Картотека сюжетно-ролевых игр для детей страшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей страшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_syuzhetno_rolevyh_igr_5_6_let.docx | 69.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Сборник сюжетно-ролевых игр для детей страшего дошкольного возраста.
Сентябрь
Тема: «Наш любимый детский сад»
Цели: Формирование представления воспитанников о детском садике как общем доме; знакомство воспитанников с особенностями работы детского сада; знакомство с помещением детского сада, его участком; знакомство воспитанников с трудом сотрудников ДОУ, показать значимость их труда; воспитание любви, уважения к сотрудникам детского сада и желание им помогать; знакомство с традициями детского сада, в частности, с празднованием Дня рождения ДОУ; способствовать развитию творческого потенциала воспитанников и их родителей.
Игровой материал: халат для воспитателя, фартуки, карточки с буквами, музыкальные инструменты, колпак повара, посуда.
Игровые действия: Воспитатель принимает детей, беседует с родителями, проводит утреннюю зарядку, занятия, организует игры. Младший воспитатель следит за порядком в группе, оказывает помощь воспитателю в подготовке к занятиям, получает еду. Логопед занимается с детьми постановками звуков, развитием речи. Муз. руководитель проводит муз. деятельность. Врач осматривает детей, слушает, делает назначения. Медсестра взвешивает, измеряет детей, делает прививки, уколы, дает таблетки, проверяет чистоту групп, кухни. Повар готовит еду, выдает ее помощникам воспитателя.
Тема: "Юные пожарные"
Цели: формирование представлений о профессии пожарного. Развивать умение выстраивать игровое поведение в соответствии с возложенной ролью.
Игровой материал: накидки для пожарных, каски, руль, игрушечные огнетушители, халаты для врачей.
Игровые действия: Беседа с детьми о профессиях и их должностных обязанностях, переводя беседу на профессию «пожарный» через загадку Воспитатель: «1,2,3,4 –оказались мы в квартире. Люди все тихонько спят, потихоньку все сопят. Вдруг будильник зазвенел, больше спать не захотел. Превратил он всех ребят в работников пожарной службы и скорой помощи). Просыпается народ, на работу он идет (Звенит будильник, дети расходятся по своим рабочим местам). Пожарные - в пожарную часть, переодеваются. Диспетчер - в диспетчерскую, делает запись. Водитель пожарной машины - в гараж пожарной части, переодевается, складывает инструменты в машину. Врач и медсестра в скорой помощи - надевают халаты, раскладывают медицинские инструменты, делают записи в медицинских карточках. Остальные дети жильцы дома, в котором случиться пожар. В диспетчерскую службу поступает звонок о пожаре. В доме с жильцами возникает пожар. Пожарная бригада выезжает на пожар. Скорая помощь выезжает вслед за пожарной бригадой. Пожарные тушат огонь врачи скорой помощи помогают пострадавшим. Жильцы дома без паники покидают свои квартиры и дом самостоятельно и с помощью пожарных. После спасения жильцов дома и тушения пожара пожарные возвращаются в пожарную часть скорая помощь отвозит в больницу сильно пострадавших жильцов. Объявляется конец рабочего дня: врач и медсестра – снимают халаты, складывают медицинские принадлежности по местам; водители пожарной части, скорой помощи ставят машины в гаражи. Все отправляются по «домам» на свои места. Рабочий день закончен.
Тема: «Путешествие на автобусе»
Цели: Формировать умения развивать сюжет игры на основе имеющихся знаний; договариваться с другими детьми о последовательности совместных действий, согласовывать их; поощрять творческую активность детей в игре. Закреплять умения культурного поведения в общественных местах – автобусе. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активность.
Игровой материал: куклы, билеты, деньги.
Игровые действия:
Дети строят автобус из стульчиков.Водитель автобуса приглашает пассажиров в автобус. Дети с куклами занимают места, кассир продаёт билеты в автобусе. Проезжая, шофёр объявляет остановки, обращая особое внимание на встречающиеся знаки сервиса, информационные знаки (больница, столовая, телефон, тех. обслуживание).
Пассажиры выходят на определённых остановках, переходят через зебру, наблюдают за сигналами светофора.
Дети с куклами идут в зоопарк, на игровую площадку, в больницу. Инспектор ГАИ уточняет знание у детей о дорожных знаках, правилах перехода через проезжую часть, закрепляет правила поведения в автобусе (входить в автобус, не толкаясь, брать билет, уступать место старшим, не ходить по салону, не шуметь, не сорить, не отвлекать водителя). Водитель едет по кругу, разворачивается, забирает детей с куклами и везёт до остановки «Столовая». Водитель идёт на обед.
После игры инспектор ГАИ благодарит всех ребят за соблюдение правил дорожного движения: «Теперь я вижу, что вы взрослые. Пусть вам пути светит только зелёный свет. Никогда не забывайте правила дорожного движения, соблюдайте их. Может случиться так, что, переходя улицу на красный свет, можно распрощаться с белым. Всем я выдаю удостоверения о том, что вы сдали экзамены по правилам дорожного движения».
Тема: «Семья идет в магазин одежды»
Цели: Способствовать развитию умения играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность в игре.
Игровые действия: Мама, папа и ребенок идут в магазин одежды. Там их встречает продавец, предлагает помощь в выборе одежды, знакомит с ассортиментом. Семья совершает покупки, расплачивается и уходит домой.
Октябрь
Тема: «Семейные традиции»
Цели: развивать диалогическую речь; воспитывать интерес к традициям своей семьи; воспитание у детей инициативности и самостоятельности в речевом общении со сверстниками.
Игровой материал: билеты, деньги, фартуки для официантов, стол и стульчики, посуда, муляжи продуктов питания.
