Программа кружковой работы "Ловкие пальчики" для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)
Программа кружковой работы "Ловкие пальчики" для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_klubnoy_raboty_lovkie_palchiki_.docx | 60.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КЛУБА «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»
ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬ: Меркулова Е.А.
Содержание:
- Актуальность выбранного направления клуба.
На современном этапе проблеме воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речевого развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией увеличения количества детей с проблемами в развитии.
В последнее время среди общего числа дошкольников ярко выделяется категория детей, характеризующихся недостаточным уровнем мелкой моторики. Среди них особенно выделяются дети с нарушениями речевого развития.
Одной из важных задач перед педагогом дошкольного учреждения для детей с ОНР является - развитие мелкой моторики кистей рук детей, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию.
Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук. Давно известно о взаимосвязи развития рук, интеллекта и развития речи. Наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Опираясь на свой опыт, мы пришли к выводу, что развитие мелкой моторики является одним из главных условий осуществления познавательно – речевой деятельности, обеспечивающих возможность успешного обучения. А так же, что развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития, наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает продуктивная деятельность, благодаря её доступности, наглядности, конкретности выражении и максимальной приближенности к игре.
Использование нетрадиционных техник в работе с дошкольниками способствует повышению интереса к продуктивной деятельности, развитию изобразительных умений, а значит и развитию мелкой моторики, так как это неутомительное, динамическое занятие, требующее точности движений, но не ограничивающее пальцы ребенка фиксированным положением.
Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют ребёнка думать. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – не только выполнение определённых движений, но и развитие практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволяют детям почувствовать свою успешность.
Таким образом, актуальность клубной работы - кружка «Ловкие пальчики» заключается в использовании нетрадиционных материалов и оборудования художественно - творческой деятельности для развития мелкой моторики рук, как фактора уровня развития дошкольника – будущего ученика.
- Цель проведения клубной работы.
Цель:
Развитие речи детей с ОНР посредством развития мелкой моторики рук через продуктивные виды деятельности.
- Задачи:
- Создать благоприятные условия для развития у детей творческих способностей.
- Развивать художественно - творческие способности дошкольников посредством продуктивной деятельности;
- Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники;
- Формировать правильное понимание прекрасного в искусстве и действительности; эстетическое восприятие и художественный вкус при выполнении работы;
- Обучать выработке качественных умений и навыков, точности выполнения технологических приёмов, соблюдению техники безопасности;
- Развивать тактильную чувствительность рук детей;
- Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук, воображение, творческое мышление, координацию движений, глазомер;
- Развивать умение детей чувствовать себя на занятиях свободно, не стесняться высказывать свои мысли;
- Развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки;
- Закреплять умение работать аккуратно, содержать в чистоте своё рабочее место;
- Воспитывать у детей терпение и упорство, самостоятельность и аккуратность.
- Основные формы работы с детьми:
- Игры и игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук;
- Использование занимательного наглядного материала;
- Создание игровых ситуаций;
- Пальчиковая гимнастика;
- Использование нетрадиционных техник;
- Используемые методы и приёмы:
- Словесные;
- Наглядные;
- Игровые;
- Практические.
- Используемые развивающие технологии.
При проведении клубной работы используются здоровьесберегающие, коррекционно – развивающие и игровые технологии.
- Режим работы клуба.
Клубная работа проводится еженедельно по вторникам во вторую половину дня. Длительность: 30 минут. - Планируемые результаты к концу учебного года.
- Улучшение уровня развития мелкой моторики рук, координации и точности движений рук, гибкости, ритмичности;
- Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, глазомера, творческой активности;
- Умения использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы;
- Возрастание интереса детей к творческим видам деятельности;
Эффективность данных результатов.
Для педагогов:
- положительный психологический климат между педагогами, детьми и родителями;
- заинтересованность в творчестве и инновациях;
- удовлетворенность собственной деятельностью;
- повышение профессионального мастерства по вопросам речевого развития детей посредством развития мелкой моторики через продуктивные виды деятельности.
Для детей:
- положительная динамика развития мелкой моторики рук и речевого развития;
- успешная социальная адаптация в ДОУ, семье и социуме;
- выработка устойчивой мотивации к продуктивным видам деятельности.
Для родителей:
- заинтересованность в коррекционно – развивающем процессе, направленном на преодоление речевых нарушений у детей;
- положительная оценка деятельности ДОУ;
- готовность и желание помочь;
- активизация педагогического потенциала родителей;
- приобретение и использование знаний по вопросам развития мелкой моторики рук и речевого развития детей;
- чувство удовлетворенности от совместного творчества.
