Конспект занятия "Предлоги" подг гр.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Иванова Ирина Владимировна
  1. упражнять детей в практическом использовании предлогов в устной речи;
  2. развивать навыки построения предложений с предложно-падежным управлением;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlogi.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной  группе.

                                                          Тема: «Предлоги».

Цель:

  1. упражнять детей в практическом использовании предлогов в устной речи;
  2. развивать навыки построения предложений с предложно-падежным управлением;
  3. упражнять в умении на слух выделять из предложений предлог и определять его место;
  4. развивать интерес и внимание детей к языковым явлениям в речи.

Оборудование:  интерактивная доска, предметные картинки, схемы предлогов, полоски для составления схемы предложения, красные и синие фишки, изображения волшебников.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед:

сядет тот, кто сумеет подружить слова, которые я назову:

медведь-лес (медведь в лесу, медведь из леса)

гриб-ёлка (гриб под ёлкой)

конфета- карман ( в кармане)

машина -поворот ( из-за поворота)

кот- крыша (на крыше)

сынок-мама ( у мамы, с мамой)

волосы -шляпа (под шляпой, из-под шляпы)

Логопед:

- Вы правильно «подружили» слова.

- Какие слова помогли вам это сделать? (Дети перечисляют предлоги)

- Похожи ли эти слова на обычные?

- Нет.

- Чем отличаются эти слова от обычных?

- Они очень маленькие, даже бывают крошечные.

- Как мы их называем одним общим словом?

- Предлоги.

II. Логопед:Сегодня мы с вами, ребята, продолжим знакомиться с жителями прекрасной страны Слов. В этой огромной стране много разных жителей-слов, но сейчас мы с вами вспомним о самых необычных и чудесных словах-малышах, - предлогах. Давайте расскажем, что мы знаем о них. Как мы их называем?

Дети: - Мы называем предлоги помощниками.

Логопед: О чем помогают узнать предлоги?

- О месте ( в лесу, на крыше, под ёлкой)

- О причине ( из-за ветра, из-за болезни)

- О чем или о ком мы хотим рассказать ( о маме, о зиме)

Логопед: Где живут предлоги?

Дети: Среди слов в предложении.

Логопед: Чем помогают предлоги словам?

Дети: - Предлоги помогают словам жить дружно, в согласии.

- предлоги дружат не со всеми словами. Они выбирают слова — предметы.

- предлоги могут сделать слово длиннее.

Давайте, ребята, проверим еще раз это. ( Дети выкладывают из фишек слова с предлогами)

дом — 3 звука в слове

в доме — 4 звука

за домом — 5 звуков.

Логопед: Вот видите, какую важную и трудную работу выполняют эти слова-малышки. За это их любят и ценят все жители страны Слов. И все было бы хорошо, да вдруг откуда ни возьмись, появились в стране братья- волшебники, один вреднее другого. Узнали они о чудесных словах-малышках и решили их заколдовать. Я хочу попросить вас помочь жителям этой прекрасной страны. Согласны? Я разыскала и пригласила волшебника Потеряйкина. ( выставляется картинка). К чему он прикоснется, все тут же мгновенно теряется. Вот полюбуйтесь: я буду произносить предложения, в которых пропущено маленькое слово-предлог, а вы внимательно слушайте и подберите правильно потерявшееся слово. (Детям раздаются схемы предлогов).

Маленький грибок спрятался … листиком.

- У кого потерявшееся слово?

- Какое слово потерялось?

- Под.

«Бабочки кружились … цветком» (над)

«Крот живет … землей» (под)

« Заяц убегает .. лисы» (от)

«Лодка плывет … берегу (к)

- Я рада, что вы не испугались и справились с Потеряйкиным.

III. А вот братец Словед. Посмотрите, какая трудная работа нам предстоит: Словоед проглотил в предложении почти все слова: подумайте, какое было предложение? Выставляются картинки и схема предлога.

  1. Солнышко выглянуло из -за туч.

- Левой рукой выложим дорожку из слов, маленькое слово спрячем в кулачок.