Игровые действия:
Мотивационный этап: пальчиковая игра.
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
А этот пальчик, это я
А это вся моя семья!
В-ль: Ребята давайте поиграем в игру «Семейные традиции»
Дети: Давайте..
В-ль: Давайте представим, что у нашей семьи есть такая традиция, каждый выходной ходить в кинотеатр всей семьей, а после кинотеатра в кафе.
Дети: Да
В-ль:Для начала нам наверное нужно решить на чем мы поедим в кинотеатр?
Дети: на автобусе
В-ль: А теперь распределим роли по считалочке. Кто ведет автобус? (водитель) Кто продает билеты в автобусе? (кондуктор). Кто будет мамой, папой и детьми.
Считалочка
Раз, два, три, четыре,
Кто у нас живет в квартире?
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, сверчок и я
- Вот и вся моя семья!
Дети делают из стульчиков автобус и садятся. В-ль включает музыку, дети подпевают. Воспитатель озвучивает остановку (кинотеатр Космос) выходят.
В-ль: Ребята, а вот и кинотеатр, мы приехали. Ребята, что нужно сделать, когда приходишь в кинотеатр? (купить билет). Выбирают кассира. Ребята а как себя вести в общественных местах вы помните?(да) Дети покупают, билеты, папа рассчитывается за билеты, проходят в кинотеатр, смотрят мультфильм. После окончания идут в кафе.
В-ль: Ребята, кто вас кормит в кафе?(повар) Ребята, а кто вас обслуживает в кафе? ( официант) выбирают повара и официанта. Садятся за стол выбирают еду, заказывают, повар и официант работают. После обеда папа рассчитывается с официантом, дети едут домой на автобусе.
Итог: Ребята, вам понравилась наша игра? Что именно вам понравилось в игре?
Рефлексия: Экран настроения.
Тема: "Мы спортсмены"
Цели: способствовать развитию умения играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность в игре.
Игровой материал: медали победителям, рекламный щит для демонстрации количества заработанных баллов, спортивный инвентарь – мячи, скакалки, кегли, канат, лесенки, скамейки и т. д.
Игровые действия. Воспитатель предлагает детям провести соревнование по разным видам спорта. По желанию детей выбирают судей, организаторов соревнования. Остальные дети – спортсмены. Каждый самостоятельно выбирает вид спорта, в котором будет состязаться с соперниками. Судьи присуждают баллы за выполнение задания. Игра заканчивается награждением победителей.
Тема: «Рыболовецкое судно»
Цели: дать детям представление об умении и необходимости общаться друг с другом, несмотря на разницу желаний и возможностей. Дать детям представление о необходимости сотрудничать и сопереживать, проявлять заботу и внимание в отношениях друг к другу. Познакомить детей с миром различных профессий, различать и познакомить с их особенностями.
Игровой материал: Бескозырки моряков, воротники, бинокли, штурвал, пилотки, якорь на веревке, флажки сигнальные (красные, желтые), компас, карта, сеть рыбацкая, рупор.
Игровые действия: Пароход строят из кубиков, блоков, кирпичиков, мягких модулей, веревки, стульчиков.
Пассажиры отправляются в путешествие по реке. Капитан отдает команды, смотрит в бинокль. Штурвальный ведет пароход, крутит руль. На остановках все выходят на берег, гуляют, ходят на экскурсии. Моряки на пароходе убирают трап, моют палубу, выполняют команды капитана. Повар-кок готовит обед для команды.
Рыбаки готовятся к выходу в море. Собирают сети, бинокли, рупор. Выходят в море ловить рыбу. Капитан рыболовецкого судна отдает команды, все помогают друг другу.
Рыбаки забрасывают сети в море, ловят рыбу, выгружают в контейнеры, кладут в холодильники. Команда отдыхает, кок приготовил вкусный обед. Капитан по карте смотрит направление судна. Все возвращаются на берег. Рыбу сгружают на специальные машины, которые везут ее в магазин.
Тема: "Ученые-исследователи"
Цели: развивать самостоятельную исследовательскую деятельность. Формировать умение обследовать объект, видеть признак, фиксировать в модели, ставить вопрос – проблему. Поддерживать стремление детей по- своему обустраивать собственную игру, самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы.
Игровой материал: микроскоп, овощи, колбы, халаты для ученых, картинки с изображением овощей.
Игровые действия:
Ребята, я предлагаю вам стать учёными – исследователями. Тема наших исследований: «Овощи».
- Мы, как настоящие учёные исследователи будем собирать информацию об овощах, записывать, анализировать и делать сообщение на учёном совете.
- Какие сведения вы должны собрать об овощах, показано на этих карточках – схемах.
Выставляю на доске мнемодорожку.
(Карточки - схемы с изображением цвета, формы, вкуса, как растёт, строение, как сажают (клубень или семя), витамины, вредители, какое блюдо готовят).
Дети рассказывают, что означает каждый символ.
- Ребята, настоящие учёные записывают у себя в тетрадях всю информацию. А мы с вами еще писать не умеем, только учимся, как нам записать нужную информацию?
Дети: Символами, значками знакомыми буквами.
«Лаборатория»
- В помощь для наших исследований у нас есть лаборатория. Здесь растут все овощи, которые вы сажали и наблюдали за их ростом в разных условиях. В лаборатории есть микроскоп. Для чего нужен микроскоп?
Ответы детей. Если затрудняются, объяснить, что через микроскоп можно рассмотреть строение мякоти овощей, листочков. Через микроскоп видно расположение волокон, и воздушных пузырьков. Этот рисунок строения можно зарисовать. А так же в лаборатории есть свежие овощи, вы можете их попробовать их на вкус, понюхать, попробовать на ощупь.