- Используемая литература
- А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль «Академия развития» 2000г.
2. Е.А. Короткова «Рисование, аппликация, конструирование» Ярославль «Академия развития» 2009 г.
3. А.Н.Малышева, З.М.Поварченкова «Занятия по аппликации в детском саду» Ярославль «Академия развития» 2009 г.
4. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»(старшая группа) Изд. «Цветной мир»2012 г.
5. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»(подготовит. группа) Творческий центр «Сфера» 2009 г.
6. И.М.Петрова «Объёмная аппликация» Санкт – Петербург «Детство – Пресс» 2004 г.
7. Л.М.Салагаева «Объёмные картинки» Санкт – Петербург «Детство – Пресс» 2007 г.
8. И.М.Петрова «Волшебные полоски» Санкт – Петербург «Детство – Пресс» 2008 г.
9. Г.Н. Давыдова «Детский дизайн (пластилинография) Москва Изд. «Скрипторий 2003» 2006 г.
10. Г.Н. Давыдова «Пластилинография» Москва Изд. «Скрипторий 2003» 2006 г.
11. Г.Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» Москва Изд. «Скрипторий 2003» 2006 г.
12. М.Антипова «Солёное тесто (необычные поделки и украшения) ИД «Владис», 2007г.
13. Международный образовательный портал MAAM.RU www.maam.ru
Приложение к программе клуба
ПЕРПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КЛУБА «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»
Неделя | № | Тема | Цель | Интеграция образовательных | Материал | Используемая литература |
ОКТЯБРЬ | ||||||
I | 1 | Коллективная работа (Лепка из солёного теста) | Вызвать у детей желание вылепить из солёного теста хлебобулочные изделия для игры в магазин. | Речевое развитие Познавательное Художественно – эстетическое Социально – коммуникативное | Мука, соль, вода, стеки, коврики для лепки. | М.Антипова «Солёное тесто (необычные поделки и украшения) |
II | 2 | Коллективная работа «Осень наступила»
| Формировать у детей практические навыки в технике работы с ножницами и бумагой; развивать умение работать в технике – торцевание; развивать мелкую моторику пальцев рук, | Речевое развитие Физическое развитие Познавательное Художественно – эстетическое Социально – коммуникативное | Шаблоны из белого картона: (большие: ёжик, маленькие: яблоки, грибы), бумажные салфетки (белого, красного, жёлтого, зелёного цвета), ножницы, клей. | 2,3 «Изобразительная деятельность в детском саду» |
III | 3 | Коллективная работа «Осень наступила»
| Формировать правильное понимание прекрасного в искусстве и действительности; эстетическое восприятие и художественный вкус при выполнении работы; | Речевое развитие Физическое развитие Познавательное Художественно – эстетическое Социально – коммуникативное | Шаблоны из белого картона: (большие: ёжик, маленькие: яблоки, грибы), бумажные салфетки (белого, красного, жёлтого, зелёного цвета), ножницы, клей. | 2,3 «Изобразительная деятельность в детском саду» |
IV | 4 | «Забавные животные»
| Развивать у детей мелкую моторику, умение изготавливать поделки из ватных дисков, умение анализировать образцы поделок; | Речевое развитие Художественно – эстетическое Социально – коммуникативное | Цветной картон для фона, ватные диски, клей, гуашь | 118-122, 141 |
НОЯБРЬ | ||||||
I | 5 | «Яркий мухоморчик»
| Формировать у детей практические навыки в технике работы с ножницами и бумагой; развивать мелкую моторику пальцев рук, воображение, творческое мышление, координацию движений, глазомер, целеустремлённость в работе; вырабатывать желание получать положительные результаты в работе. | Речевое развитие Познавательное Художественно – эстетическое Социально – коммуникативное | Клей – карандаш, ножницы, салфетка, клеёнка, бумага цветная зелёная (размер: ¼ альбомного листа), бумага белая с разметкой (размер: 6*7 см.), бумага цветная красная (размер: 5*5 см), бумага белая (размер 4*4 см), готовые формы (листочки из жёлтой цветной бумаги). | 4. |
II | 6 | «Лебедь» | Формировать у детей практические навыки в технике работы с ножницами и бумагой; | Речевое развитие Познавательное Художественно – эстетическое Социально – коммуникативное | Цветная бумага для фона | 4, 172 (82) |
III | 7 | «Пушистые картинки» (Объёмная аппликация с использованием шерстяных нитей) | Учить детей делать аппликацию из шерстяных ниток. Обогатить аппликативную технику – показать два разных способа создания образа: контурное и силуэтное. Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к изобразительному искусству. | Речевое развитие Познавательное Художественно – эстетическое Социально – коммуникативное | Картон, трафареты животных, ножницы, клей, шерстяные нити разного цвета. 1.стр.156 | «Изобразительная деятельность в детском саду» «Рисование, аппликация, конструирование» |
