Звук и буква Н
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

По книге Маханевой  "Я учу звуки и буквы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_n.docx833.9 КБ

Предварительный просмотр:

Звуки [Н], [Н']; [Н] — [Н']. Буква Н

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка определять, далеко или близко находится звучащий объект, воспроизводить звуко-комплексы различным по силе голосом.

2. Учить ориентироваться на листе бумаги.

3. Научить ребенка четко произносить звуки [Н], [Н'], дифференцировать их на слух и в произношении.

4. Учить ребенка удерживать в памяти ряд слов, находить пропущенное слово в ряду.

5. Познакомить ребенка с предлогами на, над, составлять предложения с этими предлогами.

6. Учить анализировать и преобразовывать слова.

7. Продолжать учить анализировать короткий текст, находить предложение с предлогами.

Задание 1. Дидактическая игра «Далеко близко» (развитие слухового внимания и силы голоса).

Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Дети кричат: АУ (тихо, громко). Лает собака: АВ (громко), ав-ав (тихо). Мяукает кошка, мычит корова, квакает лягушка и т.д.

Задание 2. Взрослый учит ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывает середину, верхние и нижние, правые и левые углы листа бумаги. Затем просит ребенка положить фишку на середину, в правый верхний угол, в левый нижний угол листа и т. д.

Задание 3. Взрослый показывает картинку с изображением дивана и просит ребенка договорить последний звук в слове: Это дива... (звук [Н] выделяется голосом).

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Н]:

— губки свободны;

— зубки видны, но не сомкнуты;

— язычок кончиком прижат к верхним зубам;

— воздух проходит через носик;

— горлышко «работает».

Символ звука: погоняем лошадку: «Но...» (см. цветную вклейку). Характеристика звука: звук согласный, твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 4. Фонетическое упражнение «Лошадки».

Ребенок «скачет» на лошадке: «Но-но...» Затем он останавливается и «кормит» лошадку: «На-на...».

Задание 5. Дидактическая игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н]и »:

Наташа, Маша, молоко, нос, ноги, слон, дом, ванна, машина, бант, арбуз, колесо, олень, самокат.

Задание 6. Повторить за взрослым слоговой ряд:

на-но-ну-ны; ан-он-ун-ин...

Задание 7. Взрослый предлагает ребенку послушать и воспроизвести ряд слов (3—5 слов) со звуком [Н], при этом не меняя последовательности прослушанных слов.

Задание 8. Ребенку предлагается из ряда нарисованных предметов (10 предметов) выбрать те, в названии которых есть звук [Н], определить место звука в каждом слове (при затруднении использовать карточку и синий кружок с колокольчиком).

Задание 9. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Н].

Задание 10. Подобрать слова-предметы к слову надеть: юбку, носки и т. д.

Задание 11. Выучить чистоговорки:

На-на-на — лампа у окна.

Ну-ну-ну — саночки тяну.

Он-он-он — телефон.

Ан-ан-ан — это барабан.

Ин-ин-ин — это магазин.

Задание 12. Знакомство с предлогами на, над.

Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие действия: посадить куклу на стул, положить книгу на диван, поставить чашку на стол... и объясняет значение предлога на, показывает схему предлога. Затем взрослый спрашивает: «Что ты сделал? (Посадил куклу на стол, положил книгу на диван...) Какой одинаковый предлог во всех этих предложениях?» (На)

Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие действия: поднять руку над головой, поднять куклу над столом... Затем взрослый объясняет значение предлога над, показывает схему предлога и спрашивает: «Что ты сделал? Над чем ты поднял руку?... Какой одинаковый предлог во всех этих предложениях?» (Над)

Составить предложения по картинкам:

Кот спит... (на окне). Мальчик сидит... (на стуле). Солнышко светит... (над домом). Птица пролетает... (над деревом)... Выбрать нужный предлог (на, над):

Самолет летит... лесом. Бабушка спит... диване. Составить предложения по опорным словам.

Девочка, сидеть, стул, на. Птица, лететь, дерево, над.

Задание 13. Знакомство со звуком [Н'].

Подобрать родственные слова к слову небо (небосвод, небесный, небушко). Какой одинаковый первый звук во всех этих словах?

Символ звука: девочка грозит пальчиком: «Ни-ни!»....

Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 14. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н']»:

нь, вь, пь, нь...; ви, ни, ань, акь...;

Нина, нитки, Кира, плетень, Вика, студень, огонек, собака.

Задание 15. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Н'], определить место звука в каждом слове (при затруднении использовать карточку и зеленый кружок с колокольчиком).

Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?».

Задание 16. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Н'].