«Банк данных»
У нас есть банк данных. Здесь вы найдёте семена нужного вам овоща, исследуете его и можете самостоятельно получить необходимые сведения. Каким образом? Найдите карточку с вашим овощем. Номер карточки совпадает с номером ячейки, где лежит семечко. Если возникнут вопросы, обращайтесь ко мне. Я буду вашим консультантом.
-На столе картинки с овощами, выбирайте себе овощ, который вы хотите исследовать.
«Мы – ученые»
Дети начинают самостоятельно работать, они вспоминают то, что уже знают об этом овоще, Дополняют информацию и записывают символами и знакомыми буквами. Рассматривают в микроскоп овощи в разрезе, делают зарисовки, пробуют готовые овощи и тоже записывают.
После того, как дети соберут нужную им информацию, воспитатель приглашает их на учёный совет. На учёном совете дети рассказывают о своём овоще, используя план – схему.
Тема: «Поликлиника»
Цели: формирование представлений о труде взрослых (работников поликлиники), его роли в обществе и жизни каждого человека. Формировать представление о цели труда медицинского персонала, о специализации врачей (окулист, терапевт, травматолог), о содержании труда медицинских работников. Способствовать освоению ребёнком социальных ролей: врач, пациент, строитель, работник аптеки, работник регистратуры. Формировать умение творчески развивать сюжет игры: самостоятельно и разнообразно комбинировать в играх знания, почерпнутые из наблюдений, книг, рассказов взрослых. Воспитывать уважение к различным профессиям: врач, строитель, аптекарь.
Игровой материал: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.
Игровые действия: Больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт, врач подписывает. Больной идет в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т.д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце.
Ноябрь
Тема: «Ветеринарная клиника»
Цели: развивать самостоятельную игровую деятельность. Поддерживать стремление детей по- своему обустраивать собственную игру, самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы. Сформировать представление о профессии ветеринар.
Игровой материал: животные, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.
Игровые действия. В ветеринарную лечебницу приводят и приносят больных животных. Ветеринарный врач принимает больных, внимательно выслушивает жалобы их хозяина, задает вопросы, осматривает больное животное, прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт. Животное относят в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, обрабатывает и перевязывает раны, смазывает мазью и т.д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце. После приема хозяин больного животного идет в ветеринарную аптеку и покупает назначенное врачом лекарство для дальнейшего лечения дома.
Тема: «Перелётные и зимующие птицы»
Цели: закрепление у детей представления о жизни перелётных и зимующих птиц. Развитие речевой активности и быстроты мышления, сообразительности и находчивости. Формирование умения использовать знания в соответствии с обстоятельствами. Знакомство с новыми и интересными видами игр.
Оборудование: Игрушечный компьютер, книги, микрофоны, видеокамера, фотоаппарат.
Игровые действия:
Ведущий сообщает детям, что сегодня они будут играть в игру, которая называется “Интервью”. Обращает внимание на то, как подготовлена группа. Здесь есть стол с компьютером и литературой, микрофон. За столом будут находиться учёные – орнитологи, которым вы сможете задать интересующие вас вопросы. Другие участники игры будут журналистами, т.е. теми, кто будет задавать вопросы. Ведущий знакомит детей с правилами игры. Итак, начинаем игру. Орнитологи представляются и просят журналистов задавать свои вопросы.
«Здравствуйте, корреспондент журнала «Радуга» И.Ф. ребёнка». «Скажите, пожалуйста, чем питается дятел?» «Спасибо».
Орнитолог 1. Кроме насекомых, большой дятел питается яйцами и птенцами других птиц. Дятел может за один раз съесть до 1000 муравьев.
«Здравствуйте, корреспондент журнала «Пёстрая палитра» И.Ф. ребёнка».
«Скажите, пожалуйста, а правда ли, что аисты во время полёта могут засыпать?»
Орнитолог 2. Некоторые аисты во время перелёта периодически засыпают. Уставшая птица, закрывает глаза и дремлет примерно 10 минут.
«Здравствуйте, корреспондент журнала «Птичьи трели» И.Ф. ребёнка».
«Скажите, пожалуйста, для чего предназначена форма клюва клеста?»
Орнитолог 2. Основной способ добычи корма – вылущивание шишек. Форма клюва клеста предназначена не только для добычи корма, но и для лазания по деревьям. Клесты могут «подвешиваться» к шишкам вниз головой.
«Здравствуйте, корреспондент журнала «Соловушка» И.Ф. ребёнка».
«Скажите, пожалуйста, правда ли, что кукушка подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда?»
Орнитолог 1. Вылупившийся кукушонок, будучи ещё слепым, глухим и совершенно голым, выбрасывает из гнезда яйца или птенцов хозяев - подменяет собой нескольких птенцов другого вида.
Уважаемые гости студии, Вы тоже можете задать свой вопрос нашим сегодняшним экспертам по птицам.
Тема: «Экскурсия по родному городу»
Цели: формировать представление о правилах поведения на экскурсии, дать представление о профессии экскурсовод.
Игровой материал: автобус из стульчиков, руль, сумка кондуктору, деньги, билеты, крупные изображения с фото города.
Игровые действия: воспитатель предлагает детям отправиться на экскурсию по городу. Автобус отправляется через 5 минут. Водитель уже ждет нас. Дети в кассе покупают билеты на автобус, а затем занимают места в автобусе. Чтобы не было скучно в пути, дети поют любимую песню. Наконец-то все на месте. Детей встречает экскурсовод и приглашает пройти по памятным местам, рассказывая о них. Экскурсия закончилась, дети на автобусе отправляются домой. По дороге они делятся своими впечатлениями.
