Конспект открытого занятия по обучению грамоте . Буква Ё
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Пшеничная Анна Игоревна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме: «Школа. Школьные принадлежности. Буква Ё»

Учитель-логопед: Пшеничная А.И.

Цель: Закрепление знаний о букве Ё. Обобщение знаний о школе и школьных принадлежностях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Закрепление знаний о свойствах буквы Ё

- Закрепление знаний о правиле «жи-ши»

- Уточнение лексики по теме «Школа. Школьные принадлежности.»

- Составление графической схемы слова; предложения

Коррекционно-развивающие:

- Развитие неречевых психических функций

- Развитие языкового анализа, синтеза, представления (полный звуковой анализ слова; определение количества слогов в слове; анализ, синтез предложения; буквенный анализ и синтез)

- Развитие связанной монологической и диалогической речи

- Развитие грамматического строя речи (согласование числительных с существительными; употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование относительных прилагательных)

- Развитие общей и мелкой моторики

- Развитие графо-моторых навыков

Воспитательные:

-Воспитание дружелюбия, умение работать в команде.

Оборудование:

Модели гласных и согласных звуков, модели для составления предложений, буквы разрезной азбуки, сюжетные картинки, тетрадь, простые карандаши, следы «Ёжика», проектор, экран, презентация, портфели, школьные принадлежности, призы.

Ход занятия:

Ⅰ. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас гости! Посмотрите и поздоровайтесь.

Давайте перед началом занятия сделаем небольшую артикуляционную гимнастику.

Лягушка-хоботок

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

Лопаточка

Язык лопаткой положи и под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

Толстячок

Худышка

Часики

Наш веселый язычок повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо.

Качели

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь, а потом – вниз.

Ⅱ. Основная часть.

  1. Уточнение темы занятия. Развитие речи. Согласование числительных с существительными.

Логопед: Кто мне напомнит, какая у нас тема недели?

Дети: «Школа. Школьные принадлежности.»

Логопед: Дети, вас ждет очень важное событие. Вы пойдете в школу в этом году.

Ребята, а что такое школа?

Как называют детей, которые ходят в школу?

 Кто учит детей?

Как называются занятия в школе?

 Как называется помещения в школах, где учатся дети?

 Как называются столы, за которыми сидят ученики?

 Что дети делают в школе? Зачем вообще туда идти?

 А вы хотите в школу?

Ответы детей

Логопед: Для того чтобы приступить к занятию нужно сесть на свои места. И сядет тот, кто назовет мне школьную принадлежность с числом 2 или 5.

Дети: 2 линейки, 5 ластиков…(сели)

  1. Закрепление знаний о свойствах буквы Ё. Развитие языкового анализа, синтеза, представлений. Уточнение правила «жи-ши». Развитие памяти

Логопед: Для того чтобы вам пойти в школу нужно не только знать буквы и цифры, но и собрать портфель. Я приготовила для вас задания, выполняя которые вы будете получать одну школьную принадлежность. Если соберете портфель, то мы вас отпустим в школу, после летних каникул. Готовы?

Дети: Да!

Логопед: Напомните мне, с какой хитрой буквой мы знакомились во вторник?

Дети: Ё

Логопед: А почему она хитрая?

Дети: Она может состоять из двух звуков [j] и [о] и смягчает согласный перед ней

Логопед: Верно, дети! Буква Ё может состоять из двух звуков. Давайте их охарактеризуем.

Дети: Звук [j] – согласный, звонкий, всегда мягкий. Звук [о]- гласный.

Логопед: Молодцы! Давайте повторим стишок о букве Ё

Буква Ё всегда с глазами

И с колючими ЕЖАМИ.

ЁЖ везЁт еЁ на спинке

С ежевикой и травинкой.

А. Мишутин       (дети с логопедом читают стишок)                 (получают приз)

Логопед: Ой! Кто это к нам прибежал? (картинка ёжика на экране)

Дети: Ёжик!

Логопед: Ребята, давайте сделаем звуко-буквенный анализ слова «Ёжик». Выложите из букв разрезной азбуки слово «Ёжик». А теперь попробуйте самостоятельно сделать звуковой анализ. Помните про волшебство хитрой буквы Ё. и напомните мне пожалуйста, какой звук у нас всегда твердый? [ж] (работа с цветными фишка)

Дети: звук [ж] всегда твердый

Логопед: Верно! И поэтому у нас есть правило «жи – пиши с буквой И». Дети, сколько слогов в слове «Ёжик»?

