Тема Звуки [Ф], [Ф']; Буква Ф
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Тема: Согласные звуки [Ф – ФЬ]. Буква Ф.
Цели: познакомить со звуками [Ф – ФЬ];
закреплять умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат – твердые согласные, зеленый квадрат – мягкие согласные;
познакомить с буквой Ф как письменным знаком согласных звуков [Ф – ФЬ];
способствовать развитию фонематического слуха, восприятия;
воспитывать положительную мотивацию.
Оборудование: карта королевства, карточка с буквой Ф, счетные палочки, мяч, карточки со слогами, разрезная азбука, фишки красного цвета, карточка со схемой предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_f-f.docx | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Согласные звуки [Ф – ФЬ]. Буква Ф.
Цели: познакомить со звуками [Ф – ФЬ];
закреплять умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат – твердые согласные, зеленый квадрат – мягкие согласные;
познакомить с буквой Ф как письменным знаком согласных звуков [Ф – ФЬ];
способствовать развитию фонематического слуха, восприятия;
воспитывать положительную мотивацию.
Оборудование: карта королевства, карточка с буквой Ф, счетные палочки, мяч, карточки со слогами, разрезная азбука, фишки красного цвета, карточка со схемой предложения.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Коммуникативное упражнение «Здравствуйте!»
Я с утра пришла сюда,
Здравствуйте, мои друзья,
Здравствуй, солнце и земля,
Это я... (по очереди дети называют себя по имени)
Здравствуйте!
- Ребята, вы любите ходить в гости?
- У кого вы бывали в гостях?
Сегодня на занятии я приглашаю вас отправиться в страну, имя которой «Звуки».
II. Актуализация знаний детей.
- Ребята, в этой стране было два королевства (показываю карту королевства).
Жители одного королевства, которое маленькое, умеют громко кричать и стонать, петь, завывать и баюкать. Как вы уже догадались, жители этого королевства назывались…гласные.
- Каким цветом обозначаются на схеме гласные звуки? (красным)
- Давайте заглянем в это королевство.
Игра «Не ошибись».
- Сейчас я буду произносить звуки, а вы будете поднимать свои сигналы (квадраты красного цвета) только тогда, когда услышите гласный звук.(Называю звуки[А], [С], [У], [Д], [Э], [К], [О], [Ы], [К], [И], [Н], [В]).
- Жители большого королевства умеют шелестеть, скрипеть, даже фыркать и шипеть.
- Как называются жители этого королевства? (согласные)
- Каким цветом обозначаются твердые согласные на схеме? (синим) Мягкие согласные? (зеленым)
- Сейчас я назову твердый или мягкий согласный звук и передам мяч одному из вас. Тот, кто получил мяч, должен вспомнить и назвать его пару и вернуть мяч обратно. (Называю звуки [М], [Л], [КЬ], [НЬ], [Р], [ГЬ], [Д], [ВЬ]).
Молодцы!
III. Изучение нового материала.
- Ребята, давайте пройдем в королевство «Согласные»» и познакомимся поближе с его жителями. Но посмотрите, у ворот королевства стоит великий страж. Войти в королевство могут только те, кто отгадает его загадки. Ну, что, попробуем?
Праздник, праздник у ворот,
Кто встречать его пойдет?
Я, и верный мой дружок –
Красный маленький…
Флажок
- Назовите первый звук в слове «флажок» (звук [Ф]).
- Как вы считаете, этот звук гласный или согласный? (согласный) Почему? Твердый или мягкий? (твердый)
- Каким цветом мы будем обозначать звук [Ф] на схеме? (синим)
- Хлопните в ладоши, когда услышите слово со звуком [Ф]:
Фазан, одуванчик, фокусник, жирафы, ваза, фары, шарф, фотограф.
- Послушайте еще одну загадку:
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы совы и кто?
Филины
- Назовите первый звук в слове «филины» (звук [ФЬ]). Охарактеризуйте его (согласный, мягкий, обозначается на схеме зеленым цветом).
- Хлопками покажите количество слогов в слове «фи-ли-ны». Назовите первый слог, второй, третий.
- Составьте предложение со словом «филины», которое будет соответствовать схеме:
. |
- Путь в королевство открыт! Нас уже ожидает сама королева «Буква Ф». Но прежде чем нас принять, королева хочет узнать, какие гости к ней прибыли. Она предлагает нам вспомнить: звуки мы что делаем? (слышим и произносим). Но у каждого звука есть свой письменный знак – буква. Буквы мы что делаем? (видим и пишем).
- Звуки [Ф] и [ФЬ] обозначаются буквой Ф . А вот и сама королева, познакомьтесь с ней (показываю букву Ф).
- На что похожа буква Ф? (ответы детей)
Дедушка надел очки –
И смешно вдруг стало:
Он похож на букву Ф,
А я-то и не знала.
- Проведите указательным пальцем по этой букве.
- Возьмите из контейнера счетные палочки и выложите у себя на столе букву Ф.
- Какую букву вы сложили?
- Ребята, королева хочет показать нам свое королевство. Наша дорога идет по мосту. Переходим по мосту.
IV. Физкультминутка.
Топнем правою ногой,
Топнем левою ногой,
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой.
После – правою ногой.
Перешли мы мост с тобой.
V. Закрепление материала.
- Ребята, жители королевств были очень дружными, любили играть, ходить друг к другу в гости. Так образуются слоги.
Игровое упражнение «Что получится».
- Если я произнесу звук [А], потом звук [Ф], что получится? (АФ)
Если я произнесу [Ф], потом [У], что получится? (ФУ)
Если я произнесу [О], потом [Ф], что получится? (ОФ)
Если я произнесу [Ф], потом [Ы], что получится? (ФЫ)
- А теперь из букв разрезной азбуки составьте слоги (один человек работает у доски с помощью магнитной азбуки):
ФО УФ ФА ИФ
Молодцы!
- Слоги, в свою очередь, соединяясь вместе, образуют слова.
- Прочитайте слоги и договорите их до целого слова.
ФИ… (фигура, филин)
ФА… (фары, фартук)
VI. Итог занятия.
А теперь настала пора
Возвращаться нам, друзья.
Жители королевств благодарят вас за работу.
- Что нового узнали на занятии?
- С какой буквой познакомились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР по теме: "Звуки А, У. Буквы А, У."
Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по обучению грамоте. Проводится с целью закрепления знаний детей об изученных звуках А и У, обучения выделению этих звуков ...
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".
Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....
Тема "Тема: Звуки С, СЬ. Буква С."
Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Знакомство и уточнение артикуляции звуков С СЬ, знакомство с буквой С.Дифференциация С, СЬ в словах, фразах, связной речи.Развитие фонемат...
Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звуки [р], [р\']" буква Р» Лексическая тема: «Весна»
Конспект НОД предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп. Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графич...
Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".
Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки С, СЬ. Буква С.» Лексическая тема «Овощи»
Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука С, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; учить согласовывать существительные с прилагательными. Развиват...
Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Ё] – [Ю]. Буквы Ю, ю. Ё, ё.
Цель: обучение дифференциации звуков [Ё] – [Ю] и букв Ю, ю, Ё, ё в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...