Тема: «Домашние помощники»
Цели: закрепить представление детей о назначении бытовых приборов. Приобщать к способам безопасного поведения при использовании бытовых приборов. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию на тему из охраны жизни. Осваивать элементарные навыки речевого этикета. Обогащать словарь детей. Осваивать умения составлять небольшой описательный рассказ о бытовом приборе.
Игровой материал: карточки с изображениями бытовых приборов, игрушечные бытовые приборы.
Игровые действия:
Сегодня мы с вами будем беседовать, а вот о чем вы наверное уже догадались (обратить внимание на картинки). Верно, об электричестве и о наших незаменимых помощниках дома.. Что это такое? Для чего они нужны? В каждом доме, в каждой квартире на стене у входной двери или в специальной нише лестничной клетки укреплена небольшая черная коробочка со стеклянным оконцем. За стеклом вращается металлический диск. К коробочке подведены провода. Есть такая коробочка и в вашей квартире. Вы, наверное, уже догадались что это? Верно, это – известный каждому электрический счетчик. Для чего он предназначен? Когда электричество отключено и электроприборы не работают, диск стоит на месте. Но едва включается хоть одна лампочка, он начинает вращаться. Вращение дисков в наших счетчиках из года в год убыстряется, потому что мы все больше расходуем электрической энергии. Когда-то она использовалась только для освещения. Потом стали появляться бытовые приборы. Какие электроприборы вы знаете? Молодцы, вы хорошо знаете электроприборы, и конечно же, все ими пользуетесь. Но это далеко не все эл. приборы, все их перечислить невозможно, их очень много. А что вы знаете о тех электроприборах, которые мы перечислили? Для чего они нужны? Например, утюг, чайник, холодильник, …Нам сейчас хорошо – ведь у нас есть такие "помощники". А вот представьте себе, как жили люди раньше, когда ничего не было? Как думаете они жили? Много лет назад людям приходилось очень тяжело, ведь чтобы приготовить ужин или вскипятить чай нужно было разжечь костер. Все приходилось съедать сразу, так как не было холодильников. Связи с другими людьми и странами тоже не было и новости узнавали только через гонцов – сейчас мы все это можем видеть по телевизору. Так что без электроприборов нельзя обойтись современному человеку. Но эл. приборы появились не все сразу, а постепенно. Сначала электроплиты и утюги. Затем радиоприемники и вентиляторы, магнитофоны и телевизоры, стиральные машины и холодильники, электрокамины и кухонные комбайны…И по мере того как улучшается и совершенствуется наш быт, все более широкое применение находит в наших квартирах электричество. И не только в квартирах. В народном хозяйстве используются миллионы электромашин и приборов. Они установлены на станках, электропоездах и т. д.Но все электроприборы разные и поэтому их можно сгруппировать. Как думаете, каким образом? Чем отличаются?
Ученые все электроприборы разделили на 3 группы:
1. Электрические приборы с нагревательным устройством – это плойка, чайник, утюг,…
2.Электрические приборы с действующим двигательным мотором – это стиральная машина, холодильник, кофемолка, комбайн.
3. Осветительные приборы – это всевозможные лампы.
Декабрь
Тема: "Зоопарк"
Цели: формировать представление о том, что такое зоопарк, какие там обитают животные, как с ними нужно обращаться, чем можно кормить.
Игровой материал: крупный строительный материал, дикие животные (игрушки), посуда для кормления животных, инвентарь для уборки (ведра, метлы, совки), халаты, шапки, санитарная сумка (фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, шприц, мази, таблетки, порошки), касса, билеты, деньги.
Игровые действия.
Строители строят зоопарк. Водитель привозит животных. Грузчики разгружают, ставят клетки с животными на место. Работники зоопарка ухаживают за животными (кормят, поят, убирают в клетках). Ветеринарный врач осматривает животных (измеряет температуру, прослушивает фонендоскопом), лечит больных. Кассир продает билеты. Экскурсовод проводит экскурсию, рассказывает о животных, говорит о мерах безопасности. Посетители покупают билеты, слушают экскурсовода, смотрят животных.
Тема: «Салон красоты»
Цели: расширять у детей представления о труде работников парикмахерской. Формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни.
Игровой материал: зеркало, набор расчесок, бритва, ножницы, машинка для стрижки волос, фен для сушки, лак для волос, одеколон, лак для ногтей, детская косметика, альбом с образцами причесок, краска для волос, халаты, пелеринки, полотенца, касса, чеки, деньги, швабра, ведро.
Игровые действия. Парикмахер моет волосы, причесывает, делает стрижки, красит волосы, бреет, освежает одеколоном. Мастер маникюра делает маникюр, покрывает ногти лаком, дает рекомендации по уходу за руками. Мастер косметического кабинета делает массаж лица, протирает лосьоном, смазывает кремом, красит глаза, губы и др. Кассир выбивает чеки. Уборщица подметает, меняет использованные полотенца, салфетки. Посетители вежливо здороваются с работниками салона, просят оказать услугу, советуются с мастерами, платят в кассу, благодарят за услуги.
Тема: «Столовая»
Цели: закреплять у детей представление о содержании труда работников питания.
Игровой материал: Колпак белый (2 шт.), фартук (2 шт.), посуда кухонная детская, посуда столовая детская, посуда чайная детская, плита, муляжи продуктов, овощей, фруктов, меню, подносы детские, трубочки для коктейля, коробочки из-под соков, йогуртов.
Игровые действия: В столовой стоят столы и стулья для посетителей. Повара готовят вкусную еду на кухне, варят пельмени, пекут пирожки, варят борщ, супы, жарят котлеты. В столовой кормят шоферов, рабочих, строителей, моряков, учеников в школе. На столах стоят салфетки, вазочки с цветами. Официанты подают еду посетителям, вежливо с ними разговаривают, дают книжечку с меню, чтобы выбрать еду по желанию посетителя. Посетители платят за обед в кассу, им выдают чек. В кафе люди приходят не только поесть, но и послушать музыку.
