Конспект занятия по обучению грамоте. Образовательная ситуация: «Буква Х. Звуки Х – Х”» в подготовительной группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Сочка Елена Алексеевна

Конспект и самоанализ занятия, разработан на основе материала по обучению граммоте под авторством Журовой Л.Е.,для дошкольников подготовительной группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ   ФЕДЕРАЦИЯ

  ТУЛЬСКАЯ   ОБЛАСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 5 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

301840, Тульская область, город Ефремов, улица Тульское шоссе

телефон (848741) 57800, e-mail: fatii5@tularegion.org

 

                         Конспект занятия

                      по обучению грамоте

              Образовательная ситуация:

               «Буква Х.  Звуки Х – Х”»

                в подготовительной группе

                                                             воспитатель Сочка Е.А.

                                              г. Ефремов, 2023 г.

Тема: Буква Х. Звуки Х - Хь.

Возрастная группа: Подготовительная к школе группа, дети 6-7 лет

Форма: Занятие, деятельностный подход

Форма организации: Групповая, индивидуальная

Интегрируемые образовательные области: Речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: Коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.

Цель: Закрепления у воспитанников представление о звуках [Х] и [Х`], знакомство с буквой «Х».

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять умение воспитанников давать сравнительную характеристику звуков X, Хь.
  • Отрабатывать навык определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
  • Познакомить с буквой «Х», усвоить зрительный образ буквы «Х».
  • Учить детей выкладывать букву Х из репья.
  • Закреплять умение детей дифференцировать звуки X, Хь в слогах и словах;

Развивающие:

  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • Развивать мыслительную деятельность;
  • Развивать фонематического слуха;
  • Развивать умения выполнять фонетический анализу двухсложных слов (на примере слов со звуками [Х] и [Х`]);
  • Развивать физиологическое и речевое дыхание, силу голоса;
  • Развивать эмоциональную сферу.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей позитивное отношения к данным занятиям.
  • Воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.
  • Воспитывать отношение к родному языку как ценности, умение чувствовать красоту языка, стремление говорить красиво

Развивающая среда: цветные квадраты на каждого ребенка (зеленый, синий, красный, сигнальные кружки для обозначения звука, картинки со слогами, карандаши, звуковая мозайка, карточки с изображением эмоции, мягкая игрушка (Хомяк), запись голоса хомяка и его храпа, коробка, индивидуальные карточки с заданием, печать, раскраска.

План занятия

I. Организационный момент

1. Проведение коммуникативной игры «Здравствуйте»

Педагог: Ребята, Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними и начнем занятие. А также, поздороваемся со своим телом.

Педагог : Здравствуйте!

Дети: Здравствуйте!

Здравствуйте, ладошки! (Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз.)

Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)
Здравствуйте, ножки! 
(«Пружинка»)
Топ-топ-топ! 
(Топают ногами.)
Здравствуйте, щечки! 
(Гладят ладонями щеки)
Плюх-плюх-плюх! 
(3 раза слегка похлопывают по щекам)
Пухленькие щечки! 
(Круговые движения кулачками по щекам)
Плюх-плюх-плюх! 
(3 раза слегка ударяют кулачками по щекам)
Здравствуйте, губки! 
(Качают головой вправо-влево)
Чмок-чмок-чмок! 
(3 раза чмокают губами)
Здравствуйте, зубки! 
(Качают головой вправо-влево)
Щелк-щелк-щелк! 
(3 раза щелкают зубами)
Здравствуй, здравствуй, язычок! 
(3 раза наклоняют голову вперед)
Чок-чок-чок! 
(3 раза щелкают языком)

Педагог: Молодцы ребятки! Скажите пожалуйста, а какое сейчас время года?

Дети: Весна!

Педагог: Молодцы! Посмотрите пожалуйста в окно и назовите признаки весны, которые мы здесь видим.

Дети: Солнышко пригревает, снега уже нет, он рас таил. На деревьях набухают почки.

Педагог: Какие признаки весны мы можем наблюдать на центральной стене, посмотрите пожалуйста?

Дети: прилетают птицы.

Педагог: Правильно, возвращаются перелетные птицы из теплых краев.

2. Распевка

Педагог: Молодцы! Ребята, А давайте немного спаём с нашими певчими птичками. Я буду поднимать руку, когда рука внизу - поем тихо, рука поднимается вверх - поем громче. А вы контролируете свое дыхание.

АААААаааааааа
ооооооОООООО
уууууУУУУУууууу
ИИИИИиииииИИИИ

2. Сообщение темы занятия.

Педагог: Молодцы! Ребята, вы слышите? Что это за звук? Чей же это храп? Давайте с вами найдем, откуда он издается и узнаем кто же храпит!