IV | 8 | «Сердечко для мамы» | Закреплять у детей умение работать в технике – торцевание; развивать глазомер, мелкую моторику, координацию движений рук, умение доводить работу до конца. Воспитывать желание сделать подарок близкому человеку; закреплять | Речевое развитие Художественно – эстетическое Социально – коммуникативное | Цветной картон для фона, бумажные салфетки красного цвета, фигурные ножницы, цветной картон для фона, клей – карандаш, белая бумага, фигурные дыроколы. | 206 |
ДЕКАБРЬ | ||||||
I | 9 | «Ёлочка» Занятие 1) | Закреплять умения детей работать в технике – оригами; формировать у детей практические навыки в технике работы с ножницами и бумагой; развивать воображение, эстетический вкус; | Речевое развитие Познавательное Художественно – эстетическое Социально – коммуникативное | Листы бумаги для орг.техники зеленого или белого цвета, ножницы. | 29, 141 |
II | 10 | «Ёлочка» Занятие 2) | Закреплять у детей умение работать в технике – скатывание; развивать глазомер, мелкую моторику, координацию движений рук. | Речевое развитие Познавательное Художественно – эстетическое Социально – коммуникативное | Листы бумаги для орг.техники разного цвета, ножницы, цветные салфетки, конфетти, бумажные салфетки разного цвета, клей. | 29, 141 |
III | 11 | Коллективная работа «Новогодние фантазии» | Развивать у детей способности эмоционально реагировать на красоту природных объектов, результаты личной и совместной деятельности; воспитывать экологическую культуру и интерес детей к объектам природы, аккуратность и эмоциональную отзывчивость. | Речевое развитие Познавательное Художественно – эстетическое Социально – коммуникативное | Ватман тонированный, шаблоны вырезанных ладошек зелёного, белого, голубого цвета, цветная бумага, ножницы, клей, ёмкости для клея, кисточки, салфетки, дощечки. | 13 |
IV | 12 | Коллективная работа «Новогодние фантазии» | Развивать у детей способности эмоционально реагировать на красоту природных объектов, результаты личной и совместной деятельности; воспитывать экологическую культуру и интерес детей к объектам природы, аккуратность и эмоциональную отзывчивость. | Речевое развитие Познавательное Художественно – эстетическое Социально – коммуникативное | Ватман тонированный, шаблоны вырезанных ладошек зелёного, белого, голубого цвета, цветная бумага, ножницы, клей, ёмкости для клея, кисточки, салфетки, дощечки. | 13 |
ЯНВАРЬ | ||||||
III | 13 | «Ёлочка – красавица
| Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция. | Речевое развитие Познавательное Художественно – эстетическое Социально – коммуникативное | Мука соль, вода, пищевые красители, зубочистки, стеки, дощечки для лепки, салфетки. | А.Антипова «Солёное тесто» стр. 15, 53. Г.Н. Давыдова «Пластилинография» стр11 |
IV | 14 | «Снеговик» (Тестопластика) | Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года. Осваивать способ создания знакомого образа посредством тестопластики. | Речевое развитие Познавательное Художественно – эстетическое Социально – коммуникативное | Мука соль, вода, стеки, дощечки для лепки, салфетки. | А.Антипова «Солёное тесто» стр. 15. |
V | 15 | «Чудо – Хохлома» (Пластилиногра | Воспитывать интерес детей к народным промыслам. | Речевое развитие Познавательное Художественно – эстетическое Социально – коммуникативное | Полоски плотного картона чёрного цвета, пластилин, стеки, сафетки, образцы изделий хохломы. | Г.Н. Давыдова |
ФЕВРАЛЬ | ||||||
I | 16 | Коллективная работа | Формировать у детей навыки в технике работы с ножницами и бумагой: разрезать бумагу в разных направлениях; развивать способность вырезать различные геометрические формы; развивать чувство коллективизма, коммуникабельности; формировать художественный вкус; закреплять умение работать аккуратно, содержать в порядке своё рабочее место. | Речевое развитие Познавательное Художественно – эстетическое Социально – коммуникативное | Картон или бумага синего цвета для фона, заготовки: овал – основа белого цвета, круги из цветной бумаги разного цвета, ножницы, клей – карандаш, салфетки, фломастеры или цветные карандаши. | 1,56, 61 |
II | 17 | Подарок для папы