Отмечаем день рождения, танцуем, поем караоке. Официанты вежливы с посетителями, приносят еду, сладкую воду. На столах красивая посуда, цветы. Музыканты красиво играют и поют. Посетители, уходя, благодарят за доставленное удовольствие.
Тема: «Библиотека»
Цели: уточнить назначение библиотеки, содержание профессии библиотекаря, закреплять правила поведения в библиотеке, воспитывать бережное отношение к книгам, уважение к сотрудникам
Игровой материал: формуляры, книги, картотека.
Игровые действия: Оформление формуляров читателей. Приём заявок библиотекарем. Работа с картотекой. Выдача книг. Читальный зал.
Предварительная работа: Экскурсия в библиотеку с последующей беседой. Чтение произведения С. Жупанина «Я – библиотекарь», открытие «Книжной мастерской» по ремонту книг. Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений.
Январь
Тема: «Почта»
Цели: расширить представления детей о профессии почтальона. Продолжать формировать умение детей согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Развивать игровой диалог, игровое взаимодействие. Активизировать и расширять словарный запас.
Игровой материал: Кепка почтальона, сумка почтальона, газеты, письма, открытки, бланки разные, посылочки маленькие из коробок, почтовый штамп, весы, почтовый ящик из коробки, карандаш для записей.
Игровые действия: Люди пишут друг другу письма, посылают телеграммы, открытки, поздравляют с праздником. Письма и открытки люди несут на почту и бросают в большой почтовый ящик.
Телеграммы и письма разносит почтальон. У него большая сумка с письмами и газетами. Письма и газеты разносятся по адресам, адрес написан на конверте: название улицы, номер дома, квартиры и фамилия. Почтальон бросает письма в почтовый ящик каждого дома или квартиры.
Конверты покупают на почте, в киоске. На почте можно отослать посылку в другой город. Почтовый работник взвешивает посылку, ставит на ней печать, отправляет на железнодорожную станцию.
Тема: «Кафе, чайная»
Цели: сформировать у детей умение реализовывать и развивать сюжет игры «Кафе», «Чайная»»; расширять у детей зная о труде работников кафе; продолжать знакомить с правилами поведения в общественных местах.
Игровой материал: необходимое оборудование для кафе, игрушки-куклы, деньги
Игровые действия. В гости к детям приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подружился с другими игрушками. Буратино решает пригасить своих новых друзей в кафе, чтобы угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание.
Тема: «Приглашаем на концерт»
Цели: познакомить детей с сюжетно-ролевой игрой. Развивать умение развертывать ролевой диалог в игре; продолжать знакомить с атрибутами к игре; формировать умение у детей принять на себя игровую роль; повторить счетные умения.
Игровой материал: элементы костюмов для артистов, цветы, афиша, бейджики для кассира, билетера.
Игровые действия: Воспитатель берет на себя функцию режиссера. Вместе с детьми выбирают тему концерта, обсуждают номера, костюмы, готовят афишу для концерта, билеты. Разыгрывают и обсуждают диалоги с кассиром, контролером, костюмером, продавцом цветов, со зрителями. Закрепляют правила поведения артистов и зрителей во время концерта.
Февраль
Тема: «Юные исследователи северного полюса»
Цели: познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера, формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки; закрепить умение соблюдать правили безопасности в незнакомой обстановке.
Игровой материал: бинокль, игрушечный компас, карта, фуражка капитана.
Игровые действия:
Строим корабль, отправляемся на северный полюс. Берем с собой бинокль, карту, компас, рупор. Придумываем название кораблю. Пассажиры поднимаются на борт, расходятся по своим каютам. Капитан корабля приказывает поднять якорь. Матросы слушают команды капитана.
Корабль плывет в Антарктиду. Выходим на берег. Тут холодно. Наблюдаем айсберги, пингвинов, белых медведей. Возвращаемся домой.
Тема: «Мы - спасатели»
Цели: формировать представление об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них, закреплять знания о том, что в случае необходимости звонить по телефону «01», «02», «03», расширять представление о профессиях спасателей, медицинских работников (врач скорой помощи, медсестра, водитель скорой помощи), пожарной службы, работников средств массовой информации (корреспондент, оператор).
Игровой материал: крупный строительный материал; костюмы (капитанская фуражка, воротники для матросов, экипировка для пожарных, белые шапочки для врачей, медицинские сумки); оборудование для больницы; продукты; одеяла; предметы-заменители.
Игровые действия: Организовать спасательную экспедицию для оказания помощи пострадавшим; обогащать опыт детей – на месте «работы спасателей» приходится строить новые дома для жителей, спасать животных из—под завалов, тушить загоревшие здания, оказывать медицинскую помощь, кормить; даже показывать концерт для «пострадавших».
Поступил сигнал SOS; сообщение по телевизору; письмо из выловленной бутылки в море.Перед детьми ставится проблемная ситуация: больше не кому спасти людей и животных с далекого острова после пожара, землетрясения, извержения вулкана, наводнения и т.п.
1.Определение места нахождения острова на карте.
2. Определение пути до острова и вида транспорта, на котором можно добраться до нужного места.
3. Распределение ролей: спасатели, пожарные, врачи, строители, капитан, матросы и т.д.
4. Постройка «корабля» («самолета» и т.д.)
5. Сбор необходимых вещей.
6. Путь до острова.