Задание 17. Выучить чистоговорки:

Ни-ни-ни — звонок, звони.

Ень-ень-ень — теплый день.

Задание 18. Дифференциация звуков [Н] — [Н']. Назвать первый звук в словах:

Нина, нитки, ноты, носок, небо. Назвать последний звук в словах:

стакан, диван, день, плетень, телефон, студень, карман... Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

на-на-на — ня-ня-ня; ны, ну, но; ня-ня-ня — на-на-на; не

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

На пальце одном

Ведерко вверх дном. (Наперсток)

Всю жизнь ходят в обгонку,

А догнать друг друга не могут. (Ноги)

Голубая простыня весь свет покрывает. (Небо)

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [H] и [Н']):

ноги, небо, нос, нора. Подобрать к предложенным словам противоположные по смыслу, назвать в них первый звук:

налево — (направо), высоко — пол — .... верхний — .... высушить — ...

Дидактическое упражнение «Подарить подарки Нине и Нате» (вспомнить слова со звуками [Н] и [Н']).

Составить предложения про Нину и Нату, используя предлоги на, над. В предложениях найти слова со звуками [HJ и [Н']:

В небе летит самолет. У Наташи красивая кукла. У носорога рог. Катя порвала нитку.

Задание 19. Знакомство с буквой Н.

H похожа на насест.

Есть, где курочке присесть.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква Н? Игры с буквой.

Задание 20. Анализ слов Наша, Нина (составление схем из кружков, выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами).

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки.

Что надо сделать, чтобы слово «нота» «превратилось» в слово «Ната»?

нота — Ната; нота — ноты; ива — Иван... Чтение и анализ текста, нахождение предложений с предлогом у.

НАТА И НИНА

Нина и Ната дома. Вот Ната. Тут Нина. У Нины ноты. Вата у Наты. На, Ната, ноты. На, Нина, вату.

Накрыли город тучи снежные, Накрыли город тучи снежные,
Как будто мягкою периной...
И вот уже снежинки нежные
Легонько сели на перила...
Потом скользнули вниз с балкона,
Наощупь, робко, осторожно,
Как бы стесняясь глаз оконных -
И приземлились на дорожке...
Спустя минуту всё смешалось:
Снег повалил светло и нежно,
Легко укутав город шалью
Ажурной, мягкой, белоснежной...

(Н. Онищенко)

Накрыли город тучи снежные,
Как будто мягкою периной...
И вот уже снежинки нежные
Легонько сели на перила...
Потом скользнули вниз с балкона,
Наощупь, робко, осторожно,
Как бы стесняясь глаз оконных -
И приземлились на дорожке...
Спустя минуту всё смешалось:
Снег повалил светло и нежно,
Легко укутав город шалью
Ажурной, мягкой, белоснежной...

(Н. Онищенко)

Накрыли город тучи снежные,
Как будто мягкою периной...
И вот уже снежинки нежные
Легонько сели на перила...
Потом скользнули вниз с балкона,
Наощупь, робко, осторожно,
Как бы стесняясь глаз оконных -
И приземлились на дорожке...
Спустя минуту всё смешалось:
Снег повалил светло и нежно,
Легко укутав город шалью
Ажурной, мягкой, белоснежной...

(Н. Онищенко)

Накрыли город тучи снежные, Накрыли город тучи снежные,
Как будто мягкою периной...
И вот уже снежинки нежные
Легонько сели на перила...
Потом скользнули вниз с балкона,
Наощупь, робко, осторожно,
Как бы стесняясь глаз оконных -
И приземлились на дорожке...
Спустя минуту всё смешалось:
Снег повалил светло и нежно,
Легко укутав город шалью
Ажурной, мягкой, белоснежной...

(Н. Онищенко)

Накрыли город тучи снежные,
Как будто мягкою периной...
И вот уже снежинки нежные
Легонько сели на перила...
Потом скользнули вниз с балкона,
Наощупь, робко, осторожно,
Как бы стесняясь глаз оконных -
И приземлились на дорожке...
Спустя минуту всё смешалось:
Снег повалил светло и нежно,
Легко укутав город шалью
Ажурной, мягкой, белоснежной...

(Н. Онищенко)

Накрыли город тучи снежные,
Как будто мягкою периной...
И вот уже снежинки нежные
Легонько сели на перила...
Потом скользнули вниз с балкона,
Наощупь, робко, осторожно,
Как бы стесняясь глаз оконных -
И приземлились на дорожке...
Спустя минуту всё смешалось:
Снег повалил светло и нежно,
Легко укутав город шалью
Ажурной, мягкой, белоснежной...

(Н. Онищенко)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....