Конспект открытого занятия по обучению грамоте . Буква Ё
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме: «Школа. Школьные принадлежности. Буква Ё»
Учитель-логопед: Пшеничная А.И.
Цель: Закрепление знаний о букве Ё. Обобщение знаний о школе и школьных принадлежностях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепление знаний о свойствах буквы Ё
- Закрепление знаний о правиле «жи-ши»
- Уточнение лексики по теме «Школа. Школьные принадлежности.»
- Составление графической схемы слова; предложения
Коррекционно-развивающие:
- Развитие неречевых психических функций
- Развитие языкового анализа, синтеза, представления (полный звуковой анализ слова; определение количества слогов в слове; анализ, синтез предложения; буквенный анализ и синтез)
- Развитие связанной монологической и диалогической речи
- Развитие грамматического строя речи (согласование числительных с существительными; употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование относительных прилагательных)
- Развитие общей и мелкой моторики
- Развитие графо-моторых навыков
Воспитательные:
-Воспитание дружелюбия, умение работать в команде.
Оборудование:
Модели гласных и согласных звуков, модели для составления предложений, буквы разрезной азбуки, сюжетные картинки, тетрадь, простые карандаши, следы «Ёжика», проектор, экран, презентация, портфели, школьные принадлежности, призы.
Ход занятия:
Ⅰ. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас гости! Посмотрите и поздоровайтесь.
Давайте перед началом занятия сделаем небольшую артикуляционную гимнастику.
Лягушка-хоботок
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка.
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
Лопаточка
Язык лопаткой положи и под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
Толстячок
Худышка
Часики
Наш веселый язычок повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо.
Качели
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Я все выше поднимаюсь, а потом – вниз.
Ⅱ. Основная часть.
- Уточнение темы занятия. Развитие речи. Согласование числительных с существительными.
Логопед: Кто мне напомнит, какая у нас тема недели?
Дети: «Школа. Школьные принадлежности.»
Логопед: Дети, вас ждет очень важное событие. Вы пойдете в школу в этом году.
Ребята, а что такое школа?
Как называют детей, которые ходят в школу?
Кто учит детей?
Как называются занятия в школе?
Как называется помещения в школах, где учатся дети?
Как называются столы, за которыми сидят ученики?
Что дети делают в школе? Зачем вообще туда идти?
А вы хотите в школу?
Ответы детей
Логопед: Для того чтобы приступить к занятию нужно сесть на свои места. И сядет тот, кто назовет мне школьную принадлежность с числом 2 или 5.
Дети: 2 линейки, 5 ластиков…(сели)
- Закрепление знаний о свойствах буквы Ё. Развитие языкового анализа, синтеза, представлений. Уточнение правила «жи-ши». Развитие памяти
Логопед: Для того чтобы вам пойти в школу нужно не только знать буквы и цифры, но и собрать портфель. Я приготовила для вас задания, выполняя которые вы будете получать одну школьную принадлежность. Если соберете портфель, то мы вас отпустим в школу, после летних каникул. Готовы?
Дети: Да!
Логопед: Напомните мне, с какой хитрой буквой мы знакомились во вторник?
Дети: Ё
Логопед: А почему она хитрая?
Дети: Она может состоять из двух звуков [j] и [о] и смягчает согласный перед ней
Логопед: Верно, дети! Буква Ё может состоять из двух звуков. Давайте их охарактеризуем.
Дети: Звук [j] – согласный, звонкий, всегда мягкий. Звук [о]- гласный.
Логопед: Молодцы! Давайте повторим стишок о букве Ё
Буква Ё всегда с глазами
И с колючими ЕЖАМИ.
ЁЖ везЁт еЁ на спинке
С ежевикой и травинкой.
А. Мишутин (дети с логопедом читают стишок) (получают приз)
Логопед: Ой! Кто это к нам прибежал? (картинка ёжика на экране)
Дети: Ёжик!
Логопед: Ребята, давайте сделаем звуко-буквенный анализ слова «Ёжик». Выложите из букв разрезной азбуки слово «Ёжик». А теперь попробуйте самостоятельно сделать звуковой анализ. Помните про волшебство хитрой буквы Ё. и напомните мне пожалуйста, какой звук у нас всегда твердый? [ж] (работа с цветными фишка)
Дети: звук [ж] всегда твердый
Логопед: Верно! И поэтому у нас есть правило «жи – пиши с буквой И». Дети, сколько слогов в слове «Ёжик»?