7. Спасательные мероприятия:
-моряки ремонтируют «корабль»;
-пожарные тушат загоревшиеся здания; спасатели расчищают завалы;
-строители строят новые дома;
-врачи оказывают медицинскую помощь.
8. Возвращение домой.
Сюжетно – ролевые военизированные игры
Цели: уточнить и закрепить знания детей о людях военных профессий, содержании.
Игровой материал: Пилотки солдат (2-3 шт.), шлем танкиста(2-3 шт.), берет десантника (2 шт), бинокли (2-3 шт), силуэты оружия(автоматы, пистолеты), карта, рация, планшет для командира.
Игровые действия:
Пограничники - смелые, отважные, ловкие. Учения пограничников, занятия, отдых. Дрессировка собак. Пограничник на посту охраняет границы нашей Родины.
Заметил следы на контрольной полосе на песке. Задержали нарушителя границы, проверяют документы, отвели в штаб.
Российская Армия - Солдаты на ученьях - солдаты смелые, ловкие, бесстрашные. Тренировка солдат, учеба, военные учения на полигоне. Награждения отличников службы. Солдат выполняет приказ командира, отдает честь.
Летчики - тренируются на земле, врачи проверяют здоровье перед полетом.
Летчики ведут самолеты, вертолеты, делают различные фигуры пилотажа в небе.
Поддерживают связь с землей, на земле полет контролирует диспетчер, говорит с летчиком по рации, разрешает посадку.
На военном корабле - тренировка моряков на суше, врачи проверяют здоровье моряков перед выходом в море. Моряки на палубе, смотрят в бинокль, крутят штурвал. Охраняют морские границы нашей Родины. Моряки по рации общаются с землей. Командир катера отдает команды, изучает карту.
Тема: «Путешествие в зимний лес»
Цели: активизировать в речи детей слова – прилагательные, образованные по аналогии; совершенствовать структуру простых и сложных предложений, употребляемых детьми, активизировать в речи различные словесные формы вежливости. Учить составлять описательный рассказ по схеме. Закреплять навык использования в речи простых предлогов, слов обозначающих пространственные и временные отношения. Развивать фонематические процессы; общую, мелкую, артикуляционную моторику. Работа над просодической стороной речи.
Игровой материал: автомобиль из стульчиков, руль, иллюстрации с изображениями зимнего леса.
Игровые действия: Дети помогают собраться в поездку. Мама проверяет, как дети оделись. Папа ведёт машину, рулит, подаёт сигнал, устраняет неполадки, делает остановки, объявляет их. В лесу родители проверяют детей, знают ли они названия деревьев. Любуются красотой зимнего леса.
Март
Тема: «Дочки-матери»
Цели: развивать у детей игровые умения и навыки, которые позволят им развертывать самостоятельно творческую игру. Совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с общим игровым замыслом. Побуждать детей создавать постройки разной конструктивной сложности. Учить детей проговаривать то, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия друг с другом и совместными усилиями достигать результата. Дать представление об отношениях в мире взрослых (мама, папа заботятся о детях).
Игровой материал: предметы домашнего обихода, куклы.
Игровые действия: Мама заботливо кормит, одевает, раздевает, укладывает спать дочку, стирает, убирает в комнате, гладит белье. Мама идет с дочкой в парикмахерскую, красиво причесывает ее, дома наряжает елочку, покупает в магазине еду, готовит вкусный обед. Приходит папа с работы, садятся ужинать.
Приходят гости. Празднуют день рождения дочки или сына.
Папа – водитель на грузовой машине (или такси). Папа – строитель на стройке.
Дочка простыла и заболела. Мама повела ее к врачу, дома ставит горчичники, дает лекарства.
Мама повела дочку на прогулку, Катаются на автобусе, катаются на качелях в парке. Приехала в гости бабушка на день рождения. Празднуют 8 марта.
Мама ведет дочку в кукольный театр, в цирк, в кино, в школу.
Тема: "Путешествие на корабле"
Цели: создание условий для активной, творческой игровой деятельности. Формировать умение детей отражать в игре яркие впечатления, полученные от ознакомления с окружающей действительностью: события на корабле, жизнь моряков. Способствовать построению игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения. Совершенствовать у детей умение творчески развивать сюжет.
Игровой материал: бинокль, рупор, свернутый из картона, фуражки моряков ми капитана.
Игровые действия: Строим корабль, отправляемся в кругосветное путешествие. Берем с собой бинокль, карту, компас, рупор. Придумываем название кораблю. Пассажиры поднимаются на борт, расходятся по своим каютам. Капитан корабля приказывает поднять якорь. Матросы слушают команды капитана.
Корабль плывет в Африку. Выходим на берег. Встречаем жителей, знакомимся. Гуляем по Африке. Встречаем обезьян, слонов, тигров.
Плывем на Север. Там холодно. Наблюдаем айсберги, пингвинов, белых медведей.
Плывем в Австралию. Там увидим кенгуру, жирафов. Изучаем природу, плаваем в океане, изучаем морское дно. Возвращаемся домой.
Тема: "Улицы города"
Цели: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.
Игровой материал: игрушечные машины, флажки для регулировщика – красный и зеленый.
Игровые действия: Детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место для постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим легко справятся водители на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движением машин управлял регулировщик. Выбираем Регулировщика. Он становится в кружок. В руках у него красный и зеленый флажки. Красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет движением.
Тема: "В гости к бабушке"
Цели: развитие у детей интереса к сюжетно- ролевой игре. Учить детей планировать игру, подбирать атрибуты; продолжать обучение уметь распределять роли ; самостоятельно развивать сюжет игры; расширять словарный запас; развивать диалогическую речь детей; способствовать установлению дружеских взаимоотношений между играющими.