| Развивать у детей интерес и желание изготавливать игрушки – самоделки из бросового и дополнительного материала; | Речевое развитие Познавательное Художественно – эстетическое Социально – коммуникативное | Бумага для орг. техники разных цветов, ножницы, клей – карандаш, губки для мытья посуды, шпажки, зубочистки. | 1,63 |
III | 18 | Подарок для папы
| Развивать у детей интерес и желание изготавливать игрушки – самоделки из бросового и дополнительного материала; | Речевое развитие Познавательное Художественно – эстетическое Социально – коммуникативное | Бумага для орг. техники разных цветов, ножницы, клей – карандаш, губки для мытья посуды, шпажки, зубочистки. | 1,63 |
IV | 19 | «Подарок для мамы «Сумочка» (занятие 1) | Формировать у детей навыки в технике работы с ножницами и бумагой, эстетическое восприятие и художественный вкус; развивать умение детей чувствовать себя на занятиях свободно, не стесняться высказывать свои мысли; | Речевое развитие Познавательное Художественно – эстетическое Социально – коммуникативное | Ватман А-3 (или листы для рисования А-3) бумага для упаковки подарков, крепированная бумага, декоративные украшения - божьи коровки, декоративный бант, объемные снежинки, блестки, фигурный дырокол, клей, ножницы. | 214 |
МАРТ | ||||||
I | 20 | «Подарок для мамы «Сумочка» (занятие 2) | Формировать у детей навыки в технике работы с ножницами и бумагой, эстетическое восприятие и художественный вкус; развивать умение детей чувствовать себя на занятиях свободно, не стесняться высказывать свои мысли; | Речевое развитие Познавательное Художественно – эстетическое Социально – коммуникативное | Ватман А-3 (или листы для рисования А-3) бумага для упаковки подарков, крепированная бумага, декоративные украшения - божьи коровки, декоративный бант, объемные снежинки, блестки, фигурный дырокол, клей, ножницы. | 214 |
II | 21 | «Аист» | Формировать у детей навыки в технике работы с ножницами и бумагой; развивать образное и эстетическое восприятие; воспитывать чувство уверенности в своих силах; самостоятельность, аккуратность и инициативность. | Речевое развитие Познавательное Художественно – эстетическое Социально – коммуникативное | Бумага белая квадратной формы, бумага цветная чёрного цвета, клей, цветные карандаши или фломастеры чёрного и красного цвета, ножницы. | 64 |
III | 22 | Коллективная работа (Изготовление поделок из бросового материала) | Развивать у детей интерес и желание изготавливать игрушки – самоделки из бросового и дополнительного материала; | Речевое развитие Познавательное Художественно – эстетическое Социально – коммуникативное | Пластилин, фантики, цветная бумага, ножницы. | Колесникова |
IV | 23 | «Павлин» | Формировать у детей практические навыки в технике работы с ножницами и бумагой; | Речевое развитие Познавательное Художественно – эстетическое Социально – коммуникативное | Белая или цветная бумага пастельных тонов для фона, цветная бумага, ножницы, клей – карандаш, салфетки, простые карандаши. | Мастер – класс «Павлин» на Международном образовательном портале MAAM.RU |
АПРЕЛЬ | ||||||
I | 24 | «Распустились цветы небывалой красоты» | Развивать у детей умение выполнять работу в нетрадиционной технике – пластилиновая живопись (с помощью шприца); развивать мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, эстетическое восприятие; вызвать у детей эмоциональный отклик; воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность, чувство коллективизма и взаимопомощи. | Речевое развитие Познавательное Художественно – эстетическое Социально – коммуникативное Физическое | Пластилин, цветной картон для фона, альбомные листы, медицинский шприцы (без иглы), ёмкость с горячей водой, ватман или бумага для рисования, салфетки, дощечки для пластилина. | 210 «Детский дизайн (пластилинография) |
II | 25 | «Распустились цветы небывалой красоты» | Развивать у детей умение выполнять работу в нетрадиционной технике – пластилиновая живопись (с помощью шприца); развивать мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, эстетическое восприятие; вызвать у детей эмоциональный отклик. | Речевое развитие Познавательное Художественно – эстетическое Социально – коммуникативное Физическое | Пластилин, цветной картон для фона, альбомные листы, медицинский шприцы (без иглы), ёмкость с горячей водой, ватман или бумага для рисования, салфетки, дощечки для пластилина. | 210 «Детский дизайн (пластилинография) Меркулова |