(Дети слышат фонограмму храпа «Х-х-х-х», педагог открывает большую коробку с мягкой игрушкой ХОМЯК, веки которого закрыты)

Ребята, кто это? Правильно хомяк! Ребятки, какой признак весны мы с вами ещё можем назвать? Всё верно, весной просыпаются звери, медведи, ежи, суслики, хомяки, бобры…

- Смотрите, и Хомяк проснулся. И он хочет нам что-то сказать.

Хомяк: Здравствуйте ребята! Меня звать Хомка. Помогите пожалуйста мне узнать с какого звука начинается моё имя и как он обозначается на письме.

Педагог: Ребята поможем Хомяку?

Дети: Да.

Педагог: Ребята, присаживаться на свои места. Спину держим ровненько, ноги по столом.

Педагог: Ребята, какого первый звук в слове «хомка». Полным ответом. Первый звук в слове «Хомка»….

Дети: Первый звук в слове «Хомка» - [Х].

Педагог: Правильно. Сегодня мы с нашим гостем Хомкой, познакомимся со звуками [Х] и [Х`] и научимся их различать. А также познакомимся с буквой «Ха», которая обозначает эти звуки на письме.

II. Основная часть.

1. Акустико-артикуляционная характеристика.

Педагог: Для начала послушайте как правильно произносится звук [х]:

  • губки и зубки свободны;
  • кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя щель для тёплого воздуха;
  • горлышко «молчит».

Педагог: Произнесите его.

Дети: Х.

Педагог: Скажите, какой это звук? Согласный или гласный?

Дети: Согласный.

Педагог: Почему?

Дети: потому что, когда мы его произносим есть преграда.

Педагог: Ребята, давайте с вами сделаем сравнительную характеристику.Какой звук слышится X или Хь, когда Хома смеётся: Ха-ха-ха? (X.) Хи-хи-хи? (Хь.). Воспитанники хором и индивидуально проговаривают звуки и дают их характеристику.

Звук Х — согласный, твёрдый, глухой (обозначаем фишкой синего цвета.

Звук Хь — согласный, мягкий, глухой (обозначаем фишкой зелёного цвета)

2. Работа со звуковыми фишками

Педагог: Ребята, давайте немного поиграем. Сейчас я буду говорить слова и слоги, а вы поднимаете фишку нужного цвета. Если слышится звук Х, то фишка-синего цвета, если звук Х’ – фишка зеленого цвета.

Ха, хи, ху, хе.
-художник -холод
-хома -халат
-орехи -охота
-хек -хижина

3. Соотнесение звуков с буквой.

Педагог: И как и у всех звуков, у звуков «Х и ХЬ», есть письменный знак, дом -это буква «ХА» обозначаются они одной буквой.

Педагог: Посмотрите, как она выглядит и скажите на что это буква похожа?

Дети: На вертушку, крест, на мельницу, на скрещенные пальцы….

Педагог: А теперь возьмите репей и выложите из них эту букву.

Звучит спокойная музыка, дети выкладывают букву Х.

Педагог: А теперь по очереди назовите какой звук обозначает буква, х или хь.

Педагог: Давайте с вами встанем и разомнемся.
4. Физминутка.

Хомка-хомка хомячок -------------- надуваем щеки как хомяк
Полосатенький бочок .
Хомка рано встает ------------- гладим себя по бокам потягиваемся
Щечки моет, глазки трет ------- действия согласно текста
Подметает Хомка хатку ------- имитация-подметаем
И выходит на зарядку. --------- шагают
Раз два три четыре пять ----------------- показываем – упражнения
Хомка сильным хочет стать ----------------- показывают силу
Все ребята по порядку -------------------- далее – зарядка
Сейчас сделают зарядку.

Педагог: Хома предлагает вам отправиться в его зеркальные комнаты. В каждой комнате своё эмоциональное настроение – Радость, Грусть, Удивление и злость. Попробуйте прочитать слоги по настроению со звуком х и хь. (Чтение слогов.)

5. Чтение слогов АХ, ОХ, УХ, ИХ, ХА, ХО, ХУ, ХИ.

6. Игровое упражнение «Звуковая мозайка». (Развитие фонематического слуха.)

Педагог: Хома посещает лесную школу, где ему приходится выполнять много заданий.

С некоторыми из них он никак не может справиться. Хома принёс с собой картинки и просит разложить их.

