Буква З. Звуки З,ЗЬ.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Познакомить детей с буквой З. Со звуками З,ЗЬ, с правильным произношением и написанием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_z_zvuk_zlj_z.docx | 357.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной группе (6-7 лет)
Тема: "Звуки [З]-[З’]. Буква З"
Доминирующая область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, двигательная.
Цель: Познакомить со звуками [З], [З’], буквой З.
Программные задачи:
-Вырабатывать навык четкого произношения звуков «[З], [З’]», формировать умения детей различать звуки по твердости и мягкости.
-Определять положение звука в слове, делить слова на слоги, делать звуковой анализ слова «роза».
- Развивать слуховое восприятие, внимание, фонематический слух.
-Развивать связную речь (умение отвечать полным ответом).
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, к окружающему миру.
Материалы и оборудование: 2 бумажных комарика, письмо, мяч, фишки красного, синего, зеленого цвета, набор картинок (ЗОНТ, КОРЗИНА, ЗЕБРА, ЗЕМЛЯНИКА, МЕДУЗА, ЗАМОК, ЗАБОР, АРБУЗ, КУКУРУЗА), рабочие тетради, ручка, простой карандаш, пазл «ЗВЕЗДА».
Предполагаемый результат: дети умеют выделять звук в слове и определять местоположение звука в слове, определяют, что звук З звонкий, может быть мягким и твёрдым.
Структура занятия
1. | Вводная часть | Сюрпризный момент Игра «Поймай комарика» | 5 мин |
2. | Основная часть | -Знакомство со звуком | |
- игра «Поймай звук» | |||
-игра «Четвёртый лишний» | |||
-звуковой анализ слова «роза» | |||
-физкультминутка | |||
-знакомство с буквой | |||
-прописывание буквы З | |||
-игра «Определи место» | |||
- игра «Собери пазл» | |||
3. | Заключительная часть | Подведение итогов |
Длительность занятия: 30 минут
Ход занятия
1.Водная часть.
( на ниточках висят комарики-один побольше, другой -поменьше)
Воспитатель: Утро начинается с сюрпризов. Как же попали в группу эти комарики? Очень странно. Ребята, какое сейчас время года? Что в это время делают насекомые? (выслушать ответы детей)
- Посмотрите, у комарика записка. Наверно, это для нас. (читает)
«Ребята, мы не успели найти себе на зиму убежище, очень замерзли и забыли свою песенку. Помогите нам вспомнить ее и найти местечко для зимовки.»
- Ребята, кто знает песенку комара? (З-з-з-з-з)
- А какую песенку будет петь маленький комарик? (зь-зь-зь-зь)
Воспитатель: Посмотрите на доску и назовите нарисованные на картинках предметы: ЗОНТ, КОРЗИНА, ЗЕБРА, ЗЕМЛЯНИКА, МЕДУЗА, ЗАМОК, ЗАБОР, АРБУЗ, КУКУРУЗА.
-Какой звук мы слышим в каждом слове?
Воспитатель: Правильно это звук З. Произнесите звук [З] и посмотрите как вы его произносите. Что происходит с губами, когда вы произносите звук [З]?
Дети: «Улыбаются».
Воспитатель: А язычок?
Дети: «Лежит у нижних зубов».
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, какой дует ветерок при произнесении звука.
Дети: Холодный.
Воспитатель: Молодцы, а сейчас мы с вами поиграем.
Д/И «Поймай комара»
-Я буду произносить, разные звуки, слоги и слова в которых встречается звук [З]. Как только вы его услышите, хлопните в ладоши.
М - З - Р – З - К – Т – З …; МА – ЗА – СО – ЗО – ПО – ЗЫ – СИ – ЗИ …; ЗЕБРА – МАК – РЫБА – ЗАБОТ – ЗАМОК – НАСОС - ЗЕМЛЯНИКА - …. ;
-Молодцы вы замечательно справились с заданием. (Садятся за столы)
2. Основная часть
- Знакомство со звуком
Воспитатель:
Угадайте, что за шапка
Меха целая охапка
Шапка бегает в бору
У стволов грызет кору (зайка)
Лежит веревка
Шипит плутовка
Брать её опасно
Укусит. Ясно? (змея)
От дождя спасает
А сам намокает
Хотя намокает
Но не промокает (зонт)
- Какой первый звук в этих отгадках? (з)
-Звук [З] – какой он?
