Конспект занятия по обучению грамоте. Образовательная ситуация: «Буква Х. Звуки Х – Х”» в подготовительной группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект и самоанализ занятия, разработан на основе материала по обучению граммоте под авторством Журовой Л.Е.,для дошкольников подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект и самоанализ занятия по обучению граммоте. | 38.86 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 5 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
301840, Тульская область, город Ефремов, улица Тульское шоссе
телефон (848741) 57800, e-mail: fatii5@tularegion.org
Конспект занятия
по обучению грамоте
Образовательная ситуация:
«Буква Х. Звуки Х – Х”»
в подготовительной группе
воспитатель Сочка Е.А.
г. Ефремов, 2023 г.
Тема: Буква Х. Звуки Х - Хь.
Возрастная группа: Подготовительная к школе группа, дети 6-7 лет
Форма: Занятие, деятельностный подход
Форма организации: Групповая, индивидуальная
Интегрируемые образовательные области: Речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: Коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.
Цель: Закрепления у воспитанников представление о звуках [Х] и [Х`], знакомство с буквой «Х».
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять умение воспитанников давать сравнительную характеристику звуков X, Хь.
- Отрабатывать навык определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
- Познакомить с буквой «Х», усвоить зрительный образ буквы «Х».
- Учить детей выкладывать букву Х из репья.
- Закреплять умение детей дифференцировать звуки X, Хь в слогах и словах;
Развивающие:
- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- Развивать мыслительную деятельность;
- Развивать фонематического слуха;
- Развивать умения выполнять фонетический анализу двухсложных слов (на примере слов со звуками [Х] и [Х`]);
- Развивать физиологическое и речевое дыхание, силу голоса;
- Развивать эмоциональную сферу.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей позитивное отношения к данным занятиям.
- Воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.
- Воспитывать отношение к родному языку как ценности, умение чувствовать красоту языка, стремление говорить красиво
Развивающая среда: цветные квадраты на каждого ребенка (зеленый, синий, красный, сигнальные кружки для обозначения звука, картинки со слогами, карандаши, звуковая мозайка, карточки с изображением эмоции, мягкая игрушка (Хомяк), запись голоса хомяка и его храпа, коробка, индивидуальные карточки с заданием, печать, раскраска.
План занятия
I. Организационный момент
1. Проведение коммуникативной игры «Здравствуйте»
Педагог: Ребята, Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними и начнем занятие. А также, поздороваемся со своим телом.
Педагог : Здравствуйте!
Дети: Здравствуйте!
Здравствуйте, ладошки! (Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз.)
Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)
Здравствуйте, ножки! («Пружинка»)
Топ-топ-топ! (Топают ногами.)
Здравствуйте, щечки! (Гладят ладонями щеки)
Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам)
Пухленькие щечки! (Круговые движения кулачками по щекам)
Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка ударяют кулачками по щекам)
Здравствуйте, губки! (Качают головой вправо-влево)
Чмок-чмок-чмок! (3 раза чмокают губами)
Здравствуйте, зубки! (Качают головой вправо-влево)
Щелк-щелк-щелк! (3 раза щелкают зубами)
Здравствуй, здравствуй, язычок! (3 раза наклоняют голову вперед)
Чок-чок-чок! (3 раза щелкают языком)
Педагог: Молодцы ребятки! Скажите пожалуйста, а какое сейчас время года?
Дети: Весна!
Педагог: Молодцы! Посмотрите пожалуйста в окно и назовите признаки весны, которые мы здесь видим.
Дети: Солнышко пригревает, снега уже нет, он рас таил. На деревьях набухают почки.
Педагог: Какие признаки весны мы можем наблюдать на центральной стене, посмотрите пожалуйста?
Дети: прилетают птицы.
Педагог: Правильно, возвращаются перелетные птицы из теплых краев.
2. Распевка
Педагог: Молодцы! Ребята, А давайте немного спаём с нашими певчими птичками. Я буду поднимать руку, когда рука внизу - поем тихо, рука поднимается вверх - поем громче. А вы контролируете свое дыхание.
АААААаааааааа
ооооооОООООО
уууууУУУУУууууу
ИИИИИиииииИИИИ
2. Сообщение темы занятия.
Педагог: Молодцы! Ребята, вы слышите? Что это за звук? Чей же это храп? Давайте с вами найдем, откуда он издается и узнаем кто же храпит!
