Программа кружковой работы "Путешествие в страну АБВГДейка" для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)
В данной программе представлены актуальность, цель, задачи и преспективный план занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya.docx | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружковой работы «Путешествие в страну АБВГДейка»
для детей старшего дошкольного возраста
1.Актуальность.
В настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Недоразвитие речи - речевое нарушение, которое приводит к плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки на письме, в чтении, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит , и оскудению русского языка в целом.
Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста является необходимым условием в успешной коррекции речевого нарушения. Недосформированность, а в некоторых случаях и грубое нарушение фонематического слуха ,не позволяют детям в полной мере овладеть звуковым анализом слова: дети с трудом могут выделить на слух заданный звук из ряда данных, не определяют начальные и конечные звуки в слове, место звука в слове, не дифференцируют звуки по слуховому и артикуляторному сходству. Обучение чтению, знакомство с буквами в данном случае выполняет компенсаторную функцию: при несформированном фонематическом слухе в помощь подключается зрение.
Главное место на занятиях отведено работе со звуком, буквой, словом и предложением, что позволяет формировать фонетический и речевой слух ребенка. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.
Кружок «По дороге к азбуке»-это учеба и игра. Игровая форма работы очень эффективна, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. С этой целью во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические (работа в тетрадях) и даже подвижные игры.
2.Пояснительная записка.
Цель программы:
Предотвратить появление нарушений при овладении процессами письма и чтения у детей.
Задачи:
-Учить буквы,формировать буквенный гнозис.
-Формировать навык слогослияния.
-Обучать грамотному, осознанному чтению.
-Формировать звуковой анализ и синтез слов.
-Формировать мотивацию к чтению, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.
-Автоматизация звуков.
Программа разработана с учетом основных принципов:
-Последовательности (все задачи решаются методом «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
-Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
-Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
-Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
-Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
-Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи).
Сроки реализации программы.
Данная программа рассчитана на 8 месяцев обучения (октябрь-май-32 занятия для детей 6 лет).
Формы и режим занятий.
Проведение занятий планируется 1 раз в неделю фронтально (подгрупповая форма работы допускается), продолжительностью 25 минут .
Ожидаемые результаты.
По окончанию обучения у ребенка должны быть сформированы элементарные навыки чтения.
3.Содержание программы.
Организация процесса обучения
Эффективность работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня.
Основная форма организации работы с детьми- фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме.
Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:
Занятия проводятся с октября по май месяц учебного года-32 занятия.
Содержание занятий:
В структуре занятий выделяются следующие этапы: организационный момент, повторение пройденного, изложение нового материала, его закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов занятия. Изучение материала происходит от простого к сложному. От звука к букве.
1.Звуки:
-понятие «Звук»;
-акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, твердые и мягкие;
-выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких согласных;
-выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
-звуковой анализ состава слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
2.Буквы:
Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются так, как они звучат в твердой позиции в слове.
-Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка).
Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т.п.;
-Предлагается стихотворное описание графического образа буквы. Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.
-Знакомство с траекторией движений при написании буквы.
-Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;
-Обведение буквы по трафарету;
-Обведение буквы по контуру;
-Запись буквы в воздухе;
-Выкладывание букв с помощью счетных палочек, фасоли и т.д.
-Дифференциация понятий «звук» и «буква»;
3.Слоги:
-подбор слов на заданный слог;
-составление.
-чтение прямых и обратных слогов.
4.Слова:
-выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
-составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
-восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;
-последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
-чтение слов без стечения согласных.
5.Предложение.
-Составление предложений с заданным словом;
-Подсчет слов в предложении;
-Чтение простых предложений.
Мониторинг
Мониторинг проводится два раза в год.
Для определения готовности детей к усвоению материала необходимо проводить мониторинг в начале года с учетом индивидуально-типологических особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на ЗБР.
Для определения уровня усвоения программы мониторинг проводится в конце года.
По окончанию обучения
Дети должны знать:
- определения понятий : звук, буква, слово, предложение, текст;
-отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков;
-графическое обозначение звуков и слов.
Дети должны уметь:
-различать гласные и согласные звуки;
-дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие им буквы;
-различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение.
-определять в словах место и последовательность звуков;
-определять количество звуков в словах, слов в предложениях;
-выполнять звукобуквенный анализ слов;
-плавно читать целыми словами,
-читать короткие предложения типа У Тани кот.