Дети: 2 слога

Логопед: Сколько звуков у вас получилось?

Дети: 5 звуков

Логопед: А сколько букв в слове?

Дети: В слове «Ёжик» 4 буквы

Логопед: Как вы думаете, почему у нас так получилось?

Дети: Потому, что в слове «Ёжик» буква Ё стоит в начале слова и состоит из двух звуков.

Логопед: Умнички!                                                                       (получают приз)

  1. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Логопед: Ребята, Ёжик тоже собирается в школу. Но Ёжик намного меньше вас и ему нужны МАЛЕНЬКИЕ школьные принадлежности. Поможете Ёжику?

Дети: Да!

Логопед: Вставайте на ножки возле стульчиков.(игра с мячом) (Линейка-линеечка, тетрадь-тетрадка, карандаш-карандашик, точилка-точилочка, альбом-альбомчик, пинал-пинальчик, портфель-портфельчик, ножницы-ножнички, обложка-обложечка)

Дети выполняют                                                                            (получают приз)

  1. Согласование имен существительных с прилагательными

Логопед: какие вы молодцы! Вы помогли ежику собрать портфель! Может вы еще и расскажете ежику из чего сделаны школьные принадлежности?

Д/И «что из чего?» (слайд презентации)

Ручка из пластмассы – пластмассовая ручка

Карандаш из дерева – деревянный карандаш

Линейка из металла – металлическая линейка

Ластик из резины – резиновый ластик

Тетрадь из бумаги – бумажная тетрадь

Портфель из кожи –кожаный портфель

Кисть из шерсти – шерстяная кисть

                                                                                                         (получают приз)

  1. Физминутка:

 Логопед: Молодцы! Давайте представим себя школьниками и немного разомнемся.

С физкультурой я дружу.

Свою спинку разогну.

Руки вверх я подниму,

А потом их опущу,

А потом попрыгаю,

Раз, два, три.

Ножками подрыгаю,

Раз, два, три.

Ручками похлопаю,

Раз, два, три.

Ножками потопа,

Раз, два, три.

Сяду я за парту стройно,

Чтоб вести себя достойно.

Логопед: Ребята садитесь за столы.

Дети садятся.

  1. Развитие графо-моторных навыков.

Логопед раздает тетради

Логопед: Чтобы получить следующую школьную принадлежность, вам нужно аккуратно прописать буковку Ё в тетрадях.

Дети прописывают                                                                        (получают приз)

  1. Придумывание предложений по картинкам. Выкладывание схем из модулей. Анализ предложений.

Логопед: Ребята, теперь поделитесь на команды. Каждой команде я дам одну сюжетную картинку. Вам нужно придумать предложение по ней и составить схему из модулей. Давайте вспомним правила составления предложения.

С какой буквы начинается предложение?

Что еще пишется с большой буквы?

Как в предложении пишутся слова?

Что обозначает короткая полоска?

Что что ставится в конце слова?

Дети выполняют                                                                            (получают приз)

Логопед: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями и собрали школьный портфель.

  1. Рефлексия:
  1. Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?
  2. Что вам понравилось больше всего?
  3. Какое задание вызвало затруднения?
  4. Как думаете, вы готовы идти в школу?

Вы хорошо себя проявили на занятии и заслужили награду. Поэтому, на память о нашем занятии я дарю вам ластики, которые вам обязательно пригодятся в школе.

Резервное задание (закодированное слово)

На доске появляется слайд с пятью картинками. Детям предлагается определить первый звук в названии каждой картинки и из этих звуков составить слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучения грамоте в подготовительной группе по теме: «Буква У»

                                               Подготовила и провела...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук и буква М»

Уточнить знания о звуках [М], [М\']; упражнять детей в выделении звуков [М], [М\'] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомство с буквами М, м; продолжать закреплять графические навыки; ра...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.Тема: Поможем Золушке попасть на бал.Дифференциация звуков Л-Л\',Р-Р\'.Буквы Л, Р

Дети отправляются в Сказочное Колролевство для того,чтобы помочь Золушке попасть на бал.Занятие направлено на закрепление правильного произношения звуков л,л',р,р' и умения дифференцировать да...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте «Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте "Звуки [ф], [ф'}. Буква Ф." для детей среднего докольного возраста....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе  на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»...