(Дети слышат фонограмму храпа «Х-х-х-х», педагог открывает большую коробку с мягкой игрушкой ХОМЯК, веки которого закрыты)
Ребята, кто это? Правильно хомяк! Ребятки, какой признак весны мы с вами ещё можем назвать? Всё верно, весной просыпаются звери, медведи, ежи, суслики, хомяки, бобры…
- Смотрите, и Хомяк проснулся. И он хочет нам что-то сказать.
Хомяк: Здравствуйте ребята! Меня звать Хомка. Помогите пожалуйста мне узнать с какого звука начинается моё имя и как он обозначается на письме.
Педагог: Ребята поможем Хомяку?
Дети: Да.
Педагог: Ребята, присаживаться на свои места. Спину держим ровненько, ноги по столом.
Педагог: Ребята, какого первый звук в слове «хомка». Полным ответом. Первый звук в слове «Хомка»….
Дети: Первый звук в слове «Хомка» - [Х].
Педагог: Правильно. Сегодня мы с нашим гостем Хомкой, познакомимся со звуками [Х] и [Х`] и научимся их различать. А также познакомимся с буквой «Ха», которая обозначает эти звуки на письме.
II. Основная часть.
1. Акустико-артикуляционная характеристика.
Педагог: Для начала послушайте как правильно произносится звук [х]:
- губки и зубки свободны;
- кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя щель для тёплого воздуха;
- горлышко «молчит».
Педагог: Произнесите его.
Дети: Х.
Педагог: Скажите, какой это звук? Согласный или гласный?
Дети: Согласный.
Педагог: Почему?
Дети: потому что, когда мы его произносим есть преграда.
Педагог: Ребята, давайте с вами сделаем сравнительную характеристику.Какой звук слышится X или Хь, когда Хома смеётся: Ха-ха-ха? (X.) Хи-хи-хи? (Хь.). Воспитанники хором и индивидуально проговаривают звуки и дают их характеристику.
Звук Х — согласный, твёрдый, глухой (обозначаем фишкой синего цвета.
Звук Хь — согласный, мягкий, глухой (обозначаем фишкой зелёного цвета)
2. Работа со звуковыми фишками
Педагог: Ребята, давайте немного поиграем. Сейчас я буду говорить слова и слоги, а вы поднимаете фишку нужного цвета. Если слышится звук Х, то фишка-синего цвета, если звук Х’ – фишка зеленого цвета.
Ха, хи, ху, хе.
-художник -холод
-хома -халат
-орехи -охота
-хек -хижина
3. Соотнесение звуков с буквой.
Педагог: И как и у всех звуков, у звуков «Х и ХЬ», есть письменный знак, дом -это буква «ХА» обозначаются они одной буквой.
Педагог: Посмотрите, как она выглядит и скажите на что это буква похожа?
Дети: На вертушку, крест, на мельницу, на скрещенные пальцы….
Педагог: А теперь возьмите репей и выложите из них эту букву.
Звучит спокойная музыка, дети выкладывают букву Х.
Педагог: А теперь по очереди назовите какой звук обозначает буква, х или хь.
Педагог: Давайте с вами встанем и разомнемся.
4. Физминутка.
Хомка-хомка хомячок -------------- надуваем щеки как хомяк
Полосатенький бочок .
Хомка рано встает ------------- гладим себя по бокам потягиваемся
Щечки моет, глазки трет ------- действия согласно текста
Подметает Хомка хатку ------- имитация-подметаем
И выходит на зарядку. --------- шагают
Раз два три четыре пять ----------------- показываем – упражнения
Хомка сильным хочет стать ----------------- показывают силу
Все ребята по порядку -------------------- далее – зарядка
Сейчас сделают зарядку.
Педагог: Хома предлагает вам отправиться в его зеркальные комнаты. В каждой комнате своё эмоциональное настроение – Радость, Грусть, Удивление и злость. Попробуйте прочитать слоги по настроению со звуком х и хь. (Чтение слогов.)
5. Чтение слогов АХ, ОХ, УХ, ИХ, ХА, ХО, ХУ, ХИ.
6. Игровое упражнение «Звуковая мозайка». (Развитие фонематического слуха.)
Педагог: Хома посещает лесную школу, где ему приходится выполнять много заданий.
С некоторыми из них он никак не может справиться. Хома принёс с собой картинки и просит разложить их.
