Конспект занятия на тему «Буква щ и звук [щ]»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект занятия на тему
«Буква щ и звук [щ]»
Интеграция НООД по областям:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: знакомство детей со звуком [щ] и буквой Щ.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.
2. Упражнять детей в умении выделять звук [Щ] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.
3. Закреплять умение определять позицию звука в слове.
4. Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.
Коррекционные:
1. Развивать фонематический слух.
2. Развивать умение концентрировать внимание.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.
2. Воспитывать умение работать в течение всего занятия.
Методы и приёмы
Словесные: беседа, объяснение, пояснение
Практические: упражнения, физкультминутка, звуко-буквенный анализ, отгадывание загадок.
Игровые: дидактические игры «Один-много», «Найди лишнее слово», «Кто внимательный?»
Наглядные: картинки со звуком [щ]
Анализ занятия
Материал:
Предметные картинки (щука, щенок, щетка, овощи, клещи, площади)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия на тему
«Буква щ и звук [щ]»
Интеграция НООД по областям:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: знакомство детей со звуком [щ] и буквой Щ.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.
2. Упражнять детей в умении выделять звук [Щ] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.
3. Закреплять умение определять позицию звука в слове.
4. Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.
Коррекционные:
1. Развивать фонематический слух.
2. Развивать умение концентрировать внимание.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.
2. Воспитывать умение работать в течение всего занятия.
Методы и приёмы
Словесные: беседа, объяснение, пояснение
Практические: упражнения, физкультминутка, звуко-буквенный анализ, отгадывание загадок.
Игровые: дидактические игры «Один-много», «Найди лишнее слово», «Кто внимательный?»
Наглядные: картинки со звуком [щ]
Анализ занятия
Материал:
Предметные картинки (щука, щенок, щетка, овощи, клещи, площади)
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Воспитатель предлагает детям вспомнить правило речи.
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко говорим
И никогда мы не спешим.
Отгадывание загадок:
Пластмассовая спинка,
Жёсткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно утром и вечером служит. (Зубная щётка)
Вроде ёжика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит –
И одежда станет чище. (Платяная щётка)
Колючий ежик
С резиновой кожей,
Вниз иголками идет,
Иглами пыль с ботинок скребёт. (Обувная щётка)
Целый день плясунья наша
Рада по полу плясать.
Где попляшет,
Где помашет, ни соринки не сыскать. (Половая щётка)
Этой щёткой чищу зубы,
Этой щёткой – башмаки,
Этой щёткой чищу брюки,
Этой щёткой подметаю я полы.
Эти щетки все нужны. -ЩЁТКА.
Воспитатель: Какой мы слышим звук в начале слова?
Дети: В начале слова мы слышим звук [Щ])
Воспитатель: Дайте характеристику звуку [Щ].
Дети: Звук [Щ]- согласный, глухой, мягкий)
Фонетико-фонематическое развитие слуха «Слушай и запоминай»
Воспитатель: Услышали слово со звуком [Щ], загнули пальчик.
Шея, ущелье, угощенье, ошейник, шёпот, плащ, щёки, шелест, щавель, шёлк, шептать, щелкунчик, цапля, щепка, щипцы.
Воспитатель: Посчитайте, сколько слов вы услышали? Сколько пальчиков загнули?
Воспитатель: Назовите слова, в которых звук щ слышится в начале слова. (Щит, щука, щипцы, щенки, щепки, щетка). В каких словах звук щ слышится в середине слова? (Клещи, площадь, овощи). В каких словах звук щ произносим в конце слова (Лещ, плащ, плющ).
Физкультминутка.
Мы работали, устали.
А сейчас, ребята, встали.
Руки вверх скорей подняли, в стороны, назад.
Повернулись влево, вправо, поднимите дружно плечи,
Чтоб работать было легче.
А сейчас вперед прогнитесь и носка рукой коснитесь.
Сели мы за столы смело, надо нам продолжить дело.
Воспитатель: Составим схему к слову “щука”
- Сколько слогов? Почему?
- Какой слог ударный? Какой он по счету?
- Назовите безударный слог? Какой он по счету?
- Произнесите первый слог.
- Выделяем первый звук первого слога? Характеристика.
- Какой второй звук первого слога? Характеристика.
- Произнесите второй слог.
- Выделяем первый звук второго слога. Характеристика.
- Выделяем последний звук. Характеристика.
Упражнение «Один - много»
Щетка – щетки ящик - …(ящики)
щука - …(щуки) щенок - …(щенки)
щека - …(щеки) роща - …(рощи)
плащ - …(плащи) клещ - …(клещи)
овощ -…(овощи) лещ - …(лещи)
Упражнение «Найди лишнее слово»
Воспитатель: Ребята, найдите лишнее слово среди тех, что я произнесу.
Пищать, щипать, наливать, щекотать.
Каша, щипцы, щенок, щука.
Ящик, плащ, шапка, овощи.
Игра «Кто внимательный»
Воспитатель: Ребята, сколько звуков щ вы услышите в поговорке?
- Щи да каша – пища наша.
Воспитатель: Повторение чистоговорок со звуком щ.
Щи-щи-щи- спрячусь я, а ты ищи.
Щу-щу-щу, я тебя ищу.
Ща-ща-ща- в речке три леща.
Ащ-ащ-ащ- новый синий плащ.
Щё-щё-щё- пойдем гулять еще.
Ще-ще-ще- дождь- гуляй в плаще.
Итог
Воспитатель: С какой буквой и звуком мы познакомились?
Что Вам понравилось? Какие задания вызвали трудность?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш. Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНА Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия
Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш.Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНАКоррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука...

Конспект подгруппового занятия по теме: "Буква А" в подготовительной к школе группе
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи по теме "Космос"...

Тема. «Буква Щ щ и звук [щ’]»
Тема. «Буква Щщ и звук [щ’]» Образовательные задачи.Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Закрепление представлений ...

Конспект занятия по теме "Буква А. Звук А"
Конспект занятия по теме "Буква А. Звук А". Конспект для занятия по ДОП "Читай-ка", может быть так же использован для занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного воз...

Конспект занятия на тему «Буква э и звук [э]»
Конспект занятия на тему «Буква э и звук [э]» Интеграция ОД по областям:«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие&raq...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Буква Ю» в подготовительной к школе группе
Цель: дать понятие о букве Ю...