-составлять из букв разрезной азбуки слова.
-проводить звуковой анализ слов типа мишка.
4.Перспективный план занятий
№ | Тема занятия,задачи |
Октябрь | |
1. | Мониторинг -Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания |
2 | Речевые и неречевые звуки -знакомство детей со звуками речи |
3 | Звук и буква . Алфавит Дифференциация понятий «звук» и «буква» -Знакомство с алфавитом. |
Ноябрь | |
1. | Буква А -Познакомить с гласной буквой Аа |
2 | Буква О -Познакомить с гласной буквой Оо |
3 | Буква У. -Познакомить с гласной буквой Уу |
4 | Буква И -Познакомить с гласной буквой Ии |
5 | Повторение пройденных букв -анализ сочетаний ау , уа |
Декабрь | |
1. | Буква ы -Познакомить с гласной буквой Ы |
2. | Буква Ээ -Познакомить с гласной буквой Ээ; -Учить детей словоизменению. |
3. | Буква Мм -познакомить с согласной буквой Мм. |
4. | Буква Нн -познакомить с согласной буквой Нн |
Январь | |
1. | Буква Хх |
2. | Повторение пройденных букв Анализ открытых и закрытых слогов с буквами Н М Х |
3. | Буква Кк -Познакомить с согласной буквой Кк -Анализ и чтение слогов и слова Мак с буквой Кк |
Февраль | |
1. | Буква Пп -Анализ и чтение слогов с буквой П |
2. | Буква Сс |
3 | Буква Дд -Чтение и анализ слогов и слов дом,дым |
4. | Буква Тт |
Март | |
1. | Буква Вв |
2. | Буква Бб |
3. | Буква Зз |
4. | Буква Фф |
5. | Повторение пройденных букв. -Учить читать простые предложения типа: У сома усы. У Тани кот. У мамы сын. |
Апрель | |
1. | Буква Гг |
2. | Буква Шш |
3. | Буква Лл |
4. | Буква Жж |
Май | |
1. | Буква Рр |
2. | Повторение пройденных букв. -Чтение предложений с изученными буквами. |
3. | Повторение пройденных букв -чтение предложений с изученными буквами |
4. | Мониторинг. |
.Литература и оборудование.
Список оборудования и материалов:
-Рабочие тетради по обучению грамоте;
-Графические изображения букв;
-Индивидуальные кассы букв и слогов.
Список литературы:
1.Л.Е.Журова , Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н.В.Дуровой.-М.: «Школьная пресса», 2004 г.
2.Л.Ю.Бондарева «Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Упражнения на каждый день».-Ярославль: Академия развития, 2008.
3.Н.А. Гоголева, М.Д.Маханева «Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие»-СПб:ТЦ Сфера, 2021
4.О.В.Чистякова «Обучение грамоте. Учебное пособие для будущих первоклассников, их родителей и педагогов»-СПб: Литера,2022
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План кружковой работы по обучению чтения детей старшего дошкольного возраста «АБВГДейка»
Данная рабочая программа адресована дошкольному образовательному учреждению комбинированного и общеразвивающего вида. Программа предназначена для обучения чтению детей 6 – 7 лет. Обу...
Рабочая программа дополнительной кружковой деятельности «Золотой ключик» для детей старшего дошкольного возраста.
Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся ...
рабочая программа по кружковой работе "Секреты природы" для детей старшего дошкольного возраста
За основу работы по экологическому воспитанию с детьми старшей возрастной группы взята программа Н.А.Рыжовой «Наш - дом природа». Основная цель этой программы - воспитание с первых лет жиз...
Программа кружковой деятельности "Школа мяча" для детей старшего дошкольного возраста
Исследования НИИ гигиены и профилактики заболеваний, состояние здоровья и физического развития детей - дошкольного возраста показывают, что функциональные возможности детей старше...
Рабочая программа кружковой работы "Юный пешеход" для детей старшего дошкольного возраста
Самое дорогое у человека – это жизнь. А жизнь ребенка дороже вдвойне, потому что он делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем всё новое и неизведанное для него....
Программа кружковой работы "Ловкие пальчики" для детей старшего дошкольного возраста
Программа кружковой работы "Ловкие пальчики" для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект литературно-музыкальная программа ко дню Независимости России для детей старшего дошкольного возраста «Россия – моя страна!»
Конспект литературно-музыкальная программа ко дню Независимости России для детей старшего дошкольного возраста «Россия – моя страна!»...