? (2 слога).
Как вы догадались? (Сколько в слове гласных звуков – столько и слогов)
Назовите первый слог. (БО)
Назовите второй слог. (БИК)
Сколько звуков в первом слоге ? (Два звука).
Назовите первый звук. (Первый звук [Б]– согласный, звонкий, твердый).
Назовите второй звук. (Второй звук [О]– гласный).
Сколько звуков во втором слоге? (Три звука).
Назовите первый звук второго слога. (Звук [БЬ] – согласный, звонкий, мягкий)
Назовите второй звук второго слога. (Звук [И] – гласный).
Назовите последний звук второго слога. (Звук [К] – согласный, глухой, твердый)
Какие из согласных звуков звонкие? (Звуки [Б] [БЬ]).
Назовите согласный глухой звук. (Звук [К]).
Молодцы!
7.Физ.минутка. (координация речи и движений)
Бобик немного устал. Он предлагает нам отдохнуть.
Раз, два - хлопай, хлопай.
Три, четыре – топай, топай.
Раз, два – улыбнись.
Три, четыре – подтянись.
Высоко попрыгали,
Ножками подрыгали.
Наклонились влево, вправо.
А теперь все вместе
Начинаем бег на месте.
Быстро - быстро побежали
Всё, закончили, все встали.
Сели за столы.
8.Игра «Найди и назови буквы». (профилактика оптической дисграфии)
Ребята, Бобик рассыпал буквы. Он хочет с нами поиграть в игру «Найди и назови буквы». (дети выходят, обводят и называют букву).
Молодцы, справились с заданием.
9.Отгадывание ребусов.
А теперь давайте разгадаем ребусы , которые для нас приготовил Бобик.
Что же такое ребусы? (Ребусы – это зашифрованные слова)Если мы расшифруем ребус правильно - появится отгадка ребуса.
Каб(лук) – каблук
Бу(лавка) – булавка
Ба(бочка) – бабочка
Стол(бы) – столбы.
Молодцы, справились с заданием.
10.Игра «Дополни предложение и повтори его».
А сейчас последнее задание от Бобика.
Бобик сделал фотографию. Кто это? (Это Белоснежка)
Бобик предлагает нам поиграть в игру «Дополни предложение и повтори его».
Я буду начинать предложение, а вы – продолжать его.
- У Белоснежки белое (платье).
- У Белоснежки белые (туфли).
- У Белоснежки белая (сумка).
- У Белоснежки белые (волосы).
- У Белоснежки белый (бант).
- У Белоснежки белые (серьги)
Молодцы справились с заданием.
11.Подведение итогов занятия. Оценивание деятельности детей.
О каких звуках мы сегодня говорили? (о звуках [б] и [бь]).
С какой буквой работали?(с буквой Б б).
Ребята, скажите понравилось ли вам выполнять задания Бобика? А какие задания понравились больше всего? (дети отвечают)
Бобик и я остались довольны вашими ответами. Вы были активными, внимательными, старательно выполняли все задания. Примите в благодарность от Бобика картинки для раскрашивания. Занятие наше окончено. Можете быть свободными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте в подготовительной группе.Тема:Звуки [x] и [х’], буква Х».
Занятие знакомит детей с буквой "Х" и звуками [x] и [х’]...
Фронтальное логопедическое занятие в группе ФФНР на тему: "Звуки [г] и [г’]. Буква Г".
Тема занятия: Звуки [г] и [г’]. Буква Г.Цели занятия:1) познакомить детей с новыми звуками [г] и [г’], буквой Г, их обозначающей;2) закрепить знания детей о понятиях «звук», «буква», «гласный зв...
Фронтальное логопедическое занятие в группе ФФНР на тему: "Звуки [к] и [к’]. Буква К".
Тема: Звуки [к], [к’]. Буквы К, к Цели. * Научить дифференцировать звуки звуков [к], [к’] изолированно, в слогах, в словах; * формировать навыки звукового анализа и синтеза...
ТЕМА: «Звуки в, в\' и буква в»
ТЕМА: «Звуки в, в\' и буква в»...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Звуки [Р], [Р’] и буква Р».
На этой непосредственой образоательной деятельности дети повторяют звуки [Р], [Р’] и изучают букву Р....
Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте. Тема: Звуки К, Кь и буква К.
Коррекционно-образовательные. Закрепить характеристику звуков К, Кь, познакомить с буквой К. формировать умение определять первый звук в слове, учить читать, формировать навыки работы над предло...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР) Тема «Звуки [К] – [К’] и буква К » Лексическая тема «Перелётные птицы»
Представлен план-конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (ТНР), в котором используется пальчиковый театр в рамках изучаемой тем...