Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема «Звук и буква З»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Жалнина Ольга Николаевна

Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков

состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть по порядку звуки, из

которых состоят слова). В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и

только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема «Звук и буква З»

Задачи: - уточнить фонематическое представление детей о новом звуке

- познакомить с буквой З

- продолжать учить определять позицию звука (з) в слове (начало, середина, конец)

- закреплять изученные буквы

- закреплять навык определения количества слогов в словах со звуком (з)

- учить анализировать и синтезировать звуковые сочетания ЗА,ЗЫ,ЗО,ЗУ и слова КОЗЫ, ТАЗЫ

- развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие, память, мелкую моторику

- воспитывать интерес к занятиям

Оборудование: звуковые замки, символы гласных и согласных изученных звуков – демонстрационные и раздаточные, компьютер, компьютерная программа «Игры для Тигры» - раздел Фонетика – игра «Четвертый лишний», «Угадай слово», картинки со звуком (з, буквы демонстрационные и кассы для детей, игрушка Зайка, Коза, мелкие игрушки (в том числе со звуком (з, по 3 вагончика на каждого с картинками (1-5)для определения слоговой структуры слова, тетради, простые карандаши, касса букв на каждого, лист с заданием на определение места звука (з) в слове, лист с заданием на узнавание букв

Ход занятия : 1. Орг. момент. Психогимнастика

Собрались мы с вами в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся. Назвать слово со звуком (з)

2. Сегодня на занятие к вам пришел Зайка и принес новый звук и новую букву, с которой мы сегодня познакомимся, поиграем в игры на компьютере и поработаем в кассах. Зайка приготовил подарок самому лучшему – тому, кто будет внимательным, не будет торопиться и перебивать товарищей.

3. Характеристика звука. Отгадайте загадки:

Угадайте, что за шапка

Меха целая охапка

Шапка бегает в бору

У стволов грызет кору (зайка)

Лежит веревка

Шипит плутовка

Брать её опасно

Укусит. Ясно? (змея)

От дождя спасает

А сам намокает

Хотя намокает

Но не промокает (зонт)

- Какой первый звук в этих отгадках? (з)

- какой он? (согласный, звонкий, твердый)

- растяните губы в улыбке, сделайте заборчик и повернитесь друг к другу – произнесите звук (з)

- в каком замке живет звук (з) – в синем

4. «Поймай в ладоши звук (з)»

М, н, з, п, т, к, з, д, з, к, х, з

Мы, зы, ты, пы, за, ка, да, зо, то, ко

5. Речевая зарядка

У Зайки есть игрушка Коза. Сочиним для него чистоговорки со словом коза

За-за-за-на лугу стоит коза

Зу-зу-зу- вместе мы пасли козу

Зы-зы-зы- колокольчик у козы

За-за-за – уходи домой коза

Чтобы Козе не было скучно, найдем ей друзей: из всех игрушек выбрать только те, в которых есть звук (з)

5. «Угадай буквы»

У каждого лист с заданием: нарисована картинка, под ней слово. Из квадрата выбрать только те буквы, которые есть в этом слове (дети делают самостоятельно, демонстрационный лист с выполненным заданием выставляется на мольберт – проверка задания)

6. «Четвертый лишний» с использованием программы «Игры для Тигры»

Назвать слово, в котором нет звука (з)

7. «Найди место звука (з) в слове»

У каждого из вас карточка с картинками, под каждой картинкой звуковая дорожка. Найти место звука (з) в слове

8. Зайка очень любит кататься на поезде и приглашает вас. У каждого 3 вагончика и картинки - разделить слова на слоги (отхлопать) и разложить картинки по вагончикам ( проверяем: какие слова едут в вагоне с одним окошком – дети называют и т. д.)

9. Физминутка «Замок»

На двери висит замок,

Кто его открыть бы смог?

Постучали, покрутили, потянули –

И открыли.

14. Знакомство с буквой З

У каждого из вас есть касса букв на столах. Зайка очень просит вас найти его букву З

З не просто завитушка На эту букву посмотри,

З – пружинка, крендель, стружка Она совсем как цифра 3 (показ буквы демонстр.)

- нарисовать в воздухе

- заштриховать синим цветом

- найти букву в кассе

- найди букву З среди других на мольберте

15. Игра «Комарик»

На полу разложены цветочки с гласными буквами. Ребенок одетый в шапочку комарика летает и звенит: з-з-з, перелетая с одного цветка на другой и соединяет звук (з) с гласным: за, зы, зо, зу

То же самое задание выполняют в кассах.

16. Чтение ТАЗЫ, КОЗЫ

16. «Угадай слово» с использованием программы «Игры для Тигры»

По первым звукам картинок составить новое слово

16. Работа в тетрадях. Пишем букву З (напоминание об осанке)

17. Итог занятия. Подарок каждому лист с заданием


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук и буква М»

Уточнить знания о звуках [М], [М\']; упражнять детей в выделении звуков [М], [М\'] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомство с буквами М, м; продолжать закреплять графические навыки; ра...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук [ы], буква «Ы»

Задачи: I Коррекционно – образовательные: 1. Познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы». 2. Закрепить навыки произношения звука [ы], в слогах, словах, предложениях. 3. Учить различать окончания ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: Звуки [к — к’] и буква Кк

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема:  Звуки [к — к’] и буква Кк...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: Звук и буква А.

Цель: закрепление понятия «гласный звук»; выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков; в начале и в конце слова, в словах из текста; знакомство с буквой А, закрепление...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук [ы], буква «Ы»

Задачи:I Коррекционно – образовательные:Познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы».Закрепить навыки произношения звука [ы], в слогах, словах, предложениях.Учить различать окончания...