Звук и буква Н
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Звуки [Н], [Н']; [Н] — [Н']. Буква Н
Коррекционно-развивающие задачи. 1. Учить ребенка определять, далеко или близко находится звучащий объект, воспроизводить звуко-комплексы различным по силе голосом. 2. Учить ориентироваться на листе бумаги. 3. Научить ребенка четко произносить звуки [Н], [Н'], дифференцировать их на слух и в произношении. 4. Учить ребенка удерживать в памяти ряд слов, находить пропущенное слово в ряду. 5. Познакомить ребенка с предлогами на, над, составлять предложения с этими предлогами. 6. Учить анализировать и преобразовывать слова. 7. Продолжать учить анализировать короткий текст, находить предложение с предлогами.
Задание 1. Дидактическая игра «Далеко близко» (развитие слухового внимания и силы голоса). Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо). Дети кричат: АУ (тихо, громко). Лает собака: АВ (громко), ав-ав (тихо). Мяукает кошка, мычит корова, квакает лягушка и т.д.
Задание 2. Взрослый учит ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывает середину, верхние и нижние, правые и левые углы листа бумаги. Затем просит ребенка положить фишку на середину, в правый верхний угол, в левый нижний угол листа и т. д.
Задание 3. Взрослый показывает картинку с изображением дивана и просит ребенка договорить последний звук в слове: Это дива... (звук [Н] выделяется голосом). Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Н]: — губки свободны; — зубки видны, но не сомкнуты; — язычок кончиком прижат к верхним зубам; — воздух проходит через носик; — горлышко «работает». Символ звука: погоняем лошадку: «Но...» (см. цветную вклейку). Характеристика звука: звук согласный, твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
Задание 4. Фонетическое упражнение «Лошадки». Ребенок «скачет» на лошадке: «Но-но...» Затем он останавливается и «кормит» лошадку: «На-на...».
Задание 5. Дидактическая игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н]и »: Наташа, Маша, молоко, нос, ноги, слон, дом, ванна, машина, бант, арбуз, колесо, олень, самокат.
Задание 6. Повторить за взрослым слоговой ряд: на-но-ну-ны; ан-он-ун-ин...
Задание 7. Взрослый предлагает ребенку послушать и воспроизвести ряд слов (3—5 слов) со звуком [Н], при этом не меняя последовательности прослушанных слов.
Задание 8. Ребенку предлагается из ряда нарисованных предметов (10 предметов) выбрать те, в названии которых есть звук [Н], определить место звука в каждом слове (при затруднении использовать карточку и синий кружок с колокольчиком).
Задание 9. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Н].
Задание 10. Подобрать слова-предметы к слову надеть: юбку, носки и т. д.
Задание 11. Выучить чистоговорки: На-на-на — лампа у окна. Ну-ну-ну — саночки тяну. Он-он-он — телефон. Ан-ан-ан — это барабан. Ин-ин-ин — это магазин.
Задание 12. Знакомство с предлогами на, над. Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие действия: посадить куклу на стул, положить книгу на диван, поставить чашку на стол... и объясняет значение предлога на, показывает схему предлога. Затем взрослый спрашивает: «Что ты сделал? (Посадил куклу на стол, положил книгу на диван...) Какой одинаковый предлог во всех этих предложениях?» (На) Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие действия: поднять руку над головой, поднять куклу над столом... Затем взрослый объясняет значение предлога над, показывает схему предлога и спрашивает: «Что ты сделал? Над чем ты поднял руку?... Какой одинаковый предлог во всех этих предложениях?» (Над) Составить предложения по картинкам: Кот спит... (на окне). Мальчик сидит... (на стуле). Солнышко светит... (над домом). Птица пролетает... (над деревом)... Выбрать нужный предлог (на, над): Самолет летит... лесом. Бабушка спит... диване. Составить предложения по опорным словам. Девочка, сидеть, стул, на. Птица, лететь, дерево, над.
Задание 13. Знакомство со звуком [Н']. Подобрать родственные слова к слову небо (небосвод, небесный, небушко). Какой одинаковый первый звук во всех этих словах? Символ звука: девочка грозит пальчиком: «Ни-ни!».... Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.
Задание 14. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н']»: нь, вь, пь, нь...; ви, ни, ань, акь...; Нина, нитки, Кира, плетень, Вика, студень, огонек, собака.
Задание 15. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Н'], определить место звука в каждом слове (при затруднении использовать карточку и зеленый кружок с колокольчиком). Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?».
Задание 16. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Н'].
Задание 17. Выучить чистоговорки: Ни-ни-ни — звонок, звони. Ень-ень-ень — теплый день.
