Конспект занятия "Предлоги" подг гр.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
- упражнять детей в практическом использовании предлогов в устной речи;
- развивать навыки построения предложений с предложно-падежным управлением;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predlogi.docx | 20.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе.
Тема: «Предлоги».
Цель:
- упражнять детей в практическом использовании предлогов в устной речи;
- развивать навыки построения предложений с предложно-падежным управлением;
- упражнять в умении на слух выделять из предложений предлог и определять его место;
- развивать интерес и внимание детей к языковым явлениям в речи.
Оборудование: интерактивная доска, предметные картинки, схемы предлогов, полоски для составления схемы предложения, красные и синие фишки, изображения волшебников.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед:
сядет тот, кто сумеет подружить слова, которые я назову:
медведь-лес (медведь в лесу, медведь из леса)
гриб-ёлка (гриб под ёлкой)
конфета- карман ( в кармане)
машина -поворот ( из-за поворота)
кот- крыша (на крыше)
сынок-мама ( у мамы, с мамой)
волосы -шляпа (под шляпой, из-под шляпы)
Логопед:
- Вы правильно «подружили» слова.
- Какие слова помогли вам это сделать? (Дети перечисляют предлоги)
- Похожи ли эти слова на обычные?
- Нет.
- Чем отличаются эти слова от обычных?
- Они очень маленькие, даже бывают крошечные.
- Как мы их называем одним общим словом?
- Предлоги.
II. Логопед:Сегодня мы с вами, ребята, продолжим знакомиться с жителями прекрасной страны Слов. В этой огромной стране много разных жителей-слов, но сейчас мы с вами вспомним о самых необычных и чудесных словах-малышах, - предлогах. Давайте расскажем, что мы знаем о них. Как мы их называем?
Дети: - Мы называем предлоги помощниками.
Логопед: О чем помогают узнать предлоги?
- О месте ( в лесу, на крыше, под ёлкой)
- О причине ( из-за ветра, из-за болезни)
- О чем или о ком мы хотим рассказать ( о маме, о зиме)
Логопед: Где живут предлоги?
Дети: Среди слов в предложении.
Логопед: Чем помогают предлоги словам?
Дети: - Предлоги помогают словам жить дружно, в согласии.
- предлоги дружат не со всеми словами. Они выбирают слова — предметы.
- предлоги могут сделать слово длиннее.
Давайте, ребята, проверим еще раз это. ( Дети выкладывают из фишек слова с предлогами)
дом — 3 звука в слове
в доме — 4 звука
за домом — 5 звуков.
Логопед: Вот видите, какую важную и трудную работу выполняют эти слова-малышки. За это их любят и ценят все жители страны Слов. И все было бы хорошо, да вдруг откуда ни возьмись, появились в стране братья- волшебники, один вреднее другого. Узнали они о чудесных словах-малышках и решили их заколдовать. Я хочу попросить вас помочь жителям этой прекрасной страны. Согласны? Я разыскала и пригласила волшебника Потеряйкина. ( выставляется картинка). К чему он прикоснется, все тут же мгновенно теряется. Вот полюбуйтесь: я буду произносить предложения, в которых пропущено маленькое слово-предлог, а вы внимательно слушайте и подберите правильно потерявшееся слово. (Детям раздаются схемы предлогов).
Маленький грибок спрятался … листиком.
- У кого потерявшееся слово?
- Какое слово потерялось?
- Под.
«Бабочки кружились … цветком» (над)
«Крот живет … землей» (под)
« Заяц убегает .. лисы» (от)
«Лодка плывет … берегу (к)
- Я рада, что вы не испугались и справились с Потеряйкиным.
III. А вот братец Словед. Посмотрите, какая трудная работа нам предстоит: Словоед проглотил в предложении почти все слова: подумайте, какое было предложение? Выставляются картинки и схема предлога.
- Солнышко выглянуло из -за туч.
- Левой рукой выложим дорожку из слов, маленькое слово спрячем в кулачок.