Игровой материал: стол с детской посудой, платок для бабушки, муляжи угощений, автобус из стульчиков, билеты.
Игровые действия.
Все занимают свои места.
Родители с детьми завтракают, потом дочки помогают маме убирать со стола, папа играет с сыном.
Семья собирается в гости к бабушке и дедушке.
Мама перед выходом из дома, напоминает детям правила поведения. Напоминает им, что они будут выходить из автобуса на остановке: « Бабушкино», они идут на остановку.
Подъезжает автобус.
Садятся в автобус, оплачивают проезд.
Папа предлагает зайти в магазин, купить гостинцы.
Заходят в магазин, здороваются с продавцом, покупают гостинцы.
Приходят к бабушке и дедушке.
Бабушка, дедушка открывают дверь, обнимаются с детьми, родителями.
Родители дают гостинцы бабушке.
Бабушка предлагает попить чай, ставит чайник.
Бабушка и дедушка беседуют с родителями, детьми.
Дети спрашивают, чем помочь бабушке.
Бабушка отвечает, что дети могут поиграть, пока она приготовит обед, спрашивает, что дети хотят на обед, просит папу и дедушку ходить в магазин.
Папа и дедушка идут в магазин.
Мама помогает бабушке.
Все обедают.
Папе пора на работу, а маме наводить порядок в доме, дети и родители собираются домой, благодарят бабушку и дедушку за гостеприимство, и вкусный обед.
Идут на остановку, садятся в автобус, едут домой.
Итог игры: Приглашаю детей к себе, спрашиваю, понравилась ли им игра. Понравилось ли
Тема: "Рыбы" (поле чудес)
Цели: развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование представлений о рыбе нашего округа.
Игровой материал: круг, разделенный на сегменты со стрелкой в середине, карточки с загадками, картинки с изображениями речных и морских рыб.
Игровые действия: выбирают ведущего и участников. Участники крутят барабан и отгадывают загадки, отвечают на вопросы о рыбах. Те участники, что дали больше всего ответов, принимают участие в супер-игре - разгадывают шифровку. Победитель награждается медалью.
Апрель
Тема: "Полет на луну"
Цели: формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; уметь до начала игры распределить роли, подготавливать необходимые условия, договориться о последовательности совместного действия. Создать условия для творческого самовыражения. Учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Договариваться мириться, убеждать, действовать: соблюдать правила игры; развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных действий.
Игровой материал: скафандры из полиэтилена, карта Земли, Луны, звездного неба, машина-луноход, антенна, рация, пульт управления, наушники, планшет, блокнот, фотоаппарат, открытки планет, звездного неба.
Игровые действия: Тренировка космонавтов, полеты в космос для изучения звезд, других планет.
Врачи «проверяют здоровье» космонавтов перед полетом.
Построили космическую ракету, космонавты полетели на Луну изучать лунный грунт. На Луне есть впадины и горы. Высадка на Луне, ходим в невесомости, фотографируем лунные пейзажи, звезды, солнце. По Луне передвигаемся на луноходе.
Полетели на другие планеты: Марс, Сатурн. Изучаем пробы грунта с других планет.
В космосе используем космическую еду, скафандры для защиты. Общаемся с инопланетянами. Обмениваемся сувенирами. Выходим в открытый космос.
Держим связь с землей, используем видеосвязь, компьютеры, фотоаппараты.
На земле встречаем космонавтов после полетов. Врачи проверяют здоровье после полета, измеряют давление. Идет тренировка других космонавтов на тренажерах.
Тема: "Животноводческая ферма"
Цели: формировать представления у детей о сельскохозяйственных профессиях, понимания необходимости труда жителей сельской области в жизни людей.
Игровой материал: картины с изображением сельскохозяйственных профессий, напольное панно с изображением луга, реки, дорог; транспортные игрушки, животные, строительный материал, игрушки –заместители, загон для животных, халаты, ведра, сумка ветврача с медикаментами, игрушки-заместители.
Игровые действия.
Обсудить ход игры, распределить роли, уточнить необходимый игровой материал.
- Полеводы: отгружают от комбайнов зерно на ток, возят сено, ремонтируют транспорт.
- Животноводы : выгоняют коров на пастбище, пасут, загоняют в клетку, поят, кормят, чистят клетку.
- Ветеринар: делает прививки, лечит.
- Доярки: доят, сливают молоко, поят телят, водят детей в садик, кормят их.
- Повар готовит обед для водителей.
- Сотрудники детского сада следят за детьми.
Тема: «Ферма»
Цели: расширение представлений о сельскохозяйственных профессиях, понимания необходимости труда жителей сельской области в жизни людей. Формировать представления о профессиях работников сельского хозяйства: животноводы – доярка, скотник, пастух, телятница. Развивать умения применять эти знания в игре.
Оборудование: Атрибуты для коров, пастуха, доярок, гаража, склада, кухни, детского сада; музыка, колокольчик.
Игровые действия:
Создание проблемной ситуации: «На летние каникулы я поеду к бабушке в деревню и буду помогать ухаживать ей за животными».
Помощь в распределении ролей: «Ребята, кто хочет помочь животным?».
Напоминание (что читали, смотрели): Люди, которые работают на ферме, должны любить животных.
Участие воспитателя в игре по желанию детей.
Анилиз игры.
Вопросы:
В какую игру вы играли?
А она вам понравилась?
Кем вы были?
В какую игру с животными можно еще играть?
С какими животными вы познакомились?
Что нового и интересного вы узнали?
Тема: «Строители»
Цели: расширять и конкретизировать знания детей о труде строителя: каменщика, плотника, штукатура, маляра. Развивать конструктивные способности детей. Развивать творчество, умение ставить перед собой цель, и добиваться её выполнения.
