Конспект занятия по обучению грамоте "Дифференциация звуков С-З"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Задачи:

Продолжать знакомство со звуками «с – з»; умение дифференцировать звуки «с – з» в произношении и по картинкам. Развитие фонематического восприятия. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза. Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания.

Развитие артикуляционной и мелкой моторики. Развитие координации речи с движением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация звуков «с – з»

Задачи:

Продолжать знакомство со звуками «с – з»; умение дифференцировать звуки «с – з» в произношении и по картинкам. Развитие фонематического восприятия. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза. Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания.

Развитие артикуляционной и мелкой моторики. Развитие координации речи с движением.

Оборудование: картинки предметные; 2 домика с окошками (в одном - картинки на звук «с» и одна картинка на звук «з», в другом домике в окошках – картинки на звук «з» и одна картинка на звук «с»); буквы С и З; схема - таблица для характеристики звука; сигнальчики, фишки, модель слова, модели слога (полоски желтого цвета).

Ход занятия:

I  Организационный момент

- Мальчики должны придумать слова со звуком «с», а девочки – «з».

II Дифференциация звуков «с – з»

А) - Сегодня мы будем учиться различать звуки «с – з».

- Посмотрите на эти два домика, надо определить в каком из домиков картинки со звуком «с», а в каком картинки со звуком – «з». И какая картинка в каждом домике лишняя (прикрепляем на домик соответствующую букву).

Б) Игра «Ложки – калошки»

- Я буду произносить слова, а вы будете хлопать – «ложки», когда услышите слово со звуком «с» и топать – «калошки» на звук – «з»

- Самолет, защищать, комбинезон, танкист, полоса, полезный, опасный, интересный.

Пальчиковая гимнастика «В нашей группе»

В нашей группе все друзья /хлопки в ладоши

Самый младший – это я./ показываем большие пальцы

Это Маша, это Паша, /загибаем пальцы по одному на каждое имя

Это Боря, это Саша.

Все мы – друзья. /сгибаем-разгибаем кисть руки

В)  Работа с моделями слова.

- Возьмите свои картинки и определите у кого картинка со звуком «с», а у кого – со звуком «з» и где этот звук находится – в начале слова, в середине или конце слова.

Г) Звуковой анализ слов ВАЗА, САНИ (дети выкладывают звуковой анализ слова на столах)

В – согласный звук, твердый, обозначается синим цветом

А – гласный звук, обозначается красным цветом

З – согласный звук, твердый, обозначается синим цветом

А - гласный звук, обозначается красным цветом

С – согласный звук, твердый (синим цветом)

А – гласный звук, обозначается красным цветом

Н – согласный звук, мягкий, обозначается зеленым цветом

И - гласный звук, обозначается красным цветом

Физминутка «Стрекоза»

Летит стрекоза, /Бегут по кругу, расставив руки

Как горошины глаза, /сомкнутыми большими и указательными

Вверх – вниз, /пальцами показывают глаза стрекозы

Взад- вперед, /сначала бегут на носочках, потом в полуприсяде

Как прозрачный самолет. /Меняют направление бега. Свободно

                                             Бегают по ковру

Д) Игра с мячом «Подбери пару»

- Я произношу слог или слово со звуком «с», а вы заменяете этот звук на звук «з»

Са – за                     коса – коза                 бусина - бузина

Сы – зы                   сайка – зайка              лиса - Лиза

Со – зо                     роса - роза

Су – зу                     соя – Зоя

Е) «Определи нужный слог в слове» («сы» или «зы»)

- Я поднимаю сигнал - желтую полоску (обозначение слога), а вы произносите «зы» или «сы»

Та…(зы)                 какту…(сы)                 га…(зы)

Но…(сы)                 нака…(зы)                  наве…(сы)

Коко…(сы)            автобу…(сы)               во…(зы)

Ж) – Составьте предложение из данных слов:

Зоя, зонт, газон, на, забывать. (Зоя на газоне забыла зонт.)

Зоя, за, сосна, стоять. (Зоя стоит за сосной)

Сосна, Зоя, под, сидеть. (Зоя сидит под сосной).

III Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [К] [Кь] и буква К" для детей группы компенсирующей направленности 6-7 лет с ЗПР

В конспекте широко использованы приёмы дифференциации звуков [к] [кь], здоровьесберегающие технологии, социоигровой подход, позволяющий при взаимодействиис  детьми с ОВЗ, исключить принужден...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки М, Мь и буква М. Семья".

Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети закрепляют знания о звуках и букве на лексическом материале по теме "Семья". Конспект может быть использован логопедами и воспитател...

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуки А, О, У, И.

Обобщающее занятие по обучению грамотеТема: Звуки О, А, У, И (игра-путешествие)...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"

Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....

конспект занятия по обучению грамоте. Звуки [б, б\'] и буква Бб

Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы. Специфика-дети с нарушением зрения....

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук "Ж". Буква "Ж".

Познакомить с буквой и со звуком «Ж», «ж»; автоматизировать правильное произнесение «ж»; формирование умения определять местоположение звука в слове; формирование правильной звуковой культуры речи; ...

конспект занятия по обучению грамоте: звук [ф]

конспект занятия по обучению грамоте: звук  [ф]...