Звук В и буква В, в.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Занятие по обучению грамоте
в подготовительной группе (6-7 лет)
на тему «Буква В, в. Звуки [В], [В’].»
Доминирующая область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, двигательная
Цель: Познакомить с буквой В. Учить дифференцировать звуки [В‘], [В‘] по твёрдости-мягкости.
Программное содержание:
- уточнить фонематическое представление детей о новом звуке.
- познакомить с буквой В, в.
- продолжать учить определять позицию звука [в] в слове (начало, середина, конец).
-учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже.
-Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие, память, мелкую моторику.
-Воспитывать интерес к занятиям.
Материалы: картинки мальчика и девочки, воробья, (Ведро, Веник, Вилка, Ковер, Волк. Вагон, Вулкан), тетради, карандаши, образец напечатанной буквы В, в. Картинка на что похожа буква, таблица слияния слогов.
Предполагаемый результат: дети умеют выделять звук в слове и определять местоположение звука в слове, определяют, что звук [В] звонкий, может быть мягким и твёрдым.
Структура занятия
1 | Вводная часть | Игра «Один-много» | 3 мин |
2. | Основная часть | Актуализация знаний | 25 мин |
Звуки [В], [В’] | |||
Мягкий и твёрдый звук | |||
Работа в тетради «Место звука в слове» | |||
Физкультминутка | |||
Игра «Доскажи словечко» | |||
Буква В. Печатание буквы В | |||
Чтение слогов с буквой В | |||
Словесные игры | |||
3. | Заключительная часть | Подведение итогов | 2 мин |
Длительность занятия: 30 минут
Ход занятия
- Вводная часть. Игра «Один-много»
-Ребята, давайте поиграем в игру «Один - много». Я бросаю мяч и называю слово, а вы называете его во множественном числе.
Например: Грач –грачи.
(Воробей, ворона, голубь, снегирь, синица, сова, дятел, галка, сорока, дрозд, кукушка, клёст и т.д.)
-Кого мы с вами сейчас называли? (птиц)
Хорошо поиграли.
- Основная часть.
- Актуализация знаний
- На какие две группы делятся звуки? (гласные, согласные)
- Какие звуки мы называем гласными? (произносятся долго, нараспев; воздух не встречает препятствий на своём пути, всегда с участием голоса).
- Каким цветом в звуковом анализе обозначаем гласные звуки?
- Какие звуки называем согласными? (воздух встречает препятствие на своём пути, состоят из шума и голоса или только из шума)
- Какими могут быть согласные звуки? (звонкими или глухими; твердыми или мягкими).
- Каким цветом обозначаем твердые согласные звуки? А мягкие согласные?
- Звуки [В], [В’].
Сегодня мы будем продолжать знакомиться со звуками.
А какие это будут звуки, Вы сами чуть позже скажите. Для этого давайте познакомимся с гостями, которые пришли к нам на занятие. На доску вывешиваются изображения мальчика и девочки.
-Это Вова и Вика. (картинки)
- Как зовут мальчика? (Вова).
- Какой первый звук в слове Вова? ([В]).
- Дайте характеристику звуку [В].
[В] – согласный, звонкий, твердый (каждая характеристика проверяется педагогом и детьми- наличие препятствия для воздуха, работа голосовых связок (ладонь на горлышке), твердое произнесение).
Обозначаем синей фишкой.
Составьте звуковую модель слова Вова (один ребенок у доски, остальные у себя на партах)
- Сколько слогов в слове Вова? (2)
- Как зовут девочку? (Вика).
- Какой первый звук в слове Вика? ([В’]).
- Дайте характеристику звуку [В’].
[В*] – согласный, звонкий, мягкий. Обозначаем зеленой фишкой.
Составьте звуковую модель слова Вика (один ребенок у доски, остальные у себя на партах)
- Сколько слогов в слове Вика? (2)
-Молодцы!
-С какими звуками мы сегодня познакомились на занятии? ([В], [В’]). Правильно, молодцы!
- «Мягкий и твердый звук.»
-Ребята, Вова и Вика несли вам картинки и по дороге их рассыпали. Все картинки перемешались, давайте поможем ребятам собрать картинки. Только Вова собирает картинки с твердым звуком, а Вика с мягким.
(Ведро, Веник, Вилка, Ковер, Волк. Вагон, Вулкан и т.д.)
- Работа в тетради «Определи место звука в слове»
- Физкультминутка
Раз — подняться, подтянуться,
Два — согнуться, разогнуться,
Три — в ладошки три хлопка, головою три кивка,
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на стульчик сесть опять.
- Игра "Доскажи словечко".
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет
Наш российский... (вертолет).
Чтобы лился дождик с неба,
Чтобы росли колосья хлеба,
чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Жить нельзя нам без... (воды).
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков,
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик-чирик! не робей!
Я - бывалый... (воробей)
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
крикунья хрипловатая,
Известная персона,
Зовут ее... (ворона).
- Буква В, в. Работа в тетради «Печатание буквы В»
-Мы говорили о звуках [в], [в']. А сейчас мы познакомимся с буквой В. На доске висит изображение буквы «В»
-«Звук [в], который мы сегодня изучали, обозначается буквой «В». Посмотрите, пожалуйста, на доску. У меня на доске изображены две буквы: заглавная и строчная. Посмотрите, как они выглядят».
Воспитатель показывает указкой сначала одну букву, затем другую.
-«Буква В состоит из трех элементов. Из одной вертикальной палочки и двух полуовалов».
-«Сейчас я вам раздам буквы. А теперь, давайте обведем букву по контуру сначала двумя пальчиками. Сначала пальчиками мы обведем вертикальную палочку, затем верхний полуовал, а затем нижний. (Дети обводят.) А теперь – одним пальчиком. (Дети обводят.) А теперь давайте глазками посмотрим на букву. Давайте так же глазками обведем букву. (Дети обводят.)»
У буквы В, ну прямо смехота –
На удивление два живота.
- Чтение слогов и слов с буквой В (схема -тренажёр)
- Словесные игры.
"Чей? Чья? Чьи?"
На доске выставляется картинка - воробей.
Клюв чей? - воробьиный.
Голова чья? - воробьиная.
Ноги чьи? - воробьиные.
Хвост чей? - воробьиный.
Перышко чье? - воробьиное.
"Мама, папа, детки"
Мама - воробьиха,
детка - воробушек,
детки (много) - воробушки.
"Назови ласково"
Воробей - воробушек, воробьишка.
3.Заключительная часть. Рефлексия.
-О какой букве и о каких звуках мы сегодня говорили?
- Дайте характеристику этих звуков.
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...
Индивидуальное занятие для детей старшей группы с проблемами запоминания букв на тему: " Буква К """
Цель: закрепление буквы "К". Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...
Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
"В гости к тётушке Звукве"
Канспект НОД по развитию речи в подготовительной группе....
Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.
Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.Развитие фонетических представлений, навыков звукового и сло...