Задание 18. Дифференциация звуков [Н] — [Н']. Назвать первый звук в словах: Нина, нитки, ноты, носок, небо. Назвать последний звук в словах: стакан, диван, день, плетень, телефон, студень, карман... Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: на-на-на — ня-ня-ня; ны, ну, но; ня-ня-ня — на-на-на; не Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках: На пальце одном Ведерко вверх дном. (Наперсток) Всю жизнь ходят в обгонку, А догнать друг друга не могут. (Ноги) Голубая простыня весь свет покрывает. (Небо) Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [H] и [Н']): ноги, небо, нос, нора. Подобрать к предложенным словам противоположные по смыслу, назвать в них первый звук: налево — (направо), высоко — пол — .... верхний — .... высушить — ... Дидактическое упражнение «Подарить подарки Нине и Нате» (вспомнить слова со звуками [Н] и [Н']). Составить предложения про Нину и Нату, используя предлоги на, над. В предложениях найти слова со звуками [HJ и [Н']: В небе летит самолет. У Наташи красивая кукла. У носорога рог. Катя порвала нитку.
Задание 19. Знакомство с буквой Н. H похожа на насест. Есть, где курочке присесть. В. Ковшиков На что еще похожа буква Н? Игры с буквой.
Задание 20. Анализ слов Наша, Нина (составление схем из кружков, выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами). Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки. Что надо сделать, чтобы слово «нота» «превратилось» в слово «Ната»? нота — Ната; нота — ноты; ива — Иван... Чтение и анализ текста, нахождение предложений с предлогом у.
НАТА И НИНА Нина и Ната дома. Вот Ната. Тут Нина. У Нины ноты. Вата у Наты. На, Ната, ноты. На, Нина, вату. |
Накрыли город тучи снежные, Накрыли город тучи снежные,
Как будто мягкою периной...
И вот уже снежинки нежные
Легонько сели на перила...
Потом скользнули вниз с балкона,
Наощупь, робко, осторожно,
Как бы стесняясь глаз оконных -
И приземлились на дорожке...
Спустя минуту всё смешалось:
Снег повалил светло и нежно,
Легко укутав город шалью
Ажурной, мягкой, белоснежной...
(Н. Онищенко)
Накрыли город тучи снежные,
Как будто мягкою периной...
И вот уже снежинки нежные
Легонько сели на перила...
Потом скользнули вниз с балкона,
Наощупь, робко, осторожно,
Как бы стесняясь глаз оконных -
И приземлились на дорожке...
Спустя минуту всё смешалось:
Снег повалил светло и нежно,
Легко укутав город шалью
Ажурной, мягкой, белоснежной...
(Н. Онищенко)
Накрыли город тучи снежные,
Как будто мягкою периной...
И вот уже снежинки нежные
Легонько сели на перила...
Потом скользнули вниз с балкона,
Наощупь, робко, осторожно,
Как бы стесняясь глаз оконных -
И приземлились на дорожке...
Спустя минуту всё смешалось:
Снег повалил светло и нежно,
Легко укутав город шалью
Ажурной, мягкой, белоснежной...
(Н. Онищенко)
Накрыли город тучи снежные, Накрыли город тучи снежные,
Как будто мягкою периной...
И вот уже снежинки нежные
Легонько сели на перила...
Потом скользнули вниз с балкона,
Наощупь, робко, осторожно,
Как бы стесняясь глаз оконных -
И приземлились на дорожке...
Спустя минуту всё смешалось:
Снег повалил светло и нежно,
Легко укутав город шалью
Ажурной, мягкой, белоснежной...
(Н. Онищенко)
Накрыли город тучи снежные,
Как будто мягкою периной...
И вот уже снежинки нежные
Легонько сели на перила...
Потом скользнули вниз с балкона,
Наощупь, робко, осторожно,
Как бы стесняясь глаз оконных -
И приземлились на дорожке...
Спустя минуту всё смешалось:
Снег повалил светло и нежно,
Легко укутав город шалью
Ажурной, мягкой, белоснежной...
(Н. Онищенко)
Накрыли город тучи снежные,
Как будто мягкою периной...
И вот уже снежинки нежные
Легонько сели на перила...
Потом скользнули вниз с балкона,
Наощупь, робко, осторожно,
Как бы стесняясь глаз оконных -
И приземлились на дорожке...
Спустя минуту всё смешалось:
Снег повалил светло и нежно,
Легко укутав город шалью
Ажурной, мягкой, белоснежной...
(Н. Онищенко)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....