- Разожмите кулачок. Какое слово мы спрятала? Из-за

- Что это за слово? - это предлог

- Сколько частей в этом слове? Предлоге?

Две части . Покажите, как они соединяются. Правильно, как вагончики.

- А теперь правой рукой выложим схему предложения.

- Какую полоску возьмем для первого слова?

- С уголком.

- В каком домике — полоске будет жить предлог- помощник?

- В домике с буквой «П».

- Почему?

- Слово предлог и слово помощник начинаются со звука «П».

- Сколько всего слов в предложении?

- Какой по счету предлог?

- Перед каким словом стоит предлог из-за?

  1. Мяч выкатился из-под дивана (разбор предложения).

- Спрячьте пальчиками 3-е слово. - Какое слово вы спрятали?

- Спрячьте пальчиками выкатился. Какое оно по счету? (второе)

Молодцы, ребята, справились вы со Словоедом.

IV. А это Разбросайкин. Он разбросал слова так, что слова не могли найти свое место в предложении, как ни старались. Чтобы расставить слова по порядку, надо сначала найти маленькое слово предлог. Вот послушайте.

Дети, в, ходить, лес.

- Какое маленькое слово в этом предложении?

- Маленькое слово «в».

- С каким словом оно будет дружить?

- Со словом лес. -в лес. (дети произносят предложение правильно).

Логопед выставляет опорную картинку — слово-лес.

Они, собирать, корзины, в грибы (опорная картинка — корзинка).

Они собирали в корзины грибы.

Антон, найти, ёлка, под, ежик.

Антон нашёл ежика под ёлкой.

Дети, гриб, подарить, ёжик, большой.

Дети подарили ёжику большой гриб.

- Ребята, получился ли понятным наш рассказ?

-Да.

Какие маленькие слова помогли подружиться словам?

1 ребенок: Рассказ по опорным картинкам.

Динамическая пауза.

Эх, топну ногой,

Да притопну другой!

Устоять не могу,

Характер такой и т. д.

V. Ребята, мы рассказывали веселые стишки. Какие маленькие слова услышали вы в них? И с какими словами они дружат? ( от слабости, в небе, на ручки, по дороге, в детский сад — называют дети).

- Ребята, пора нам познакомиться с волшебником Невидимкой (выставляется картинка). Он заколдовал на этой картинке очень много слов-малышек, сделал их невидимыми. Если мы их не выручим, то они навсегда останутся невидимыми. Надо обязательно суметь придумать предложение с маленьким словом.

- Сядьте тихонько, послушайте, я даже слышу, как просят слова-малышки о помощи. Помогите!- просит маленький предлог -на (составляют предложения с предлогами «на», «в», «у», «с»). Для каждого предлога я выставлю домик (карточку с буквой «П»).

- Посмотрите, какие вы, ребята, умницы. Сколько слов-предлогов выручим из беды.

VI. Посмотрите, кто к нам пришёл — это волшебник Лизунчик    . Он принёс нам в подарок волшебную картинку, но не удержался к стыду своему, и все картинки слизал язычком. Но картинки можно вернуть на место, если придумаем про каждую картинку предложение с предлогом- маленьким словом. Картинку можно выбрать любую (работа стоя у доски, дети составляют предложения, раскладывая картинку на доске).

- В лесу много елок.

- На полянке журчит звонкий ручеек и т. д.

Затем логопед предлагает:

- Давайте попробуем оживить картинку — ведь она волшебная. Возьмем у Лизунчика палочку волшебную и попросим его нам помочь:

- Раз, два, три- волшебник, помоги!

Дети передают палочку друг другу и придумывают любой сюжет рассказа, продолжая уже сказанное.

Итог занятия.

- Ребята, о каких словах мы говорили на занятии?

- О маленьких.

-Как их называют?

- Их называют предлогами.

- Зачем нужны предлоги?

- Предлоги помогают говорить понятно.

Сегодня вы, ребята, сделали очень много добрых дел, - молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....