Конспект ознакомления старших дошкольников со словом
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Кошманова Софья Евгеньевна
Конспект ознакомления детей старшего дошкольного возраста со словом и его связью с предложением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ознакомления детей дошкольного возраста со словом
Цель: Передача детям знаний о слове.
Задачи:
1) Познакомить детей с терминами «слово» и «предложение».
2) Сформировать у детей понимание связи слов и предложений.
3) Продолжать развивать стремление к увеличению словарного запаса детей.

  1. Вводная часть:
    Ребята, послушайте стихотворение.
    «Бывают слова разные:
    Серьёзные и праздные.
    И добрые, и злые,
    Бывают и пустые.
    Любви слова и уваженья,
    Заботы нежной и терпенья
    К родным, друзьям, ко всем без исключения!
    Давайте помнить всегда будем:
    Ваше светлое слово
    Поддержкой помогает!
    Ваше доброе слово
    Сердца согревает!»;
    Скажите, о чем было это стихотворение? О каких словах писал автор, какие они бывают? Хорошо... Вчера, играя с вами вечером в игру, я узнала, что все из вас, конечно, умеют говорить, но никто не знает, что такое слово и не может объяснить его значение; а вы ведь уже такие взрослые... Как вы думайте, таким большим детям, как вы, нужно это знать? Замечательно!
  2. Основная часть:

Ребята, слова обозначают названия предметов. Посмотрите, у нас в группе есть большое количество предметов, которые мы можем назвать словами — например, стол, кукла, карандаш... Скажите пожалуйста, а можем ли мы назвать словом «лампочка» вазу для цветов? Конечно, нет. А можем ли мы сказать, глядя на зайчонка, что это щенок? Вы правы, у каждого предмета есть своё название, которое обозначается конкретным словом. А давайте немного поиграем?

У меня есть мячик, который я по очереди буду бросать каждому из вас. Кто его поймал — должен сказать слово, которое будет обозначать предмет в нашей группе. Старайтесь не повторять друг за другом. Хорошо, молодцы! Теперь я одновременно буду бросать мяч и называть слово, а вы попробуйте и поймать мяч, и объяснить, что это такое (храбрец, знаменитый, многоэтажный, размышлять, отличать и др.). Умнички, вам удалось объяснить даже самые сложные слова!

Когда мы разговариваем, общаемся друг с другом, мы говорим не просто слова, а предложения. Предложение — это несколько слов, которые красиво сочетаются и дружат друг с другом. Они бывают и очень длинные, и совсем короткие. Внимательно послушайте, что я вам сейчас скажу: «Новый год уже давно прошёл, но я до сих пор играю с динозавром, которого мне подарил Дедушка Мороз.»; «Наступила весна.»; «Моя мамочка самая красивая на всём белом свете!». Сейчас я озвучила слова или предложения? Попробуйте повторить эти предложения. Великолепно! Мне в голову пришла интересная идея — все вместе мы можем сочинить рассказ. Давайте уточним, что такое рассказ? Рассказ — это большое количество предложений, которые состоят из слов и связаны друг с другом одной темой, правильно? Хорошо! Тогда, давайте по цепочке будем передавать друг другу мяч и стараться сочинить рассказ. Я начну: «Когда-то давно, жил-был крошечный, но очень смелый гномик...». У нас получился очень веселый и захватывающий рассказ! Мне очень понравилось, а вам? А что больше понравилось — быть автором или сам рассказ?

3. Заключительная часть:

Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили. Что такое слово? У каждого предмета есть название, которое обозначается словом? Какие слова мы называли? Что такое предложение? Из чего мы сочинили рассказ? Предложения состоят из чего? На сегодняшнем занятии вы отлично себя проявили — внимательно слушали, активно и правильно играли, старались отвечать на вопросы и сочинять рассказ. Я очень рада похвалить вас за это!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление старших дошкольников со слоговым составом слова

Мультимедийная презентация может быть использована для организации консультативной работы с педагогами ДОУ....

Игры и упражнения по ознакомлению старших дошкольников с многозначными словами

  Игры направлены на формирование умения слышать в стихах, потешках, фразах одинаковые по звучанию, но разные по смыслу слова (многозначные существительные) и объяснять их значение....

Значение и методика ознакомления старших дошкольников с природой посредством использования художественного слова.

Восприятие дошкольника – это способность создавать или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием реальных предметов и художественных произведений, в том числе образы...

Конспект "Ознакомление старших дошкольников с праздником Покров"

В ходе занятия ребята знакомятся с праздником Покров и его традициями...

Презентация мастер-класса «Использование технологии проблемного обучения при ознакомлении старших дошкольников с многозначными словами»

В презентации представлен опыт работы по использованию проблемного обучения с детьми старшегодршкольного возраста...