Педагог: Перед вами лежит полотно, на которое вы будете раскладывать картинке. По очереди берёте одну картинку и определяете, какой звук есть в названии этой картинке, твердый [х] или мягкий [хь]. Если в названии есть звук [х], то ее место на первой строчки синего цвета, если [хь] - на второй зелёного цвета. Затем определяете где она находиться, если в начале, то ей соответствует 1 столбик, в середине- второй, в конце- третий. Как разложите все картинке по своим местам, мы перевернем полотно и посмотрим правильно ли мы выполнили это задание или нет. У нас должна получиться картинка. Следите друг за другом, чтоб никто не допустил ошибки. Цель у нас одна, сделать всё правильно и получить смайлик.

Дети определяют, есть ли звуки [х], [хь] в названии картинок. Где они находятся: в начале, середине, конце слова. Расставляют картинки на наборном полотне.

Педагог: Картинки – хижина, петухи, муха.

7. Звуковой анализ слов Хома.

Педагог: Молодцы, ребята, вы помогли нашему гостю. Но почему же он загрустил? Он наверно хочет написать своё имя и сделать звуковую схему а у него не получается. Поможем Хомке?

Дети: Да.

III. Итог занятия..

1.Сюрприз от Хомки.

Педагог: Молодцы, помогли Хоме справиться с заданием.

Хома: Спасибо, ребята! Без вас я бы не справился и в благодарность хочу вам подарить подарок, раскраску, которую вы раскрасите  самостоятельно. А мне пора отправляться домой. До свиданья!

2. Подведение итогов.

Педагог: Скажите, кому мы сегодня помогали? И с какими звуками мы с вами сегодня познакомились? (Повторение характеристик звуков). Что удалось сегодня вам на занятии, а может что-то показалось трудным? (ответы детей)

Педагог: Если вам понравилось занятие, то поставьте печать рядом с весёлым смайликом, если не понравилось, то с грустным. А если вы не знаете, то с удивлённым.

Самоанализ открытого занятия по грамоте в подготовительной группе на тему: Буква Х. Звуки Х - Хь.

Занятие проводила с детьми подготовительной группы.

Дети легко идут на контакт с педагогом. Умеют слушать и слышать как педагога, так и друг друга.

Целью занятия являлось закрепления у воспитанников представление о звуках [Х] и [Х`], знакомство с буквой «Х».

Мною были поставлены следующие задачи.

Образовательные:

 -Познакомить с буквой «Х», усвоить зрительный образ буквы «Х»; -Научить детей выкладывать букву Х из репья;

-Отрабатывать навык определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова);

-Закрепить умение воспитанников давать сравнительную характеристику звуков X, Хь;

-Закрепить умение детей дифференцировать звуки X, Хь в слогах и словах

. Развивающие:

-Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; -Развивать мыслительную деятельность;

-Развивать фонематического слуха; ---Развивать умения выполнять фонетический анализу двухсложных слов (на примере слов со звуками [Х] и [Х`]);

-Развивать физиологическое и речевое дыхание, силу голоса; -Развивать эмоциональную сферу.

 Воспитывающие: 

-Воспитывать у детей позитивное отношения к данным занятиям;  

-Воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.

- Воспитывать отношение к родному языку как ценности, умение чувствовать красоту языка, стремление говорить красиво

Усложнение: упражнение «Составь предложение» для читающих детей. Детям предлагается составить из предложенных слов предложения и прочитать их

Развивающая среда:

цветные квадраты на каждого ребенка (зеленый, синий, красный, сигнальные кружки для обозначения звука, картинки со слогами, карандаши, звуковая мозайка, карточки с изображением эмоции, мягкая игрушка (Хомяк), запись голоса хомяка и его храпа, коробка, индивидуальные карточки с заданием, печать, раскраска.

Интеграция видов детской деятельности:

-речевое развитие ;

-физическое развитие;

-познавательное развитие.

Методы:

-словесные: проблемные  и стимулирующие вопросы к детям, помогающие ребенку найти ответ; беседа,  объяснение, художественное слово, рассказ педагога;

-наглядные: карточки со слогами и буквами, демонстрационное полотно,  иллюстрации;

-игровые:, дидактические игры для активизации словаря, словесные игры,  игровая мотивация ( игрушка хомяк).

-создание успеха: смайлики на шкафчики, раскраски в подарок.

Формы организации занятия:

-групповые;

-индивидуальные.

Формы организации детской деятельности:

-игровая;

-коммуникативная;

-двигательная;

-познавательная;

Использования современных технологий:

-игровые;

-проблемные ситуация;

-познавательная деятельность.

Формы организации совместной деятельности педагога с детьми на принципах партнерского взаимодействия:

-взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе);

-свободное размещение, перемещение детей;

-общение детей в процессе деятельности.

Мотивационный этап. 