Дети: согласный, твердый.
- Какой фишкой мы его обозначим?
Дети: Его мы будем обозначать фишкой синего цвета.
«Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнет перинки, над миром пушинки». (Зима).
- Звук [З’] –какой он?
Дети: согласный, мягкий. Его мы обозначим фишкой зеленого цвета.
- Игра «Поймай звук».
Закройте глаза, слушайте слова. Если в слове будет звук з, хлопните в ладошки, а если услышите звук зь – поднимите руку:
закат, зима, коза, зеркало, резина, зубы, корзина, газон, звонок, зебра
- «Четвертый лишний»
Назвать слово, в котором нет звука (з): роза, медуза, слеза, оса
- Работа в тетради ЗАС
Воспитатель: Молодцы! А теперь отгадайте загадку?
Как прекрасна королева –
королева всех цветов!
Но на стебле справа, слева –
ну, везде полно шипов!
Наклонять цветок не буду –
полюбуюсь им отсюда!
(роза)
(на доску повесить картинку розы)
Воспитатель: С помощью фишек сделайте звуковой анализ слова «роза». Постарайтесь работать самостоятельно. У доски работает Настя.
(по окончании работы предложить детям провести взаимопроверку- работа в парах)
- Физкультминутка: «Комарики»
Прилетели комары, (машут руками, передвигаясь по группе)
Как назойливы они,
Полетали, полетали,
Нас чуть-чуть не покусали. (пальчик к носу)
Мы в ладоши хлопнули, (хлопают)
Ножками притопнули. ( топают)
Испугались комары, улетели за дворы. ( присели, спрятались)
- Знакомство с буквой «З»
Воспитатель: Посмотрите, вот буква «З». (Выставляется карточка с изображением буквы «З»).
- На что она похожа?
З не просто завитушка
На эту букву посмотри,
З – пружинка, крендель, стружка
Она совсем как цифра 3
-Ребята, этой буквой обозначаются звуки [з] и [з’]. Она состоит – из двух полуколец, соединённых между собой или двух неполных кругов.
- Работа в тетради
Воспитатель: Найдите букву «З» в своей тетради. Проведите по ней пальчиком (обведите)
Напечатайте букву «З» в своих тетрадях. (следить за осанкой, моторикой рук)
- Наши пальчики устали, мы немного отдохнём.
- Пальчиковая гимнастика «Замок»
Исходное положение: Ладони прижать друг к другу, пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения.
На двери висит замок,
(Быстро соединять пальцы в замок и разъединять)
Кто его открыть бы смог?
Потянули!
(Пальцы - в замке, потянуть, не расцепляя)
Покрутили!
(Подвигать сцепленными пальцами от себя, к себе)
Постучали!
(Пальцы остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга).
И открыли! (Расцепить пальцы).
- Игра «Определи место»
Воспитатель: Приглашаю вас поиграть в игру «Определи место».
Правила таковы: я бросаю мяч по очереди и называю слово, в котором есть звук З, вам нужно определить место звука в слове – в начале, середине или в конце и бросить мяч обратно.
- Игра «Собери пазл»
Воспитатель: Ребята, вы любите собирать пазлы?(да)
-Собирать картинку нужно всем вместе, дружно и тогда нас точно ждет успех. Вы согласны? (коллективная работа детей)
- Что у нас получилось? (звезда)
- Есть ли в слове звезда буква, с которой мы сегодня познакомились?
-Сколько слогов в слове звезда? (два)
-Звезда, которую вы выложили - необычная звезда, она путеводная. Уважаемые комарики, мы сегодня с ребятами по-разному старались напомнить вам о том, какую песенку вы поете, когда летаете, а эта путеводная звезда укажет вам путь к месту, где вы сможете провести холодную зиму.
3. Заключительная часть
-Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились благодаря комарикам?
- А с какой буквой?
-Важно ли то, что мы узнали?
-Как вам это пригодится в жизни?
-Что было самым трудным? Почему?
Письмо
«Ребята, мы не успели найти себе на зиму убежище, очень замерзли и забыли свою песенку. Помогите нам вспомнить ее и найти местечко для зимовки.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"
Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...