Дети: 2 слога
Логопед: Сколько звуков у вас получилось?
Дети: 5 звуков
Логопед: А сколько букв в слове?
Дети: В слове «Ёжик» 4 буквы
Логопед: Как вы думаете, почему у нас так получилось?
Дети: Потому, что в слове «Ёжик» буква Ё стоит в начале слова и состоит из двух звуков.
Логопед: Умнички! (получают приз)
- Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Логопед: Ребята, Ёжик тоже собирается в школу. Но Ёжик намного меньше вас и ему нужны МАЛЕНЬКИЕ школьные принадлежности. Поможете Ёжику?
Дети: Да!
Логопед: Вставайте на ножки возле стульчиков.(игра с мячом) (Линейка-линеечка, тетрадь-тетрадка, карандаш-карандашик, точилка-точилочка, альбом-альбомчик, пинал-пинальчик, портфель-портфельчик, ножницы-ножнички, обложка-обложечка)
Дети выполняют (получают приз)
- Согласование имен существительных с прилагательными
Логопед: какие вы молодцы! Вы помогли ежику собрать портфель! Может вы еще и расскажете ежику из чего сделаны школьные принадлежности?
Д/И «что из чего?» (слайд презентации)
Ручка из пластмассы – пластмассовая ручка
Карандаш из дерева – деревянный карандаш
Линейка из металла – металлическая линейка
Ластик из резины – резиновый ластик
Тетрадь из бумаги – бумажная тетрадь
Портфель из кожи –кожаный портфель
Кисть из шерсти – шерстяная кисть
(получают приз)
- Физминутка:
Логопед: Молодцы! Давайте представим себя школьниками и немного разомнемся.
С физкультурой я дружу.
Свою спинку разогну.
Руки вверх я подниму,
А потом их опущу,
А потом попрыгаю,
Раз, два, три.
Ножками подрыгаю,
Раз, два, три.
Ручками похлопаю,
Раз, два, три.
Ножками потопа,
Раз, два, три.
Сяду я за парту стройно,
Чтоб вести себя достойно.
Логопед: Ребята садитесь за столы.
Дети садятся.
- Развитие графо-моторных навыков.
Логопед раздает тетради
Логопед: Чтобы получить следующую школьную принадлежность, вам нужно аккуратно прописать буковку Ё в тетрадях.
Дети прописывают (получают приз)
- Придумывание предложений по картинкам. Выкладывание схем из модулей. Анализ предложений.
Логопед: Ребята, теперь поделитесь на команды. Каждой команде я дам одну сюжетную картинку. Вам нужно придумать предложение по ней и составить схему из модулей. Давайте вспомним правила составления предложения.
С какой буквы начинается предложение?
Что еще пишется с большой буквы?
Как в предложении пишутся слова?
Что обозначает короткая полоска?
Что что ставится в конце слова?
Дети выполняют (получают приз)
Логопед: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями и собрали школьный портфель.
- Рефлексия:
- Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?
- Что вам понравилось больше всего?
- Какое задание вызвало затруднения?
- Как думаете, вы готовы идти в школу?
Вы хорошо себя проявили на занятии и заслужили награду. Поэтому, на память о нашем занятии я дарю вам ластики, которые вам обязательно пригодятся в школе.
Резервное задание (закодированное слово)
На доске появляется слайд с пятью картинками. Детям предлагается определить первый звук в названии каждой картинки и из этих звуков составить слово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему "Звуки [С], [С`]. Буква С. Слог - слияние"
Занятие по методике О.Г.Молчановой....
Конспект открытого занятия по обучения грамоте в подготовительной группе по теме: «Буква У»
Подготовила и провела...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук и буква М»
Уточнить знания о звуках [М], [М\']; упражнять детей в выделении звуков [М], [М\'] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомство с буквами М, м; продолжать закреплять графические навыки; ра...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.Тема: Поможем Золушке попасть на бал.Дифференциация звуков Л-Л\',Р-Р\'.Буквы Л, Р
Дети отправляются в Сказочное Колролевство для того,чтобы помочь Золушке попасть на бал.Занятие направлено на закрепление правильного произношения звуков л,л',р,р' и умения дифференцировать да...
Советы для родителей "Как стать ребёнку другом играя", Конспект открытого занятия по обучению грамоте "Звук и буква "У" В гостях у лисички"
Данный материал содержит советы для родителей и воспитателей....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте «Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте "Звуки [ф], [ф'}. Буква Ф." для детей среднего докольного возраста....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»...