III | 26 | «Звёзды и кометы» (Конструирование из бумаги) | Учить детей вырезать пятилучевые звёзды: складывать квадратный лист бумаги по схеме и делать срезы (более острые и более тупые). Вызвать интерес к созданию образа кометы состоящей из головы – звезды, и хвоста, составленного из полосок рваной, мятой и скрученной бумаги или лоскутков ткани. | Речевое развитие Познавательное Художественно – эстетическое Социально – коммуникативное | Листы бумаги для орг.техники разного цвета, ножницы, клей, салфетки, лоскутки ткани. |
|
IV | 27 | «Разноцветные бабочки» (Пластилиновая живопись, изготовление поделок из бросового материала Занятие 1) | Учить детей передавать своё настроение в цвете. Учить вырезать силуэт бабочки, из бумаги, сложенной вдвое; украшать мелкими деталями по своему усмотрению. Развивать творческое воображение, эстетическое восприятие. | Речевое развитие Познавательное Художественно – эстетическое Социально – коммуникативное | Картон шаблон бабочки, пластилин, дощечки для лепки, салфетки. | Г.Н. Давыдова стр.61 стр.129 |
МАЙ | ||||||
I | 28 | «Разноцветные бабочки» (Пластилиновая живопись, изготовление поделок из бросового материала Занятие 2) | Учить детей передавать своё настроение в цвете. Учить закрашивать силуэт бабочки в технике – пластилинография. Развивать мелкую моторику, творческое воображение, эстетическое восприятие. | Речевое развитие Познавательное Художественно – эстетическое Физическое Социально – коммуникативное | Бабочки, изготовленные на предыдущем занятии, пластилин, ножницы, коктельные трубочки, салфетки. | Г.Н. Давыдова стр.61 стр.129 |
II | 29 | «На лугу» | Закреплять умение детей создавать композицию: по – разному располагать изображение предметов на листе; развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного; вызвать желание детей проявлять творчество, и инициативу; формировать художественный вкус, самостоятельность и аккуратность в выполнении работы. | Речевое развитие Познавательное Художественно – эстетическое Социально – коммуникативное Физическое | Цветной картон, белая и цветная бумага, ножницы, клей – карандаш, салфетки, фломастеры. | 155, 174, 175 «Объёмная аппликация» |
III | 30 | «Деревья в нашем парке»
| Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция. | Речевое развитие Познавательное Художественно – эстетическое Социально – коммуникативное Физическое развитие | Плотный картон синего (голубого) цвета, пластилин, стеки, салфетка. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография» стр11 |
IV | 31 | «Радужное (Пластилиногра | Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. | Речевое развитие
Познавательное Художественно – эстетическое Социально – коммуникативное | Плотный картон синего цвета, пластилин (7 цветов радуги),доска для лепки, салфетка, стеки. | Г.Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» |
V | 32 | «Одуванчики – цветы, словно солнышки милы» (Пластилиногра | Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе. | Речевое развитие Познавательное Физическое Художественно – эстетическое Социально – коммуникативное | Г.Н. Давыдова стр.39 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружковая работа по театральной деятельности (старший дошкольный возраст)
Необходимая документация для ведения кружковой работы: пояснительная записка и график работы, программные задачи и умения детей, перспективный план, мониторинг, табель посещаемости....
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)
Бумага– доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность сами...
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)
Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик») ...
Календарный план кружковой работы по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы.
«Шахматная игра – не просто праздноеразвлечение. С ее помощью можно приобрести или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума, полезных в человеческой жизни». Бенджамин Франклин...
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЫМКОВСКИМИ ИГРУШКАМИ
Выявление начального уровня сформированности представлений у детей о дымковском промысле . Организация работы по формированию представленийу детей старшего дошкольного возраста о дымков...
Рабочая программа кружковой работы по ФЭМП в старшем дошкольном возрасте
Содержит паспорт программы и перспективное планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ Развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Развитие речи и преодоление недостатков в развитии речи у детей среднего дошкольного возраста осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи. Данная программа определяет содерж...