Буква Ша. Звук Ш.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Лялина Елена Алексеевна

Познакомить детей с буквой Ша, со звуком Ш.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_sh_zvuk_shdocx.docx525.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте

в подготовительной группе (6-7 лет)

Тема: "Звук [Ш]. Буква Ш"

Доминирующая область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, двигательная.

Цель: Познакомить со звуком [Ш]. С буквой Ш.

Программные задачи:

1. Закрепить правильное произношение звука Ш.

2. Продолжать учить выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов.

3. Учить детей подбирать слова  на заданный звук.

4. Закрепить навык звуко-буквенного анализа слова.

5. Продолжать учить детей составлять предложение с заданным словом.

6. Развивать слуховое внимание, память, зрительное восприятие, фонематический слух.

7.Воспитывать интерес к родному языку.

Материалы и оборудование: рабочие тетради, ручка, простой карандаш, картинка Незнайка, картинки, в названии которых есть звук Ш.

Предполагаемый результат: дети умеют выделять звук в слове и определять местоположение звука в слове. Выполняют звуко- буквенный анализ слова. Составляют предложение. 

Структура занятия

1

Вводная часть

Игра с мячом

2 мин

2.

Основная часть

-«Доскажи словечко»

26 мин

-Артикуляция

-«Разгадай ребус» (в тетради)

-игра «Хлопни в ладоши»

-Работа с картинками

-Физкультминутка

-Знакомство с буквой Ш

-Звуко буквенный анализ слов

-Чтение слогов с буквой Ш

3.

Заключительная часть

Подведение итогов

2 мин

Длительность занятия: 30 минут

Ход занятия

1.Организационный момент (дети стоят на ковре)

 Игра с мячом

-С каким звуком познакомились на прошлом занятии? (познакомились со звуком [С])

-Я сейчас буду называть слова, кидая мяч, а вы мне определите, где находится звук [С]: вначале, в середине или в конце слова.

СУМКА, КОСА, УКУС, СМОРОДИНА, СУШКА, ПОСУДА, КОКОС, СЛИВА, КОСТЬ, СОБАКА.

2.Основная часть

-Сегодня познакомимся с новым звуком, а с каким сейчас узнаете.

Отгадайте загадку:    

У кого большая шляпа?

Кто бездельник и растяпа?

Кто хвастун. Болтун, зазнайка?

Знают все, малыш - ….             НЕЗНАЙКА

  • «Доскажи словечко»

Незнайка сочинил стихи, а его друзья из Солнечного города не могут в них разобраться. Он просит помочь им:

С другом мы играли в …….  ЧАШКИ,

Пили чай из белой…….           ШАШКИ.

Вылезла из норки …..              ШИШКА,

На нее упала …..                       МЫШКА.

Какой звук встречается во всех словах?

  • Артикуляция

Давайте произнесем этот звук.

На что похож это звук? (шипит змея, гусь, шуршат листья, шумит ветер, спустило колесо, накачаем колесо)

Когда произносим этот звук, где находятся губы, язык, зубы?

-губки округлены и слегка вытянуты вперед

- широкий язычок наверху образует «чашечку»

- теплая воздушная струя идет по центру язычка

-Что мешает при произношении этого звука?

Значит, этот звук какой? (согласный, язычок создает преграду воздуху)

- горлышко «молчит», какой это звук? (глухой, произносим без голоса)

Еще какой это звук? (твердый)

Запомните, звук ш всегда твердый!!!

Давайте Незнайке повторим, какой звук ш? (согласный, глухой, твердый)

Каким цветом обозначим? (синим).

  • Игра «Разгадай ребусы» (в тетради)

Давайте впишем в пустые клеточки последний звук каждой картинки.

-Прочитайте какое слово получилось? (Мышка)

  • Игра «Хлопни в ладоши»

Ш, п к, ш, Ша, па, ка, шу, Шапка, кот, кошка, ворона, карандаш

  • Работа с картинками

-Незнайка нам принес картинки, давайте их посмотрим

-Из ряда картинок выберите те, в названии которых есть звук ш

-Где в слове находится звук ш?

Придумайте сами слово со звуком ш и где он находится?

  • Физкультминутка (на ковре) 

Вот окошко распахнулось, (разводят руки в стороны.)

Кошка вышла на карниз. (имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)

Посмотрела кошка вверх. (голову подняли вверх.)

Посмотрела кошка вниз. (голову вниз.)

Вот налево повернулась. (поворот влево.)

Проводила взглядом мух. (взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)

Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз. (Дети приседают.)

  • Знакомство с буквой Ш (В тетрадях)

Буква ш с тремя шипами

Не хватай ее руками.

На что похожа буква ш?

-Выложите букву из счетных палочек, сколько палочек понадобилось?

-Найдите букву в разрезной азбуке.

-Давайте пропишем в тетрадях букву Ш и выполним штриховку.

  • Звукобуквенный анализ слов (в тетради)

Незнайка предлагает выполнить звуко-буквенный анализ слов ШУБА.

Какой первый звук? (ш)

Какой это звук? Как обозначим? (синим)

Какой 2? Какой он? Как обозначим?(красным)

Какой 3? Какой он? Как обозначим?(синим)

Какой 4? Какой он? Как обозначим?(красным)

Сколько звуков в этом слове? (4)

Сколько согласных? (2)

Сколько гласных? (2)

Какой звук 2? 4? 1? 3?

Сколько слогов? (2) как узнали? (хлопки, рука к подбородку)

-А давайте составим предложение со словом шуба

-Сколько в вашем предложении слов?

3. Заключительная часть.

-Давайте вспомним, с какой буквой познакомились?

-Расскажите все о звуке ш.

Незнайка тоже все запомнил и расскажет своим друзьям в Солнечном городе.

                 

                

               

                

               

              

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"

Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...