- Разожмите кулачок. Какое слово мы спрятала? Из-за
- Что это за слово? - это предлог
- Сколько частей в этом слове? Предлоге?
Две части . Покажите, как они соединяются. Правильно, как вагончики.
- А теперь правой рукой выложим схему предложения.
- Какую полоску возьмем для первого слова?
- С уголком.
- В каком домике — полоске будет жить предлог- помощник?
- В домике с буквой «П».
- Почему?
- Слово предлог и слово помощник начинаются со звука «П».
- Сколько всего слов в предложении?
- Какой по счету предлог?
- Перед каким словом стоит предлог из-за?
- Мяч выкатился из-под дивана (разбор предложения).
- Спрячьте пальчиками 3-е слово. - Какое слово вы спрятали?
- Спрячьте пальчиками выкатился. Какое оно по счету? (второе)
Молодцы, ребята, справились вы со Словоедом.
IV. А это Разбросайкин. Он разбросал слова так, что слова не могли найти свое место в предложении, как ни старались. Чтобы расставить слова по порядку, надо сначала найти маленькое слово предлог. Вот послушайте.
Дети, в, ходить, лес.
- Какое маленькое слово в этом предложении?
- Маленькое слово «в».
- С каким словом оно будет дружить?
- Со словом лес. -в лес. (дети произносят предложение правильно).
Логопед выставляет опорную картинку — слово-лес.
Они, собирать, корзины, в грибы (опорная картинка — корзинка).
Они собирали в корзины грибы.
Антон, найти, ёлка, под, ежик.
Антон нашёл ежика под ёлкой.
Дети, гриб, подарить, ёжик, большой.
Дети подарили ёжику большой гриб.
- Ребята, получился ли понятным наш рассказ?
-Да.
Какие маленькие слова помогли подружиться словам?
1 ребенок: Рассказ по опорным картинкам.
Динамическая пауза.
Эх, топну ногой,
Да притопну другой!
Устоять не могу,
Характер такой и т. д.
V. Ребята, мы рассказывали веселые стишки. Какие маленькие слова услышали вы в них? И с какими словами они дружат? ( от слабости, в небе, на ручки, по дороге, в детский сад — называют дети).
- Ребята, пора нам познакомиться с волшебником Невидимкой (выставляется картинка). Он заколдовал на этой картинке очень много слов-малышек, сделал их невидимыми. Если мы их не выручим, то они навсегда останутся невидимыми. Надо обязательно суметь придумать предложение с маленьким словом.
- Сядьте тихонько, послушайте, я даже слышу, как просят слова-малышки о помощи. Помогите!- просит маленький предлог -на (составляют предложения с предлогами «на», «в», «у», «с»). Для каждого предлога я выставлю домик (карточку с буквой «П»).
- Посмотрите, какие вы, ребята, умницы. Сколько слов-предлогов выручим из беды.
VI. Посмотрите, кто к нам пришёл — это волшебник Лизунчик . Он принёс нам в подарок волшебную картинку, но не удержался к стыду своему, и все картинки слизал язычком. Но картинки можно вернуть на место, если придумаем про каждую картинку предложение с предлогом- маленьким словом. Картинку можно выбрать любую (работа стоя у доски, дети составляют предложения, раскладывая картинку на доске).
- В лесу много елок.
- На полянке журчит звонкий ручеек и т. д.
Затем логопед предлагает:
- Давайте попробуем оживить картинку — ведь она волшебная. Возьмем у Лизунчика палочку волшебную и попросим его нам помочь:
- Раз, два, три- волшебник, помоги!
Дети передают палочку друг другу и придумывают любой сюжет рассказа, продолжая уже сказанное.
Итог занятия.
- Ребята, о каких словах мы говорили на занятии?
- О маленьких.
-Как их называют?
- Их называют предлогами.
- Зачем нужны предлоги?
- Предлоги помогают говорить понятно.
Сегодня вы, ребята, сделали очень много добрых дел, - молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....