 Мотивация детей на занятие  включала в себя  создание положительного эмоционального  настроя  дошкольников через динамическую  игру-разминку  в начале занятия, «Приветствие» в стихотворной форме» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.

активизацию дошкольников через игровой прием ( разбудить игрушку-хомяка) На занятии использовалась звукозапись, голос хомяка, которая усиливала эмоциональное восприятие.   Организационная деятельность, подготовка к занятию осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами, соответствующими данному возрасту детей и комлексно-тематическому планированию Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме. По своей структуре занятие состоит из трёх частей.

Структура занятия  

- Водная часть: (организация детей) – 5 минуты

- Основная часть: (практическая деятельность) - 20 минут

- Заключительная часть (подведение итогов) 5 минуты

      Данная  структура вполне оправдана, так как каждая часть  занятия направлена на решение определенных педагогических задач и предполагает выбор адекватных методов и приемов.

Водная часть занятия предполагала  организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность, объяснение. Это было  сделано с помощью  игрушки – хомяка, игрового динамического  упражнения «Приветствие» Данное упражнение было направлено на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между воспитателем  и детьми.

Занятие динамичное,  включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности, которая позволила избежать утомляемости детей.

         Основная часть занятия- 

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей:

Речевое развитие (развивала артикуляционную моторику, физиологическое и речевое дыхание, силу голоса)

Познавательное развитие: (повторили все признаки весны)

 Социально-коммуникативное ( дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстник, самостоятельно выражали доброжелательность и помощь соседу.

Физическое развитие ( развивала двигательное воображение и координацию движений).

Использование говорящей игрушки «Хомяк», помогло в интересной игровой форме реализовать основную обучающую задачу - умение воспитанников давать сравнительную характеристику звуков X, Хь и умение дифференцировать звуки X, Хь в слогах и словах, закреплять умение интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность, давать им характеристику; определять количество и последовательность слов в предложении и составлять предложения с заданным количеством слов ( для читающих детей), знать названия букв, читать слоги. Моя роль сводилась к стимулированию речемыслительной деятельности детей, формированию у них умений анализировать слово, определять  место звука в слове, выделять ударные и безударные гласные звуки, вызову у детей желания к чтению.Это помогло добиться оптимального результата.

В каждом моменте занятия я старалась услышать развернутые ответы детей, помогала активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.

Создание проблемной ситуации активизировало мыслительную и речевую деятельность детей,

Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.

Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

 В заключительной части занятия подводился итог  деятельности, используя метод анализа успешности выполнения заданий.

            Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 30 минут. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены.

 В этой части занятия я продумала метод рефлексии с помощью игрушечного хомяка , который помог дошкольникам лучше запомнить речевой материал. Итог занятия был организован в виде поощрения. Каждый ребенок получил раскраску.

Я считаю, что мне удалось добиться поставленных задач. Образовательная деятельность получилась насыщенной, интересной. Логичность построения различных видов деятельности, позволило провести ее, не выходя за рамки времени – 30 минут. В дальнейшем следует продолжить  применять игровые приемы и проблемные ситуации, которые стимулируют и поддерживают  интерес ребенка  к самостоятельной и практической деятельности на протяжении всего занятия.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию - обучение грамоте на тему: Буква Х. Звуки Х – Хь. Чтение слогов, слов.

Занятие ориентировано для детей подготовительной группы. Тема: Буква Х. Звуки Х – Хь.Цель: формировать правильное произношение звуков  [х], [х′]  в слогах, словах, фразах, отличать...

Методическая разработка. Конспект по обучению грамоте.Занимательная азбука. «Знакомство со звуком и буквой К»

Цели: Цель: познакомить со звуком и буквой К и научить детей правильно произносить детей звук К.Задачи:·         познакомить со звуком и буквой К·...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте на тему "Буква Т, звуки Т и ТЬ".

Данный материал поможет вам провести занятие по подготовке к обучению грамоте в интересной форме. Занятие понравится и детям....

Конспект по обучению грамоте. Знакомство с Буквой (О) и и звуком (О).

Конспект по обучению грамоте, подготовительная группа....

Конспект занятия обучение грамоте «Знакомство с буквой "К" и "Кь"( подготовительная группа).

Цель: познакомить детей с буквой "К."и "КЬ"Задачи:-совершенствовать умения анализировать предложение и составлять его из букв.— познакомить с буквой К.— упражнять ...

Занятие по обучению грамоте «Гласная двузначная буква «Ю» звуки «й,у» (подготовительная группа)

Занятие по обучению грамоте «Гласная двузначная буква «Ю»звуки «й,у»(подготовительная группа)...