Игровой материал: планы строительства, различные строительные материалы, униформа, каски, инструменты, строительная техника, образцы материалов, журналы по дизайну, предметы-заместители.
Игровые действия: Выбор объекта строительства. Выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство. Дизайн постройки. Сдача объекта.
Предварительная работа. Чтение сказки «Теремок», произведений «Кто построил этот дом?» С. Баруздина, «Здесь будет город» А. Маркуши, «Как метро строили» Ф. Лева. Рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и беседы по содержанию. Беседа о технике безопасности на стройке. Рисование на тему «Строительство дома». Изготовление атрибутов для игр.
Май
Тема: «Магазин игрушек»
Цели: расширять знания детей о труде продавца. Учить описывать предметы и действия с ними. Формировать ролевые взаимоотношения продавца и покупателя, взаимоотношения с детьми, развивать творческие способности детей через сюжетную игру. Воспитывать культуру речи, уважение к труду продавца.
Игровой материал: касса, халаты, шапочки, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки.
Игровые действия: Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы раскладывают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.
Тема: «Цирк»
Цели: уточнить представления о труде работников цирка, развивать творчество, фантазию, артистизм при изображении цирковых номеров.
Игровой материал: афиши, билеты, программки, элементы костюмов, атрибуты (носики, колпаки, свистульки, мыльные пузыри, «ушки»), гирлянды, флажки, атрибуты для цирковых артистов (канаты, обручи, шары, булавы), косметические наборы, спецодежда для билетёров, работников буфета и др.
Игровые действия: Покупка билетов, приход в цирк. Покупка атрибутов. Подготовка артистов к представлению, составление программы. Цирковое представление с антрактом. Фотографирование.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о цирке. Беседа по личным впечатлениям детей о посещении цирка. Чтение произведений «Девочка на шаре» В. Драгунского, «Цирк» С.Маршак, «Друзья мои кошки» Ю. Куклачёв. Изготовление атрибутов для игры (билеты, программки, афиши, гирлянды, флажки и т.д.).
Тема: «Мы - водители и пешеходы»
Цели: закреплять с детьми правила дорожного движения; развивать умение правильного поведения на дорогах.
Игровой материал: дорожные знаки, пешеходный переход из ткани, макет светофора, рули, халат и шапочка врача.
Игровые действия:
-Дети давайте вспомним кто такие пешеходы? (Пешеходы это едущие люди пешком по улицы, переходящие дорогу). А как пешеходы переходят проезжую часть? (подземному переходу, пешеходной дорожке, надземному переходу). Какие обязанности у пешеходов (соблюдать правила дорожного движение)
Дети делятся на две команды: водители и пешеходы. Выбираются водители, регулировщик. На зеленый сигнал идут дети-пешеходы, на красный -идут дети, исполняющие роль водителей. У водителей в руках – рули.
Пешеходы направляются в магазин игрушек за покупками. Затем мамы, папы с детьми , колясками идут к перекрестку.
Водители «садятся» в автомобили и едут к регулированному светофором перекрестку. Пешеходы из магазина тоже идут к этому перекрестку. У перекрестка:
– Внимание! Сейчас начнется движение по улицам. Следите за светофором, (Включается светофор: едут/стоят автомобили, идут/стоят пешеходы).Через некоторое время дети меняются ролями. Дети, которые ошибаются, выходят из игры. Медицинские работники спешат на помощь.
Тема: «Школа»
Цели: научить детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Расширять сферу социальной активности ребенка и его представления о жизни школы, предоставив ему возможность занимать различные позиции взрослых и детей (учитель — ученик —директор школы).
Игровой материал: портфели, книги, тетради, ручки, карандаши, указка, карты, школьная доска, стол и стул учителя, глобус, журнал для учителя, повязки для дежурных.
Игровые действия: Учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают. Директор (завуч) присутствует на уроке, делает записи в своей тетради (воспитатель в роли директора может вызвать к себе в кабинет учителя, дать советы), завуч составляет расписание уроков. Техничка следит за чистотой в помещении, дает звонок. Учить строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Поощрять сооружение взаимосвязанных построек (школа, улица, парк), правильно распределять при этом обязанности каждого участника коллективной деятельности.
Предварительная работа: Беседа о школьных принадлежностях с использованием иллюстрированного материала. Загадки о школе, школьных принадлежностях. Чтение детям произведений С.Маршака «Первое сентября», Алексина «Первый день», В. Воронковой «Подружки идут в школу», Э. Мошковской «Мы играем в школу». Заучивание стихотворений А. Александровой «В школу», В. Берестов «Считалочка». Встреча с выпускниками детского сада (организация досуга).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема статьи:"Роль сюжетно-ролевых игр в воспитании детей младшего дошкольного возраста"
В данном материале говорится о важном значении сюжетно-ролевых игр в воспитании детей младшего дошкольного возраста....
КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Картотека сюжетно-ролевых игр для работы с детьми дошкольного возрвста в совместной деятельности...
«Проект сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей старшего дошкольного возраста»
1.Расширять знания детей о труде врача, медицинской сестры, о способах оказания первой медицинской помощи. Формировать умение заботиться о собственном здоровье.2.Учить детей передавать в игре пр...
Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Горница" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Оганизация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.
Цель и задачи: Закрепление культурных навыков, сообщение детям некоторых знаний по домоводству....
Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.
Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Тема: «Сюжетно-ролевая игра «Банк» для детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Формирование у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк».Задачи:Систематизировать знания детей о банке и банковских служащих на основе полученных знаний.Расширять словарный з...
Картотека сюжетно - ролевых игр в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Данная картотека, поможет педагогам работающим с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта, правильно выстроить обучение игре....