Педагог: Перед вами лежит полотно, на которое вы будете раскладывать картинке. По очереди берёте одну картинку и определяете, какой звук есть в названии этой картинке, твердый [х] или мягкий [хь]. Если в названии есть звук [х], то ее место на первой строчки синего цвета, если [хь] - на второй зелёного цвета. Затем определяете где она находиться, если в начале, то ей соответствует 1 столбик, в середине- второй, в конце- третий. Как разложите все картинке по своим местам, мы перевернем полотно и посмотрим правильно ли мы выполнили это задание или нет. У нас должна получиться картинка. Следите друг за другом, чтоб никто не допустил ошибки. Цель у нас одна, сделать всё правильно и получить смайлик.
Дети определяют, есть ли звуки [х], [хь] в названии картинок. Где они находятся: в начале, середине, конце слова. Расставляют картинки на наборном полотне.
Педагог: Картинки – хижина, петухи, муха.
7. Звуковой анализ слов Хома.
Педагог: Молодцы, ребята, вы помогли нашему гостю. Но почему же он загрустил? Он наверно хочет написать своё имя и сделать звуковую схему а у него не получается. Поможем Хомке?
Дети: Да.
III. Итог занятия..
1.Сюрприз от Хомки.
Педагог: Молодцы, помогли Хоме справиться с заданием.
Хома: Спасибо, ребята! Без вас я бы не справился и в благодарность хочу вам подарить подарок, раскраску, которую вы раскрасите самостоятельно. А мне пора отправляться домой. До свиданья!
2. Подведение итогов.
Педагог: Скажите, кому мы сегодня помогали? И с какими звуками мы с вами сегодня познакомились? (Повторение характеристик звуков). Что удалось сегодня вам на занятии, а может что-то показалось трудным? (ответы детей)
Педагог: Если вам понравилось занятие, то поставьте печать рядом с весёлым смайликом, если не понравилось, то с грустным. А если вы не знаете, то с удивлённым.
Самоанализ открытого занятия по грамоте в подготовительной группе на тему: Буква Х. Звуки Х - Хь.
Занятие проводила с детьми подготовительной группы.
Дети легко идут на контакт с педагогом. Умеют слушать и слышать как педагога, так и друг друга.
Целью занятия являлось закрепления у воспитанников представление о звуках [Х] и [Х`], знакомство с буквой «Х».
Мною были поставлены следующие задачи.
Образовательные:
-Познакомить с буквой «Х», усвоить зрительный образ буквы «Х»; -Научить детей выкладывать букву Х из репья;
-Отрабатывать навык определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова);
-Закрепить умение воспитанников давать сравнительную характеристику звуков X, Хь;
-Закрепить умение детей дифференцировать звуки X, Хь в слогах и словах
. Развивающие:
-Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; -Развивать мыслительную деятельность;
-Развивать фонематического слуха; ---Развивать умения выполнять фонетический анализу двухсложных слов (на примере слов со звуками [Х] и [Х`]);
-Развивать физиологическое и речевое дыхание, силу голоса; -Развивать эмоциональную сферу.
Воспитывающие:
-Воспитывать у детей позитивное отношения к данным занятиям;
-Воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.
- Воспитывать отношение к родному языку как ценности, умение чувствовать красоту языка, стремление говорить красиво
Усложнение: упражнение «Составь предложение» для читающих детей. Детям предлагается составить из предложенных слов предложения и прочитать их
Развивающая среда:
цветные квадраты на каждого ребенка (зеленый, синий, красный, сигнальные кружки для обозначения звука, картинки со слогами, карандаши, звуковая мозайка, карточки с изображением эмоции, мягкая игрушка (Хомяк), запись голоса хомяка и его храпа, коробка, индивидуальные карточки с заданием, печать, раскраска.
Интеграция видов детской деятельности:
-речевое развитие ;
-физическое развитие;
-познавательное развитие.
Методы:
-словесные: проблемные и стимулирующие вопросы к детям, помогающие ребенку найти ответ; беседа, объяснение, художественное слово, рассказ педагога;
-наглядные: карточки со слогами и буквами, демонстрационное полотно, иллюстрации;
-игровые:, дидактические игры для активизации словаря, словесные игры, игровая мотивация ( игрушка хомяк).
-создание успеха: смайлики на шкафчики, раскраски в подарок.
Формы организации занятия:
-групповые;
-индивидуальные.
Формы организации детской деятельности:
-игровая;
-коммуникативная;
-двигательная;
-познавательная;
Использования современных технологий:
-игровые;
-проблемные ситуация;
-познавательная деятельность.
Формы организации совместной деятельности педагога с детьми на принципах партнерского взаимодействия:
-взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе);
-свободное размещение, перемещение детей;
-общение детей в процессе деятельности.
Мотивационный этап.
Мотивация детей на занятие включала в себя создание положительного эмоционального настроя дошкольников через динамическую игру-разминку в начале занятия, «Приветствие» в стихотворной форме» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.
активизацию дошкольников через игровой прием ( разбудить игрушку-хомяка) На занятии использовалась звукозапись, голос хомяка, которая усиливала эмоциональное восприятие. Организационная деятельность, подготовка к занятию осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами, соответствующими данному возрасту детей и комлексно-тематическому планированию Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме. По своей структуре занятие состоит из трёх частей.
Структура занятия
- Водная часть: (организация детей) – 5 минуты
- Основная часть: (практическая деятельность) - 20 минут
- Заключительная часть (подведение итогов) 5 минуты
Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть занятия направлена на решение определенных педагогических задач и предполагает выбор адекватных методов и приемов.
Водная часть занятия предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность, объяснение. Это было сделано с помощью игрушки – хомяка, игрового динамического упражнения «Приветствие» Данное упражнение было направлено на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между воспитателем и детьми.
Занятие динамичное, включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности, которая позволила избежать утомляемости детей.
Основная часть занятия-
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей:
Речевое развитие (развивала артикуляционную моторику, физиологическое и речевое дыхание, силу голоса)
Познавательное развитие: (повторили все признаки весны)
Социально-коммуникативное ( дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстник, самостоятельно выражали доброжелательность и помощь соседу.
Физическое развитие ( развивала двигательное воображение и координацию движений).
Использование говорящей игрушки «Хомяк», помогло в интересной игровой форме реализовать основную обучающую задачу - умение воспитанников давать сравнительную характеристику звуков X, Хь и умение дифференцировать звуки X, Хь в слогах и словах, закреплять умение интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность, давать им характеристику; определять количество и последовательность слов в предложении и составлять предложения с заданным количеством слов ( для читающих детей), знать названия букв, читать слоги. Моя роль сводилась к стимулированию речемыслительной деятельности детей, формированию у них умений анализировать слово, определять место звука в слове, выделять ударные и безударные гласные звуки, вызову у детей желания к чтению.Это помогло добиться оптимального результата.
В каждом моменте занятия я старалась услышать развернутые ответы детей, помогала активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Создание проблемной ситуации активизировало мыслительную и речевую деятельность детей,
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
В заключительной части занятия подводился итог деятельности, используя метод анализа успешности выполнения заданий.
Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 30 минут. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены.
В этой части занятия я продумала метод рефлексии с помощью игрушечного хомяка , который помог дошкольникам лучше запомнить речевой материал. Итог занятия был организован в виде поощрения. Каждый ребенок получил раскраску.
Я считаю, что мне удалось добиться поставленных задач. Образовательная деятельность получилась насыщенной, интересной. Логичность построения различных видов деятельности, позволило провести ее, не выходя за рамки времени – 30 минут. В дальнейшем следует продолжить применять игровые приемы и проблемные ситуации, которые стимулируют и поддерживают интерес ребенка к самостоятельной и практической деятельности на протяжении всего занятия.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию - обучение грамоте на тему: Буква Х. Звуки Х – Хь. Чтение слогов, слов.
Занятие ориентировано для детей подготовительной группы. Тема: Буква Х. Звуки Х – Хь.Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать...
Методическая разработка. Конспект по обучению грамоте.Занимательная азбука. «Знакомство со звуком и буквой К»
Цели: Цель: познакомить со звуком и буквой К и научить детей правильно произносить детей звук К.Задачи:· познакомить со звуком и буквой К·...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте на тему "Буква Т, звуки Т и ТЬ".
Данный материал поможет вам провести занятие по подготовке к обучению грамоте в интересной форме. Занятие понравится и детям....
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте на тему: "Буква и звук Л"
Конспект ОД по обучению грамоте "Буква и звук Л"...
Конспект по обучению грамоте. Знакомство с Буквой (О) и и звуком (О).
Конспект по обучению грамоте, подготовительная группа....
Конспект занятия обучение грамоте «Знакомство с буквой "К" и "Кь"( подготовительная группа).
Цель: познакомить детей с буквой "К."и "КЬ"Задачи:-совершенствовать умения анализировать предложение и составлять его из букв.— познакомить с буквой К.— упражнять ...
Занятие по обучению грамоте «Гласная двузначная буква «Ю» звуки «й,у» (подготовительная группа)
Занятие по обучению грамоте «Гласная двузначная буква «Ю»звуки «й,у»(подготовительная группа)...